Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века"
материал по теме

Панькина Ирина Витальевна

Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века" контрольная работа на курсах повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diff._obuch._2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к обучению

в рамках УМК « Начальная школа ХХI века»

Дифференциация обучения в настоящее время является составной частью образовательного процесса. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения,  Федеральной программой развития образования и «Образование и здоровье», общеобразовательная школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого», ибо ее главная задача - всестороннее развитие каждого школьника. С развитием российского образования возрастает интерес к дифференциации как обязательной принадлежности обучения. Сложность организации образовательного процесса в массовой школе во многом обусловлена отсутствием ярко выраженной общей специфики контингента обучающихся. Она имеет дело преимущественно с обычными детьми, личностные особенности, способности и интересы которых в повседневной учебной деятельности далеко не всегда проявляются и даже окончательно формируются. Кроме того, учащиеся такой школы сильно разнятся между собой по психофизиологическим возможностям, по стартовым условиям, по имеющемуся жизненному опыту и ценностным ориентациям. Поэтому традиционной школе трудно решить основные задачи образования: с одной стороны, создать условия для формирования достаточно широкого круга общеучебных и фундаментальных знаний, умений и навыков, устойчивой жизненной позиции, что необходимо для становления, самоопределения и социализации личности; с другой - обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставить наиболее благоприятные возможности для развития интересов, способностей и склонностей каждого ученика.

Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но социально - практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет изучить такие свойства личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ученика. В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях учащихся, уровне развития их способностей к учению.

Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века»,созданный ведущими специалистами Центра начальной школы под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой, предлагает уникальный в своём роде личносто-ориентированный подход, дифференцированность и индивидуализацию в программе современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии и является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т.к. именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личностей. Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально-типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

Опишем выделенные  три уровня для организации дифференцированного обучения:

1 (высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости.

2 (средний уровень) – это учащиеся со средними показателями обучаемости.

3 (низкий уровень) – учащиеся с низкими познавательными способностями.

Наибольших усилий требует работа со школьниками 3 уровня (низкий уровень): неоднородность индивидуальных особенностей этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода к обучению внутри группы. Осуществляя уровневую дифференциацию, учитель должен руководствоваться требованиями: создать атмосферу ,благоприятную для учащихся; активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился, согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

Работать по программе «Начальная школа  ХХI века» интересно и трудно одновременно. Идея учета индивидуальных особенностей обучения ребенка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Еще великий чешский педагог Я.А. Коменский, высоко оценивая возможности каждого ребенка, писал, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он может взойти на самую высокую ступень «лестницы образования». В конце XIX - начале XX века проблемой индивидуализации и дифференциации обучения занимались Э. Мейман, А. Бине, О. Декроли, Э.Л. Торндайк, П.П. Блонский и другие известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Их поиски привели к созданию различных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим принципом построения курса «Грамота» является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью введения в учебник заданий повышенной сложности, текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей, а также наличие в комплекте тетрадей для индивидуальной работы «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать». Именно поэтому обязательным структурным компонентом каждой пары уроков является дифференцированная работа. Учитель выбирает задания для учащихся в зависимости от их уровня подготовленности и от темпа работы. Ребятам с высоким уровнем готовности предлагаются задания из рубрики «Сообрази» и задания в тетрадях для индивидуальной работы. Учащимся с низким уровнем готовности к обучению предлагаются задания из рубрики «Педагогическая поддержка», выполняемая с опорой на тетради. Задания тетрадей «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать» используется при работе с ребятами с разным уровнем готовности к обучению. Курс «Русский язык» является логическим продолжением интегрированных курсов «Грамота». Работа с учебником организуется по рубрикам: «Вспомни», «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое», «Говори правильно», «Задания повышенной сложности». Количество упражнений в уроке дано с избытком, что обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения учащихся. Помимо разноуровневости все задания в учебнике, дифференциацию в обучении обеспечивает наличие специальных рабочих тетрадей, осуществляющих педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Это тетради: «Учусь писать без ошибок»,  которые используются во 2-4 классах. Системы упражнений по курсу «Математика» во 2-4 классах построена с учётом принципа дифференциация обучения. УМК (программа, учебник, рабочие тетради) обеспечивает достижение каждым учеником обязательного уровня математической подготовки, а также даёт возможность получения учащимися высокого уровня развития математических способностей. Учебники и тетради включают задания трёх уровней сложности (обязательные для всех, рассчитанные на хорошо успевающих детей, а также испытывающих трудности при обучении). Авторская методика обучения обеспечивает полноценное индивидуальное развитие каждого ребёнка и успешность его учения; формирование учебной деятельности и познавательных интересов учащихся.

УМК «Начальная школа ХХI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования.

      Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».

Статья по теме  "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе VIII вида.

Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе ...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")

   УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников, т.к. одной из задач авторского коллектива была ориентиров...

Образовательные комплексы серии «1С: Образование. Школа» как средство дифференцированного подхода в обучении.

В данной методической разработке показана возможность использования ресурсов образовательной серии "1С: Образование. Школа" для  реализации дифференцированного подхода в обучении....