Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития
материал на тему

Богатикова Алена Александровна

доклад на МО "Формирование портфолио учениканачальной школы

как средство мотивации личного развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель нач. классов: Богатикова А.А.

Выступление на МО «Формирование портфолио ученика начальной школы

как средство мотивации личного развития»

                               

У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов.
       
Основная функция портфолио - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
          Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Основной смысл портфолио «Показать все, на что ты способен».

Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Чтобы работа шла успешнее, нужно выделить определенные
условия, принципы и методы, при которых, на мой взгляд, введение данной технологии будет эффективно.

Рассмотрим условия:

  • Ежедневное фиксирование успехов каждого ученика
  • Систематизация творческого и интеллектуального роста
  • Динамика развития ребенка относительно самого себя

Важно соблюдение следующих принципов при создании портфолио:

  • Гуманность-отсутствие прямого принуждения в формировании портфолио
  • Активность - вовлечение детей в различные виды деятельности
  • Помощь - весомая, должна быть оказана со стороны классного руководителя и родителей
  • Оптимистичность - это недопустимость потери веры в свои силы

Методы работы при создании портфолио следующие.

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено?

В ходе первого учебного года в «Портфолио» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.

Основная задача первого школьного года – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

И совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.

В результате коллективной работы «Портфолио» первоклассников

приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

В начальных классах не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учеба для ребенка не превратилась в гонку за грамотами и дипломами. То есть, сделать основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, в начальных классах, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио, объяснила детям, для чего они будут вести   портфолио, а также проинструктировала их и родителей, как правильно начать работу.

В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, проектную деятельность в рамках внеурочной работы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов.

С родителями проводила родительские собрания, где информировала их о вариантах оформления портфолио, результатах нашей совместной работы.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не только его результат.

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Так как первоначальное обучение по работе с портфолио возложено на плечи учителей начальных классов, хочется дать им совет: в первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».

Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития

Портфолио ученика начальной школыкак средство мотивации личного развития...