Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)
статья по математике (4 класс) по теме

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. Образовательная программа "Школа 2100" имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка. В ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель развитие функционально грамотной личности. Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу. Построение уроков математики по учебникам Л.Г.Петерсон основывается на технологии деятельностного подхода и проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Iz_opyta_raboty_po_programme_Shkola_2100.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ  В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Школа 2100»

( из опыта работы)    

Макарова Т.Н.,

учитель начальных классов

Ι квалификационная

категория.             

Презентация (слайд 1)

    Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. (слайд 2)

    Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, где ставится ориентир на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эти задачи можно только через развивающее обучение. (слайд 3)

    Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Учитель начальных классов  должен целенаправленно формировать общелогические умения, потому что содержание обучения с первого класса включает в себя, кроме предметных знаний и умений, логическую  составляющую.

Актуальность задачи интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом которой является формирование логических умений, обусловлена рядом причин. Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся: логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме. Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.

     2 года назад я сделала выпуск ребят, которых обучала по образовательной системе «Школа 2100». Меня заинтересовал новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы, учебной литературы, тесная межпредметная связь, сквозные герои, которые помогают активизировать учебный процесс. Образовательная программа “Школа 2100” имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка. В ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель — развитие функционально грамотной личности. (слайд 4)

       Хочу поделиться опытом обучения детей по развивающему курсу математики автора Людмилы Георгиевны Петерсон.  (слайд 5)                   Все учебники построены с учётом психологической специфики возраста и ориентированы на развитие мышления и творческих способностей ребёнка.  Данная технология характеризуется двумя особенностями: (слайд 6)  

  1. глубокой системной психологической основой её построения, обеспечивающей гармоничное сочетание высоких показателей обученности с созданием оптимальных условий развития познавательных процессов, а особенно интеллекта;
  2. оптимизацией процесса развития личности в целом. 

    Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу.

    Построение уроков математики по учебникам Петерсон основывается на технологии деятельностного подхода и проблемного обучения.

Я не буду подробно останавливаться и раскрывать  основные этапы работы над понятием в этой технологии, они вам всем знакомы, а только обозначу их. (слайд 7)  

  1. Самоопределение к деятельности;
  2. Актуализация знаний и мотивация;
  3. Постановка учебной задачи;
  4. “Открытие” детьми нового знания;
  5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи;
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  7. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач.
  8. Рефлексия деятельности. Итоги урока.

    Все вы знаете по собственному опыту, что математику любят в основном те учащиеся, которые умеют решать задачи, хорошо считают, т.е. те у которых всё получается. Вспоминая этот класс, математика была у них любимым предметом, даже у тех, у кого не всё шло так гладко.

    В моём классе было 27 человек, в основном были дети среднего интеллектуального уровня развития. По результатам психологической диагностики учащиеся моего класса обладали разными складами ума – у одних аналитический (30% - чел.), у других преобладал наглядно-образный (41% - 11 чел.), у третьих - образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно (29% - 8 чел.). (слайд 8)

Апробируя данную программу  передо мной встала проблема: как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

   (слайд 9) Была поставлена цель: создать условия для активизации интеллектуальной деятельности учащихся; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.

    Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи:

  1. поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны;
  2. учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся;
  3. моделировать процесс обучения как исследовательскую деятельность учащихся;
  4. развивать интеллектуальную, творческую личность;

      Характерной особенностью этой образовательной системы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти. На уроках математики по учебникам Петерсон развиваются различные логические умения: сравнивать, устанавливать отношение общего и частного, группировать предметы по определенным признакам, самостоятельно обдумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, обоснованно делать выводы, доказывать.

Присутствуют вопросы типа: «что изменилось…», «догадайся», «подумай», «установи закономерность».

А такие творческие задания как «составь слова и исключи лишнее», так называемые анаграммы, (слайд 10) «вставь пропущенную букву и пропущенное число» (слайд 11), «исключи  лишнюю фигуру», «нарисуй недостающую фигуру» (слайд 12), «нарисуй предметы, обладающие общим признаком», «найди  закономерность и продолжи ряд» (слайд 13),   «найди отличия» (слайд 14) «прочитай слова» (слайд 15),  ребусы (слайд 16),  развивают  и воспитывают у младших школьников интерес к математике, способствуют развитию мыслительной деятельности. Очень много на страницах учебника задач на смекалку. (слайд 17)   Например:

  1. На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  2. Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить?
  3. Пять рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков?
  4. У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить?

Следует отметить не только развивающие, но и воспитательные и познавательные возможности уроков математики. Выполняя задание, ученик может получить дополнительную информацию: узнать пословицу или название самой высокой горы мира, расшифровать название самой красивой птицы наших лесов, отгадать загадку, решив все примеры (слайд 18) и т.д.

Система упражнений в учебниках  направлена на то, чтобы обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, повысить эффективность запоминания, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.   По ходу урока учитель и ученики действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы) (слайд 19). Учитель, ведя беседу, внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя.

    В результате апробирования данной технологии уровень интеллектуальной деятельности учащихся моего класса повысился. Применение её приносит свои результаты. Ребята творят чудо, встречаясь с чудом на уроке.

Дети моего класса стали активнее на уроках, они увлечены учебой: сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. На уроках наблюдается сосредоточенность внимания  учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.

    Мои ученики являются участниками международного математического конкурса «КЕНГУРУ», имеют сертификаты достижений. (слайд 20)

    В окружных олимпиадах мои ребята заняли все призовые места по математике (1, 2, 3 место) и 2 место по русскому языку. (слайд 21 )

    Принимали активное участие в городских олимпиадах (слайд 22), в школьных конкурсах «Умники и умницы» (слайд 23 ), участвовали в исследовательской деятельности. (слайд 24)

   Можно сделать вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими  раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях. Это видно на диаграммах. (слайд 25) Когда дети пришли в 1 класс уровень их интеллектуального развития был следующим: с высоким уровнем не было никого, со средним  16 человек и с низким 11. Итоговая диагностика в конце 4 класса показала следующие результаты:  уровень  развития мышления учащихся повысился: количество человек с низким и средним уровнем развития интеллектуальных способностей уменьшилось, а с высоким увеличилось до 8 человек.

Считаю, что технология Людмилы Георгиевны Петерсон и её система упражнений и заданий  (слайд 26) для развития интеллектуальной, творческой деятельности младшего школьника, которая присутствует на каждой странице учебника математики  нашла свое применение и дает положительные результаты.

Работа по формированию логических умений должна быть организована на протяжении всего обучения в начальных классах и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.

И закончить своё выступление хочется словами известного педагога Амонашвили.                  Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

            интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

                           самостоятельность как личностную черту,

                     вселить  в  них  радость  сотворчества,

                              то создавай  им такие условия, чтобы искорки

                      их мыслей образовывали царство мыслей,

           дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

                                                                                        Ш.А. Амонашвили.

    (слайд 27) – спасибо за внимание!

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

Педагогический проект на тему: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК «Перспективная начальная школа»

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому...

Проект по методической теме: "Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики через дидактические игры."

Актуальность проекта: Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами &ldquo...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках математики в начальной школе

Познавательная активность является важнейшей личностной способностью, позволяющая учащемуся  адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся ин...

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...


 

Комментарии

Уважаемая Татьяна Николаевна, с радостью нашла то, что искала. Поясню: у меня большой стаж работы, но по Петерсон начинаю работать только в этом году. Вопросов много, начинать страшно.Новая школа, новые люди, новая для меня программа. Прочитала Ваше выступление, кое что прояснилось. Буду ещё заходить на Ваш сайт. Спасибо!