Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены программой и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский язык». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена. Чтобы разрешить их, учитель должен поставить перед собой такие вопросы: в чем состоят задачи словарной работы в начальных классах, и каковы источники этой работы? Одной из первостепенных задач является обогащение и уточнение словаря школьника.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Сделать работу интересной, занимательной, а значит, запоминающейся - одна из задач учителя на уроке. Ее решение сделает работу более продуктивной.

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шабанова Светлана Викторовна Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 136» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода Стаж работы: 37 лет Кредо : «Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем»

Слайд 2

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка. Тема педагогического опыта

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования Анализ психологической ( Л.С.Выготский , П.Я.Гальперин , Н.Ф.Талызина ), педаго - гической и методической ( В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , СН.Лысенкова ) литературы по развитию психических процессов младших школьников Научно-исследовательские условия Методические условия Организационно-педагогические условия Самообразование Обобщение опыта работы на ШМО Публикации на интернет-портале Введение ФГОС НОО Опыт работ коллег по этой теме Курсы повышения квалификации в НИРО Разработка и проведение открытых уроков

Слайд 4

Противоречия Значимость познавательной деятельности Низкий уровень сформирован- ности познавательных УУД Низкий уровень речевого развития учащихся Потребность в новых формах и методах формирования познавательных УУД Возрастающие требования современности к всестороннему развитию речи детей Недостаточная разработанность методов и приёмов формирования УУД Создание оптимальных условий для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Актуальность

Слайд 5

Выготский Л.С. характеризовал познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес при этом «предстает перед нами как осознанное стремление, влечение для себя», как движущая сила познания . В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации Талызина говорила Н.Ф. : «Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться , сохранить и развить познавательную потребность учащихся , обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук». Немов Р.С. писал : «Предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт». Зак А.М. говорил: «Успешность обучения ребенка в начальной школе прямо зависит от того, насколько развиты его познавательные способности.» По обновленным ФГОС -познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся. Теоретическое обоснование личного вклада

Слайд 6

Цель педагогической деятельности Разработать и предоставить систему работы со словарными словами на уроках русского языка с целью повышения уровня сформированности познавательных УУД Обеспечить положительную динамику формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

Слайд 7

З адачи педагогической деятельности Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы И зучить разнообразие методов и форм, приемов организации словарной работы на уроках русского языка с целью отбора наиболее эффективных для формирования познавательных УУД Организовать и провести мониторинг уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников Провести итоговый мониторинг словарных слов

Слайд 8

"Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ". (Н.С.Рождественский) Ведущая педагогическая идея

Слайд 9

Познавательные УУД - Это совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся: Базовые логические действия Базовые исследовательские действия Работа с информацией

Слайд 10

Познавательные УУД (работа с информацией) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике; выбирать источник получения информации: словарь учебника для получения информации; выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования; выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари анализировать графическую информацию - модели звукового состава слова; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки; самостоятельно создавать модели звукового состава слова анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; "читать" информацию, представленную в схеме, таблице самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

Слайд 11

Методы работы словесный наглядный практический Формы работы коллективная групповая фронтальная индивидуальная

Слайд 12

П риёмы , способствующие запоминанию словарных слов Этимология слова Слова-подсказки Приём “ Чепушина ” Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов Распределение слов на группы по схожести орфограмм Использование схем гласных (согласных)

Слайд 13

Правило пять «З» Этапы работы над словарными словами 1 этап- Знакомство 2 этап- Затея 3 этап- Знания 4 этап- Забава 5 этап- Знаток

Слайд 14

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования Урок, система уроков Деятельность с родителями Подобрана методическая и справочная литература, диагностики , памятки для учащихся

Слайд 15

Новизна Структурированы известные приёмы работы со словами Расширена работа со словарями Обогащён учебный материал, предусмотренный существующей программой Создан комплекс упражнений и заданий

Слайд 16

Мониторинг сформированности познавательных УУД ( использование результатов диагностики УУД УМК «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ» Авторы: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В.)

Слайд 17

Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий (использование результатов диагностики УУД УМК « Учимся учиться и действовать» Авторы: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В ., результатов на предметном материале)

Слайд 18

Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты Итоговые словарные диктанты за последние три года.

Слайд 19

Опыт был представлен Выступления на школьных методических объединениях по темам: «Развитие познавательных УУД на уроках русского языка» и «Работа со словарными словами на уроках русского языка» Открытые уроки в МБОУ « Гимназия №136» Публикации методических материалов в Интернет – ресурсах Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 20

1. Абъятанова Л.А., Иванова Т.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Волгоград: Учитель, 2011 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 3. Бакулин Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка //Начальная школа№3 2000г 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985 . 5. Замирова , Л. А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе / Л. А. Замирова . – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 160 с 6. Золотых Н. А. Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка / Н . А. Золотых // Начальная школа. – 2014 . – №3. – С. 9-16. 7 . Никитина Е. И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе. Пособие для учителей / Е . И. Никитина. – М.: Просвещение, 2013 . – 120 с 8. Окулова Г. Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе / Г. Е. Окулова. – М.: Просвещение, 2012. – 450 с . 9 . Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. – Рига: Эксперимент, 2010. 10. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приёмах его активизации. Начальная школа. №7-2009. 11. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" от 24.09.2022 N 371-ФЗ 12. Интернет-ресурсы. Литература

Слайд 21

«С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая, осязательная связь, звено между душою и телом, духом и плотью » В.И. Даль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...