ЗАДАЧА ЗАДАЧЕ РОЗНЬ
Учащемуся внушили: если ты не можешь решить задачу, то причина – недостаток знаний. Таким образом, решение задач, построенных по принципу «все дано», приводит к формированию психологического барьера внутри нас, - барьера, мешающего заметить пропущенное условие.
Детей нужно учить решать задачи, похожие на те, с которыми им предстоит встретиться в жизни. И чем раньше мы начнем учить их решению жизненных задач – таких задач, где вначале вопрос, а затем – поиск необходимых для решения сведений – тем лучше!
*******
«Это все в теории, в жизни совсем не так» – известный аргумент в споре. Возможно, это злокачественное противопоставление теории и практики, которое так вредит в жизни, закладывается еще в школе. И закладывают его задачи, которыми «мучают» в школе, и которые, действительно, мало связаны с реальными жизненными задачами. О жизненных и школьных задачах – эта небольшая, но емкая статья.
Зачем мы учим детей? Какая при этом цель? ,боюсь услышать ответ некоторых читателей – мол, «чтобы дети много знали». Но это ли главное? Ведь знания – это лишь средство, призванное помочь человеку решать задачи, поставленные перед ним самой жизнью. Врача мы оцениваем по тому, как он решает задачу «что с больным и как ему помочь?», а не по тому, как он умеет рассказать (и, стало быть, знает!) о симптоматике болезней. Встреча больного с таким «знатоком», обремененным мертвым грузом знаний, нередко может обернуться трагедией. Именно о таком медике-схоласте с грустной иронией писал Гёте:
Постичь нетрудно медицины дух:
Изучишь ты мир этот и мир тот,
Чтоб всё в конце концов оставить вдруг,
Как Бог пошлет.
Деятельность человека состоит прежде всего в решении задач. Под решением задачи мы понимаем принятие целе-сообразного решения в заданных условиях. Я написал слово «целе-сообразно» через дефис, чтобы еще раз подчеркнуть, что «целесообразно» значит «сообразно цели». Если же цель четко не обозначена, то лишены смысла рассуждения о том, что надо делать, чтобы ее достичь. Задачи решает и врач (чем болен человек и как ему помочь?), и инженер (что испортилось в машине и как устранить неисправность?), и домохозяйка (как, используя не кухне только то, что есть под рукой, угодить вкусам всей семьи?).
Итак, одна из основных целей обучения – научить ребенка применять свои знания при решении задач, или, по меткому выражению известного психолога Д.Б.Эльконина, «научить ребенка учиться».
Но эта цель трудно достижима, если ребенок специализируется в решении задач, построенных по принципу «все дано», то есть задач с набором всех необходимых условий. Школьников с первого класса тренируют в решении подобных задач. Они отличаются друг от друга по сложности, по материалу (математические, физические, химические), но по общей структуре схожи как две капли воды: «Дано то-то и то-то. Требуется определить то-то и то-то».
Простейший пример такой задачи: трое детей разделили между собой 15 конфет; сколько конфет досталось каждому?
Жизнь редко балует нас столь обстоятельными задачами. Вечно условий или слишком много, или их не хватает. Приведем примеры.
Водитель уловил в мерном гуле двигателя посторонний шум. И тут же в его голове начинает роиться разные вопросы: «Что случилось? Что предпринять?»
Герои романа Жюля Верна «Таинственный остров», потерпев крушение, сразу сталкиваются с проблемой: «Как добыть огонь?» Проще всего спичкой. И они с трудом разжигают костер последней мокрой спичкой, но буря сводит на нет их кратковременный успех. Тогда происходит переформулировка задачи: «А не попытаться ли нам добыть огонь трением?» И опять неудача. Затем находчивый инженер Смит еще раз «переворачивает» задачу, изменяя ее условия. Он скрепляет глиной стекла двух часов, заполнив пространство между ними водой, и с помощью такой лупы зажигает костер.
Мы видим, что в реальной ситуации человек до тех пор «вертит» в уме задачу, пока не придаст ей решаемую форму. Процесс творческого решения представляет собою не что иное, как длинную цепочку активных преобразований задачи – либо через обнаружение новых свойств материала, либо через проигрывание в уме и действительности различных условий решения задачи.
В задачниках же учащемуся предлагают уже «готовую», не нуждающуюся в подобных преобразованиях задачу, подчас забывая, что именно эти преобразования составляют специфическую особенность творческого мышления. Кроме того, в жизни всегда сначала – вопрос, а затем активный поиск необходимых для решения условий, а в традиционных задачах учебника – сначала все условия, потом вопрос.
Столь коренные различия между задачами учебника и жизни порой выступают на поверхность в весьма неприятных формах. В одной из типовых задач на контрольной по математике было по рассеянности опущено условие, без которого задача просто-напросто неразрешима. Казалось бы ученик, обративший внимание на этот факт, напишет: «Для ответа на поставленный вопрос не хватает сведений о том-то.» Такой ответ бесспорно заслуживал бы положительной оценки. Но что-то упорно мешало школьникам додуматься до этого. И причина их своеобразной «слепоты» кроется, по-видимому, не в слабых знаниях математики, а в особенностях мышления. Прошлый опыт, сформировавшийся в процессе решения «готовых» задач, задач по принципу «все дано», на этот раз оказал ученикам дурную услугу.
Учащемуся внушили: если ты не можешь решить задачу, то причина – недостаток знаний. Таким образом, решение задач, построенных по принципу «все дано», приводит к формированию психологического барьера внутри нас, - барьера, мешающего заметить пропущенное условие.
Детей нужно учить решать задачи, похожие на те, с которыми им предстоит встретиться в жизни. И чем раньше мы начнем учить их решению жизненных задач – таких задач, где вначале вопрос, а затем – поиск необходимых для решения сведений – тем лучше!
Возьмем простенькую задачу о конфетах, которую мы приводили выше. Она примет теперь такую форму (почти игровую, а стало быть, привлекательную для ребят).
- Мама принесла пакетик с конфетами и отдала его детям. Дети обрадовались и разделили конфеты поровну. Сколько конфет досталось каждому? – спрашивает учительница.
- Не знаю.
- А что бы ты хотел знать, чтобы решить задачу?
- Какие были конфеты? Шоколадные?
- Да. Теперь тебе легче решить задачу?
-…
- А что бы ты еще хотел знать?
- Пакет был большой?
- Полкило.
- …
- А сколько конфет было в пакете?
- 15.
- А детей?
- Трое.
- Каждый получил по 5 конфет!
- Молодчина! Верно!
Такая задача, несмотря на всю ее простоту, по своей структуре гораздо ближе к жизненным, чем задачи из учебников. Впрочем, мы здесь далеки от того, чтобы предлагать готовые рецепты. Цель нашей статьи будет достигнута в том случае, если она побудит педагогов и родителей искать мост, соединяющий задачи из учебника и задачи из жизни.
Фейгенберг И.
10 мая 2012 г.

Рисуем космос

Рисуем подснежники гуашью

Есть ли лёд на других планетах?

Никто меня не любит

Астрономический календарь. Февраль, 2019
Комментарии
см материал на эту же тему
см материал на эту же тему
https://nsportal.ru/ap/blog/drugoe/2024/05/11/zadachi-kak-posobie-dlya-r...
см материал Задачи как
см материал Задачи как пособие для развития пытливости_Важнейшая особенность развития творческой личности - сохранение способности задавать окружающим и самому себе вопросы: «Почему это так?», которая свойственна всем младенцам
https://nsportal.ru/ap/blog/drugoe/2024/05/11/zadachi-kak-posobie-dlya-r...
https://nsportal.ru/gorshkova
см материал
см материал
Задачи как пособие для развития пытливости_Важнейшая особенность развития творческой личности - сохранение способности задавать окружающим и самому себе вопросы: «Почему это так?», которая свойственна всем младенцам
https://nsportal.ru/ap/blog/drugoe/2024/05/11/zadachi-kak-posobie-dlya-r...