статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
статья

Юртайкина Ольга Александровна

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_8.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

УДК -376.4(045)

ББК -74.3

Юртайкина Ольга Александровна (ol.yurtajkina@yandex.ru)

Мордовский государственный педагогический

институт им. М. Е. Евсевьева (ФГБОУ ВПО МордГПИ) г. Саранск

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

В связи с изменением в системе образования и введением новых федеральных государственных образовательных стандартов все более актуальным в процессе обучения становится использование в технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит  постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

Цель нашего формирующего эксперимента – создать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи формирующего эксперимента:

  1.  Проанализировать  имеющиеся программы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
  2. Теоретически обосновать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
  3. Экспериментально апробировать  систему по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Формирующий эксперимент был организован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск. В нём приняли участие 16 детей в возрасте 7-11 лет с диагнозом «Задержка психического развития» (12 детей – задержка психического развития церебрально-органического происхождения, 4 детей – задержка психического развития смешанного происхождения). Все испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента.

Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

  1. Формирование общеучебных универсальных учебных действий;
  2. Формирование логических универсальных учебных действий;
  3. Формирование знаково-символических универсальных учебных действий.

Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, экспериментатор постепенно формирует у  ребенка универсальные учебные действия, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

Программа должна обеспечить:

  • формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коррекционно-развивающая работа по формированию у детей с задержкой психического развития познавательных универсальных учебных действий проводилась по следующим направлениям.

Первое направление «Формирование общеучебных универсальных учебных действий»

Цель: сформировать у детей общеучебные универсальные учебные действия

Задачи:

  1. Развитие умения ставить познавательные цели.
  2. Развитие умения выделять нужную информацию из всего потока информации.
  3. Формирование умения выбора эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.

Второе направление «Формирование логических универсальных учебных действий»

Цель: сформировать у детей логические универсальные учебные действия.

Задачи:

  1. Развитие умения анализировать объекты.
  2. Развитие умения синтеза как составление целого из частей.
  3. Формирование умения установления причинно-следственных связей и построения логической цепи рассуждений.

Третье направление «Формирование действий постановки и решения проблем»

Цель: сформировать у детей действия постановки и решения проблем.

Задачи:

  1. Развитие умения формулирования проблемы.
  2. Формирование умения самостоятельного создания способов решения данных проблем.

В качестве основной формы проведения коррекционно-педагогической работы в нашем эксперименте использовались специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы один раз в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Таким образом, формирующий эксперимент показал, что коррекционно-развивающая работа должна проводиться систематически, охватывать весь учебный процесс, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и целостность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития. Проводя такую работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности мы добились того, что у учащихся существенно повысился интерес к занятиям, возросла их познавательная активность, наметились положительные сдвиги в  уровне познавательного развития. У детей появилось стремление и желание учиться, они готовы принимать помощь со стороны педагога,  вникать в задания, предлагаемые им на уроках и стараться их выполнять. Появилась также и познавательная потребность, дети стремятся «научиться учиться».

Этим самым мы формируем познавательные универсальные учебные действия у учащихся с задержкой психического развития.

Данные полученные на этапе контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации в контрольном классе  у 70%  познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 30%  - на среднем уровне, у 0% на низком уровне, в экспериментальном классе высокий уровень не был выявлен, средний у 30,5%, низкий у 69,5% . В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились и на контрольном этапе составили: средний уровень 51,4%  детей, низкий уровень 48,6% детей.

Проводя планомерную работу по всем направлениям в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения -  на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем, во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение происходило с  постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития.

Литература:

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, — М.: Просвещение, 2008.—151 с.
  1.  Балуева, Е.Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е.Б. Балуевой - М.:  Просвещение, 2000.— 121 с.
  2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
  3. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры./ Т.Н. Грабенко и др. - СПб.: Детсво-Пресс, 2002. — 165 с.
  4. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкиной , Е.В. Заики. - Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.