Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Альмухаметова Олеся Павловна

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко.               

            Первый  шаг – обращение к логопеду, который, проанализировав имеющиеся в письменных работах ошибки, определит дисграфию и  окажет помощь.

            Однако, как любое негативное явление, его лучше предупредить, чем позже переучивать ученика.

            Еще К.Д.Ушинский  писал: «Хороший, ясный выговор, такой,чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы  развития  орфографической   зоркости  у                                                                               учащихся   начальной  школы в рамках образовательной модели

«Начальная  школа XXI века.»

    Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко.                

        Первый  шаг – обращение к логопеду, который, проанализировав имеющиеся в письменных работах ошибки, определит дисграфию и  окажет помощь.

        Однако, как любое негативное явление, его лучше предупредить, чем позже переучивать ученика.

        Еще К.Д.Ушинский  писал: «Хороший, ясный выговор, такой,чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.» Из этого следует, что грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия:

  1. правильное, бездефектное произношение всех звуков  и
  2. способность различать их на слух. Его мы называем  фонематическим слухом.

        Фонематическая недостаточность порождает ошибки на замену согласных, сходных по артикуляционному признаку (парные б-п, в-ф, и т.д.,а так же  ч-щ, ц-с, ц-с, м-н, р-л).

        Усвоение грамотного письма зависит и от каллиграфического письма: аккуратно, четко написанные буквы осознаются школьниками, лучше воспринимаются и запоминаются. Нередки ошибки в начертании букв ш-и, д-б,т-п, в пропуске, замене по сходству, зеркальное письмо (в другую сторону), не соблюдение границ полей, слов, знаков препинаний, правил переноса – данные ошибки   это проявление незрелости головного мозга.

        Конечно, почерк учащихся зависит не только от систематической работы над каллиграфией. Почерк может быть следствием слабой координации движения, медленной реакции рук, быстрой мышечной утомляемости. В этом помогут тренировочные упражнения для кисти рук.

        Ошибки на пропуски букв (гласные и согласные) объяснимы несовершенством звуко-буквенного анализа. И если ребенок не овладел понятиями «предложение», «слово», то к вышеуказанным ошибкам прибавляются и такие, как:                                                                                                            

         - необоснованный разрыв и слияние слов;

         - отсутствие точки в конце предложения и

         - заглавной буквы в его начале.                                                                                          С целью устранения ошибок такого типа авторы различных методик преподавания русского языка предлагают такие виды работ последовательно:          

            а) уточняется понятие «рассказ» («текст»);                                                                                        б) «предложение», как  часть рассказа;                                                                                    в) «слово», как носитель информации и часть предложения. Составляется схема предложения:

            г) проводится работа над слогом, которая примыкает к

            д) теме «Ударение»;

        е) обучение элементарному звуко-буквенному  анализу.

            Все это развивает фонематический слух.

        В результате работы у детей формируется направленность внимания на звуковую сторону речи, уточняются представления о звукобуквенном и слоговом составе слова. Когда в активный словарь детей введены термины – слова: звук, буква, слово, предложение, ударение, гласные, согласные, тогда можно приступать к орфограммам.

        Следует заметить, что абсолютно грамотных людей нет. Можно выучить правила, некоторые написания можно объяснить логикой, можно выучить исключения, но удержать в памяти все эти нагромождения невозможно.

        Например;  Где логика?  Гигант  -  гигантский, но

                                                     Студент   -  студенческий.

        Как же свести хотя бы до минимума ошибки в работах учащихся?

        Как добиться орфографической грамотности?

        Как предупредить ошибки?

        Для этого должна быть проведена и учителем, и учеником титаническая работа. В ней можно выделить  6 этапов, которые должен пройти  школьник для решения орфографической задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове;
  2. Определить вид (проверяемая или нет), к какой теме относится, вспомнить  правило.
  3. Определить  способ решения в зависимости от типа орфограммы.
  4. Определить ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм.
  5. Выполнить последовательность действий по алгоритму.
  6. Написать слово в соответствии с решением  и осуществить  самопроверку.  

           Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения  правила                             ученики достаточно успешно справляются с заданием –   «Вставить пропущенную букву», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить уже поставленную орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своем тексте, им сначала нужно поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается  наиважнейшим орфографическим умением. Поэтому задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

        Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость. Какие же факторы и условия способствуют формированию грамотного письма?

        

1.ЗРИТЕЛЬНЫЙ  ФАКТОР  срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

        Если ученик один раз неправильно написал слово, то сработает зрительная память, рука зафиксирует неверный графический образ и это отложится в памяти . Потом надо будет писать это слово сто раз, чтобы ликвидировать ошибку.

        Для этого можно использовать следующие приемы с привлечением зрительного фактора:

        1.Письмо с пропусками: - не знаешь точно – не пиши, спроси у учителя, посмотри в словаре и т.п. Если ребенок  не заполнил этот пропуск и сдал тетрадь на проверку, то учитель не должен считать этот пропуск ошибкой.

        Автор программы по русскому языку в образовательной системе «Начальная школа ХХ1 века» использует этот прием для  самостоятельных заданий ученикам (см. рабочую тетрадь «Пишем грамотно» для 2-го класса с.41 упр.5).

        2.Можно построить опорные схемы. Например, в 1 классе написать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем.              

 «Весной лес  оживает.                         е                  о    и        е    .                                          Зеленеет   листва.                                 е    е        ет                и         .                                                                       Цветут  первые цветы.»                      е                    ые                   е       .                                         После составления схемы дети пишут предложение под диктовку намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание.                                             

            3.Прием  - диктант-комментирование  учит детей видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как написать ее.

        4.Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов наша цель не карать, а учить, и тут все средства хороши.

        5.Прием показа неправильного письма. Например, дается текст, написанный с допущенными ошибками. Этот вид работы учит видеть чужие ошибки, а это уже проявление орфографической зоркости, которую нам надо формировать.

        С этим приемом перекликается следующий прием -

        6.Прием взаимопроверки детьми выполненной только что работы. Доверив детям роль учителя и контролера, можно многого добиться в обучении орфографической зоркости. Только надо помнить, что детям надо дать возможность обменяться мнениями, вдвоем  порассуждать и может быть что-то объяснить друг другу.                                                                                                                  7.Заставить думать при письме можно таким приемом. Например, попросить учащихся написать по памяти пять слов с непроизносимой согласной  и ее подчеркнуть. Если ученик пропустит непроизносимую согласную, то и подчеркивать  будет нечего. Значит надо думать прежде, чем писать.

        8.Можно проводить «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем  то, которое диктует учитель, т.е. нужно обосновать орфограмму. Это будет приучать их слышать «опасное место» ,т.е. орфограмму.

        9. Перед  диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют  с ними  предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в контрольной работе.

        10.Хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками до записи слов.                                                                                                          

         2.СЛУХОВОЙ   ФАКТОР.

        Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Потому, начиная с 1 кл. необходимо развитие фонематического  слуха. С этой целью можно проводить следующие игры:

        А) «Найди опасное место».Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при нельзя доверять.

        Б) «Светофор». Дети показывают красный сигнал, как только находят опасное место.

        В) «Зажги маячок».   На опасном месте кладут красные сигналы.

        Г) Можно использовать диктант «с акцентированием». Во время диктанта учитель в «опасных» местах постукивает по столу. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность, заставляет думать, искать, находить правильный ответ.                                                                                                            Д)  «Акцентированный  звук». Все работы  по звуковому анализу проводятся с усиленным  произнесением  каждого звука в слове. Например, СОК – С-С-С-СОК, СО-О-О-ОК, СОК-К-К-К.

        Е) Игра «Живые звуки» (описание этой игры имеется  в методической литературе по образовательной программе «Начальная школа ХХ1 века»).

  1. РУКОДВИГАТЕЛЬНЫЙ  ФАКТОР.

          Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот  почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ слова, «запоминает» и затем пишет его автоматически.

        Здесь важную роль играют домашние задания, ведь грамотное письмо формируется и при его выполнении. Потому домашнее задание должно задаваться своевременно: в начале, середине или конце урока, в зависимости  от структуры урока. Домашнее задание не должно задаваться второпях, учитель обязан его прокомментировать; нужно у учащихся воспитывать привычку выяснять то, что  представляет трудность, приучать их задавать вопросы по домашнему заданию

          4. РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР (ПРОГОВАРИВАНИЕ).

Большую роль играет  орфографическое проговаривание, т.е. как надо писать. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение вслух  и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается написания трудных слов и слов с непроверяемым написанием.

        Зрительное, слуховое, рукодвигательное и речедвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфоргафического  навыка.Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо  впечатления, тем прочнее  ложатся эти впечатления на нашу память. Отсюда можно сделать вывод, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие.

        Работа над словами с непроверяемым написанием это ярчайший пример слияния всех факторов, задействованных при выработке у наших учеников орфографической зоркости.

        В программе обучения русскому языку по методике Иванова С.В. создана стройная схема этой работы. Вот она:

        1) Детям предъявляется слово под орфоэпическую (как говорим) диктовку учителя    (КАПУСТА). Дети в тетрадях, а учитель на доске пишут его с пропуском «опасного места»     (К  ПУСТА).

        2) Учитель предлагает детям высказать свои мотивированные предположения: -А-    или   -О-.

        3) Предположения приводят к пониманию  -  надо обратиться к словарю (в тетради «Учусь писать без ошибок» на с.75 – 77). В словаре слово обводится овалом, раскрашивается цветным карандашом и несколько раз прочитывается орфографически.

        4) После этого заполняется пропуск в написанном слове (КАПУСТА).

        5) Закрыв глаза, дети трижды проговаривают слово.

        6) Затем записывают его по памяти в рукописный словарик (на с.78-79).

        7) Далее слово находится детьми в тетради «Запоминаем слова с непроверяемым написанием» (с.26), обводится овалом и дома (в группе продленного дня) выполняются упражнения с ним (упр. 57-59).

        8) На завтрашнем уроке русского языка это слово обязательно включается в словарный диктант с последующей взаимопроверкой детьми.

        Одним из приемов повышения грамотности считается  РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.  Проверяя тетради,учитель может использовать различные приемы исправления орфографических ошибок:

  • исправить неверно записанную букву (у слабых учеников);
  • зачеркнуть, подчеркивая, но, не исправляя (у более сильных);
  • подчеркнуть все слово с ошибкой (для сильных);
  • пометить на полях ту строчку, на которой есть слово с ошибкой.

Различные виды исправления используются учителем с целью

заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее.

        Работа над ошибками может проводиться на уроке как коллективно, так и индивидуально. Она  должна быть  продолжена дома. Домашняя работа ученика должна начинаться с работы над ошибками, допущенными во вчерашних заданиях. Учитель следить за обязательным выполнением это работы.

        

        Это не новые, не незнакомые для нас методы работы, но систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает неплохие результаты.

        Позвольте пожелать вам и вашим ученикам успеха в овладении сложнейшей русской орфографией.

Используемая   литература:

  1. Доклад Юшковой В.В. на ШМО 16 апреля 2002 г.
  2. Иванов С.В.«Пояснительная записка к методике по русскому языку»

Для 2 класса в книге «Беседы с учителем» (по программе «Начальная школа ХХI века»).

  1. Газета «Первое сентября», статья «Лекарство от безграмотности».

                                                                                                                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе

Слайд 2

« Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости

Слайд 4

У младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно: Ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость); устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило); применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи); проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Слайд 5

Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений: Грамматико-орфографический разбор. Списывание. Диктант. Лексико-орфографические упражнения. Изложения.

Слайд 6

Письмо с проговариванием Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Слайд 7

Зрительный диктант Зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Слайд 8

Комментированное письмо с указанием орфограмм При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Слайд 9

Диктант "Проверяю себя” Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Слайд 10

Специально организованное списывание Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек . Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Слайд 11

Специально организованное списывание Памятка 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Слайд 12

Выборочный диктант. Это тот же предупредительный диктант, но при нем дети записывают не все, что диктует учитель, а только те слова или словосочетания, которые в данный момент интересуют учителя и учащихся. Выборочный диктант экономит время: при нем можно записать больше нужных слов и предложений, чем при другом виде работы. А самое главное его преимущество в том, что он требует внимательного, активного отношения к тексту, к письму.

Слайд 13

Словарный диктант. Он заключается в том, что диктуются не предложения и не связный текст, а отдельные слова. Такими словами могут быть или так называемые трудные слова, т.е. слова с непроверяемыми написаньями, или слова, хотя и подчиняющиеся правилам, но представляющие для учащихся известную трудность: например, слова с проверяемыми гласными или согласными в корне: каток, низкий, скользкий, поздний, сеют, строят ,сзади, ещё и т.п. Такие диктанты обычно требуют 5-10 минут. Они обычно проводятся в конце урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер. Учитель диктует отдельные слова, ученики пишут, а затем проверяют написанное по словарю.

Слайд 14

Творческий диктант. Сущность его заключается в том, что учитель дает не доске нужные для данного случая слова, указывает правило, которое должно быть при этом использовано, иногда дается картинка или серия картинок. Дети составляют предложения, чаще всего объединенные темой, в которые включают данные слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток и т.п. Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубки и шапки.

Слайд 15

Изложение. Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению. При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работ: 1) воспроизведение прочитанного по вопросам; 2) связный пересказ прочитанного; 3) придумывание заглавий к неозаглавленным текстам; 4) составление плана; 5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; 6) творческие работы по прочитанному.

Слайд 16

Изложение. В целях развития самостоятельности учащихся постепенно усложняются и по своему оформлению: текст разделен на небольшие части, и к каждой из них дан пункт плана; текст не разделен на абзацы, но план есть; текст разделен на небольшие части, плана не дано, но последний составляется коллективом; текст не разделен на части, не дано плана; детям надо составить план.

Слайд 17

Прием сознательного пропуска буквы “Знаю - пишу, не знаю - оставляю пропуск”. При его использовании алгоритм действий ученика выглядит следующим образом: Прослушай слово. Запиши столько чёрточек, сколько звуков в слове. Обведи кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях. Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.

Слайд 18

Письмо с “дырками” Не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;

Слайд 19

''Найди опасное место'' Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

Слайд 20

Списывание Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить. Отметь опасные места. Прочитай вслух так, как написано. Так же повтори, не глядя на запись. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места. Проверь.

Слайд 21

Диктант с постукиванием Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Слайд 22

''Секрет письма зеленой пастой'' Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Слайд 23

Письмо под диктовку : диктант “Проверю себя”, когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе; диктант “Найди слова”. Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений; разнообразные творческие работы, цель которых - развитие связной речи и расширение запаса слов; свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.

Слайд 24

Использование разных видов диктантов: Диктант с обоснованием. Диктант с постукиванием (не контрольный). Диктант «Найди слова». Диктант – игра «Кто больше запомнит». Зрительный диктант. Знаковый диктант.

Слайд 25

Знаковый диктант Тема «Части речи». Диктуются слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, я. У учеников запись: С, Г, Ч, П, М.

Слайд 26

Какографические упражнения В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки . Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег . Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы .

Слайд 27

Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова. БГ ПС СС Предлоги приставки Ча-ща , чу-щу , жи - ши Чк-чн 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 3 3 4 4

Слайд 28

Какографические упражнения Разве можно без улыбки видеть Лёнины ошибки. « Налител я на сугроп и расшыб сиводня лоп , очень болно и обидно, глас под шышкою не видно». Быстро Лёне помогайте, все ошибки исправляйте.

Слайд 29

Использование алгоритмов орфографических правил Подготовительный этап. Основной этап. Этап сокращения операций .

Слайд 30

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ 1 шаг . В корне слова есть безударная гласная? Да 2шаг . Подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная стоит под ударением. Удаётся найти не удаётся: проверь по проверочное слово словарю. 3 шаг. Напиши соответствующую гласную букву. Проверь написанное.

Слайд 31

Дидактические игры «Третий лишний». «Молчанка». «Орфографический мячик». «Корректор». «Огоньки». «Кто быстрее».

Слайд 32

Ребус! О РОТА О РОТА В

Слайд 33

Ребус! ПЕ Л НА ПЕ Л

Слайд 34

« Запоминалки », «рифмовки», орфографические сказки. Знаешь ты наверняка, Где ЧН, а где ЧК: речка, ночка, строчка, точка, кочка, корочка и почка, срочный, гречневый, мучной, точный, встречный и речной. Никогда в таких словах Не пишите мягкий знак.

Слайд 35

Использование тренажеров Тренажёр « Непроизносимые согласные » Ф.И.ученика___________________________ 1. Праз ..ник, ярос .. ный , свис.. нул , прес .. ный , любез .. ный , тес.. ный , здра .. ствуй , со.. нце , час.. ное , чу.. ство , чудес..но, вес..ник, инерес ..но, трос..ник, опас ..но, напрас ..но. 2. Облас ..ной , крепос .. ной , чес.. ный , алмаз.. ный , сер.. це , ненас ..но, звез .. ный , доблес ..но, мес.. ный , радос ..но, счас .. ливо , капус .. ный , вес..ник, вкус..но, ужас..но. 3.Поз..но, серьёз.. ный , прес ..но, грус .. ный , мес.. ность , напрас ..но, влас ..но, орес .. ность , парус.. ный , радос ..но, соглас .. ный , чу.. ство , любез .. ный , крас .. ный . 4. Ус.. ный , лес.. ница , чес.. ный , извес .. ный , ярос .. ный , вес..ник, радос .. ный , гиган .. ский , крепос ..ной, влас .. ный , счас .. ливый , капус .. ный , безглас .. ный , доблс .. ный .

Слайд 36

Работа со словарными словами Знакомство с новым словом. Узнавание слова. Работа над словом. Работа над словарным словом в предложении. Работа над словарным словом в тексте.

Слайд 37

Использование карточек с заданиями Упражнение 10. Впиши в пропуски буквы. Р.. сунок – р..сование, нар..сованный. Тр.. мвай – тр.. мвайные пути, остановка тр.. мвая . Ул.. ца – ул.. чное р.. стение , выйти на ул.. цу . Р.. стение – р.. стительность , р.. стениеводство . Р..кета – р.. кетоносец , л..теть на р..кете. Т.. традь –т.. традный лист, записать в т.. традь .

Слайд 38

Упражнение 22. Лаг.. рь м.. дведь к..пуста М.. тро к.. ртофель ов .. щ М.. сква п..м.. дор за.. ц Вставь в предложения подходящие слова. В столовую лаг.. ря завезли _____________: ____________,п ..м.. доры и ____________________. _________________ зимой спит, а ______________ нет. В ______________М.. сквы всегда много н..рода.

Слайд 39

Упражнение 41. Обведи нужную букву. ст а о лица д е и журный р а о стение б е и рёза т о а варищ с о а лома ур о а жай л а о донь т о а пор учит и е ль к о а пуста с а о рока кр о а вать уч и е ник в о а робей ул е и ца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

Основная образовательная программа образовательного учреждения «Начальная школаXXI века»

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».

Статья по теме  "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...

Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века"

Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века" контрольная работа на курсах повышения квалификации....

Информационно-коммуникационное сопровождение учебного процесса в рамках УМК "Начальная школа XXI века"

Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Педагог, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, ...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...