Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему:
    Мастер – класс на тему "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через организацию групповой работы с текстом на уроках литературного чтения".

    Шикова Ольга Николаевна

    Предварительный просмотр:

    Шикова Ольга Николаевна

    Мастер – класс

    Тема: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через организацию групповой работы с текстом на уроках литературного чтения.

    Цель: трансляция педагогического опыта по обучению младших школьников через организацию групповой работы с текстом на уроках литературного чтения.

    Задачи:

    • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
    • познакомить педагогов с приемами работы с текстом на уроках литературного чтения;
    • отработать на практике приём работы в группах.

    Формы и методы: практическое занятие

    Ход мастер – класса:

    - Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть Вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное, принесёт Вам много положительных эмоций, и Вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов. Сегодня я хочу поделиться с Вами приёмами работы с текстом на уроках литературного чтения через организацию групповой работы.

     

    Существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. В Памятке Вы можете ознакомиться с этими  этапами подробнее.

    - Сегодня я Вам предлагаю поработать в группах. Мы это сделаем на фрагменте урока литературного чтения по теме «Рассказ Н. Сладкова «Еловая каша». 

    (Все задания выполняются в группах. Во время работы в группах учитель оказывает помощь учащимся, у которых возникают затруднения. После того, как все поработали в группах, возвращаемся к фронтальной работе, выслушивая мнение учеников каждой группы или нескольких групп.)

    - Из предложенных букв С О А К В Д Л (Слайд  2) составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ). 

    - Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? (Ответы). (Слайд  3).

    - Из Приложения 1 выберите нужную информацию для ответа на вопрос. (Ответы: Книги Николая Сладкова - рассказы и повести о природе - необычайно гармоничны, они очень полно и точно отражают тайны природы.

    Подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям...и др. отрывки). (Слайд  4).

    -Давайте обратимся к тексту.(Полностью текст представлен в Приложении 2, но работа над тестом идет по частям- по слайдам презентации и по напечатанным отрывкам -  на листах разного цвета ). Прочитайте.(Слайд  5)

    У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.

    -Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.( У всех день рождения − радость.)

    -Можем ли мы согласиться с этим? (Ответы)

    -Выскажите свою точку зрения. (Ответы)

    -А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (Собственный опыт, наблюдение).

    -Давайте прочитаем второе утверждение. (Читают: А у клестят − беда.)

    -Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (Ответы)

    -Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Возьмите голубые листы. Читаем. ( Можно прочитать на Слайде  6)

    Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

    У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

    -Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что день рождения у клестят - беда. (Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. Угораздило же высидеть клестят зимой. Да еще 29 февраля. Ни зелени, ни гусеничек; снег, холод).

    - Давайте узнаем, а что же родители клестят?  (Слайд  7)

    А родители хоть бы что!

    Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

    - Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок.

    - Найдите в тексте только факты, информацию. (Ответы: Клесты выводят птенцов зимой, в феврале).

    -Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (Автора или клестов).

    -В тексте есть прямое указание на того,  чьи это слова. Прочитайте. (Слайд  8)

    Это я так про клестят думаю.

    -Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (Ответы)

    -Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой. (Этот фрагмент текста - Слайд  9)

    Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

    Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

    - А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (Приложение 3).

    - Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами?(Ответы) Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме.

    - Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки. (Этот фрагмент текста - Слайд  10).

    Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

    - Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?

    - Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

     (Слайд  5)

    А у клестят − беда.

    -Можем ли мы теперь согласиться, что день рождения у клестят - беда, после всего, что мы узнали из текста?

    - А автор тоже думает, что у клестят - беда? (Ответы)

    -А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (Вовлечь, заинтересовать).

    - Удалось автору достичь этой цели?

    - Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы. (Этот фрагмент текста - Слайд  11).

    Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

    А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

    Нет, день рождения − всегда счастливый день.

    Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

    Всё равно!

    - Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (Ответы: Наверное, он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.)

    - Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Как бы Вы озаглавили его? (Ответы)

    - Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша». Почему, именно «Еловая каша»? (Ответы)

    - В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме рассказа

    Н. Сладкова «Еловая каша».

    - Его структура на слайде 12. (Работа в группах). (Проверяем) Слайд 13.

    - Эти приемы работы с текстом на уроках литературного чтения через организацию групповой работы формируют у учащихся ряд УУД:

    Слайд 14

    Личностные:

    - учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    Познавательные:

    - осознанно  читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса;

     -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

    -  сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

    Коммуникативные:

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    - А теперь хотелось бы узнать ваше мнение. Что вы хотели бы отметить, посоветовать? Какие рекомендации дать?

    - Спасибо за внимание. Всем желаю успехов в работе! (Слайды 15, 16)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

    Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

    В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через применение различных видов творческой деятельности

    В данной статье  представлен опыт   работы по формированию УУД  у младших школьников через систему  различных видов творческой деятельности. Показаны различные приёмы и формы ...

    Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

    Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

    Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»

    Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...