Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
статья на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В статье подробно рассказывается о наполнении портфолио учащихся Панаевской школы-интерната. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_nsh_portfolio_v_nach._shkole._ermilova_n.n.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ермилова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»

Портфолио ученика начальной школы

как средство мотивации личного развития

(выступление на МО учителей начальных классов)

    Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?

Учебный “портфолио” в начальной школе– специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

В нашей Панаевской  школе - интернате принято положение о портфолио обучающегося начальных классов  и утверждено директором школы  2 сентября 2013 года.

В документе прописаны:

1. Общие положения.

2. Цели и задачи.

3. Порядок формирования портфолио.

4. Структура портфолио обучающегося начальной школы.

Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:

1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития  обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создание для каждого обучающегося ситуации переживания успеха;
  • поддержка высокой учебной мотивации обучающегося;
  • поощрение его активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействие индивидуализации образования обучающегося;
  • закладывание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации ребенка;
  • укрепление взаимодействия с семьей обучающегося, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей (законных представителей) к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Каждое портфолио обучающегося имеет следующую структуру:

 1. Титульный лист (оформляется педагогом)

 2. Содержание

 3. Раздел «Социально-личностное развитие обучающегося  «Мой мир»

  •  «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя.
  • «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
  • «Моё село» - рассказ о родном селе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места.
  • «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  • «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, творческих объединениях школы-интерната.
  • «Моя школа» - рассказ о школе-интернате и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.
  • «Мой характер» – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).

4. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика «Моя учёба»

(достижения обучающегося в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.) 

  • Мои результаты
  • Мои проекты
  • Мои кружки
  • Мои любимые предметы

5. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка «Моё здоровье»: 

мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями (законными пиредставителями).

6. Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка «Копилка достижений»

(участие в конкурсах, выставках, рисунки,  фотографии поделок, результаты анкетирования):

  • «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы обучающихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;
  • «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости:
  • Моя лучшая работа
  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества (с родителями (законными представителями, одноклассниками)
  • «Работы, которыми я горжусь» - в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;
  • «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;
  • «Мои впечатления» - в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах (библиотека, выставки в Центре национальных культур). Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями (законными представителями), обучающимся)

7. Раздел «Отзывы учителей»

       Вывод: Интерес к сбору портфолио вызывает не только у ребят, но и у родителей. Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио  в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития

доклад на МО "Формирование портфолио учениканачальной школыкак средство мотивации личного развития"...

Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития....