• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Разговор о правильном питании

Опубликовано Урлапова Ольга Ивановна вкл 27.01.2012 - 18:21
Урлапова Ольга Ивановна
Автор: 
Быкова Арина

 

Работа посвященаправильному  питанию. Цель: понять, зачем мы едим? Что надо есть, если хочешь стать сильным и здоровым?

Время компьютеров, телевидения, огромной интеллектуальной нагрузки в школе, снижения интереса к спорту, время фаст-фудов и многих продуктовых изысков, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, особенно растущему организму способствует увеличению количества детей, имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически.                                          

О том, какие продукты являются полезными и почему. Как правильно есть и почему лучше есть в одно и то же время. Остается любопытным, какие еще факторы, кроме правильного питания способствуют укреплению здоровья и правильному развития организма? Но это другая тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_o_pitanii_polnaya_versiya.doc724 КБ

Предварительный просмотр:

                 Региональная научно-практическая конференция

 «Мир глазами детей» (1-4 кл.)

Разговор о правильном питании

                                                                       Автор:   Быкова Арина Константиновна,

                                                                                   обучающаяся 2 «А» класса, НМОУ «Гимназия №44»,

                                                                       Руководитель:  Урлапова Ольга Ивановна,

                    почетный работник общего образования РФ,

                                                                      учитель высшей категории, начальные классы,

                                                                                                         НМОУ «Гимназия 44»

      г. Новокузнецк,2011

Оглавление:

1.

Введение

С 2

2.

Результаты собственных исследований и наблюдений                      

С 3

3.

Если хочешь быть здоров                                                                        

С 6

4.

Самые полезные продукты                                                                  

С 6

5.

Как правильно есть                                                                              

С 6

6.

Из чего варят каши, почему они так полезны и как сделать кашу вкусной                                                                                                

С 7

7.

Обед, как основной прием пищи                                                          

С 7

8.

Время есть булочки                                                                            

С 8

9.

Пора ужинать                                                                                      

С 8

10.

Как мы ощущаем разный вкус                                                            

С 8

11.

Где найти витамины и почему в них – жизнь                                    

С 9

12.

Выводы и практические рекомендации                                              

С 11

13.

Источники информации                                                                      

С 13

14.

Приложения

С 14

Введение:

Актуальность темы: Время компьютеров, телевиденья, огромной интеллектуальной нагрузки в школе, снижения интереса к спорту, время фаст-фудов и многих продуктовых изысков, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, особенно растущему организму способствует увеличению количества детей, имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически.

Цель: Понять, зачем мы едим? Что надо есть, если хочешь стать сильным и здоровым?

Задачи:

- узнать о полезных продуктах и здоровом питании

- научиться правильно есть

- расширить кругозор и бережнее относиться к своему здоровью

Объект исследования: человек

Предмет исследования: правильное питание

Практическая значимость полученного результата: Научиться правильно (во время, организованно, выбирая полезные продукты и правильно распределяя объем пищи в течение суток) питаться, чтобы быть сильным и здоровым.

Гипотеза исследования: Предполагаю, что если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе.

Методы исследования:  Наблюдение, анкетирование учеников 2 и 9 классов /Приложение №1/, сбор информации из дополнительной литературы, интернета.

Результаты собственных исследований и наблюдений: Обозначив тему исследования, я стала наблюдать за тем, как мы питаемся, какие продукты любимые, в какое время и сколько раз мы принимаем пищу, всегда ли следим за гигиеной питания, какой образ жизни мы ведем /Слайд№1/.

К сожалению, часто мы едим в спешке, на ходу, всухомятку. Предпочитаем полуфабрикаты и бутерброды /Слайд№2/. Не любим суп и кашу. А лучшим лакомством для нас являются конфеты, печенье и торты. В результате, периодически возникающее острое чувство голода заставляет нас перекусывать или съедать больше продуктов, чем нам необходимо, а выбирая более сытные с нашей точки зрения – колбасу, сладкую сдобу, мы потребляем больше калорийной, жирной пищи, которая не только может вызывать нарушение пищеварения, боли в животе, но и способствовать появлению лишнего веса.

Часто мы остаемся без обеда, а основной прием пищи получается у нас на ужин, заставляя работать желудок ночью, когда он должен отдыхать, нарушая процессы обмена веществ и вызывая заболевания, с ними связанные. Завтракаем же мы с большим трудом, потому что с вечера еще не успели проголодаться, поэтому не получаем продуктов, которые необходимы для выработки энергии нашим организмом, для активной работы головного мозга и мышц. И получается, что самую активную часть дня мы сонливы, вялы, чувствуем себя уставшими, часто болит голова /Слайд №4/.

А занятия на компьютере, игровых приставках, просмотр телевизора предпочитаем занятиям спортом и прогулкам на улице.

Мои наблюдения нашли свое подтверждение в результатах анкетирования и беседы, которое мы провели во 2-ом (25 учеников) и 9-ом (20 учеников) классах /Слайд №3/.

 Диаграмма 1

 

Из диаграммы №1 и таблицы №1 мы видим, что утренней гимнастикой занимаются около половины учеников 2 класса (56%) и только каждый третий (35%) ученик 9 класса. При этом 75% старшеклассников предпочитают посещать спортивные или танцевальные секции, а среди второклассников эта цифра меньше, всего лишь 56%. Пятиразового питания придерживаются 6 (24%) учеников 2 класса и всего лишь 1 (5%) девятиклассник. Большее число ребят 2 класса объясняется более внимательным отношением взрослых (родителей, работников школы) к организации их питания. А традиционного 3-х разового почти половина (48%) младшеклассников и более половины (65%) старшеклассников.

Таблица 1

Утрен.гимнас.

Абс/%

Спорт.секция

Абс/%

5-раз.питан.

Абс/%

3-раз.питан.

Абс/%

Ученики 2 кл

14/56

14/56

6/24

12/48

Ученики 9 кл

7/35

15/75

1/5

13/65

Причем, если обратить внимание на пользу продуктов, то группы 2-го и 9-го классов выбрали такие продукты, лишь в половине случаев, 64% и 50 % соответственно /Таблица №2, Диаграмма №1/. Более детальное изучение показало, что в 100% это были соки, фрукты и овощи. А столь невысокий процент получился из-за «нелюбви» к кашам: их потребляют лишь 40% 2-классников и 50%  9-классников и творогу: 36% и 35% соответственно. Супу отдали предпочтение 76% учеников младшей группы и лишь 50% старшей.

Таблица 2

Полез.прод.

Абс/%

Каша

Абс/%

Творог

Абс/%

Суп

Абс/%

Сладости

Абс/%

Ученики 2 кл

16/64

10/40

9/36

19/76

12/50

Ученики 9 кл

11/50

7/50

7/35

10/50

10/50

При беседе с учениками обоих классов выяснилось, что все без исключения увлекаются компьютерами, игровыми приставками и любят смотреть телевизор, используя для этого все свободное от школы и приготовления уроков время, почти не гуляют.

Покопавшись в книжках, интернете, поговорив с родителями-врачами, мне удалось понять, как вырасти сильным, красивым, здоровым /Слайд №5/?

Попробую ответить на эти вопросы!

Для этого надо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела заниматься гимнастикой и есть полезные продукты.

Мы едим, чтобы не быть голодными. Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. А еда необходима нашему организму для жизни, как и всему живому. А нам еще надо расти и быть здоровыми. Вот почему важно не есть все подряд, чтобы утолить голод. Лучше есть полезные продукты. А как же узнать, какие продукты полезны?

Полезные продукты нужны человеку каждый день. В этих продуктах есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым. Чтобы легко запомнить какие продукты самые полезные, а какие нет, какие можно и нужно есть больше, а какие ограничивать ученые придумали пирамиду здорового питания /Приложение №2, Слайд №6/. Чем ниже расположены продукты, тем выше их польза и тем большее количество мы должны потреблять их за сутки. Основание пирамиды составляют овощи и фрукты, которые мы можем потреблять в любом количестве. Далее следуют крупы, макаронные изделия, хлеб. Потом мясо, рыба, молоко, яйца. И завершают пирамиду наименее полезные продукты –  сахар и кондитерские изделия.

А как правильно есть, чтобы не болеть /Слайд №7/?

  1. Перед едой необходимо мыть руки с мылом
  2. Фрукты и овощи так же надо хорошо мыть, а некоторые даже чистить
  3. Не торопиться! Есть небольшими кусочками, тщательно пережёвывая  закрытым ртом
  4. Во время еды не разговаривать и не читать
  5. Не переедать! Есть в меру

Что же происходит, когда мы едим?

Во рту кусочек пищи смачивается слюной и пережевывается зубами. Дальше он попадает в желудок, переваривается под действием ферментов до состояния кашицы и движется дальше. Там все полезные вещества впитываются, а ненужные удаляются. Этот процесс занимает несколько часов. Поэтому через некоторое время мы опять хотим есть – это значит, что организму регулярно нужна пища. Вот почему желательно есть в одно и то же время. Перерывы между едой не должны быть более 3-х часов, а значит, лучше есть понемногу 5 раз в день.

Что же лучше всего есть на завтрак /Слайд №8/? Правильно – кашу! Это самая полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. А из чего варят кашу? Кашу варят из зернышек.

Маленькое зернышко сажают весной в землю. Сначала появляется росток, потом он превращается в колосок. Все лето колосок растет, набирается сил. В нем становится много зернышек под действием земли, солнца, воды, тепла. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собирают, молотят, получают зернышки, из которых мы и варим кашу. Любую кашу можно сделать вкусной!  Надо только добавить в нее масло, ягоды, фрукты, изюм, варенье, а кто не любит сладкие каши – может положить орешки.

А что же выбрать на обед, ведь много-много разных блюд /Слайд №9/?  Сначала надо выбрать холодные закуски: разные салаты, винегрет, например. Потом первые блюда – борщ, рассольник, бульон, овощные или рыбные супы. А почему не окрошку? Холодную окрошку из кваса хорошо есть летом, когда жарко. А зимой лучше есть более сытную и горячую пищу.  Первое лучше есть с хлебом – «Плох обед, если хлеба нет!». В черном хлебе полезных веществ больше. Они нужны всем, особенно детям. На второе – мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром. Мясо поможет тебе набраться силы, укрепит иммунитет, даст строительный материал для мышц. В рыбе есть вещества, необходимые для роста. Зубы будут здоровые, кости крепкие. Не зря в народе говорят: «Поешь рыбки – будут ноги прытки». На третье можно выбрать компот, фрукты, соки. Запомни, во время обеда человек съедает больше всего пищи, поэтому после обеда лучше выбрать спокойные занятия.

А когда же можно есть булочки /Слайд №10/? Булочки лучше всего есть на полдник, когда прошло полдня. А еще на полдник можно есть вафли, печенье с чаем, соком, молоком или кефиром. Кстати, молочные продукты очень полезны для здоровья и богаты питательными веществами. К ним так же относятся творог и сыр. Они необходимы для роста и укрепления костей, зубов, богаты витаминами и питательными веществами.

Ужин – последняя еда перед сном /Слайд №11/. Он должен быть легким, потому что ночью мы отдыхаем. А если плотно поужинать, то нашему желудку придется переваривать пищу и не отдыхать. Для хорошего сна и отдыха лучше поужинать запеканкой, творогом, омлетом, кефиром или простоквашей. Итак, не зря говорят: «Завтрак съешь сам, обед разделить с другом, ужин отдай врагу».

Кроме пищи человеку необходима вода. Только надо помнить, что воду пить можно только кипяченую, а еще лучше очищенную. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – только несколько дней. Каждый день нужно выпивать целых два литра. Но это не только соки, чай. Во всех продуктах есть жидкость. Но особенно ее много в первых и третьих блюдах, овощах и фруктах. Особенно во время простуды надо пить побольше жидкости. Клюквенный морс помогает снизить температуру, очень полезные свежие соки.

А вы когда-нибудь замечали, что во время простуды почти не хочется есть? Вся пища кажется безвкусной!  Почему же так происходит? Наш язык всегда влажный. А во время болезни температура повышается, и во рту почти все пересыхает. Вот почему мы плохо чувствуем вкус продуктов. А как же мы ощущаем вкус продуктов? Когда мы едим, язык помогает пережевывать пищу. С помощью рецепторов языка мы чувствуем разный вкус. Горький – корнем,  соленый, кислый – боковыми поверхностями, сладкий – самым кончиком /Приложение №3/.

Если хочешь быть здоров, нужно заниматься спортом и правильно питаться.  Обязательно надо есть мясо, только не очень жирное. Очень полезны и питательны бобовые культуры – горох, фасоль.

Всем необходимы витамины, особенно весной /Слайд №12/. В большом количестве они содержаться в овощах, фруктах зелени, особенно в молодых, первых. Из первых овощей появляются салаты, редиска, в теплицах – огурцы. А в начале лета появляются ягоды. Они настоящий кладезь витаминов, причем в каждом виде ягод есть что-то свое, особенное. А еще нужно помнить, что каждому овощу и фрукту свой сезон, то есть они наиболее полезны в то время, когда могут вызревать естественным путем. Чтобы сохранить урожай до зимы, мы его охлаждаем или замораживаем. При низких температурах хорошо сохраняются витамины и полезные вещества.

Что же такое витамины и почему они нам так необходимы?

/Приложение №4/

Слово витамины произошло от латинского слова «vita», что в переводе означает жизнь. Это жизненно необходимые компоненты пищи, без которых человеческий организм не может правильно работать. Нехватка витаминов приводит к развитию различных заболеваний. Известно 13 главных  витаминов – A, C, D, E, K  и восемь витаминов группы В. Каждый витамин играет в организме определенную роль.

Витамин А – способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальное зрение, повышает устойчивость организма к инфекциям, поддерживает функции кожи и слизистых оболочек. При недостатке ретинола появляется сухость кожи, ломкость ногтей, снижения зрения, различные заболевания глаз, возможны задержка в росте. Основной источник витамина А — продукты животного происхождения: печень, сливочное масло, яичный белок и др.

Витамины В – их восемь, отвечают за работу всех органов и систем, в том числе кроветворение и ЦНС, ССС, иммунитет, состояние кожи. При недостатке этих витаминов могут развиваться заболевания этих систем, анемии, заболевания кожи – дерматозы. Основными источниками этих витаминов являются крупы, хлеб, особенно черный, горох, бобы, орехи, овощи – картофель, капуста, морковь.

Витамин С – повышает сопротивляемость к инфекциям, отвечает за состояние зубов и десен. При недостатке этого витамина может развиваться кровоточивость десен, вплоть до расшатывания зубов (цинга), частые простудные заболевания, быстрая утомляемость, мышечная слабость. Много содержится этого витамина во многих растениях, овощах, фруктах и ягодах. Особенно в красной смородине, цитрусовых, шиповнике, красном перце, хрене, петрушке, укропе.

Витамин D – укрепляет кости, зубы, отвечает за кроветворение и работу ЦНС. При недостатке кости становятся хрупкие, легко ломаются, может развиваться анемия, заболевания ЦНС. Основной источник витамина Д—печень рыб, морских животных и рогатого скота, зеленые листья, зерновые проростки, пивные дрожжи, яйца, сливочное масло, молоко.

Витамин Е – мощный антиоксидант, тормозит старение организма, сохраняет иммунитет и мышечную силу. Его недостаток приводит к нарушению обмена веществ, изменениям в нервных клетках, половых железах, скелетных мышцах и другим патологическим изменениям. Содержится в растительных маслах, зародышах злаков, зеленых овощах.

Витамин К – отвечает за свертывание крови, прочность сосудистой стенки, укрепляет кости и обеспечивает мышечную силу.  При его недостатке нарушается нормальная свертываемость крови, повышается проницаемость сосудов. Витамин К содержится в зеленых листьях салата, крапивы, капусты.

Витамин РР – отвечает за состояние сосудистой стенки, десен, повышает устойчивость к инфекциям. При его недостатке поражаются кожные покровы, нарушение пищеварения, снижается интеллект. Содержится в овощах, фруктах, бобовых, злаках, грибах.

Таким образом, чтобы наш организм получил весь этот перечень витаминов, необходимо разнообразное питание, с обязательным включением в рацион овощей, фруктов, зелени, ягод, бобовых и злаковых культур.

Выводы: Ну вот, мы и узнали почти все о продуктах и правилах питания. О том, какие продукты являются полезными и почему /Слайд№13/. Что такое витамины, где они содержатся и в чем их польза. Как правильно есть и почему лучше есть в одно и то же время.

Практические рекомендации:

Подводя итог, хотелось бы, чтобы ребята поняли, что для того, чтобы быть сильным, красивым, здоровым нужно не так уж много:

- соблюдать режим дня, уделяя внимание питанию, не забывая о физическом развитии и полноценном отдыхе

-  придерживаться правил поведения за столом

- желательно 5-разовое питание, 3 основных и два перекуса (второй завтрак и полдник), с акцентом на обед

- стараться есть в одно и то же время, не доводя себя до «зверского» голода

- не переедать на ночь

- хотя бы раз в день есть кашу, зная о том, как можно сделать ее вкусной

- не забывать о пользе очищенной воды

- выбирать полезные продукты, помня, что каждому фрукту и овощу свое время

- обращать внимание на условия их хранения (лучше выбирать охлажденные или замороженные продукты, если не сезон свежим)

- помнить о пользе витаминов и потреблять продукты, в которых они содержатся

- питание должно быть разнообразным, чтобы организм получил больше разных витаминов и питательных веществ

- чаще говорить дома и в школе (на уроках здоровья!) о пользе правильного питания

А взрослым хотелось бы пожелать быть живым примером для своих деток! Это самый эффективный способ достижения всех поставленных выше, целей!  

Становится понятной мудрость народных пословиц:

- «Что пожуешь, то и поживешь!»

- «Завтрак съешь сам, обед поделись с другом, ужин отдай врагу!»

- «Человек есть то, что он ест!»

Будем есть для того, чтобы жить и быть здоровыми, а не жить для того чтобы есть!

Остается любопытным, какие еще факторы, кроме правильного питания способствуют укреплению здоровья и правильному развития организма и как мы придерживаемся их сегдня?. Но это совсем другая история…

Я желаю всем здоровья!

Выражаем благодарность руководителю исследовательской работы Урлаповой Ольге Ивановне, учащимся 9 А класса НМОУ «Лицей №84» и 2 А класса НМОУ «Гимназия №44» за участие в опросе и сборе информации.

   Источники информации:

  1. Разговор о правильном питании / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. – Москва, 2003. – 72 с.
  2. Все секреты здорового питания / Н.П.Базеко. – Медицинская литература, 2003. – 176 с.
  3. Витамины и минералы / В.Г.Лифляндский. – ОлмаМедиаГрупп, 2010. – 640 с.
  4. Интернет.

Приложение №1

Анкета

  1. Делаешь ли ты утреннюю гимнастику?

- да                                                  - нет

  1. Посещаешь ли ты спортивную секцию/танцы?

- да                                                  - нет

  1. Сколько раз в день принимаешь пищу?

- 3                         - 4                       - 5

  1. Какие блюда/продукты любимые?

- соки                                               - кола

- каши                                              - «Доширак»

- фрукты/овощи                              - торты/печенье

- творог                                            - бутерброды/гамбургеры

- суп                                                  

Приложение №2

Пирамида здорового питания

Приложение №3

Приложение №4


Поделиться:

Рисуем белые грибы пастелью

Галка в чужих перьях

Зимний лес в вашем доме

Два петушка

Швейня