статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
статья (1 класс) на тему
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором предложена поэтапная программа, направленная на достижение определенного уровня сформированности универсальных учебных действий, а также даются конкретные методические рекомендации по сопровождению данного процесса. Показано значение познавательных универсальных учебных действий в успешности обучения данной категории учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК -376.4(045)
ББК -74.3
Юртайкина О.А.
Мордовский государственный педагогический
институт им. М. Е. Евсевьева
г. Саранск
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором предложена поэтапная программа, направленная на достижение определенного уровня сформированности универсальных учебных действий, а также даются конкретные методические рекомендации по сопровождению данного процесса. Показано значение познавательных универсальных учебных действий в успешности обучения данной категории учащихся.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.
Цель формирующего эксперимента – создать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи формирующего эксперимента:
- Проанализировать имеющиеся программы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
- Теоретически обосновать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
- Экспериментально апробировать систему по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Формирующий эксперимент был организован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск. В нём приняли участие 16 детей в возрасте 7-11 лет с диагнозом «Задержка психического развития» (12 детей – задержка психического развития церебрально-органического происхождения, 4 детей – задержка психического развития смешанного происхождения). Все испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента.
Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
- Формирование общеучебных универсальных учебных действий;
- Формирование логических универсальных учебных действий;
- Формирование действий постановки и решения проблем
Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, экспериментатор постепенно формирует у ребенка универсальные учебные действия, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.
Программа должна обеспечить:
- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коррекционно-развивающая работа по формированию у детей с задержкой психического развития познавательных универсальных учебных действий проводилась по следующим направлениям.
Первое направление «Формирование общеучебных универсальных учебных действий»
Цель: сформировать у детей общеучебные универсальные учебные действия
Задачи:
- Развитие умения ставить познавательные цели.
- Развитие умения выделять нужную информацию из всего потока информации.
- Формирование умения выбора эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.
Содержание работы в рамках данного направления. Развить у детей умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; моделирования (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.
Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие общеучебных универсальных учебных действий.
Второе направление «Формирование логических универсальных учебных действий»
Цель: сформировать у детей логические универсальные учебные действия.
Задачи:
- Развитие умения анализировать объекты.
- Развитие умения синтеза как составление целого из частей.
- Формирование умения установления причинно-следственных связей и построения логической цепи рассуждений.
Содержание работы в рамках данного направления. Развить у детей умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтеза как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведения под понятия, выведение следствий; установления причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижения гипотез и их обоснование.
Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.
Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие логических универсальных учебных действий.
Третье направление «Формирование действий постановки и решения проблем»
Цель: сформировать у детей действия постановки и решения проблем.
Задачи:
- Развитие умения формулирования проблемы.
- Формирование умения самостоятельного создания способов решения данных проблем.
Содержание работы в рамках данного направления. Развить у детей умение формулировать проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.
Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие действий постановки и решения проблем.
В качестве основной формы проведения коррекционно-педагогической работы в нашем эксперименте использовались специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы один раз в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, формирующий эксперимент показал, что коррекционно-развивающая работа должна проводиться систематически, охватывать весь учебный процесс, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и целостность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития. Проводя такую работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности мы добились того, что у учащихся существенно повысился интерес к занятиям, возросла их познавательная активность, наметились положительные сдвиги в уровне познавательного развития. У детей появилось стремление и желание учиться, они готовы принимать помощь со стороны педагога, вникать в задания, предлагаемые им на уроках и стараться их выполнять. Появилась также и познавательная потребность, дети стремятся «научиться учиться».
Этим самым мы формируем познавательные универсальные учебные действия у учащихся с задержкой психического развития.
Результаты проведения контрольного эксперимента позволили выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы, имеющих задержку психического развития.
Анализ результатов контрольного эксперимента осуществлялся на основе выделения уровней познавательного развития детей: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Высокий уровень — правильное выполнение методики, средний уровень — частично правильное выполнение методики, низкий уровень — неправильное выполнение методики, либо отказ от выполнения, в связи с незнанием как его выполнить.
Для выявления динамики сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся мы использовали те же методики что и на констатирующем этапе.
В результате анализа качественных и количественных данных контрольного эксперимента были получены следующие данные
Таблица 1
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Виды эксперимента | Уровни (%) | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | |
Констатирующий эксперимент | 0,00% | 70,00% | 30,50% | 30,00% | 69,50% | 0,00% |
Контрольный эксперимент | 0,00% | 70,00% | 51,40% | 30,00% | 48,60% | 0,00% |
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Положительная динамика в среднем по всем возрастным группам составила 20,9 %.
Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации в контрольном классе у 70% познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 30% - на среднем уровне, у 0% на низком уровне, в экспериментальном классе высокий уровень не был выявлен, средний у 30,5%, низкий у 69,5% . В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились и на контрольном этапе составили: средний уровень 51,4% детей, низкий уровень 48,6% детей.
Проводя планомерную работу по всем направлениям в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения - на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания, умения и действия не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение происходило с постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность детей на занятиях, мы заботились о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого необходимо создавать искусственные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребенка, акцентируя внимание на положительных чертах личности учащегося.
Литература:
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, — М.: Просвещение, 2008.—151 с.
- Балуева, Е.Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е.Б. Балуевой - М.: Просвещение, 2000.— 121 с.
- Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
- Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры./ Т.Н. Грабенко и др. - СПб.: Детсво-Пресс, 2002. — 165 с.
- .Моисеева, М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», 2012.— № 5 —С. 12 — 19
- Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкиной , Е.В. Заики. - Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. — 224 с.
- Шведова, Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта / Л.М.Шведова. – М.: БАО, 2006. —354 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...

статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....