Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
статья (1 класс) на тему

Содержание портфолио ученика начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Формирование портфолио ученика начальной школы

как средство мотивации личностного развития.

  Основная идея обновления   образования в соответствии с новыми ФГОС состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Одним из таких методов оценивания является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

  В педагогической литературе портфолио характеризуется как - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные и внеучебные  результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.

             На сегодняшний день нет официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы. Существует много вариантов его представления, но нет единых подходов к введению данной технологии.

   В своей работе  я опираюсь на Положение  о портфолио, принятым школьным педагогическим советом. Согласно данному  положению Портфолио имеет следующую структуру.

 «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

      Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.  

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя.  

"Моя семья" - здесь размещаются  семейные фотографии и  возможен рассказ о   членах  семьи.  

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы.

 "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" – это  то, чем увлекается ребенок. Здесь фото или  записи  о занятиях в учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" – сведения  о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.

РАЗДЕЛ «МОИ УСПЕХИ В  УЧЁБЕ».

Раздел посвящён школьным предметам и заполняется  написанными   проверочными  работами, выполненными  учеником успешно, таблицами,  графиками, схемами,  показывающими динамику скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал.

РАЗДЕЛ «МОЯ ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ».

В начальной школе дети принимают активное участие в различных школьных, внеклассных мероприятиях, декадах,  в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. В этот раздел дети помещают фотографии активной школьной деятельности.  

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.  

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».

Здесь размещаются дипломы, грамоты, сертификаты,  благодарственные письма.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ».

Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Также пожелания от родителей, учителей и друзей.

   Я считаю, что структура портфолио должна меняться по мере освоения учащимися этого способа организации учебной деятельности.

   

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио,    объяснила детям, для чего они будут вести   портфолио, а также проинструктировала их, как правильно начать работу. С родителями провела родительское собрание, где  проинформировала их о результатах нашей совместной работы.  Важно, чтоб  в   формировании портфолио участвовали обучающиеся, родители обучающихся, учитель начальных классов.

Начиная работу над составлением портфолио, я четко  обозначила  основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах . А именно:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

   Чтобы работа шла успешнее,   я  выделила определенные условия, принципы и методы, при которых, на мой взгляд, введение  данной технологии будет эффективно.

  Итак, условия:

  • Каждодневный учебный и творческий процесс ученика должен             быть зафиксирован
  • Систематизация творческого и интеллектуального роста
  • Динамика развития ребенка относительно самого себя

   Принципы 

  • Гуманность- отсутствие прямого принуждения в формировании портфолио
  • Активность - вовлечение детей в различные виды деятельности
  • Помощь -  должна быть оказана со стороны классного руководителя и  родителей
  • Оптимистичность - это недопустимость потери веры в свои силы

МЕТОДЫ

Рассказ, беседа, демонстрация

Анализ, сравнение, оценка

Стимулирование и мотивация

Контроль

      В заключении я хочу сказать, что все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика   школы.   Возможно фраза "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован!" при работе  с портфолио станет когда-нибудь   убеждением каждого учителя. Наши ученики должны стать активными участниками в жизни этого общества, а для этого им необходимо научиться всматриваться в себя, что может быть достигнуто при использовании технологии портфолио. Кроме того, в соответствии с новым ФГОС, на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование способностей к организации своей деятельности - умение планировать, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Я твёрдо убедилась в том, что портфолио ученика начальных классов в этом аспекте будет приобретать практическую значимость.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио  в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».

Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Материал даёт определение "Портфолио", его основное предназначение, типы портфолио.в презентации определены основные цели и задачи ведения портфолио,участники работы над портфолио....