• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект на тему «Основы здорового образа жизни младших школьников».

Опубликовано Балашова Ирина Александровна вкл 02.08.2025 - 20:06

Представляю Вашему вниманию исследовательский проект на тему «Основы здорового образа жизни младших школьников».

Тема исследовательского проекта является важной и актуальной, так как она способствует формированию у детей здоровых привычек, профилактике заболеваний, физическому и психическому развитию, а также социальной адаптации и успешной учебе.

2 слайд

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе были рассмотрены научные труды различных ученых-педагогов по теме исследования и сформулированы определенные выводы.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам совершенствования основ здорового образа жизни младших школьников.

Гипотеза: если приучать детей к здоровому образу жизни, то в дальнейшем у ребят сформируется привычка следить за своим здоровьем.

Современный ритм человеческой жизни очень непрост. Множество проблем присуще каждому человеку: учеба, работа, стрессы. Все это не дает возможности расслабиться и восстановить силы. Положение усугубляется плохой экологией, некачественными продуктами, вредным излучение от разнообразной техники и многими другими факторами. 

3 слайд

Конечно, мы прекрасно понимаем, что понятие «Здорового образа жизни» это целая система взаимосвязанных компонентов, которые дополняют друг друга.

4 слайд

Элементы «ЗОЖ»:

• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными;

• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

• закаливание.

Добавим еще несколько Элементов ЗОЖ, являющихся дополнением к основным:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

 

5 слайд

Чтобы понять, следят ли мои одноклассники за здоровьем и ведут ли здоровый образ жизни, мы провели анкетирование. Вопросы анкеты представлены в приложении А исследовательского проекта.

6  слайд

Из всего класса участие приняли 24 человека. Мы убедились в том, что большинство одноклассников следят за своим здоровьем, следят за своим питанием, ведут активный образ жизни.

1.      Высокая личностная значимость здоровья у 19 учащихся, у 5 детей - недостаточная личная значимость здоровья.

2.      Понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья у 15 детей, у 9 учащихся - недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья.

3.      Полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 12 детей, неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 7 детей и несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 5 детей.

4.      У всех адекватная оценка  своего образа жизни.

5.      Отношение к информации, связанной со здоровьем - 24 детям интересна и полезна.

6.      В основном мои одноклассники получают информацию о ЗОЖ от родителей и в школе, иногда из книг, журналов и телевидения.

7.      В школе проходят спортивные соревнования, уроки-классные часы обучающие здоровью.

7 слайд

В своей работе мы постарались раскрыть понятие здоровья и значения здорового образа жизни для человека. В ходе работы над проектом, изучая дополнительную литературу и Internet – ресурсы выявили, что здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. 

8 слайд

Доклад окончен, благодарю за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В своей работе мы постарались раскрыть понятие здоровья и значения здорового образа жизни для человека. В ходе работы над проект40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

г. Алдан МР Алданский район РС(Я)

Исследовательский проект

Тема: «Основы здорового образа жизни младших школьников»

Ученицы 4 « Б» класса

Хованец Софьи

                                                                Научный руководитель:
                                                                          Балашова Ирина Александровна

2025 г

Содержание

Введение        3

1 Понятие здоровье, здоровый образ жизни        5

2 Основные компоненты здорового образа жизни        6

3 Анкетирование одноклассников        10

Заключение        11

Список литературы        12

Приложение А        13

Введение

Тема исследовательского проекта «Основы здорового образа жизни младших школьников» является важной и актуальной, так как она способствует формированию у детей здоровых привычек, профилактике заболеваний, физическому и психическому развитию, а также социальной адаптации и успешной учебе.

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Информирование учащихся поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

Объект исследования - младшие школьники.

Предмет исследования - конкретные аспекты, связанные с формированием у младших школьников здорового образа жизни.

Цель проекта: показать значимость здорового образа жизни младших школьников; формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи проекта:

- выяснить, что такое здоровье, здоровый образ жизни;

- выделить основные компоненты здорового образа жизни;

- провести анкетирование среди одноклассников.

Гипотеза: если приучать детей к здоровому образу жизни, то в дальнейшем у ребят сформируется привычка следить за своим здоровьем.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе были рассмотрены научные труды различных ученых-педагогов по теме исследования и сформулированы определенные выводы.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам совершенствования основ здорового образа жизни младших школьников.

1 Понятие здоровье, здоровый образ жизни

Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это - главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более, чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост - вести здоровый образ жизни.

Иммунитет человека - это способность его организма защищаться от различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система защищает организм, а с другой - её состояние зависит от общего здоровья человека. Если человек активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной.

К тому же Россия занимает низшие строчки рейтинга здоровья и физической подготовленности людей, по сравнению с ближайшими соседями, странами Европы и Азии.

Еще одним показателем низкого уровня «Здорового образа жизни» жителей нашей страны, являются показатели смертности и рождаемости страны. Население страны обеспечивает спокойное состояние экономики, военной инфраструктуры и качества жизни. Недостаток или убыток рождаемости населения ведет к необратимым последствиям жизни всего народа.

2 Основные компоненты здорового образа жизни

Правильное питание

Правильное питание в жизни человека имеет немаловажную роль. С пищей человек получает все важнейшие вещества для работы, роста и развития организма.

Основную функцию выполняют углеводы, жиры и белки, при их помощи человек пополняет затраченную энергию.

Так же немаловажную роль в жизнедеятельности организма имеют витамины и минералы, они так же нужны для развития и роста организма.

Во время приготовления пищи многие витамины разрушаются, поэтому ягоды, фрукты и овощи рекомендуется употреблять в сыром виде.

Для развития и роста организма нужна разнообразная пища, но и ещё нужно и соблюдать правила для правильного усвоения пищи:

  1. Нужно стараться есть в одно и то же время.
  2. Не есть в сухомятку.
  3. Не перекусывать между приёмами пищи.
  4. Есть не спеша и хорошо пережёвывать пищу.
  5. Во время еды не разговаривать и не отвлекаться.

Многие знают, что без пищи человек может прожить месяц, а без воды всего лишь пару дней. Ведь вода один из самых важных компонентов жизнедеятельности человека, но не все знают, что вода не всегда бывает полезна так, как воду следует употреблять только из известных источников. Сырую воду следует кипятить, а прокипячённую воду кипятить через каждые три часа.

Занятия спортом и физкультурой

Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, неподвижность ведёт к тучности, к снижению работоспособности и заболеваниям.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена веществ, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечных мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретённые ранее навыки, не образуются новые.

От физической нагрузки зависит наша работоспособность. Человек, который занимается спортом, виден издалека, он интенсивный, энергичный, всегда готовый к действиям.

Различные виды спорта порождают в человеке различные качества, например, выносливость, пластичность, быстроту, лёгкость в движении и ещё многие другие качества.

Занятия спортом не только развивают в человеке характер, но и способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем.

Человек, не имеющий возможности всерьёз заниматься спортом, должен заниматься простой гимнастикой. Если заниматься гимнастикой каждое утро, то это будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию характера, высокой работоспособности.

Режим дня

От режима дня зависит состояние человека, его самочувствие и успеваемость, а также и здоровье.

Каждый из учащихся посещает не только школу, но ещё и различные секции, поэтому, чтобы успеть сделать все задуманные дела, нужно создать свой режим дня. Например, ложиться спать нужно в одно и то же время, так как, вставая утром, вы не будете чувствовать усталости, вам будет легко встать, и вы весь день будете чувствовать себя замечательно.

Распорядок в действиях и в их выполнении в одно и то же время помогает выработать хорошую память, воспитывает силу воли и приучает к дисциплине.

Человек, соблюдающий режим дня, всегда бодрый, энергичный и жизнерадостный.

Примерный режим дня:

6: 30 - подъём

6: 35 - гимнастика

6: 45 - гигиенические процедуры

6: 55 - завтрак

7:40 - 7:45 - дорога в школу

8:00 - 12:10 - занятия в школе

12:10 - 12:40 - дорога домой

13:00 - 13:40 - обед

14:00 - 16:00 - свободное время

16:10 - 18:00 - посещение секции

18:00 - 18:30 - дорога домой

18:40 - 18:50 - ужин

18:50 - 23:00 - время, отведённое на уроки и на личные дела.

23:00 - приготовление ко сну.

Закаливание

Мы знаем, что для здоровья нам полезны солнце, воздух и вода, но так бывает не всегда. Долгое время лежать под солнцем опасно так, как можно получить либо ожог, либо солнечный удар. Долгое нахождение в холодной воде может привести к простудным заболеваниям. Самым старинным и не опасным способом является закаливание.

Существуют правила о том, как правильно начинать закаливание:

  • Начинать закаливание надо в тёплую погоду, когда можно одновременно принимать воздушные и солнечные ванны.
  • Водные процедуры начинают во время купания в реке.
  • Продолжительность закаливания вначале должна быть не большой, а температура воздуха и воды не менее двадцати градусов выше нуля.
  • Температуру воды для закаливания надо снижать постепенно, каждые три дня на один градус.
  • После процедуры тело нужно растереть сухим полотенцем до лёгкого покраснения.
  • Закаливаться нужно каждый день, если пропустить две недели, то нужно будет начать всё сначала. Если переохладиться, то следует прекратить закаливание.

Личная гигиена

Личная гигиена - это соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, полости рта и т. д.

Самому себе и окружающим не приятны грязные руки, нечищеные зубы. Основной гигиенической процедурой является мытьё, для поддержания чистоты тела.

В течение дня, а особенно после физических упражнений загрязняются руки, лицо, шея их следует мыть два раза в день с мылом и тёплой водой.

Руки нужно мыть не только вечером и утром, но ещё и перед едой, после прогулки.

Нечищеные зубы так же становятся причиной многих заболеваний, чтобы зубы были чистые их необходимо чистить два раза в день несколько минут, при этом зубная щётка должна быть не слишком жесткой и не слишком мягкой. Если употреблять много сладкого, то возникает кариес, поэтому, чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, нужно раз в полгода посещать стоматолога.

3 Анкетирование одноклассников

Для того, чтобы узнать ведут ли здоровый образ жизни учащиеся нашего класса, мы провели анкетирование на данную тему.  Из всего класса участие приняли 24 человека. Ключ к анкете представлен в приложении (Приложение А). Анкеты распечатаны на листах и розданы ребятам, чтобы все могли ответить на вопросы анонимно.

После обработки анкет учащихся нами были получены следующие результаты:

1.      Высокая личностная значимость здоровья у 19 учащихся, у 5 детей - недостаточная личная значимость здоровья.

2.      Понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья у 15 детей, у 9 учащихся - недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья.

3.      Полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 12 детей, неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 7 детей и несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 5 детей.

4.      У всех адекватная оценка  своего образа жизни.

5.      Отношение к информации, связанной со здоровьем - 24 детям интересна и полезна.

6.      В основном мои одноклассники получают информацию о ЗОЖ от родителей и в школе, иногда из книг, журналов и телевидения.

7.      В школе проходят спортивные соревнования, уроки-классные часы обучающие здоровью.

Вывод: в основном дети в нашем классе заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни.

Заключение

В своей работе мы постарались раскрыть понятие здоровья и значение здорового образа жизни для человека. В ходе работы над проектом, изучая дополнительную литературу и Internet - ресурсы выявили, что здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками.

Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. 

В своей экспериментальной части проекта я провела анкетирование одноклассников. По результатам был сделан вывод: в основном дети в нашем классе заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Андрианова Е.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников // Матрица научного познания. 2023. № 1-1. С. 300-303.

2. Аркатова Е.В. Формирование здорового образа жизни - главное условие в процессе формирования личности младшего школьника // Научный альманах. 2023. № 1-1 (99). С. 46-48.

3. Будь здоров, малыш! Первая энциклопедия малыша. - М.: Росмэн, 2019. - 26 с.

4. Волков, С. Азбука здоровья / С. Волков. - М.: Омега, 2020.- 64 с.

5. Сысуева Е.Н. Здоровье и вредные привычки.- //Начальная школа.-2020.-№1.-С. 93

Приложение А

АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

- Иметь много денег.

- Быть здоровым

- Иметь хороших друзей.

- Быть самостоятельным (самому принимать решения и  обеспечивать себя)

- Много знать и уметь

- Иметь  работу

- Быть красивым и привлекательным.

- Жить в счастливой семье

  1. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

       Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

- Регулярные занятия спортом.

- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.

- Хорошие природные условия.

- Возможность лечиться у хорошего врача.

- Деньги, чтобы хорошо питаться и  отдыхать.

- Отказ от вредных привычек.

- Выполнение правил здорового образа жизни.

  1. Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?                

Режимные моменты

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко, никогда

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Занятия спортом

Душ, ванна

Сон не менее 8 часов

  1. Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)

- Да, конечно.

- Забочусь недостаточно.

- Мало забочусь.

  1. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?

- Да, очень интересно и полезно.

- Интересно, но не всегда.

- Не очень интересно.

- Не интересно.

  1. Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

        Источник информации

Часто

Иногда

Никогда

В школе

От родителей

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

  1. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:

- Уроки, обучающие здоровью.

- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.

- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.

- Спортивные соревнования.

- Викторины, конкурсы.

- Праздники, вечера на тему здоровья.

- Дни здоровья.

- Спортивные секции.

Ключ к анкете

ВОПРОС № 1. Показатель: личностная ценность здоровья

Выбор «Быть здоровым»

Если бальная оценка составляет:

6-8 - высокая личностная значимость здоровья

4-5 - недостаточная личная значимость здоровья

менее 4 - низкая значимость здоровья

ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.

- Регулярные занятия спортом (2)

- Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)

- Хорошие природные условия (0)

- Возможность лечиться у хорошего врача (0)

- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать (0)

- Отказ от вредных привычек (2)

- Выполнение правил здорового образа жизни (2)

Если сумма баллов составляет:

6-8 - понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.

4 - недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья

2 или менее - отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья

ВОПРОС №3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Режимные моменты

Ежедневно

2 балла

Несколько раз в неделю

1 балл

Очень редко, никогда

0 баллов

Если сумма баллов составляет:

16 -14 - полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

13 - 9 - неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ

Вариант ответа

Сумма баллов, полученных на 3 вопрос

14-16

13-9

8 и меньше

Да, конечно.

4

3

2

Забочусь недостаточно

4

4

3

Мало забочусь

2

4

3

Если бальная оценка составляет:

4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни

3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

2 балла - неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.

ВОПРОС №5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.

- Да, очень интересно и полезно. (4)

- Интересно, но не всегда. (3)

- Не очень интересно. (2)

- Не интересно (0)

Если бальная оценка составляет:

4 - очень интересная и полезная

3- довольно интересна и полезна

2 - не очень интересна и полезна

0 - не нужна и неинтересна


  • Мне нравится 
Поделиться:

Кто грамотней?

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Рисуем белые грибы пастелью

И тут появился изобретатель

Рисуем домики зимой