Главные вкладки

    "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
    методическая разработка на тему

    Кореневская Татьяна Ивановна

    "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология   проблемно-диалогического   обучения
               на   уроках   русского   языка  в  начальной   школе.

                       20    ноября        2015 года

    Начать  свое  выступление  мне  хочется  вот  с  этих  строк.

    Дети удивления любопытства

    Сказал про  знания Де Бройль,

    А что имел ввиду философ

    Понять коллега сам изволь.

    Давайте же подробно с вами

    Рассмотрим все и разберем,

    Был прав он или нет, посмотрим,

    К какому выводу придем.

    Когда рождается ребенок,

    Он удивляется всему.

    И любопытству нет предела,

    И главный вопрос «ПОЧЕМУ?»

    Он узнает о том, об этом,

    Читает, мыслит и творит,

    Пытается найти ответы

    И за компьютером сидит.

    Что могут сделать педагоги

    Когда вперед шагнул прогресс,

    Чтоб дети к обученью в школе

    Не потеряли интерес?

    Этот вопрос волнует, и всегда будет волновать настоящего учителя.

    Важнейшая цель современного образования - обучение и воспитание всестороннее развитой личности, способной к творчеству. И поэтому репродуктивные методы, долгое время используемые в нашей школе, не отвечают современным требованиям, так как они направлены на формирование пассивной, инертной личности.

    В современной начальной школе используются многочисленные программы, называющиеся развивающимися. Однако развитие может происходить при любой программе. Определяющим фактором в этом отношении являются методы, приемы и технологии, которые применяет учитель.

    Значительным развивающим потенциалом обладает технология проблемного диалога (проблемно-диалогическая технология). Проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения учащихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, то есть реализует социальный заказ - формирование творческой личности.

    Русский язык занимает особое место в ряду других предметов школьного обучения. «Язык, - как справедливо отмечает Н.М. Шанский, - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. «Он нужен всем, всегда и везде». И поэтом каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как адаптироваться к новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение русскому языку более эффективным.

    Считаем, что таким средством является технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Е.Л. Мельникова, легко и доступно изложившая основные положения проблемно-диалогического обучения в книге «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками» . В настоящее время технология проблемного обучения нашла многочисленных сторонников среди учителей-практиков и ученых-методистов, которые разрабатывают различные аспекты реализации в практике школьного обучения данной технологии [Г.А. Данюшевская, А.Н. Дибленкова, Н.В. Ладыженская, Н.А. Новак, Т.Ю. Перова и др.].

    Проблемно-диалогическая технология дает возможность так строить урок русского языка, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой, и поэтому дети лучше усваивают лингвистический материал, поскольку знания они не получают в готовом виде, а открывают сами. Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает, по словам Е.Л. Мельниковой, творческое усвоение знаний. «Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск ее решения - на этапе введения знаний; выражении решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах».

    Проблемно-диалогическая технология используется на уроках изучения нового материала и дает возможность заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. В настоящее время достаточно полно описаны способы и приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка, на которых учитель может использовать проблемные вопросы, проблемные задачи и задания, познавательные противоречия, гипотезы.

    Приведем пример использования данной технологии на уроке русского языка в начальной школе (на материале темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек- -ик-»), где использовался прием выдвижения гипотез, который является наиболее эффективным при изучении языковых явлений и фактов.

                На доске записаны слова: кузнечик, сыночек.

    Учитель: В какой части слова находится орфограмма? Верно, в суффиксе. Давайте выделим суффиксы в этих словах (суффиксы -ек и -ик). Какой гласной различаются суффиксы? (гласными е и и).

    Как можно проверить безударную гласную? Мы знаем, как правильно вставить безударную гласную в корне, а в суффиксе - не знаем, так как для безударной гласной в суффиксе мы затрудняемся подобрать проверочное слово. И поэтому перед нами стоит задача сформулировать орфографическое правило правописания безударной гласной в суффиксах -ик и -ек имен существительных. Что можно предположить?

    Ученики высказывают предположения.

    Учитель: Попробуйте изменить слова, задав к ним вопрос Р. п. (нет сыночка). Что произошло с суффиксом? (гласная «убежала»). Давайте также изменим второе слово (нет кузнечика). Гласная осталась (да, осталась). Прочитайте другие слова с суффиксами -ик и -ек. Понаблюдайте, в суффиксах каких слов гласная «убегает». Как вы думаете, какая гласная, и или е, убегает? Выделите суффикс в слове сыночек. Какая гласная осталась? Сформулируем правило правописания в суффиксах -ик и -ек безударной гласной.

    В данном случае проблемная ситуация возникает потому, что у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Затруднение возникает при сопоставлении языковых фактов и постановке гипотезы в связи с необходимостью определить условия написания гласных в суффиксах существительных -ек, -ик.

    Наш опыт использования технологии проблемно-диалогического обучения свидетельствует о том, что активными и самостоятельно думающими становятся даже слабоуспевающие ученики с низким уровнем развития. И если в начале активно работают 10-15 % учащихся, то к концу учебного - более 50%. И поэтому можно утверждать, что технология проблемно-диалогического обучения воспитывает активную личность, формирует инициативность, развивает способность к сотрудничеству. Кроме того, данная технология стимулирует умственное развитие, повышает интеллектуальный потенциал. Наблюдения за учащимися позволяют утверждать, что младших школьников увеличивается объем памяти, развивается речь, дети становятся более внимательными. Эффективность применения этой технологии подтверждается результатами   анкетирования   учащихся,   динамикой   повышения   качества обучения.

    На уроках, построенных по  технологии проблемного обучения, ученик учится:

    1. Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
    2. Добывать, преобразовывать и представлять информацию.
    3. Доносить свою позицию, понимать других, договариваться делать что- то сообща.
    4. Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности.

      Уроки проблемного обучения развивают коммуникативные способности детей. Работая в парах, группах, дети учатся слушать, распределять роли, отстаивать свою точку зрения. Дети взаимодействуют, помогают друг другу. Они гордятся своими достижениями, чувствуют себя первооткрывателями, сотрудниками своего учителя. Такие уроки развивают память, мышление, внимание к своей и чужой речи.

      Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила,  доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

      Один из великих сказал: «Знания могут быть у того, у кого есть вопросы. Нельзя ничему научить, можно только научиться»  Знания, которые добыл сам, прочнее, запоминаются надолго. Они более качественные, прочные.

    Скажи мне, и я забуду.

    Покажи мне, и я запомню.

    Позволь мне сделать это  самому.

    Это будет моим на всю жизнь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

    Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

    Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

    Задачи урока:1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .2) Метапредметные: 1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «...

    Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

    Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

    В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД. "Воспитание культуры поведения младшего школьника".

    Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям....

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД."Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД".

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждениеСредняя общеобразовательная школа №10д. Березняки Выступление на ШМО.     РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТ...

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

    В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...