Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.
методическая разработка

Нарваткина Татьяна Александровна

Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

«Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: 

 

Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей под руководством учителя. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо  ребенка. Для начала приобретается  в канцелярском магазине самая  красивая папка, с большим количеством пустых файлов, желательно чтобы ее выбрал  сам ребенок. Папка покупается на многие годы, она должна быть прочной. 

 

Портфолио обучающихся моего класса  состоит из  6  разделов: 

1 раздел: «Здравствуйте, это Я!» ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе (красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится, вкладываются  всевозможные открытки и поздравления, подаренные первокласснику к началу учебного года, «Мое имя, характер» ребенок дает расшифровку своего имени (происхождения, значение), кто и почему именно так его назвал, «Мои друзья», пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются, «Моя школа» включает в себя фотографию школы, описание, когда и кем была построена, сколько человек в ней учится, имя директора, эмблему, гимн,  «Мои педагоги» -  предметы и ФИО педагогов, если есть, их фотографии, описывается характер, внешние данные учителя (добрая, высокая и т.д.), мой любимый предмет и любимый преподаватель.

 2 раздел: «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.

 3 раздел: «Мои проекты», вкладываются наиболее интересные проекты выполненные обучающимся за год по предметам.

 4 раздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а  также красивыми рисунками, докладами, собираются из таблицы, графики, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, листы сформированности УУД, учебных достижений и общеучебных достижений.

5  раздел «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок.

6 раздел: «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. 

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

В работе классного руководителя я решаю три основные задачи воспитательного процесса:

- содействие развитию каждого ребенка;

- организация эффективного функционирования классного коллектива;

- формирование у школьников готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации.

Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.

Принципы формирования Портфолио

1.Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио.

2.Сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых.

3.Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио.

4.Использование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.

5.Исключить формальный подход к портфолио - "соревнование за количество".

6.Собираем не только документы "с печатями".

7.Акцент на содержании, а не на форме.

Дети учатся замечать собственные успехи, а,  следовательно, саморазвиваются и самореализуются; школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

 Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.

Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является хорошей формой оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.

Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.

Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио  в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

Выступление на ШМО учителей «Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития»

Портфолио это "история успеха", помогающая проследить индивидуальный прогресс учащегося, история, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и ум...