Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
    статья по математике на тему

    Топкова Наталья Сергеевна

    Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Формирование универсальных учебных действий  на уроках математики»

    . Одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий учащихся, которые включены в блок метапредметных  планируемых результатов образовательных программ.

    Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.  

    Формирование  всех видов УУД осуществляется в рамках изучения школьных дисциплин.

    Учитель, проектируя рабочую программу по   учебному предмету, в разделе «Планируемые результаты обучения»    даёт общую характеристику  учебных действий, которые должны быть сформированы к концу изучения курса. Составляя тематическое  планирование, педагог  конкретизирует виды  учебных   действий к  каждому уроку для реализации системно-деятельностного  подхода.  

    Математика в начальной школе  – это предмет, который обеспечивает создание условий для развития УУД всех видов с приоритетом познавательных.

      Специфика видов универсальных учебных действий  на уроках математики.

    1. Личностные УУД:

     -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

    - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

    - развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

    - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

    - формирование готовности  к сотрудничеству, оказанию помощи.

    Условия для формирования личностных УУД::

    - положительная оценка  учебной деятельности учителем, одноклассниками  («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок.»)

    - беседы («Зачем нужно изучать математику?»);

    - постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?»  « Что общего между  геометрическими  фигурами?»);

     - работа в парах (составление таблицы умножения);

    - работа в группах (проектная деятельность).

    2. Регулятивные УУД и виды деятельности:

    - способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);

    -способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

    - умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений  в два и более действий);

    -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);

    -умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

    - умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);

    - готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

    3. Познавательные (общеучебные) УУД :

    -поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)

    - знаково-символическое моделирование (построение чертежей,  схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись  формул)

    - умение структурировать знания (создание кластеров, методика  «фишбоун, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею. )

    - умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления,  процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

     Познавательные (логические) УУД:

    - анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно –следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство ( процессы сравнения геометрических фигур, действия с геометрическими фигурами, создание кластеров, таблиц  для систематизации знаний,  составление алгоритма решения уравнений, предположение ответа, решение нестандартных задач с логическими связками: «если…, то», «каждый», «все» и другие задания).

     Познавательные (постановка и решение проблемы):

    -формулирование проблемы (изучение нового вычислительного приёма, нового вида задачи);

    -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (составление математических заданий,  демонстрация математических фокусов).

    4. Коммуникативные УУД:

    - умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);

    - умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

    умение договариваться, находить общее решение  (работа в парах,  группах);

    - понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),

    - уважение к другой точке зрения,

    -  умение доказывать свою позицию,

    -согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах,  проектная деятельность).

    Для реализации технологи формирования УУД важно соблюдать следующие этапы:

    - формулирование цели  УУД в соответствии с содержанием учебного материала и возрастными  особенностями детей, постепенно добавляя новые для обучающихся  виды УУД;

    - организация ориентировки учащихся для обеспечения успешного выполнения работы;

    - организация поэтапной отработки УУД от совместно выполненных действий к самостоятельному выполнению.

     Рассмотрим  формирование УУД на этапах урока изучения нового материала по теме: «Единицы массы. Грамм» в 3 классе.

    1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

    Формируемые УУД

    Личностные УУД: смыслообразование.

    Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Формируемые УУД

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.

    Познавательные:

    Общеучебные :рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

    Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие,

    Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.

    Фрагмент урока

    На доске числа: 563,789, 412, 899, 120, 743,777, 54, 781.

    -Назовите наименьшее число

    - Назовите наибольшее число.

    В каком числе 8 сот.?

     В каком 78 дес.?

     В каком из чисел количество единиц 1 разряда равно 0?

    В каком числе 2 ед.?

     В каком из чисел 9 дес.?

    В каких числах число сотен одинаковое?

    Расположите карточки с числами в порядке уменьшения.

    Посмотрите на второе задание.

    - Что нужно сделать? (Сравнить единицы)

    Выполните это задание.

    34 дм      3м 4дм

    67 дм       6 м  7см

    83 м        120 см

    3 дм2         300 мм2

    70 дм2  ………..7 м 2

    83 см2            900мм2

    50 кг  ……..43 кг

    4  кг …… 5 кг

    На какие три группы можно разделить эти величины?

    Что или кто может иметь массу в пределах 50 кг? 5 кг?

    3. Установка познавательной задачи

    Формируемые УУД

    Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы.

    Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

    Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

    Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

    Фрагмент урока

    Демонстрация кухонных весов. Взвешивание моркови.

    Посмотрите: где один кг?

    А где остановилась стрелка?

    Что можно сказать о массе моркови?

    Тогда как мы обозначим массу?

    Учитель  выслушивает версии учащихся и подводит к выводу о введении новой единицы массы – грамм.

    4. Усвоение новых знаний.

    Формируемые УУД

    Личностные: мотивация учебной деятельности, мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно- значимой.

    Познавательные: подведение под понятие, структурирование знаний.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    Дидактическая игра:

    « Продуктовый магазин». Один учащийся продавец, 5 человек покупатели. Продавец взвешивает продукты: яблоко, банан, макароны, печенье, хлеб.

    Дети определяют массу продуктов.

    - Сколько граммов  яблок, бананов, мандаринов, помидоров, груш

    не хватает до килограмма?

    Эти фрукты и овощи особенно полезны в весенний период, когда организм ослаблен от долгой зимы и испытывает дефицит витаминов. Обязательно нужно в день съедать по 1-2 яблока, апельсину.

    5. Закрепление знаний.

    Формируемые УУД

    Регулятивные:

    целеполагание как постановка учебной задачи   на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

    Познавательные логические:

    Анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

    знаково-символические: использование знаково-символических средств;

    общеучебные: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения.

    Фрагмент урока

    Предлагает задания на сравнение.

    Сравнить  единицы массы.

    1 кг      1000 г

    3 кг       345 г

    765 г        700 кг

    - Что больше весит 2 моркови по 200 граммов или одна 300 г?

    Что меньше весит 5 яблок по 100 г или одно 450 ?

    Учитель организует самостоятельную работу.

     Предлагает работу по учебнику. Обеспечивает мотивацию выполнения.

    - Раньше в магазинах не было  электронных весов. Люди пользовались весами с гирями. Для кг просто подобрать гири, а для 1000 граммов сложно. Поэтому гири делали только на определённое количество граммов. Прочитайте текст и скажите, какие гири бывают.

    Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике, называют вес.

    -Учитель выставляет макеты гирь на доску.

    - Какие гири возьмёте, чтобы получить 140 г, 315 г, 820 г, 675 г, 190 г, 903г.

    Учитель акцентирует внимание учащихся на задаче №2.

    Как по-другому называют 500г?

    6. Самопроверка знаний

    Формируемые УУД

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение.

    Фрагмент урока

    Побуждает к самопроверке.

    -  Выполните задания, представленные на интерактивной доске: для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему. Учащиеся

    1. Сравни: 120 г       120 кг,

    1000кг             1000г

    500г      1 кг

    2. Реши задачу.

    Вера купила 3 банана весом по 200 г, 1 яблоко весом 150 г и 2 груши весом по 100г.   Найди массу всей покупки.

    120 г

     Проверьте правильность выполнения заданий.

    7. Итог. Рефлексия

    Формируемые УУД

    Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.

    Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

    Фрагмент урока

     Учитель фиксирует новое содержание, изученное на уроке, организует рефлексию, намечает дальнейшие цели деятельности. Проводит фронтальный опрос:

     - Какую тему изучили?

    - Какое равенство важно запомнить?

    - Где пригодиться знание единицы массы- грамм?

    Продолжите предложение

    Я сегодня узнал….

    Я научился……

    Мне было интересно……

    Теперь я смогу…..

    Особенно мне понравилось…..

    Я испытываю трудности…

    Таким образом, формирование УУД осуществляется на каждом этапе урока, каждое задание  при правильном формулировании, становится не просто обучающим и развивающим, но и воспитательным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

    Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

    В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

    В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...

    «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

    В данном материале дается определение и краткая характеристика УУД. Рассматриваются методические приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе....