Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
статья по математике

Уголкова Инна Валерьевна

Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolkova_publikatsiya.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Уголкова И.В.

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №567

Петродворцового района

Принципиальным отличием федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [1].

Прежний – традиционный подход в образовании предполагает в основном передачу знаний, теперь же целью является научить ребенка самому добывать знания.

Необходимость пересмотра методов обучения обусловлена рядом факторов:

-универсальная информативность телевидения, фильмов, видео значительно снижает влечение ребенка к школе как источнику получения информации о мире, человеке, обществе, природе, практически вытесняет интерес к чтению классической и художественной литературы.

-доступность и категоричность излагаемых фактов в СМИ, с одной стороны, многовариантность изложения однотипного материала в различных поисковых системах и сайтах интернета с другой, лишает учащегося инициативы самому делать выводы из интересующих событий, вынуждает ради экономии времени и интеллектуальных усилий прибегать к принятию предложенных стандартных решений, выражать свои мысли обедняющими языковое пространство шаблонными выражениями.

-получившие широкое развитие компьютерные игры, в определенной степени развивают у ребенка внимание, быстроту реакции и сообразительность, однако в то же время, ведут к развитию неконтролируемого азарта и связанного с ним значительного количества непродуктивно потраченного времени, индивидуалистического отношения к жизни, пониженной коммуникативности в общении со сверстниками, что значительно затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

В этих условиях стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации.

Для преодоления сложившихся проблем процесса обучения в государственных стандартах второго поколения заложена необходимость повышения мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, основные виды которых представлены на рисунке, [2]:

Рисунок – Виды универсальных учебных действий

Педагогическая практика и исследования форм и методов развития универсальных учебных действий показывают, что наиболее результативными в начальных классах, является особая форма занятий в виде дидактической игры.

Дидактическая игра дает возможность достаточно полно и с большим интересом овладеть материалом темы урока. Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным, занимательным, создает рабочее настроение, облегчает трудности в усвоении учебного материала, и вместе с тем требует значительных умственных усилий от учеников [3, 4].

Поэтому дидактическую игру можно рассматривать как вид познавательной и творческой деятельности в совокупности с другими видами учебной работы.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются:

  • игровой замысел;
  • правила игры;
  • игровые действия;
  • познавательное содержание;
  • оборудование (материальное обеспечение);
  • результат игры.

Обучающая дидактическая игра

Урок начинается с объявления его темы и цели. Затем учитель проводит контроль степени усвоения ранее пройденного материала. Для чего к ответам у доски вызываются 2-3 ученика. Подведя итог опросу, учитель объявляет первый учебный вопрос, записывает его на доске и переходит к его изложению. Необходимо заранее подготовить презентацию с поясняющими схемами и рисунками.

После изложения необходимо убедиться, что новый материал усвоен классом в достаточной мере. Усвоение и закрепление материала можно проводить, организуя дидактическую игру.

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнований команд, активизировать мышление учащихся, актуализировать опорные знания, закрепить новый материал. Далее учитель доводит до учащихся правила игры.

Класс делятся на две (три) команды. В каждой команде выбирается капитан и его ассистенты. Из состава команды выделяются эксперты для оценки действий противостоящих команд и учета их действий в бальной системе.

Занятие первого места в решении задачи дает команде наиболее число очков, ошибка в ответе нарушения дисциплины штрафуется снятием очков.

Естественно правила игры в каждом конкретном случае будут различны, но учитель – руководитель игры, должен сообщать об этом участникам игры и убедиться, что они поняты всем классом.

Учитель и ассистенты далее оборудуют класс к игре. Затем проводится сама игра. Игровые действия участников состоят в том, чтобы своевременно и без ошибок ответить на вопросы, поставленные в ходе игры.

Познавательное содержание состоит в том, чтобы в ходе игры учащиеся правильно смогли применить знания математического аппарата, полученные ими, совершенствовать ранее приобретенные УУД [1, 2].

После завершения игры учитель выслушивает мнение экспертов по учету баллов за действия команд и отдельных игроков, сообщает общий балл каждой команды и выставляет оценки игрокам.

По завершении урока производится его итог и дается домашнее задание.

Контролирующая дидактическая игра

Для начальных классов она может быть проведена для оценки степени усвоения ранее изученного материала и развития универсальных учебных действий.

Класс разбивается на 2-3 команды, для каждой из которых готовится индивидуальное задание, которое желательно отобразить в виде мультимедийной презентации. В задание входят 3-4 задачи.

Задача состоит в том, чтобы правильно решить поочередно каждую задачу. В каждой команде назначается капитан.

С появлением задания, к доске вызываются ученики из каждой команды капитанами других команд. Капитанов к доске вызывает учитель. Ученик, ответивший правильно, приносит команде – 5 баллов, допустивший ошибку в вычислениях, но правильно выбравший путь решения – 3 балла, не решивший – 0 баллов. Если задача не решена (решена неправильно) к доске вызывается следующий ученик этой же команды для решения этой же задачи. Если задача решена правильно, то следующий ученик этой же команды решает следующую задачу. Команда, первая закончившая решение всего задания, получает 10 баллов; вторая - 5; третья – 0.

Учитель комментирует работу учеников каждой команды, оценивая правильность решения задач. Назначенные эксперты по учету выставляют соответствующее число баллов каждому участнику и команде в целом.

В конце игры подводятся итоги, определяется команда – победитель, а игрокам участвующим в решении задач выставляются отметки в классный журнал.

В дальнейшем урок проходит согласно плану.

Варианты сценариев дидактических игр на уроках математики

1. Тема урока: Нумерация чисел в пределах 100. Понятие о порядковом месте числа в ряду натуральных чисел.

Наименование игры: занятие места в зрительном зале по имеющемуся его номеру в билете.

Цель игры: закрепить знания порядка чисел и их практическое применение, воспитывать у учеников культуру поведения в общественных местах.

В начале занятия учитель объясняет, что такое натуральный ряд чисел от 1 до 100, и наиболее частые случаи их применения. Он рассказывает, что порядком следования чисел обозначаются места в кинотеатрах, поездах, самолетах, ими обозначают дома на улицах. В некоторых странах ими обозначают улицы в городах. Такой порядок позволяет быстро найти нужное место зрителю в кино, пассажиру поезда, почтальону - нужный дом.

Далее он объясняет, как пользоваться порядком чисел. На театральном или железнодорожном билете указаны номер места зрителя или пассажира в поезде, на конверте письма - номер дома. Такой же номер стоит на кресле в кинозале или театре, на месте в вагоне поезда, на доме. Зритель, пассажир или почтальон сличают эти номера с номерами на билетах или конвертах и безошибочно находят нужные им места или адрес. Входя в кинозал нужно посмотреть на номера 2-х рядов. Ряд ближний к зрителю 9, а следующий за ним ближе к экрану 8. Следовательно, следующий ряд будет 7, а дальше за 9 будет 10. Найдя свой ряд нужно найти свое место в нем. Для этого так же применяют порядок чисел. Поиск места осуществляется так же, как отыскивается нужный ряд.

Для проверки степени усвоения пройденного материала высвечиваются на экране с помощью мультимедийного обеспечения слайды с изображением кинозала с номерами рядов и кресел. Далее учитель называет номер ряда и кресла, и задает вопрос классу. Где находится это место? Затем вызывает одного ученика показать его. После того, как он отвечает на поставленный вопрос, учитель усложняет задачу. Показывает кинозал, на рядах которого нет номеров за исключением 2-х рядов. Требуется найти нужный ряд. Следующим вопросом будет отыскание нужного места в определенном ряду. Отработка этого вопроса аналогична предыдущему.

Убедившись, что в основном материал понят правильно, учитель приступает к его закреплению, проводя дидактическую игру.

Объявляется игровой замысел. Он заключается в правильном отыскании своего места в зрительном зале по его номеру в билете.

Правила игры:

Класс разбивается на 2 команды. Первая зрители в кинозале, вторая в театре. Команды выбирают капитанов и назначают экспертов за контролем действий противоположной команды.

Каждому участнику команды выдают билет, на котором указаны номер ряда и номер его места. Каждой команде выдают билет, на котором указан номер ряда и места. У первой команды билеты жёлтого цвета, у второй – зелёного. Игру можно провести в актовом зале, где расставлены стулья для двух команд и наклеены номера мест и рядов. Последние в кинозале жёлтого цвета, в театре - зелёного.

Участники игры становятся перед своими рядами мест. Эксперты занимают места, где им удобнее контролировать действия сопредельной команды. По сигналу учителя участники должны быстро занять свои места согласно своим билетам. Фиксируется правильность занятия своего места, время выполнения задания всей команды. Наказывается штрафными баллами ошибки в определении своего места и недисциплинированность при занятии мест.

Оценка действий: команда занявшее 1 место получает 100 баллов, 2-я – 80 баллов. Ошибка в определении места каждым участником наказывается в 5 штрафных баллов. Мальчик, не пропустивший вперед себя девочку к ее месту – 3 штрафных балла. Участник игры бегом достиг своего места - 2 штрафных балла. Участники игры при занятии мест толкнувшие друг друга – 1 штрафной балл.

Познавательное содержание игры заключается в применении порядка чисел на практике для отыскания своего места в «зрительном зале».

После занятия своего места последним участником определяется первенство команды по времени выполнения задания. Эксперты обходят участников и сличают их номера билетов с номерами мест, которые были ими заняты. Они отмечают ошибки и определяют количество штрафных баллов каждой команде за ошибки и дисциплину.

Получив данные от экспертов, учитель подводит итог игре. Далее дети возвращаются в класс, и урок продолжается по плану.

В ходе игры, у её участников формируются и совершенствуются следующие УУД: личностные, прежде всего смыслообразования и нравственно-этического оценивания; познавательные - общеучебные и знаково-символические; коммуникативные - планирование учебного сотрудничества и управление поведением. Кроме того у экспертов дополнительно развиваются регулятивные УУД, такие как контроль и оценка действий участников игры.

2. Тема урока. Задачи на движение (скорости сближения, удаления)

Наименование игры: математический поединок в определении местоположения поезда и взаиморасположения поездов.

Цель игры: закрепить знания и умения производить расчет пройденного пути в зависимости от скорости и времени движения, воспитать дисциплинированность и планирование учебного сотрудничества при коллективном решении задач или выполнении работы.

Основой игры является соревнование между двумя командами при ответах на вопросы задач поставленных руководителем игры (учителем). На уроке ученики будут выступать в роли поездных бригад двух поездов, следующих навстречу друг другу.

Игровой замысел: Из Санкт-Петербурга в 8.00 вышел поезд № 277 на станцию Волгоград со скоростью 40 км в час. Одновременно с ним со станции Волгоград в Санкт-Петербург вышел поезд № 278, идущий со скоростью 50 км в час. Расстояние между Санкт-Петербургом и Волгоградом - 1800 км.

        Вопросы:

  1. Когда поезд № 277 прибудет в Волгоград?
  2. Когда поезд № 278 прибудет в Санкт-Петербург?
  3. Когда произойдет встреча поездов?
  4. На каком удалении от Санкт-Петербурга будет встреча поездов?
  5. На каком удалении от Волгограда будет встреча поездов?
  6. На каком удалении друг от друга будут поезда через 2 часа?

Класс разбивается на 2 равные группы. Первая - поездная бригада поезда № 277. Вторая - поездная бригада поезда № 278.

В каждой бригаде выбирается бригадир и два контролера. Контролеры следят за правильностью ответов, предоставляемых бригадой другого поезда и определяют кто быстрее подготовил ответ.

Правила игры: Бригада, решившая задачу, через своего бригадира сообщает об этом руководителю игры (учителю). Руководитель игры предлагает бригадиру назначить отвечающего. Отвечающий передает учителю результат, полученный бригадой в виде записи на листе. После того, как задача будет решена обоими бригадами их решения записываются на доске.

Руководитель игры сообщает правильный ответ. Бригада, давшая правильный ответ получает 10 очков. Если бригада первая даст правильный ответ, ей добавляют 5 очков.

Неправильный ответ не дает ни одного очка. Бригада, ответившая второй, теряет право на добавочные 5 очков.

Игровые действия: Учитель, как руководитель игры, показывает мультимедийный слайд с изображением отправляющегося поезда и сообщает условия задачи.

На экране высвечивается 1 вопрос для 1 бригады и 2 вопрос для 2 бригады. Бригады решают задание и записывают ответ. Контролеры записывают полученные бригадами баллы на доску.

Если какой-либо ответ был не верен, то руководитель игры предлагает бригаде показать ее решение на доске. Бригадир назначает отвечающего, который решает ее. Контролер, проверяющий бригаду, оценивает решение.

Если контролер правильно решил задачу, то он приносит своей бригаде 10 баллов. Общими для обеих бригад являются 3 и 6 вопросы.

Решения вопросов 3-6 и порядок их оценки проводится по сценарию аналогичному отработке 1 и 2 вопросов.

Познавательное содержание игры заключается в совершенствовании навыков школьников в производстве расчетов скорости сближения (удаления) объектов.

Игра позволяет развивать, у участников ряд УУД: личностные, прежде всего смыслообразование; регулятивные – целеполагание; познавательные - общеучебные и логические; коммуникативные – постановка вопросов и умение выражать свои мысли. Дополнительно у экспертов развиваются регулятивные УУД, такие как контроль, коррекция и оценка действий игроков.

Результат игры: Ученики получили практику в определении положения объектов относительно начального пункта их нахождения и друг друга двигающихся с разными скоростями, обучились дисциплинированности при коллективном решении задачи. Итог игры подводит учитель, который оценивает работу игроков и бригад в целом. Индивидуально оцениваются отвечающие и контролеры.

Таким образом, дидактические игры в системе обучения математики в начальных классах являются важным средством оптимизации учебного процесса, способствуют развитию у ученика всего комплекса УУД [4].

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Используемая литература

1. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 120 с.

2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя-М.: Просвещение, 2008.-151с.

3. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. - C.49-54

4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

В данном материале дается определение и краткая характеристика УУД. Рассматриваются методические приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе....