Главные вкладки

    статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
    статья (1 класс) на тему

    Юртайкина Ольга Александровна

    В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором предложена поэтапная программа, направленная на достижение определенного уровня сформированности универсальных учебных действий, а также даются конкретные методические рекомендации по сопровождению данного процесса. Показано значение познавательных универсальных учебных действий в успешности обучения данной категории учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_7_k_osovskim.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК -376.4(045)

    ББК -74.3

    Юртайкина О.А.

    Мордовский государственный педагогический

    институт им. М. Е. Евсевьева

    г. Саранск

    СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

    В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором предложена поэтапная программа, направленная на достижение определенного уровня сформированности универсальных учебных действий, а также даются конкретные методические рекомендации по сопровождению данного процесса.  Показано значение познавательных универсальных учебных действий в успешности обучения данной категории учащихся.  

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

    - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

    - создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

    Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит  постепенное формирование у  ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

    Цель формирующего эксперимента – создать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

    Задачи формирующего эксперимента:

    1.  Проанализировать  имеющиеся программы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
    2. Теоретически обосновать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
    3. Экспериментально апробировать  систему по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

    Формирующий эксперимент был организован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск. В нём приняли участие 16 детей в возрасте 7-11 лет с диагнозом «Задержка психического развития» (12 детей – задержка психического развития церебрально-органического происхождения, 4 детей – задержка психического развития смешанного происхождения). Все испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента.

    Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

    1. Формирование общеучебных универсальных учебных действий;
    2. Формирование логических универсальных учебных действий;
    3. Формирование действий постановки и решения проблем

    Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, экспериментатор постепенно формирует у  ребенка универсальные учебные действия, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

    Программа должна обеспечить:

    • формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
    • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
    • Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

    Коррекционно-развивающая работа по формированию у детей с задержкой психического развития познавательных универсальных учебных действий проводилась по следующим направлениям.

    Первое направление «Формирование общеучебных универсальных учебных действий»

    Цель: сформировать у детей общеучебные универсальные учебные действия

    Задачи:

    1. Развитие умения ставить познавательные цели.
    2. Развитие умения выделять нужную информацию из всего потока информации.
    3. Формирование умения выбора эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.

    Содержание работы в рамках данного направления.  Развить у детей умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;  поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  моделирования (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);  умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексии способов  и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;  смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

    Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

    Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие общеучебных универсальных учебных действий.

    Второе направление «Формирование логических универсальных учебных действий»

    Цель: сформировать у детей логические универсальные учебные действия.

    Задачи:

    1. Развитие умения анализировать объекты.
    2. Развитие умения синтеза как составление целого из частей.
    3. Формирование умения установления причинно-следственных связей и построения логической цепи рассуждений.

    Содержание работы в рамках данного направления.  Развить у детей умение анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  синтеза как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  подведения под понятия, выведение следствий;  установления причинно-следственных связей,   построения логической цепи рассуждений,  доказательство;  выдвижения гипотез и их обоснование.

    Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

    Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие логических универсальных учебных действий.

    Третье направление «Формирование действий постановки и решения проблем»

    Цель: сформировать у детей действия постановки и решения проблем.

    Задачи:

    1. Развитие умения формулирования проблемы.
    2. Формирование умения самостоятельного создания способов решения данных проблем.

    Содержание работы в рамках данного направления.  Развить у детей умение формулировать проблемы и  самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

    Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие действий постановки и решения проблем.

    В качестве основной формы проведения коррекционно-педагогической работы в нашем эксперименте использовались специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы один раз в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

    Таким образом, формирующий эксперимент показал, что коррекционно-развивающая работа должна проводиться систематически, охватывать весь учебный процесс, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и целостность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития. Проводя такую работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности  мы добились того, что у учащихся существенно повысился интерес к занятиям, возросла их познавательная активность, наметились положительные сдвиги в  уровне познавательного развития. У детей появилось стремление и желание учиться, они готовы принимать помощь со стороны педагога,  вникать в задания, предлагаемые им на уроках и стараться их выполнять. Появилась также и познавательная потребность,  дети стремятся «научиться учиться».

    Этим самым мы формируем познавательные универсальные учебные действия у учащихся с задержкой психического развития.

    Результаты проведения контрольного эксперимента позволили выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы, имеющих задержку психического развития.

    Анализ результатов контрольного эксперимента  осуществлялся на основе выделения уровней познавательного развития детей: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Высокий уровень — правильное выполнение методики, средний уровень — частично правильное выполнение методики, низкий уровень — неправильное выполнение методики, либо отказ от выполнения, в связи с незнанием как его выполнить.

    Для выявления динамики сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся мы использовали те же методики что и на констатирующем этапе.

    В результате анализа качественных и количественных данных контрольного эксперимента были получены следующие данные

    Таблица 1

    Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента

    Виды эксперимента

    Уровни (%)

    Высокий

    Средний

    Низкий

    ЭГ

    КГ

    ЭГ

    КГ

    ЭГ

    КГ

    Констатирующий эксперимент

    0,00%

    70,00%

    30,50%

    30,00%

    69,50%

    0,00%

    Контрольный эксперимент

    0,00%

    70,00%

    51,40%

    30,00%

    48,60%

    0,00%

    Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

    Положительная динамика в среднем по всем возрастным группам составила 20,9 %.

    Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации в контрольном классе  у 70%  познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 30%  - на среднем уровне, у 0% на низком уровне, в экспериментальном классе высокий уровень не был выявлен, средний у 30,5%, низкий у 69,5% . В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились и на контрольном этапе составили: средний уровень 51,4%  детей, низкий уровень 48,6% детей.

    Проводя планомерную работу по всем направлениям в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения -  на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем.  Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания, умения и действия не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение происходило с  постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность детей на занятиях, мы заботились о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого необходимо создавать искусственные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребенка,  акцентируя внимание на положительных чертах личности учащегося.  

    Литература:

    1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, — М.: Просвещение, 2008.—151 с.
    1.  Балуева, Е.Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е.Б. Балуевой - М.:  Просвещение, 2000.— 121 с.
    2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
    3. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры./ Т.Н. Грабенко и др. - СПб.: Детсво-Пресс, 2002. — 165 с.
    4. .Моисеева, М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», 2012.— № 5 —С. 12 — 19
    5. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкиной , Е.В. Заики. - Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
    6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. — 224 с.
    7. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта / Л.М.Шведова. – М.: БАО, 2006. —354 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

    Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

    Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

    Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

    Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действийу младших школьников...

    статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"

    СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...

    статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

    Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

    статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

    Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...