Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Лазарева Елена Михайловна

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработку включены : календарно - тематическое планирование индивидуально-коррекционных занятий (33 часа); аналитические материалы "Итоги обучения в первом классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно ориентированный дифференцированный  подход к освоению интегрированного курса «Грамота» в первом классе  в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века»

    Основываясь на результатах первичной педагогической диагностики «Готов ли ребенок к школе?» - авторы Е.Э. Кочурова, М. И. Кузнецова,   мною были определены условные уровни интеллектуальной готовности  детей к обучению, в частности готовность к овладению грамотой и математикой. Интеллектуальная готовность детей к школе определялась по следующим показателям :

  • Состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие).
  • Состояние развития психических процессов (восприятия, внимания, наблюдательности, памяти, воображения).
  • Умственное и речевое развитие.  

Анализируя результаты работы, я условно выделила в классе две группы детей:

  • Дети с высоким уровнем готовности к обучению – 5 человек,33%.
  • Дети со средним и низким уровнем готовности  к обучению – 10 человек, 67%,
  • Примечание:  детей с низким уровнем готовности –  6 , 40%., из них с очень низким уровнем  – 2 ребенка.

В своей работе я в полной мере использовала методические пособия «Беседы с учителем 1 и 2 классы четырехлетней начальной школы» под редакцией Л. Е. Журовой.  В данных пособиях содержались ответы на все вопросы, которые возникали  в ходе учебно-воспитательного процесса по нетрадиционной педагогической технологии:  принципы планирования учебного материала, рекомендации по применению традиционных и нетрадиционных форм, методов, приемов работы  с различными категориями  учащихся на всех этапах урока, особенности работы с предложенным УМК и др.

В первом классе основными требованиями  к уровню подготовки учащихся по русскому языку авторы  программы назвали следующие:

  • Предмет «Русский язык» изучается в первом полугодии на уроке «Грамота» - 2 часа в день, во втором полугодии на уроке «Чтение и письмо» - 4дня по одному часу, 1день- 2 часа.
  • Обучение  распределено по разделам:

1) Формирование начальных представлений о слове.

2)Звуковой анализ слова.

3) Формирование учебных действий чтения и письма.

4) Развитие речи.

  • Учащиеся к концу обучения в первом классе должны уметь: выделять предложения из речевого потока, выделять слова, называющие предметы, строить модель высказывания, проводить звуковой анализ 4-5 звуковых слов, строить звуковые модели слова; различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, повышенный уровень – различать глухие и звонкие согласные, называть особенности йотированных гласных; грамотно записывать, печатать, выкладывать из разрезной азбуки, а затем под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова,  простые предложения, где орфоэпия и орфография совпадают.

Отмечу, что в процессе обучения  грамоте в рамках интегрированного курса, у детей происходило   интенсивное развитие  фонематического слуха, зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Большой выбор заданий, предложенных в учебнике и  рабочих тетрадях  на печатной основе,  позволил осуществлять дифференцированный подход к  двум группам учащихся, выявленных  в ходе педагогической диагностики, кроме этого я отметила, что у учащихся быстрыми темпами происходило умственное и речевое развитие. А особенности структуры интегрированного урока, позволили снять утомляемость первоклассников, быстрая смена деятельности (через5-7 минут) способствовала удержанию интереса к предмету, развитию произвольной памяти и внимания.

Система упражнений, предложенных  Л. Е. Журовой А. О. Евдокимовой, В. Н. Рудницкой, Е. Э. Кочуровой, позволили мне наблюдать процесс становления у детей с различным  уровнем развития первичной учебной  деятельности.  Дети  сами «Стали учить себя», им стало интересно на занятиях (Что будет дальше?).  Они  понимали,  зачем выполняют  предлагаемые им задания, стали учиться оценивать результаты своей деятельности.  

    Интересно построена система обучения детей чтению и письму. Работая над новой темой, учитель,  следуя логике изложения материала, всегда опирается на имеющийся опыт детей. Таким образом, ребенок всегда становится равноправным участником учебного процесса. Изучение алфавита происходит своеобразно, дважды – в первом полугодии ученики узнают все буквы и звуки , учатся  читать и печатать слова, предложения, небольшие тексты.  Во втором полугодии алфавит изучается повторно, но у детей формируется навык письма курсивным шрифтом.

Алфавит изучается блоками, по определенному алгоритму, поэтому у детей  складывается умение учить себя, они на довольно высоком уровне запоминают последовательность учебных операций.

  • Гласные звуки и буквы.

Изучаются парами: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Изучение идет в сопоставлении. Дети на доступных их пониманию примерах усваивают способы мыслительной деятельности. Опираясь на свой собственный опыт, они познают тайны нашего языка на научной основе, начинают свободно оперировать терминами: «звук, слог, предложение, слово, буква и др.».происходит интенсивное развитие познавательных процессов. А межпредметная связь, которая заложена в программе «Начальная школа XXIвека», позволяет ученикам, работающим в замедленном темпе, усвоить новые знания в течение всего учебного процесса (за полный учебный день). Дети с  более высоким уровнем развития имеют возможность применить полученные знания в нестандартной ситуации, т.е. на других уроках. В ходе изучения гласных звуков и букв дети усваивают принцип построения прямого слога, гласный звук определяет предшествующий согласный по твердости-мягкости. Усваиваются особенности йотированных согласных.

  • Непарные звонкие согласные. Л, М, Н, Р, Й.

В процессе изучения данных букв и звуков дети учатся читать . При обучении чтению  прямых и обратных слогов я придерживаюсь следующих правил:

1) следить, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам.

2) напоминать, что первую букву надо немного потянуть, а вторую сказать коротко.

3) не забывать водить пальчиком или указкой по «соединительной» дорожке.

4) Обязательно проводить звуковой анализ слогов.

  • Парные звонкие и глухие согласные. Вводим специальный значок

        для обозначения звонких согласных. Вводим понятие  «шипящие». Формулируем орфографическое правило: правописание сочетаний ЖИ-ШИ.

  • Непарные глухие согласные. Вводим орфографические правила: правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  • Буквы Ъ и Ь. Их функции в слове.

Итогом  изучения букв и звуков стала таблица звуков и букв, которая в качестве информационного стенда находилась в классной комнате все четыре года обучения (используется учениками в качестве подсказки при проведении фонетического разбора слов)..

Остановлюсь на  системе работы  в рамках  коррекционно-развивающего обучения ,в основе которого лежит технология личностно ориентированного обучения.

 На первый год обучения было предусмотрено 33 часа индивидуальных занятий. В первом полугодии – 1 час в рамках курса «Грамота» - 16 часов, во втором полугодии – 1 час в рамках занятий в группе продленного дня – 17 часов. Исходя из уровня подготовки детей к обучению в первом классе  (67% имели условный средний и низкий уровень развития, 40% детей имели нарушения речи (согласно медицинским показаниям)) я включала в состав коррекционных групп тех детей, которые испытывали трудности по определенному направлению. Я разработала занятия для детей, имеющих трудности в развитии моторики и пространственного восприятия, в развитии фонематического слуха,  трудности в освоении чтения и письма,  в овладении математическими понятиями.  Группы учеников в течение учебного года были достаточно мобильны, т.к. в процессе обучения  у каждого ребенка выявлялся индивидуальный путь развития.

Примерное  календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

Дидактический материал и оборудование.

У учителя:

-  Набор фишек красного цвета (гласные звуки), синего и зеленого (твердые и мягкие согласные), желтого цвета – для обозначения всех звуков), колокольчик (для обозначения звонкости согласного звука);

- набор картинок с изображением предметов для проведения фонетического анализа,

- тетрадь для коррекционной дифференцированной индивидуальной работы «Учусь писать и читать» автора Кузнецовой М. И. 

У  обучающихся:

- Рабочие коррекционные тетради,

-  набор цветных карандашей,

- мозаика с фишками красного, синего, зеленого, желтого цветов,

- блокноты для записей (в них детям предлагается рисовать звуковые модели слов, графические модели предложений, просто тренироваться, если что-то не получается). Блокнот является собственностью только ребенка. Ученик  волен выполнять в нем задания в произвольном порядке,  может исправлять, зачеркивать, стирать, т.е.  у ребенка формируется первый опыт рефлексии.

В последующем предметы оборудования могут изменяться в произвольном порядке. На занятие отводится 30 минут.

Занятие 1.

Тема:  Звуковой анализ слова. Учимся ориентироваться в пространстве.

Задачи: формировать умение выделять звук в словах, фиксировать его с помощью фишки или карандаша нужного цвета; развивать умение различать понятия «слева направо», «справа налево», «вверх», «вниз», «внутри», «за», «под», «над».

Ход занятия.

  1. Работа со схемой звукового анализа слова. Фронтальная работа. Работа в тетрадях. С.4-7. Рассмотреть сюжетные картинки. Самостоятельная работа. Назвать слова.  Фронтальная работа. Выделить звуки [а]  ,  [о]  , [ и], [ у]  ,[ ш] ,[ в]  ,[  л]  ,  [ р]  . Индивидуальная работа. Определить место звуков  в словах.  Самостоятельная работа. Обозначить звуки фишкой нужного цвета. В тетради закрасить цветным карандашом соответствующего цвета пустой квадратик.
  2. Пространственные понятия. Фронтальная работа.  Работа по сюжетной картинке с. 17 учебника. Назвать предметы, изображенные слева от березы, справа от яблони, между березой и яблоней и.д. Самостоятельная работа. В тетради на с.6 обвести замкнутой линией предметы, изображенные слева., на с.7 вверху, , на с.4 справа.
  3. Игра «Живые звуки». Слово «шар», «мак»./ Беседы с учителем. 1 класс четырехлетней начальной школы. С. 96/
  4. Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха. Составление звуковой модели слова «мак», «шар» с помощью фишек.

Занятие 2.

Тема: Звуковой анализ слова. Гласные  и согласные звуки. Тренируемся писать линии.

Задачи: формировать умение различать звуки  [к ] ,[ т]  , [ м]  ,  [н ] , умение различать и фиксировать гласные звуки,  правильно писать прямые линии различной длины.

Ход занятия.

  1.  Фронтальная работа. Выделяем звуки [к]  , [т]  , [ м ] , [ н]  . Работа в тетради на с.8, 9. Самостоятельная работа и индивидуальная работа. Соединить линией слово с нужной схемой.
  2.  Фронтальная работа. Выделяем гласные звуки. Работа в тетради на с.10, 11. Индивидуальная работа. Провести прямые линии от картинки к нужной схеме.
  3. Индивидуальная работа с детьми с условным высоким уровнем развития. Составление цепочек слов . Работа в тетради на с.12-13. Рефлексия: при правильном выполнении задания получается  какая-либо фигура (домик, звезда)
  4. Самостоятельная работа. Пишем на индивидуальных карточках прямые линии заданной длины и наклона.
  5. Фронтальная работа с детьми с условным низким уровнем развития. Составление цепочки слов. работа в тетради на с.12.

Занятие 3.

Тема: Звуковой анализ слова. Гласные звуки. Согласные звуки твердые и мягкие.

Задачи: формировать умение различать гласные звуки в середине слов, умение различать и фиксировать фишками нужного цвета твердые и мягкие согласные.

Ход занятия.

  1. Фронтальная работа. Игра «Живые звуки». Слова «сани, Нина». Составление звуковых моделей слов.
  2. Фронтальная работа и индивидуальная работа. Различение твердых и мягких согласных. Игра «Скажи как я». Игра «Камень, травка». Произношу твердые и мягкие согласные  в сопоставлении –[л-л-л]   [ ль-ль-ль] несколько раз (минимум 3), прошу каждого ребенка повторить за мной, корректирую неверное произношение. Играем в игру «Камень, травка». Если слышим твердый звук – показываем сжатый кулачок. Если мягкий звук – поглаживаем тыльную сторону ладони.
  3. Звуковой анализ. Штриховка  окошечек  соответствующим цветом.  Фронтальная работа с детьми, имеющими средний уровень развития, затем самостоятельная работа в тетрадях на с.15, 16, 17, 18.  
  4. Проводится  групповая работа с детьми, имеющими нарушения речи по методическому пособию Е. В. Колесниковой «Раз –словечко, два –словечко», (Москва, Ювента, 2000.)

Занятие 4.

Тема: Звук [a], буквы А,  Я.

Задачи: формировать умение  выделять в звучащей речи гласные и согласные звуки, давать им качественную характеристику (твердые и мягкие); закрепить зрительный образ букв А и Я, сформировать представление о йотированных гласных .

Ход занятия.

  1.  Фронтальная работа Звуковой анализ. Разгадывание кроссворда. Работа в тетради на с. 21. Составление звуковой модели слова.
  2.  Фонетическая зарядка. Буква « А».   Широко раскрываем рот и широко разводим руки в стороны. Предлагаем посмотреть в зеркало и показываем ребенку, что при произнесении звука А рот открывается очень широко. Радуемся: «А! Это ты? Привет!» Буква «Я». Что говорит бабушка, когда видит у внучки грязные ручки? (Ай, я, яй!» Буква «Я» - хвастунишка! Ткнув в себя пальцем, несколько раз повторяем: «Я –я – я!»
  3.  Закрепление зрительного образа букв.  Самостоятельная работа в тетради на с.19, 20.
  4.  Индивидуальная работа . Чтение слогов: АЯ, яа. Пальчиком ведем по дорожке, тянем звук.
  5. Фронтальная работа. Звуковой анализ слова «яма». Самостоятельная работа в блокнотах. Самопроверка по образцу. Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития у доски. Анализ слов аист, мак.

 Занятие 5.

Тема: Буквы и звуки  О, Ё, У, Ю.

Задачи: закреплять зрительный образ букв, формировать умение выделять звуки, давать им качественную характеристику, формировать умение читать слоги из гласных букв.

Ход занятия.

  1.  Фронтальная работа. Фонетическая зарядка. Буква «У». вытягиваем губы трубочкой, руку протягиваем вперед. Сравниваем; «Паровозик едет и губами гудит».  Буква « О». губы округляем, руки соединяем над головой, изображая букву О. Удивляемся: «О! что это у тебя?». Буква Ё – при произнесении чередуем произношение Й-О. Буква «Ю» - вытягиваем указательный пальчик и имитируем вращение волчка, пропевая: «Ю - ю –ю!»
  2. Закрепление зрительного образа букв. Самостоятельная работа в тетради на с.22, 23, 25, 26. Самопроверка. При правильной штриховке получается изображение предметов.
  3.  Упражнение в звуковом анализе слов. Составление звуковых моделей. Самостоятельная работа для детей со средним уровнем развития. Предлагается выполнить звуковой анализ по  одному  слова по выбору  в тетради на с. 22, 23, 25, 26 или звуковой кроссворд  на с.27, 24. Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития у доски. Слова: мяч, кот, пес, луна, ключ.
  4. Чтение слогов.  (сочетания гласных букв).Фронтальная работа. Затем индивидуальная работа.

Занятие 6.

Тема: Буквы и звуки  И, ы, Э, Е.

Задачи: закрепление зрительного образа букв; отработка умения выполнять звуковой анализ слова, составлять модель слова, формировать умения читать слоги (стечения различных согласных).Слоги напечатаны на карточках со вспомогательными линиями.

Ход занятия.

Фонетическая зарядка. Индивидуальная работа. Буква «И». губы растягиваются в улыбку. Звук мы произносим более высоким голосом, поэтому поднимаем указательный палец вверх. Сравниваем: буква И - самая веселая, всем улыбается.  Буква «Ы». нижняя челюсть опускается. Буква Ы   - пузатый старичок с палочкой. Сжимаем кулаки и двигаем руками вверх-вниз. Старичок сердится: «Ы-ы-ы! вот я вам покажу, проказники!». Буква «Э». Открываем рот и высовываем язык. Руку вытягиваем вперед ладошкой вверх. Буква дразнится: «Э-э-э!». Буква «Е» - ель рисуем указательными пальчиками – от макушки к основанию. Звук – последовательное чередование звуков Й –Э, поэтому возникает ощущение, что основание (корень языка) сначала поднимается, а потом опускается.

  1.  Закрепление зрительного образа букв. Самостоятельная работа в тетради на с.28, 29, 31, 32.Штриховка по заданному алгоритму образов букв И, ы, Э, Е. Самопроверка: назови предметы, которые получились после окончания штриховки.
  2. Упражнение в чтении слогов. Индивидуальная работа.
  3. Упражнение в звуковом анализе слов. Фронтальная работа в тетради на с.28 (лисы), 29 (труба), 32 (лес). Игра «Живые звуки». Индивидуальная работа у доски – составление звуковых моделей указанных слов.
  4. Самостоятельная работа. Для детей с высоким и средним уровнем развития. Разгадать звуковые кроссворды либо на с.30, либо на с.31.

Индивидуальная работа учителя с детьми, имеющими трудности речевого развития. Звуковой анализ слов с качественной характеристикой звуков: с.28 (гиря, вишни), с.32 (белка).

Занятие 7.

Тема: Правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных.

Задачи: закрепить  на практике умение  применять правила написания гласных звуков после твердых и мягких согласных.

Ход занятия.

  1. Фронтальная работа. Ответы на вопросы учителя: Какие бывают звуки? (гласные, согласные). Как определить гласные звуки? Согласные звуки? Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие). Игра «Сдаем экзамен». Учитель называет звук. Ученик выкладывает фишку соответствующего цвета. Три ученика работают у доски. Самопроверка. Экзамен сдан, если выложен правильный цветовой узор. Если есть ошибка можно пересдать экзамен вместе с учителем.
  2. Фронтальная работа в сочетании с индивидуальной «по цепочке». Написать под диктовку гласные буквы; заглавная О, строчная  Я и т. д.
  3. Самостоятельная работа. «Найди друга». На доске в произвольном порядке выложены 10 квадратов синего (твердые согласные) цвета и зеленого (мягкие согласные). Нарисовать в своем блокноте квадраты такого же цвета в таком же порядке. Дописать к ним нужную гласную букву.
  4. Индивидуальная работа. Чтение слогов.
  5. Фронтальная работа. Письмо слогов под диктовку.

Занятие 8.

Тема: Непарные звонкие согласные звуки и буквы.

Задачи: закреплять зрительный образ букв; формировать умение читать прямые и обратные слоги; закреплять умение выполнять звукобуквенный разбор слова ( с йотированными гласными и в слове где букв больше, чем звкуков).

Ход занятия.

  1. Фонетическая зарядка. Буква « М». «М-мамина буква.» кладем руку на щеку, произносим носовой звук М и чувствуем, как щека вибрирует. Буква «Н» -живет в носу (звук Н – носовой). Кладем палец на нос, чтобы почувствовать его вибрацию во время произнесения звука. Буква «Р» - рокочет мотор мотоцикла. Вращаем кулаками перед собой, имитируя звук работающего мотора:»Р – р – р!» Буква «Л» - болтушка. Энергично потряхивая поднятыми ладонями и двигая языком из стороны в сторону, произносим:»Л – л – л !» Буква «Й» -аЙ! Укололся!.   Резко отдергиваем вытянутый указательный палец.
  2. Самостоятельная работа. Закрепление зрительного образа букв. Работа в тетради на с.33, 34, 35, 36, 37. Самопроверка.  Назвать предметы, которые получились после штриховки.
  3.  Индивидуальная работа с  детьми, имеющими трудности в обучении чтению. Работа в парах. Чтение слогов на карточках с учителем или работая в паре дети читают слоги друг другу.
  4. Упражнение в письме под диктовку. Фронтальная работа. Пишем слоги, буква, слова.
  5.  Самостоятельная работа  в тетрадях.  Упражнение в звукобуквенном разборе слов. Выполнение заданий по выбору на с33- 37 .

Занятие 9.

Тема: Проверочная работа.

Задачи: выявить уровень усвоения изученных тем.

Ход занятия.

Работа выполняется в  блокнотах.

  1.  Запишите все буквы  гласных звуков.
  2.  Запишите под диктовку слова: мама, рано, яма, орёл, лён, лилия.
  3.   Нарисуй модель слова: 1 вариант Ира, 2 вариант: лимон, 3 вариант ямка.

Занятие 10.

Тема: Парные звонкие и глухие согласные Б-П, З-С.

Задачи: закрепить зрительный образ букв; способствовать умению детей дифференцировать звуки [б] ,[ п] ,[ з] ,[ с].

Ход занятия.

  1. Фонетическая зарядка. Буква «К» - курочку кормим. Соединяем указательный и большой пальцы правой руки, имитируя клюв курочки, и несколько раз подряд произносим: «К –к –к!».

Буква «Г» -гусь гогочет.  «Грозим» указательным пальчиком, наклоняя его вниз: «Г –г –г!» Буква «З» - звенит злой комар. Потрясти указательным пальчиком над головой, затем пощекотать бочок ребенка: «З –з – з!» малыш обязательно рассмеется и попробует пощекотать вас. При таком сравнении буква быстро запоминается.

Буква «С» - «Студеная, холодная» буква. Губы растянуты, между зубами небольшая щель. Язык прячется за нижними зубами. Держим ладонь параллельно рту и дуем холодным потоком воздуха: «С – с- с!».

  1. Самостоятельная работа. Закрепление зрительного образа букв. Работа в тетради на с.38, 39, 40, 41.
  2.  Дифференциация звуков [б] ,[ п] ,[ з] ,[ с]. Индивидуальная работа или работа в парах. Чтение слогов парами в столбцах таблицы. Таблицы у каждого ребенка. Он может делать любые пометки в ней. Дополнительное задание: ориентация  в системе ячеек. Списать указанные слоги.
  1. Га
  1. Ко
  1. Гу
  1. Ки
  1. ка
  1. го
  1. ку
  1. ги
  1. за
  1. зо
  1. зу
  1. зи
  1. са
  1. со
  1. су
  1. си
  1. сгна
  1. сгно
  1. сгну
  1. сгни

Чтение слов в таблице:

Но-га

Гос-ти

Ног-ти

Го-ра

Ру-ка

Кос-ти

Ког-ти

Ко-ра

Кор-ка

Гай-ка

Гром-ко

Гор-ка

Кой-ка

Кром-ка

  1. Фронтальная работа. Различение заглавных и строчных букв, обучение работе с головоломками. Выполнение заданий в теради на с.38, 39.

Занятие 11.

Тема: Дифференциация букв и звуков [з] , [с] ,[ д[ , [т].

Задачи: закрепление зрительного образа букв ; развивать умение дифференцировать указанные звуки, сопоставлять их по глухости-звонкости.

  1. Фронтальная работа. Фонетическая зарядка. Буква «Д» - дрова рубим! Делаем рубящие движения ребром ладони и одновременно громко и отчетливо произносим: «Д –д –д!». Буква «Т» -напоминает короткие удары молоточка. Зажимаем в руке воображаемый молоток и стучим: «Т - т – т!».
  2. Дифференциация звуков [з – с], [д – т ]. Фронтальная работа в тетради на с. 41, 45.
  3. Закрепление зрительного образа букв. Самостоятельная работа в тетради на с. 42, 44.
  4. Развитие интеллекта: пропедевтическая работа  по введению понятия родственные (однокоренные слова). Развитие речи: сопоставление картинки и предложения. Работа в тетради на с. 46.
  5. Предупредительный диктант предложений: индивидуальная работа. Люся катит куклу в коляске. У стола стоит стул.  У стены стоит лесенка.

Занятие 12, 13,  14, 15 разработаны по темам курса  «Математика».

Занятие 16.  Педагогическая диагностика  №2. (Приложение 2) – окончание курса «Грамота».

Занятие 17.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных букв и звуков б – п , в – ф .

Задачи: закрепить зрительный образ букв, отрабатывать навык дифференциации согласных по твердости – мягкости, глухости – звонкости, развивать умения выполнять учебные действия.

Ход занятия.

  1. Фонетическая зарядка. Буква «Б». Громкая буква! Надуваем щеки, а руками имитируем удары по барабану: «Б-Б-б»! Буква «П». «Папина буква». Смыкаем и размыкаем губы, как будто сдуваем перышко с ладошки. Буква «В» - прикусываем нижнюю губу верхними зубами. Сравниваем: самолет летит и гудит: «В – в – в!». двигаем рукой вперед, вверх, показывая, как самолет взмывает в небо. Буква «Ф» -фыркнул ежик. Прикусываем нижнюю губу верхними зубами, а затем, на выдохе выталкиваем ее потоком воздуха. В отличие от парного звонкого В, звук Ф произносится без участия голоса.
  2. Закрепление зрительного образа букв. Работа в тетради на с.47, 49, 51, 52.
  3. Фронтальная работа. Дифференциация звуков по глухости – звонкости.  Правила правописания имен собственных.  Работа в тетради на с. 48 ( [б] –[д] , 49[ п]- [б] , 52 – [в] – [ф] )
  4. Задания на развитие учебной деятельности на узнавание и запоминание. Прочитайте слова, записанные на доске. Найдите слова, написанные правильно. Лэна,  Лена,  юубка, юбка, яама, яма, масо, мясо.

Занятие  18.

Тема: Дифференциация согласных  по глухости-звонкости, твердости-мягкости:  [ж] , [ ш] , [ч] ,[ щ].

Задачи: закрепить зрительный образ букв, отрабатывать навык дифференциации согласных по твердости – мягкости, глухости – звонкости, развивать умения выполнять учебные действия.

Ход занятия.

  1. Фонетическая зарядка. Буква «Ж» - жужжит жук. Сжимаем кулак и энергично трясем им из стороны в сторону. В отличие от глухого Ш, звук Ж произносится при участии голоса, с более сильным выдохом. Буква «Ш». – шипит змея. Сгибаем руку в локте и двигаем ею из стороны в сторону, имитируя качание кобры: «Ш – ш – ш !» Буква «Ч» - прижимаем указательный палец к губам:»Ч –ч –ч! Не шуми!» Буква «Щ» - резко взмахиваем руками. Движение напоминает взмах волшебной палочки. Чтобы заинтриговать ребенка, спрятать под платок, например, конфетку и наколдовать: «Щ –щ – щ! Получай сокровища!»
  2. Закрепление зрительного образа букв.  Самостоятельная работа в тетради на с.53, 54, 56, 57.
  3. Упражнения в дифференциации звуков. Индивидуальная работа в тетради на с. 55, 58.
  4. Задания на развитие учебной деятельности на узнавание и запоминание. Прочитайте записанные на доске слова. Найдите слова, которые написаны неправильно. Шука, щука, изык, язык, шервяк, червяк.
  5. На понимание и обобщение. Прочитайте слова. В блокнот запишите только те, которые обозначают кличку животного. Толя, Жучка, Вазуза, Зорька, Сычевка, Муська, Рекс, Дружок.

Занятие 19.

Тема: Непарные глухие согласные.

Задачи: помочь обучающимся систематизировать знания о непарных глухих согласных, закрепить образы букв, закреплять умение отличать согласные звуки от гласных, развивать умения выполнять учебные действия.

Ход занятия.

  1. Фонетическая зарядка. Буква «Х» - холодно, ручки погреем! Выдыхаем горячий поток воздуха на ладонь и произносим без участия голоса: «Х –х» Буква «Ц» -цыц! Резко опускаем указательный палец: «Ц –ц –ц!»
  2. Закрепление зрительного образа букв. Самостоятельная работа на с. 59, 60.
  3. Дифференциация букв и звуков. Упражнения в чтении. Групповая или индивидуальная работа.[ Ч] – [ц ], [ч –с –ш] , [ч –ть]. Карточки.
  1. Ач
  1. Яч
  1. Мяч
  1. КА-лач
  1. Оч
  1. Еч
  1. Оч-ки
  1. Грач
  1. уч
  1. юч
  1. ключ
  1. об-руч

Дополнительное задание на развитие учебной деятельности: обведи слоги, заштрихуй слова, в каких слогах звуков больше, чем букв? Запиши их к себе в блокнот. Составь звуковую модель.

[ч –с –ш]

СА

са-чок

Час-то

ча

ча-сы

Сей-час

ша

чаш-ка

Ска-чок

[ч –ть].

Ачь

Оч

Уч

Ич

Ать

Оть

Уть

Ить

Ча

Чо

Чу

Чи

Че

Плач

тя

тё

тю

ти

те

Пла-тье

  1. Фронтальная работа. Закрепить знания  о предложении как законченной мысли. Поставить знаки в конце предложения.  Вот и роща  Как там красиво  Что там вдали
  2. Самостоятельная работа. Списывание предложений в блокнот.

Занятие 20.

Тема: Буквы ь и ъ.

Задачи: закрепить знания детей о функциях ь иъ знаков, закрепить образы букв, развитие учебной деятельности.

Ход занятия.

  1. Фонетическая зарядка. Буква «Ь» - молчит, когда одна! Делает впереди стоящие буквы добрее, заставляя их звучать «мягче». Показать: было Б, стало БЬ! Буква «Ъ» - тверда, как стена! Спотыкаемся о Ъ, когда читаем, останавливаемся и объ – езжаем.
  2. Закрепление образа буквы. Работа в тетради на с.62.
  3. Упражнение в чтении слов с ъ. помни, ъ обозначает разделение букв. Читай буквы раздельно.
  1. Объ-е
  1. Разъ-е
  1. Съ-е
  1. Объ-я
  1. Подъ-е
  1. Въ-е

Сравни:

Объя

Съе

Въе

Разъе

Подъе

Обя

се

ве

разе

поде

Съе-ла

Ма-ша съе-ла пи-рог.

Се-ла

Ма – ша се-ла на стул.

  1.  Зрительный диктант. Считалка.  Мы шли, шли, шли. Пирожок нашли. Сели,  съели и опять пошли.

Занятия 21-25 разработаны по курсу «Математика».

Занятия 26 - 29

Тема :  Проверочные работы в конце учебного года.

Задание 1.умение классифицировать слова, делить их на слоги, определять количество слогов по количеству гласных букв. Лишнее слово машина. Оса, рыба, змея, машина, таракан, кот, шмель, рак. ( Группы одно, дву-, трехслоговые слова)

Задание 2. умение различать гласные и согласные звуки. Подчеркнуть гласные красным карандашом, а согласные синим или зеленым. Дуб, береза, ель, сосна.

Задание 3. различать твердые и мягкие согласные звуки как результат развития фонематического слуха. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. А) Дети, ребята, мячик, клен, сетка, свёкла. Б)Брёвна, пряник, блюдо, люстра, ключи, утята. В) Лида, Мила, Нина, Толя, Светлана, Петя, Андрюша.

Задание 4. умение соотносить, различать парные звонкие и глухие согласные и обозначать их соответствующими буквами. А) заполни таблицу:

Парные согласные

Непарные согласные

Б

Г

Д

З

Л

Н

Й

Ф

Т

Ш

Х

Ч

Щ

Б)замени в слогах глухую согласную на  парную звонкую, не изменяя гласной буквы. Напиши пары слогов: СА-за, спа -…, ты -…, по -…, шта -…, сна-…, све-…

В) замени в словах начальную звонкую согласную на парную глухую. Запиши новое слово и устно объясни, что оно обозначает. Башня, день, гора, жить. Дочка, дом, бой, балка.

Г) в сочетаниях слов слово «эти» замени на слово «Этот». Напиши новые сочетания слов. Будь внимательным! Эти плоды. Эти огороды. Эти врачи. Эти флаги. Эти сады. Эти рога. Эти заводы. Эти ножи. Эти дубы. Эти пруды. Эти морозы. Эти снега.

Задание 5.умение владеть звукобуквенным анализом. Выпишите слова, в которых звуков больше (меньше), чем букв. Ел, вёл, цвет, моряк, маяк, змея, земля, ёжик,.

Задание 6.сформированность  представлений  о предложении  как единицы речи, выражающей законченную мысль. Прочитай слова. Солнышко, полянку, яркое, осветило. Восстанови предложение. Запиши его. Составь свое предложение о весне. Попробуй его записать, можно схемой.

Занятие 30.

Тема: Разноуровневые проверочные работы  по итогам предшествующих занятий.

Занятия  31 – 32 разработаны по курсу «Математика»ю

Занятие 33. Заключительное.  Путешествие в страну  «Веселая грамматика». (конкурсы, игры, соревнования).

Итоги обучения в первом классе.

Отслеживание  уровня развития и степени обученности  первоклассников проходило в течение года  при проведении и анализе самостоятельных, проверочных работ. Но главным показателем  стали результаты педагогических диагностик. В течение первого года обучения их проводилось три – входная (на начало года), №2 – в конце первого полугодия, №3 – в конце учебного года. Анализ  полученных результатов   позволил выявить тенденции интеллектуального развития детей.

Количество детей, выполняющих предложенные задания без ошибок,  (высокий уровень) – увеличилось  в течение года в среднем на 7%.  Увеличилось и количество учеников, которые в основном справляются с предложенными заданиями, но допускают при этом единичные ошибки, У трех детей ошибки связаны с трудностями  в речевом развитии. Тринадцать детей из пятнадцати  выполняли задания самостоятельно, четко следуя указаниям учителя (во входной диагностике только 8 детей справлялись с заданиями самостоятельно).

Вывод: анализ проведенной диагностики №3 на конец  обучения в первом классе  показал, что у 80% выполнявших работу сформировано на высоком уровне умение выделять группы однокоренных слов по двум признакам. Однако  два ученика не справились с полученным заданием: не усвоили принцип применения к определению родственных слов «близкие по значению».

 Тема «Фонетика» - умение определить верную звуковую характеристику слова из трех предложенных вариантов и самостоятельно строить графическую звуковую модель слова – усвоена на хорошем уровне 73% обучающихся. Выявлены типичные ошибки: два ученика, имеющие нарушения речи, затрудняются в определении глухости-звонкости и твердости-мягкости согласных звуков Л, Т.

Необходимо учесть, что за прошедший учебный год  у детей произошло значительное  развитие фонематического слуха..

На начало учебного года.

 

73% учеников  на входной диагностике  показали  низкий и средний уровень умения выделять звуки речи, 27 % -высокий.  

На конец учебного года

 Необходимо отметить, что на низком уровне, т.е. не справились с заданиями,  только 20% учеников класса. Причем у двух учеников имеются нарушения речи (Олег Е.,  Харон К.)   Для  Руслана Н., Увайса Д., Харона К. – русский язык не является родным языком, соответственно дети по объективным причинам могут допускать фактические ошибки в характеристике звуков  русского языка.   80% первоклассников задания, направленные на выявление уровня развития фонематического слуха, выполнили без ошибок или допустили только по одной ошибке.

Тема «Правописание слов» - орфограммы «Правописание гласных после шипящих», «Правописание имен собственных» - усвоена на высоком и среднем уровнях  87 % обучающихся класса. Два ребенка (Руслан Н., Харон К.) не справились с предложенным заданием.  

В ходе анализа результатов диагностики и наблюдения за процессом ее выполнения учениками , я отметила, что у детей начинается формирование навыка самоконтроля, самопроверки – самостоятельно найти и исправить в словах допущенные ошибки  - достаточно сложное задание для первоклассников. Однако дети справились с предложенным заданием на хорошем уровне.

На конец учебного года обучающиеся  обнаружили умение выделять из речевого потока слово и определять его как часть речи. Предмет, признак предмета, действие предмета (дети  с  условным высоким уровнем развития усвоили  термины « имя существительное», «имя прилагательное», «глагол») указали правильно   60% детей, допустили по одной ошибке (различение признака предмета или действия предмета) 27%,  не справились с заданием, хотя приступили к его выполнению 13% учащихся.

Дети  показали умение выделять в простом предложении грамматическую основу.  Без ошибок выполнили задание 47% первоклассников,   33.3% - допустили по одной ошибке,  20%  - 3 ученика  (Руслан Н., Харон К., Маша Д.) не приступили к выполнению задания.

Анализ результатов проведенных  контрольных работ (диктант и списывание Приложение №3) в конце учебного года, позволили мне выявить

  • уровень сформированности навыка грамотно записывать под диктовку текст, состоящий из простых предложений, писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных, ставить точку в конце предложения, правильно писать гласные после шипящих;
  •  уровень сформированности умения списывать текст (работая только самостоятельно) в соответствии с нормами каллиграфии.

Результаты  работ подтвердили общие тенденции развития детей, выявленные в ходе педагогической диагностики на конец учебного года.

Ученики   за  первый учебный год не только  успешно освоили программный материал, но и начали овладевать ведущей учебной деятельностью – учебной. Расшились познавательные и учебные  интересы – детям понравилось учиться в школе, они  всегда испытывали желание остаться в классе после занятий, охотно посещали дополнительные занятия, где любили выполнять более сложные задания. Интересно то, что ученики не боялись задавать вопросы, вступать в спор, доказывая свою точку зрения, не испытывали страха перед ошибками. Нужно отметить, что  мои первоклассники стали гораздо самостоятельнее, в значительной степени у них повысилось чувство ответственности за свои поступки. Самостоятельно выполняя задания, в том числе и нестандартные, успешно справляясь с ними, видя полученный результат, дети стали испытывать чувство удовлетворенности собой. У них появилась уверенность в том, что они могут сами совершать действия и даже самостоятельно оценить результат их выполнения. У ребят стала проявляться  инициатива, когда они начали приносить в класс  художественные книги, энциклопедии, игры в продолжение тех тем, которые обсуждались в классе. Это говорит о развитии познавательной  творческой активности личности, что в конечном итоге и является целью личностно ориентированного обучения. На родительском собрании в конце учебного года я попросила родителей ответить в анонимной анкете на ряд вопросов, касающихся обучения их детей по развивающей авторской программе. Результаты анкетирования убедили меня в том, что нетрадиционные подходы к обучению способствуют индивидуальному развитию каждого ребенка, позволяют научить всех детей без исключения, даже тех, которые имеют значительное отклонение в физическом развитии.

  • Я доволен, что мой ребенок занимается по нетрадиционным учебникам – 100% опрошенных.
  • Мой ребенок ходит в школу с  удовольствием (90% дописали – с большим) – 100%.
  • Результаты обучения превзошли мои ожидания – 93%. 100% респондентов пожелали учителю успехов и терпения и изъявили желание  оказывать помощь по всем возникающим  вопросам..  Успешность обучения по УМК «Начальная школа XXI  века»  можно подтвердить и таким фактом: в 2001 году я набрала в свой класс только 15 учеников, в 2005 году – 27.

Таким образом, можно сделать вывод, что самый сложный адаптационный период в первом классе прошел успешно.

Кроме этого,  в ходе  анализа работ мною был выявлен ряд  учебных проблем, касающихся усвоения программного материала, которые  предстояло решить в процессе дальнейшего обучения.

  • Каллиграфические навыки не соответствуют требованиям  у 50% учеников: высота букв, наклон письма,  соединения элементов букв, частота письма нарушены
  • 90% учеников при списывании текста допустили ошибки: пропуск знаков препинания, букв,  замену букв или слова.

Примечание:

Сравнительный анализ. Развитие моторики.

Мне предстояло продумать:

  • систему упражнений, направленных на совершенствование каллиграфических навыков учеников. Продолжать работу по укреплению мелких мышц руки, направленную на развитие мелкой моторики.
  • продолжить дифференцированную работу по совершенствованию умения выполнять фонетический анализ слов, содержащих нетипичный звуковой состав, развивая тем самым произвольное внимание, память, логическое мышление учащихся, имеющих интерес к предмету и укреплять уверенность в своих силах детей, имеющих проблемы речевого характера.
  •  необходимо обратить внимание на дальнейшее совершенствование и развитие фонематического слуха,  на изучение слова как материала для анализа,
  •  систематизировать работу с предложением: выделение слов, порядка их расположения, распространение и сокращение предложения.

Таким образом,  подводя итоги обучения в первом классе,  – усвоение программного материала и прохождение адаптационного периода, основанные на результатах педагогических диагностик и контрольных работ, можно сделать вывод  об  эффективности  применения личностно ориентированной технологии обучения.

Сотрудничество, дифференцированная педагогическая поддержка, создание ситуации успеха,  индивидуальный подход при работе с детьми, имеющими различный уровень психологического, умственного, физического  развития,  использование частично-поискового, проблемного, исследовательского   методов  обучения, систематические занятия по коррекционно-развивающему обучению позволили подавляющему количеству первоклассников  успешно закончить обучение в первом классе.

Родителям  Руслана Н. и Харона К.(дети овладели программным материалом по предмету на низком уровне: все учебные операции они могли осуществлять только при участии учителя, хотя овладели умением работать  со всем классом, но большинство операций выполняли следуя образцу, не умея объяснить суть выполняемых действий)  я рекомендовала  поучаствовать в работе медико-педагогической комиссии.. Комиссия рекомендовала этим детям обучение в коррекционной школе 8 типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык "Начальная школа XXI века"

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...

календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа 21 века" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс УМК "Школа 21 века"...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку "Начальная школа 21 века" 2 класс, 2 полугодие

тесты и конрольные работы по русскому языку за 2 полугодие 2 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса. Составлено по учебнику Иванова. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

ким по русскому языку 3 класс русский язык "Начальная школа 21 века"

контрольно - измерительные материалы по рксскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"...