Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
план-конспект урока на тему

Уголкова Инна Валерьевна

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshoy_urok_om-1_attestatsiya.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 567

Петродворцового района Санкт-Петербурга

УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира

2 класс

Тема: Погода

(Урок с использованием ЭОР)

Учитель начальных классов

Уголкова Инна Валерьевна

Санкт- Петербург

2014 год

Цель: формировать понятие «погода»

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся различать виды термометров и пользоваться данным прибором, измерять температуру и записывать показания термометра, записывать погоду и погодные явления с помощью условных знаков, аргументировано отвечать, доказывать (отстаивать) свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

у учителя: презентация к уроку, различные виды термометров (уличный, медицинский, комнатный, водный); модель термометра, карточки с условными обозначениями погоды.

у учащихся: модели термометра, лист для самостоятельной работы в паре, набор для рефлексии, лист наблюдения за погодой.

1. Организационный момент

В одной известной песне звучат такие строки:

У природы нет плохой погоды.

Каждая погода-благодать

Дождь ли, снег, любое время года

Надо благодарно принимать

Как вы понимаете смысл этих строк?

2. Проверка изученного материала

Слайд 1

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках, разгадаем кроссворд.

1) У Земли я одна,

     А у Марса уже два,

     У Сатурна-33!

     Кто же я? Назови! (Спутник)

2) Это милая пора-

    Солнце, зелень и жара. (Лето)

3) На ноге стоит одной,

     Крутит-вертит головой.

     Нам показывает страны,

     Реки, горы, океаны. (Глобус)

4) Вот и стали дни короче,

     И длиннее стали ночи,

     Птицы тянутся на юг,

     Пожелтели лес и луг. (Осень)

5) Стоит дуб о двенадцати ветвях;

     на каждой ветви по четыре гнезда;

     в каждом гнезде по 7 яиц. (Год)

6) Тает снег, звенят ручьи,

     Всё сильней потоки.

     И летят уже грачи

     К нам из стран далёких. (Весна)

-Молодцы!

Прочитайте слово, которое получилось по вертикали? (Погода) Что, по-вашему, оно обозначает?

В кроссворде у нас встретились названия времён года. Какого времени года не хватает? (Зимы) А почему в разные времена года погода разная? (Из-за вращения Земли вокруг Солнца)

3. Сообщение цели урока

-Сегодня мы с вами познакомимся с научным понятием «погода», узнаем, из чего это понятие состоит.

Слайд 2

-Какое время года изображено?

-Какая погода на этой фотографии?

Для того, что бы разобраться, из чего складывается понятие «погода», нам надо разобраться какая температура воздуха, какая облачность, какие осадки и ветер. (Слова появляются по щелчку)

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

-Открыли рабочую тетрадь на стр. 24, задание №2. Читайте задание. Выполняйте самостоятельно.

-Давайте проверим. Какие явления погоды записали в верхнем ряду? (Дождь, гроза, град) В нижнем ряду? (Радуга, снег, туман)

5. Работа по теме урока

-А теперь давайте познакомимся с явлениями погоды более подробно и научимся обозначать их с помощью условных знаков.

Слайд 3

-Посмотрите на слайд.

-Попробуйте объяснить, что такое облачность?

-От чего она зависит?

-Если на небе видны лишь отдельные облака и светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же всё небо затянуло облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно.

-Найдите в задании №3 в рабочей тетради условные знаки ясной погоды, переменной облачности, пасмурной погоды.

Нарисуйте по одному такому же значку. (Показать значки на слайде)

Слайд 4

Отгадайте загадки. (На доске появляются отгадки)

1)    С неба пришёл,

    В землю ушёл. (Дождь)

2) Одеяло белое не руками сделано,

     Не ткалось и не кроилось,

     С неба на землю свалилось. (Снег)

3) Утром бусы засверкали,

     Всю траву собой заткали.

     А пошли искать их днём,

     Ищем, ищем-не найдём. (Роса)

4) И не снег, и не лёд,

     А серебром деревья уберёт. (Иней)

5) Седой дедушка у ворот все глаза заволок. (Туман)

-А как одним словом назвать эти явления? (Осадки-показать на слайде)

К осадкам также относится и град, когда круглые льдинки вместе с холодным ливнем дождём падают на землю.

6. Самостоятельная работа в рабочей тетради

Для каждого атмосферного явления есть свой условный значок. Найдите в рабочей тетради условные значки для града, дождя, снега, росы, тумана и инея и тоже нарисуйте по одному разу.

7. Работа по теме урока

Слайд 5

-А почему погода меняется? С помощью чего передвигаются облака?

-Ветер-это перемещение воздушных масс.

-Найдите значок ветра и нарисуйте его. (С.р.)

-Значок ветра обозначается стрелкой. А в каких ещё условных обозначениях используется стрелка? (Гроза, метель) Почему?

Слайд 6

-А как мы определяем, холодно или тепло?

-Как одеваемся перед выходом на улицу?

-Какой прибор помогает нам измерить температуру? (Термометр) – Чем различаются данные виды термометров? (Шкалами) Почему?

-Найдите термометр, с помощью которого можно измерить температуру на улице?

Физкультминутка

-А сейчас я дам задание парам, которые хорошо работали. Для них я приготовила разные виды термометров. Определите назначение каждого, расскажите какую температуру и где измеряют, объясните почему. Работайте тихо, чтобы не мешать классу. Когда договоритесь, присоединяйтесь к нам. (Раздать термометры)

8. Практическая работа

-Все остальные откройте рабочую тетрадь на с.22. Давайте познакомимся, из каких частей состоит термометр. (Дети читают и называют. Учитель показывает на своём уличном термометре. Затем учитель подходит к модели термометра на доске.)

-Число градусов тепла записывают со значком «+», а число градусов мороза со значком «-». Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек. За «0» градусов берут температуру замерзания воды.

-Какую температуру я показываю на модели термометра? (+50). А теперь взяли свои модели и показали:

+100; 00; -50; -150; +200.

-Сейчас в рабочей тетради на стр. 23 запишем числами значения температур, которые даны словами. Выполните самостоятельно. (Вызвать одного ученика к доске, он запишет в столбик)

9. Работа в парах. Закрепление изученного материала

-Сейчас все поработайте в парах. Перевернули лист в рабочей тетради и вернулись на стр. 25. С помощью условных знаков запишите погоду. Договоритесь, как вы будете вдвоём записывать на одном листе. Готовы? (Двух учеников вызвать к доске, они будут выкладывать карточки на магнитах)

В Санкт-Петербурге: переменная облачность, температура воздуха +100, сильный ветер, дождь с градом.

В Сочи: ясно, без осадков, температура воздуха +200.

-Давайте проверим. (Проверка)

10. Обобщение знаний

-Сегодня мы с вами познакомились с погодными явлениями. Давайте определим, что такое погода. Вы много узнали сегодня, дайте грамотное определение погоды.

-Откройте учебник на стр. 32-33, прочитайте про себя текст параграфа и найдите определение погоды. Запишите это определение в рабочую тетрадь.

11. Рефлексия

Ребята, наше настроение часто зависит от погоды. Давайте своё настроение обозначим в виде значков облачности, с которыми мы сегодня познакомились на уроке.

Ясной погоде какое настроение соответствует?

Переменной облачности?

Пасмурной погоде?

Поднимите карточку с тем настроением, с каким вы работали сегодня на уроке

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

В данном материале дается определение и краткая характеристика УУД. Рассматриваются методические приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе....