Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Багеева Альфия Ринатовна

 

Задачи урока:

1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .

2) Метапредметные:

 

1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «притяжательные прилагательные»,развивать навыки правильного написания имён прилагательных;уметь применять прилагательные в речи; логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

 

2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

3. Регулятивные: учиться целеполаганию, планированию деятельности, контролю и оценке своей деятельности и деятельности одноклассников.

 

3) Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная,гркпповая, фронтальная

 

  1. Тип урока – знакомство с новым материалом.
  2. Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

Структура урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы и цели урока.
  4. Планирование урока
  5. Наблюдение фактов языка.
  6. Выведение правила правописания притяжательных прилагательных.
  7. Применение правила на базе упражнения (работа у доски и с учебником).
  8. Работа по моделям. Составление словосочетаний.
  9. Выведение правила правописания суффиксов притяжательных прилагательных.
  10. Физкультминутка.
  11. Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах постоянного состава.
  12. Подведение итогов.
  13. Рефлексия через анализ плана урока.
  14. Информация о домашнем задании.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_.prityazhatelnye_im_pr.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3  А классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р.

Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Цели:

Образовательная:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению правописания притяжательных прилагательных
  • Классифицировать по видам ( качественные, относительные, притяжательные)

Развивающая: (развитие коммуникативных личностных и регулятивных навыков)

  • Создать  содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства.  
  • Развивать речь,  внимание, память, любознательность, орфографическую зоркость и наблюдательность,развивать навыки правильного написания имён прилагательных;
  • уметь применять прилагательные в речи

Воспитательная:

  • Подвести школьников к осознанию базовой нравственной ценности «семья».
  • Воспитывать чувство сотрудничества, культуры взаимоотношений на уроке и взаимопомощи.

Здоровьесберегающая:

  • Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.

Оборудование: 

Демонстрационное:

Наглядные пособия. Компьютер, мультимедиа проектор

Индивидуальное:

Учебник русского языка, тетрадь.

Задачи урока:

1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .

2) Метапредметные:

1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «притяжательные прилагательные»,развивать навыки правильного написания имён прилагательных;уметь применять прилагательные в речи; логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Регулятивные: учиться целеполаганию, планированию деятельности, контролю и оценке своей деятельности и деятельности одноклассников.

3) Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная,гркпповая, фронтальная

  1. Тип урока – знакомство с новым материалом.
  2. Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы и цели урока.
  4. Планирование урока
  5. Наблюдение фактов языка.
  6. Выведение правила правописания притяжательных прилагательных.
  7. Применение правила на базе упражнения (работа у доски и с учебником).
  8. Работа по моделям. Составление словосочетаний.
  9. Выведение правила правописания суффиксов притяжательных прилагательных.
  10. Физкультминутка.
  11. Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах постоянного состава.
  12. Подведение итогов.
  13. Рефлексия через анализ плана урока.
  14. Информация о домашнем задании.

Этап урока

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся (предметные и метапредметные)

Организационный момент

Добрый день! Садитесь.

Повернитесь друг к другу. Прижмите ладошки к ладошкам своего соседа по парте. Почувствуйте тепло другого человека, подарите ему свое тепло.

Личностные, коммуникатив

ные

Актуализация опорных знаний

Ребята, когда вы прикасались друг к другу ладошками, какие они были? (теплые, мокрые, маленькие, большие, ласковые, нежные)

К какой части речи относятся все эти слова? (Имя прилагательное)

Давайте вспомним, какую часть речи мы  изучаем более подробно? А какие виды имен прилагательных вы знаете? (спросить вид и что каждый из них обозначает: качественные, относительные, притяжательные)

Предметные

Определение темы  и цели урока

Правописание каких видов мы  уже изучили? (качественные, относительные) А правописание какого вида вы ещё не знаете? (притяжательные). Так как вы думаете, чем мы  сегодня будем заниматься на уроке? (изучением правописания притяжательных прилагательных) Какая будет цель нашего урока? (научиться писать грамотно имена прилагательные)

Регулятивные, целеполагание

Планирование урока

А чтобы грамотно научиться писать притяжательные имена прилагательные, какие действия мы с вами будем выполнять?Задачи : формулировать орфографические правила, обращать внимание на то, что важно знать, вспоминать ранее изученный материал, наблюдать, работать в парах и писать правильно.

Регулятивные

Наблюдение фактов языка

Применение правила на базе упражнения (работа у доски и с учебником)

  1. Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран? Что вы видите?   

Кожаный, тихий, апельсиновое, шерстяная,  глубокое, лисья, местный, густое, красный, тоненький, папин

-распределим эти слова на группы

1-столбик:качественные : тихий, глубокое, густое, красный,

тоненький

2-столбик относительные: кожаный, апельсиновое, шерстяная, местный.

А 3- столбик заполнять пока не будем

Итак, открыли тетради, записываем(Число и классная работа).

(работают у себя)

-Проверим

1.качественные : тихий, глубокое, густое, красный,

тоненький

 2.относительные: кожаный, апельсиновое, шерстяная, местный.

-Какие слова остались невыписанными? лисья, папин

-А почему?  Это притяжательные имена прилагательные

-какой вопрос лучше задать чей?чья?

Папин шарф.папин портфель

-кому принадлежит портфель и шарф? Папе

-лисья нора.Кому принадлежит нора? лисе

Какой вывод сделаем?

-притяжательные имена прилагательные указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на воросы чей?чья?чьё?чьи?

-а можно ли эти прилагательные отнести к качественным или относительным?  Нет

  • Восстановите пожалуйста текст на слайде
  •  Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает________, 

    отвечает на вопросы:__?__?__?__?__?

  •  Имена прилагательные  изменяются по_____, _____,_____.

      В предложении имена  прилагательные обычно  являются_________или_______.

  •   Начальная форма имени прилагательного -  ____________________.
  • Разряды имён прилагательных:________

Давайте закрепим и потренирумся в образовании притяжательных имён прилагательных

  • Работа с учебником с. 147 упр.3 Замени в словосочетаниях выделенные существительные именами прилагательными по образцу
  • Внимание!притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов –ин.-ын-ий(устаревшие суффиксы-ов.-ев)

-ещё раз :притяжательные прилагательные ..что их отличает от других прилагательных?

Физминутка

Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран? Что вы видите?

Перед вами таблица изменения притяжательных имён прилагательных по падежам. Попробуйте установить зависимость между написанием вопроса и написанием ответа. Что вы заметили? (если в вопросе есть мягкий знак, то и в ответе пишется мягкий знак)

Предметные,

познавательные,

работа с информацией заключенной в таблице

Регулятивные, предметные

Комментируем

Проверяем

И.П

ХВОСТ

ЧЕЙ?

ЛИСИЙ

Р.П

ХВОСТА

     ЧЬЕГО?

ЛИСЬЕГО

Д.П

ХВОСТУ

     ЧЬЕМУ

ЛИСЬЕМУ

В.П

ХВОСТ

      ЧЕЙ?

ЛИСИЙ

Т.П

ХВОСТОМ

     ЧЬИМ?

ЛИСЬИМ

П.П

О ХВОСТЕ

      ЧЬЁМ?

ЛИСЬЕМ

Выведение правила правописания притяжательных прилагательных

 Давайте попробуем сформулировать правило-подсказку о правописании мягкого знака в притяжательных прилагательных (Во многих притяжательных именах прилагательных образованных от существительных, называющих животных если в вопросе есть мягкий знак, то и в ответе он пишется).

 Вывод: во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий (-й) перед окончанием пишется ь, кроме м. р. ед. ч. И. и В. п.

Предметные

Применение правила на базе упражнения (работа по цепочке и с учебником)

 Давайте закрепим это правило, выполнив задание .

Посмотрите, пожалуйста,   дан образец, как составлять словосочетание с притяжательными именами прилагательными (ученик читает образец)

Хвост лисы-лисий хвост.

Выполняем задание по цепочке под диктовку с комментированием. Давайте проверим себя. На экране показан правильный вариант выполнения задания.

Регулятивные, предметные

Работа по моделям. Составление словосочетаний

А теперь мы будем образовывать притяжательные имена прилагательные по моделям. На странице 150 есть упражнение 2. С левой стороны даны имена существительные. Образуйте по модели из них притяжательные имена прилагательные. Обратите внимание, все ли слова подходят к предложенной модели? (лишние слова: бабушка, кошка, так как у них есть суффикс).  

Выберите из слов, приведенных справа, по одному наиболее подходящему и составьте словосочетания.(выполняют работу самостоятельно)

Прочитайте получившиеся словосочетания.

Познавательные, моделирующие, коммуникатив

ные

Выведение правила правописания суффиксов притяжательных прилагательных

 Мы научились образовывать имена прилагательные. Выйдите к доске и образуй притяжательное прилагательное от слова синица, и от слова лисица

(2 ученика работают у доски).

Как вы думаете, правильно ли написаны слова на доске?

 Почему после Ц написана Ы?

В русском языке есть правило: в притяжательных прилагательных после буквы Ц пишется суффикс  -ЫН-.

Предметные

Физкультминутка

Упражнения для глаз и осанки.

Регулятивные, личностные

Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах постоянного состава

 Давайте закрепим изученное правило, выполняя упражнение 3 в учебнике на странице 151.  Правильно выполнить это упражнение поможет нам правило. 

Ребята, ещё раз на что надо обратить внимание? (если есть Ц пишется -ЫН-, если Ц нет пишется -ИН-)

2 человека у доски (вставка пропущенных букв), 3-4 человека работа по карточкам (Задание № 3: просклонять

1-й ученик – щучья пасть

2-й ученик – птичье перо

3-й ученик.Распредели имена прилагательные в три столбика:

1) качественные;

2) относительные;

3) притяжательные.

Красивый, вишнёвый, медвежья (берлога), сильный, мартовский, тётин (плащ), деревенский, новый, рыбий (хвост

 (даются карточки , разные по степени сложности, выбор сложности ребенок определяет сам). Проверка правильности работы у доски. Взаимопроверка в парах постоянного состава

Предметные коммуникатив

ные

Подведение итогов

Молодцы, вы  хорошо поработали на уроке. Чем сегодня на уроке занимались? (формулировали орфографические правила (какие?), обращали внимание на то, что важно знать, вспоминали ранее изученный материал, наблюдали, работали в парах и учились писать  правильно)

Как вы думаете, добились ли мы той цели, которую ставили в начале урока: научиться правильно писать притяжательные имена прилагательные?

Регулятивные, личностные

Рефлексия через анализ плана урока

Продолжите предложения своими словами

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Мне было легко…

Мне было трудно…

Мне хотелось бы узнать…

Регулятивные, личностные

Информация о домашнем задании

Сегодняшнее домашнее задание будет связано с семьей,  с вашими самыми близкими родными людьми. На странице 151 учебника есть упражнение № 4. В нём дан текст, в котором имена существительные нужно заменить на имена прилагательные. В нем рассказывается о том, как начинается утро в одной семье. Задание у вас будет по выбору: кто хочет, может списать, а кто хочет, может написать по аналогии с данным текстом, как начинается утро в его семье.

Также выучите правило о правописании притяжательных имен прилагательных.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Познавательные, предметные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Конспект урока русского языка «Абзац. Учимся выделять абзацы» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Абзац. Учимся выделять абзацы». Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятиях «абзац», «красная строка»; развитие умения выделять абзацы в тексте...

Конспект урока русского языка «Учимся применять орфографические правила» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Учимся применять орфографические правила» Цели деятельности учителя: закрепление умения определять приставки у глаголов, работать с транскрипцией слов, распознавать в словах проверя...

Технологическая карта урока русского языка "Вспоминаем правило употребления прописной буквы" (УМК "Школа XXI века")

Тип урока: рефлексияЦель урока: фиксирование и преодоление затруднений обучающихся в правописании прописной буквы в именах собственных.Задачи урока:Дидактические:1)    обобщить и систем...