Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
    статья по математике на тему

    материал для выступления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.docx19.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование универсальных учебных действий

    на уроках математики в начальной школе.

                       

        Ребенок поступил в школу. Он начинает заниматься впервые социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все его отношения  с внешним миром определяются  его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

    В наше время дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

     -резко возросла информированность детей;

    -современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

    -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

    - ограниченность общения со сверстниками.

            И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи, пересматривая свой педагогический опыт, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

    Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока:

     1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия;            4) познавательные

    Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках математики.

       На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

     С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

    Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

    С целью формирования регулятивного универсального учебного действия     - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?

     Приведу примеры заданий УУД.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    -         участие в проектах;

    -         подведение итогов урока;

    -         творческие задания;

    -         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

    -         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

    -         самооценка события, происшествия;

    -         дневники достижений;

    Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

    -         «найди отличия» (можно задать их количество);

    -         «на что похоже?»;

    -         поиск лишнего;

    -         «лабиринты»;

    -         упорядочивание;

    -         «цепочки»;

    -         хитроумные решения;

    -         составление схем-опор;

    -         работа с разного вида таблицами;

    -         составление и распознавание диаграмм;

    -         работа со словарями;

    Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий

    -         «преднамеренные ошибки»;

    -         поиск информации в предложенных источниках;

    -         взаимоконтроль;

    -         «ищу ошибки»

    -         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

    Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    -         составь задание партнеру;

    -         отзыв на работу товарища;

    -         групповая работа по составлению кроссворда;

    -         «отгадай, о ком говорим»;

    -         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

    -         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

    Формирование личностных УУД

    Задание №1  Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат *  грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?

    Задание №2  Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж ,  ниже , чем третий, на выше, чем первый.  Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.

    – Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.

    Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем … Что же означают эти странные слова?

    Задание №3  Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?

    – При помощи  каких слов – помощников  мы обозначали место нахождения предметов?

    Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Формирование регулятивных УУД.

    Задание №1 В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.

    4+4         7-2

    5+4         7-3

    Задание №2     5+2=7-3

                               4+1=7-2

    Задание №3    

    Синий – “Я – молодец, справился сам”
    Зеленый – “ Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я справился”
    Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся.”.

    Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,

      Формирование познавательных УУД.

    Задание №1 Покажи ежику самый короткий путь. См. с.12

    Задание №2    1+3+5+1

                             2+3+1+2

    Задание №3  5-2 * 3+4

                            10-3 * 4+5

    Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

    Формирование коммуникативных УУД.

    Задание №1 -Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте.

    Задание №2  Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?

    Задание№3 Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.

     Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).

            Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют   сформировать УУД?

    Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

    Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

    Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

    Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

    На каждом уроке используется рефлексия…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

    Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

    Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

    В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

    В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...

    «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

    В данном материале дается определение и краткая характеристика УУД. Рассматриваются методические приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе....