Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
статья по математике на тему

Топкова Наталья Сергеевна

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование универсальных учебных действий  на уроках математики»

. Одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий учащихся, которые включены в блок метапредметных  планируемых результатов образовательных программ.

Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.  

Формирование  всех видов УУД осуществляется в рамках изучения школьных дисциплин.

Учитель, проектируя рабочую программу по   учебному предмету, в разделе «Планируемые результаты обучения»    даёт общую характеристику  учебных действий, которые должны быть сформированы к концу изучения курса. Составляя тематическое  планирование, педагог  конкретизирует виды  учебных   действий к  каждому уроку для реализации системно-деятельностного  подхода.  

Математика в начальной школе  – это предмет, который обеспечивает создание условий для развития УУД всех видов с приоритетом познавательных.

  Специфика видов универсальных учебных действий  на уроках математики.

1. Личностные УУД:

 -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

- формирование готовности  к сотрудничеству, оказанию помощи.

Условия для формирования личностных УУД::

- положительная оценка  учебной деятельности учителем, одноклассниками  («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок.»)

- беседы («Зачем нужно изучать математику?»);

- постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?»  « Что общего между  геометрическими  фигурами?»);

 - работа в парах (составление таблицы умножения);

- работа в группах (проектная деятельность).

2. Регулятивные УУД и виды деятельности:

- способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);

-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

- умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений  в два и более действий);

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);

-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);

- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

3. Познавательные (общеучебные) УУД :

-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)

- знаково-символическое моделирование (построение чертежей,  схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись  формул)

- умение структурировать знания (создание кластеров, методика  «фишбоун, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею. )

- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления,  процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

 Познавательные (логические) УУД:

- анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно –следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство ( процессы сравнения геометрических фигур, действия с геометрическими фигурами, создание кластеров, таблиц  для систематизации знаний,  составление алгоритма решения уравнений, предположение ответа, решение нестандартных задач с логическими связками: «если…, то», «каждый», «все» и другие задания).

 Познавательные (постановка и решение проблемы):

-формулирование проблемы (изучение нового вычислительного приёма, нового вида задачи);

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (составление математических заданий,  демонстрация математических фокусов).

4. Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);

- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

умение договариваться, находить общее решение  (работа в парах,  группах);

- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),

- уважение к другой точке зрения,

-  умение доказывать свою позицию,

-согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах,  проектная деятельность).

Для реализации технологи формирования УУД важно соблюдать следующие этапы:

- формулирование цели  УУД в соответствии с содержанием учебного материала и возрастными  особенностями детей, постепенно добавляя новые для обучающихся  виды УУД;

- организация ориентировки учащихся для обеспечения успешного выполнения работы;

- организация поэтапной отработки УУД от совместно выполненных действий к самостоятельному выполнению.

 Рассмотрим  формирование УУД на этапах урока изучения нового материала по теме: «Единицы массы. Грамм» в 3 классе.

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Формируемые УУД

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний.

Формируемые УУД

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.

Познавательные:

Общеучебные :рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие,

Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.

Фрагмент урока

На доске числа: 563,789, 412, 899, 120, 743,777, 54, 781.

-Назовите наименьшее число

- Назовите наибольшее число.

В каком числе 8 сот.?

 В каком 78 дес.?

 В каком из чисел количество единиц 1 разряда равно 0?

В каком числе 2 ед.?

 В каком из чисел 9 дес.?

В каких числах число сотен одинаковое?

Расположите карточки с числами в порядке уменьшения.

Посмотрите на второе задание.

- Что нужно сделать? (Сравнить единицы)

Выполните это задание.

34 дм      3м 4дм

67 дм       6 м  7см

83 м        120 см

3 дм2         300 мм2

70 дм2  ………..7 м 2

83 см2            900мм2

50 кг  ……..43 кг

4  кг …… 5 кг

На какие три группы можно разделить эти величины?

Что или кто может иметь массу в пределах 50 кг? 5 кг?

3. Установка познавательной задачи

Формируемые УУД

Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Фрагмент урока

Демонстрация кухонных весов. Взвешивание моркови.

Посмотрите: где один кг?

А где остановилась стрелка?

Что можно сказать о массе моркови?

Тогда как мы обозначим массу?

Учитель  выслушивает версии учащихся и подводит к выводу о введении новой единицы массы – грамм.

4. Усвоение новых знаний.

Формируемые УУД

Личностные: мотивация учебной деятельности, мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно- значимой.

Познавательные: подведение под понятие, структурирование знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Дидактическая игра:

« Продуктовый магазин». Один учащийся продавец, 5 человек покупатели. Продавец взвешивает продукты: яблоко, банан, макароны, печенье, хлеб.

Дети определяют массу продуктов.

- Сколько граммов  яблок, бананов, мандаринов, помидоров, груш

не хватает до килограмма?

Эти фрукты и овощи особенно полезны в весенний период, когда организм ослаблен от долгой зимы и испытывает дефицит витаминов. Обязательно нужно в день съедать по 1-2 яблока, апельсину.

5. Закрепление знаний.

Формируемые УУД

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи   на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

Познавательные логические:

Анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

знаково-символические: использование знаково-символических средств;

общеучебные: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения.

Фрагмент урока

Предлагает задания на сравнение.

Сравнить  единицы массы.

1 кг      1000 г

3 кг       345 г

765 г        700 кг

- Что больше весит 2 моркови по 200 граммов или одна 300 г?

Что меньше весит 5 яблок по 100 г или одно 450 ?

Учитель организует самостоятельную работу.

 Предлагает работу по учебнику. Обеспечивает мотивацию выполнения.

- Раньше в магазинах не было  электронных весов. Люди пользовались весами с гирями. Для кг просто подобрать гири, а для 1000 граммов сложно. Поэтому гири делали только на определённое количество граммов. Прочитайте текст и скажите, какие гири бывают.

Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике, называют вес.

-Учитель выставляет макеты гирь на доску.

- Какие гири возьмёте, чтобы получить 140 г, 315 г, 820 г, 675 г, 190 г, 903г.

Учитель акцентирует внимание учащихся на задаче №2.

Как по-другому называют 500г?

6. Самопроверка знаний

Формируемые УУД

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение.

Фрагмент урока

Побуждает к самопроверке.

-  Выполните задания, представленные на интерактивной доске: для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему. Учащиеся

1. Сравни: 120 г       120 кг,

1000кг             1000г

500г      1 кг

2. Реши задачу.

Вера купила 3 банана весом по 200 г, 1 яблоко весом 150 г и 2 груши весом по 100г.   Найди массу всей покупки.

120 г

 Проверьте правильность выполнения заданий.

7. Итог. Рефлексия

Формируемые УУД

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

Фрагмент урока

 Учитель фиксирует новое содержание, изученное на уроке, организует рефлексию, намечает дальнейшие цели деятельности. Проводит фронтальный опрос:

 - Какую тему изучили?

- Какое равенство важно запомнить?

- Где пригодиться знание единицы массы- грамм?

Продолжите предложение

Я сегодня узнал….

Я научился……

Мне было интересно……

Теперь я смогу…..

Особенно мне понравилось…..

Я испытываю трудности…

Таким образом, формирование УУД осуществляется на каждом этапе урока, каждое задание  при правильном формулировании, становится не просто обучающим и развивающим, но и воспитательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

В данном материале дается определение и краткая характеристика УУД. Рассматриваются методические приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе....