Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки
статья

Рождественская Елена Борисовна

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_komleksno-volnovoy_urok.docx27.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода  исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе

Рождественская Е.Б.

 Учитель начальных классов,

Шишкина С.В.

Учитель музыки 

МАОУ «Гимназия №53» 

  Сегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Технология комплексно-волнового урока, как инновационная методика развития личности, создающая целостную картину мира у учащихся, была передана школе искусствоведом, музыкантом, просветителем Михаилом Казиником.  «В школе главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще» - таково мнение автора методики.
   Комплексное воздействие заключается в том, что предметы будут двигаться друг другу навстречу, вместе «возьмутся за тему». Изучаемое явление предстанет объёмно, с разных, «предметных» точек зрения, научных и художественных.   Главная роль учителя в этом процессе: найти источник волнения и поддержать это эмоциональное состояние, направить движение этой волны по замыслу учителя. В этом случае изучаемое запомнится, пробудит ученическую любознательность.

Комплексно-волновой урок предусматривает изучение одной темы на нескольких различных уроках, которые   проводятся в том или ином классе. Такие уроки учат анализировать, предоставляют возможность самостоятельно выстраивать связи между явлениями, развивают все виды мышления. Формы и методы работы на таких уроках должны быть интересными, познавательно-исследовательскими, способствовать целостности восприятия материала.

Из опыта работы по  проведению комплексно-волновых уроков

в 4 классе на тему «Александр Невский на Нижегородской земле»

«Он чувства сердца разделил

между Отчизною и Богом»

Художественно-педагогическая идея: в единстве и взаимосвязи уроков истории, окружающего мира, литературного чтения,  различных видов искусства: музыки, живописи, кинематографии, скульптуры  раскрыть образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.

С детства на уроках в школе ученики слышат о любви к Родине. А что значит «любовь к Родине»? Ведь для детей это очень масштабное и абстрактное понятие. Что такое любовь, и  что  мы можем полюбить в своей жизни?

У каждого ответ на этот вопрос свой. Мы любим то, что нам близко, ценно, вызывает интерес и добрые чувства. То, что мы хорошо знаем. Помните слова одной известной   песни:  «С чего начинается Родина?» Родной дом, двор,  друзья, дорога в школу -  для ребенка это не абстрактно, а вполне конкретно. Люблю, потому что вижу  и  знаю.

Но Родина не ограничивается только этим. Растет человек, и понятие Родины растет. И мы, учителя, постепенно расширяем его границы. Оказывается место, где ты живешь – это не только твои дом и улица, это гораздо больше и шире – родной город, родной край…  И к ним тоже нужно относиться с любовью и  уважением. Понятно, что нужно. Но как полюбить то, что пока выходит за границы твоего личного опыта и привычного круга, с чем ты еще так мало знаком. Ответ один – узнать. Увидеть своими глазами, пообщаться и приобщиться. Теперь и это - твое. Это - часть тебя.

1 урок.  Музыка.

Шишкина Светлана Викторовна: Одна из целей уроков музыки в школе - это воспитание у учащихся чувства патриотизма. В своей работе я часто обращаюсь к истории России, к подвигу, мужеству и отваге наших легендарных воинов.

Программа по музыке в начальных классах включает раздел «Россия-Родина моя», в котором в 4 классе изучается тема: «Я пойду по полю белому...»

Эти строки написаны поэтом В.Луговским  к одной из частей  музыкального произведения Сергея Прокофьева – кантате  для хора, оркестра и солистов   «Александр Невский». Это произведение мы   изучали ранее,  знакомились с отдельными музыкальными фрагментами  этого сочинения. Александр Невский – русский князь, великий  полководец, поднявший под своё знамя  русское воинство на борьбу с немецкими рыцарями. Образ  его не раз воспевался в песнях, картинах, кинофильмах. Композитор показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

 Живопись и кинематограф помогли воссоздать образ героя давно минувших дней, увидеть храбрость и силу духа прославленного полководца, а музыка, удивительная по силе и выразительности, созданная С.С.Прокофьевым, ярче доносит идею единения и любви к Родине.

 Это   произведение является ярким примером и образцом героического образа. Александр Невский - это образ человека сильного духа и крепкой веры. Это образ уникальный и неповторимый, в котором объединились  способности   правителя, дипломата, стратега, воина. Смелость его очень гармонично сочетается с глубокой религиозностью:  «Не в силе Бог, а в правде!». Образ героя Александра Невского актуален во все времена. В любви к Отечеству и преданности народу заключен главный стимул его деятельности. Его жизнь оказала влияние на столетия истории Руси и само её существование.

Изучив содержание программ начальной школы, возникла идея интеграции данной темы с другими предметами и внеурочной деятельностью детей.

2 урок. Литературное чтение

Тема: «Летопись». Цель урока: познакомить учащихся с историческими воинами-героями русской земли, в том числе  личностью Александра Невского и его ратными подвигами.

3 урок.  Изобразительное искусство.

Раздел: «Древние города нашей земли».

Тема урока «Древнерусские воины-защитники», цель и задачи которого – дать представление о воине-защитнике древнерусских городов, рассмотреть виды их одежды и вооружения, форму и цвет на примере триптиха П. Корина «Александр Невский»

4 урок. Окружающий мир.

Узнавать историю  -  всегда полезно, но непросто для младших школьников. События давно минувших дней не сопоставить с личным опытом, исторический язык дат и  фактов тоже своеобразен, до него нужно дорасти.

Поэтому  в курс окружающего мира в 4 классе вводятся исторические разделы, где постепенно, в доступной форме дети погружаются в  мировую историю и историю своего государства.

Учащиеся  знакомятся  с легендарным князем и его ратными подвигами в разделе «Страницы Всемирной истории», при изучении темы «Трудные времена на Русской земле», параграф «Защита Северо-западных рубежей. Александр Невский».

Рождественская Елена Борисовна: Мое хобби – изучение истории своего города и родного края. Возникло оно давно. Погружаясь в этот  мир, понимаешь, насколько он интересен и безграничен. Изучать его можно постоянно, совершенствуя свои знания. Постепенно пришло желание приобщить к этому и  своих учеников.

Так возникла «Азбука юного Нижегородца». Скажу сразу, что идея «Азбуки…» принадлежит учителю Ольге Юрьевне Серовой, которая написала в свое время «Азбуку маленького нижегородца», и издала книгу, в которую вошли основные понятия, связанные с нашим краем, православной культурой.  

Моя «Азбука…» рассчитана на детей постарше,  3-4 класса. Разделы и наполнение другие. Мне хотелось структурировать огромный материал, начиная от основных символов Нижнего Новгорода, знаменитых исторических личностей, событий, прославивших нижегородскую землю. Так возникла программа «Азбука юного Нижегородца», и мы начали ее освоение.

 Возникла необходимость интегрировать темы кружка с такими предметами как литературное чтение, окружающий мир и, конечно, предметами, изучающими искусство – музыкой и изобразительным искусством.  

Постепенно мы пришли к идее использования метода комплексно-волновых уроков, где художественные и музыкальные образы «вдохнут жизнь», эмоционально окрасят исторические события и факты, а значит,  помогут детям лучше понять   историю родного города и родного края.

В совместной краеведческой работе мы решили использовать и метод проекта. Эта  работа – научно-творческий  итог серии комплексно-волновых уроков по музыке, литературному чтению, изобразительному искусству, окружающему миру и занятий кружка «Азбука юного Нижегородца».

В результате комплексно-волнового изучения темы, под впечатлением фестиваля «Столица закатов», где прозвучала  кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева у стен собора Александра Невского на Стрелке, ученица Карпицкая Влада решила написать свою научно-исследовательскую работу.

Начался поиск информации. Для более выразительного раскрытия образа легендарного героя, было решено включить в работу не только великое музыкальное произведение С.Прокофьева, но и рассказать о Кафедральном соборе во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского – признанном творении архитектуры середины 19 века. Дополнили образ картины известных художников П.Д. Корина, М. Нестерова, В.А.Серова, В.М.Васнецова, Н.К.Рериха, иконой «Святой Благоверный князь Александр Невский» и произведение советского кинематографа  - фильм «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзенштейна.

Как объединить  в единую целостную картину историю и искусство? Нужна экскурсия! Так на свет появился фильм  «Александр Невский на Нижегородской земле», где Влада выступила гидом (ссылка: https://disk.yandex.ru/i/yNs1B0OR_vipsw).

Впервые фильм был показан ребятам нашей гимназии на классных часах, посвященных  памяти Александра Невского.  Экскурсией заинтересовались дети и взрослые, учителя и родители, отметившие, что узнали много нового об известном герое.

Изучив методику комплексно-волновых уроков, определив пути  внедрения методики в практику проведения занятий, мы убеждены -    это широкое поле для развития детской одарённости через «диалог» школьных предметов.  Начальная школа – это благодатная почва для проведения  таких уроков, т.к. у нас есть простор для создания «волны».

Проведение комплексно-волновых уроков дает положительные результаты. Такие занятия интересны и познавательны для учащихся, вызывают желание узнать новые факты, совершать новые открытия, выходящие за рамки учебного материала. Если ученик «поймал волну», то на всех предметах он на высоте.  

Список использованной литературы:

  • Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб.пособие/ – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
  • http://www.kazinik.ru/school_of_future.html
  • Вебинар "Методика комплексно-волнового урока Михаила Казиника"://

https://www.youtube.com/watch?v=EblWyaqz40w


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Проект «Классическая музыка в жизни детей» Автор: Солина Марина,4 «А» класс Учитель начальных классов Баринова Н.Н. Учитель музыки Саратцева О.И.

В настоящее время наблюдается низкий интерес детей школьного и дошкольного возраста к произведениям классиков, концертам и просто классической музыке. Классическая музыка повышает интеллект так как, п...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Задачи урока:1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .2) Метапредметные: 1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...