Автор работы сталкивается с проблемой: как исправить нарушение осанки? Следуя советам врачей, выполняя все рекомендации специалистов, изучив дополнительную литературу, включая интернет источники, мальчик добивается исправления осанки. В ходе решения своей поблемы он разрабатывает несколько практических советов тем, кто столкнулся с той же проблемой.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ispravit_osanku.doc | 84 КБ |
kak_ispravit_narushenie_osanki._chast_1.zip | 2.78 МБ |
kak_ispravit_narushenie_osanki._chast_2.zip | 2.61 МБ |
Управление образования администрации Северодвинска
Городской конкурс учебно – исследовательских работ
школьников «Ученые будущего»
«Как исправить нарушение осанки»
Лытасов Вадим Сергеевич
ученик 4 класса В
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №27 с углубленным
изучением предметов
гуманитарного профиля»
Руководитель:
Мякшина Наталья Петровна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 4
2. Основная часть 5
3. Заключение 8
Литература 9
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В мае 2009 года врач – ортопед детской поликлиники №1, Котельникова Любовь Владимировна, поставила мне диагноз «нарушение осанки» и сказала, что её обязательно нужно исправить. Это известие огорчило меня, но мама сказала, что с этой проблемой можно справиться. Мне стало важно узнать, что такое осанка, и каким образом я сам могу её улучшить.
В словаре С. И. Ожегова осанка определена как внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).[3] В. И. Даль определял хорошую осанку как: «Сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил народную пословицу: «Без осанки конь — корова». [1]
На сайтах в Интернете [8,11] я узнал, что осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека, и значение осанки особенно велико у детей в период роста и формирования скелета. Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм. Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, принимая пищу. Оказывается, такая сидячая поза и недостаток движения являются тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно тогда чаще всего страдает осанка. Мышцы теряют свою силу, упругость и не могут удерживать позвоночник в прямом положении. Из-за этого происходит искривление позвоночника, изменения в положении грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Потом могут возникнуть боли в спине и развиться другие заболевания, например сколиотическая болезнь и плоскостопие. Я узнал, что нарушение осанки чаще всего появляется у детей, потому что основной рабочей позой ученика на протяжении 11 лет обучения является поза «сидя». Мне захотелось выяснить, сколько человек в школе № 27 имеют нарушения осанки, и я обратился к школьному медицинскому работнику Колодкиной И. А. Она рассказала, что уже у 40 - 42 % учащихся 1-11 классов выявляются нарушения осанки, а у 6-8 % из них — различные степени искривления позвоночника, которые называют «школьные сколиозы». В моем классе нарушение осанки наблюдается у 10 человек, что составляет 37% учащихся. Этот разговор убедил меня в том, что проблема, с которой я столкнулся, касается многих людей, и если я исправлю свою осанку, то мой опыт может быть полезен не только мне, но и моим товарищам.
Я решил с помощью специалистов и родителей попробовать исправить осанку.
Гипотеза: допустим, если я буду выполнять рекомендации врача и следовать советам родителей по исправлению осанки, то моя осанка улучшиться.
Объект исследования – опорно-двигательная система человека, его осанка.
Предмет исследования – исправление нарушения осанки человека.
Цель исследования – доказать, что при выполнении определенных условий, осанка ребенка младшего школьного возраста может улучшиться.
Для проверки гипотезы и раскрытия цели я поставил следующие задачи:
1) Найти и изучить научную литературу, Интернет-ресурсы по теме исследования, выяснить способы исправления осанки.
2) Провести эксперимент по исправлению нарушения осанки.
3) Проанализировать полученные результаты, сделать выводы по эксперименту.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме, поиск Интернет - ресурсов, опрос, наблюдение, сравнение и эксперимент.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Изучив литературу по вопросу исследования, я узнал, что правильная осанка:
« такое положение тела, при котором мышцы спины почти не напряжены, а внутренние органы работают на оптимальном уровне. Голова при правильной осанке поднята, взгляд устремлен вперед и несколько вверх, спина прямая, грудь слегка выдвинута вперед, живот плоский, колени выпрямлены». [4. 3] Для того, чтобы достигнуть именно такого результата и подтвердить гипотезу, я провёл эксперимент, участником которого был сам.
Во – первых, от врача – ортопеда ДП № 1, Котельниковой Любови Владимировны, я узнал, что возраст 8-17 лет — самый важный для осанки период жизни. Даже малейшее отклонение в её развитии может привести к отрицательным изменениям в строении позвоночника и конечностей, и именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. Поэтому, если осанка ребенка не соответствует норме, то необходимо укреплять мышцы спины и живота. Один из главных методов лечения нарушений осанки и заболеваний позвоночника — лечебная физкультура. Доктором мне были выданы:
Наступало время летних каникул, которые наша семья проводила за городом, поэтому мне пришлось отложить занятия во врачебно – физкультурное отделении на осень, а пока начать выполнять упражнения из прописанного врачом комплекса корригирующей гимнастики дома. Для этого я под руководством родителей три раза в неделю по полчаса выполнял данный мне комплекс упражнений. Начинал с более простых упражнений, а по мере их освоения усложнял за счет изменения исходного положения, используя различные позиции рук, ног. Потом начал применять предметы для отягощения (палки, гантели, мячи), а так же увеличил число повторений с 3-4 до 6-8, статические упражнения чередовал с динамическими. Так я занимался всё лето. (Приложение 4)
Так же на одном из сайтов в сети Интернет я узнал, что очень хорошо укрепляет мышцы и делает осанку человека красивой верховая езда на лошади (иппотерапия). Живя в деревне, целый месяц три раза в неделю я занимался верховой ездой под руководством местного конюха. Александр Федорович научил меня держаться в седле, управлять лошадью. Я заметил, что эти занятия приносят пользу для моей опорно-двигательной системы, а так же я получал удовольствие от общения с прекрасными и умными животными.
Моя бабушка, Лытасова Надежда Васильевна, учитель биологии школы № 27, рассказала мне, что хорошая осанка бывает у тех людей, которые активно двигаются. Поэтому достигают правильной осанки те, кто укрепляет мышечную систему физической и физиологической тренировкой. Хорошо тренирует мышцы спины и живота плавание. Поэтому в летнее время я с удовольствием и пользой купался в реке Вага, а с наступлением осени записался в бассейн «Беломорец», который еженедельно посещаю вместе с родителями.
После окончания летних каникул мои самостоятельные домашние занятия по исправлению осанки дополнились корригирующей гимнастикой, физиопроцедурами и массажем во врачебно – физкультурном отделении, которое я посещал с 1 октября по 5 ноября 2009 года по два раза в неделю.
Я люблю спорт, уже три года занимаюсь в секции «Карате», имею хорошие результаты. Несколько раз становился призером и победителем соревнований в своей возрастной группе на уровне города Северодвинска. Считаю, что тренировки два раза в неделю мне очень помогают укрепить мышцы спины и исправить осанку.
Когда я размышлял, почему у меня появились проблемы с осанкой, то пришёл к выводу, что занятия в школе и домашняя подготовка уроков требуют от меня статичной сидячей позы. Мышцы моей спины оказались к этому не готовы. Я понял, что нарушения осанки можно избежать, если следовать несложным правилам, которые я составил, используя несколько компетентных источников: [4 ,5,6,7,10]
служить хорошей опорой для спины.
Теперь я всегда помню об этих правилах и рассказал о них своим одноклассникам. Каждое утро в классе мы начинаем с зарядки, где ребята проводят комплексы физических упражнений. На уроках следим за правильной посадкой при письме, чтении и ручной работе, делаем физкультурные паузы, во время которых разминаем занемевшие мышцы. При выполнении домашних заданий, работе за компьютером я каждый день использую специальный корсет, который помогает поддерживать мой позвоночник в правильном положении. В остальное время стараюсь не забывать о самоконтроле за осанкой.
Итак, на протяжении 7 месяцев я работал над исправлением осанки. Все это время контролировал её состояние. С помощью бабушки нашел методику оценки осанки ребенка по «плечевому индексу», автором которой является кандидат педагогических наук А.Д. Дубограй. (Приложение 5)
Результаты исследования представлены в таблице:
Дата замера | Ширина плеч | Плечевая дуга | Плечевой индекс | Показатель осанки |
июль 2009г | 32 | 38 | 84,2% | Нарушение осанки |
сентябрь 2009г | 32 | 37 | 86% | Нарушение осанки |
январь 2010г | 34 | 36 | 94,4% | Осанка в нормальном состоянии |
Правильность осанки можно проверить и так: сантиметровой лентой измерить расстояние от седьмого шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток. Человек во время измерения должен быть раздет до пояса и стоять в непринуждённой позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.
Мои измерения на 13 июня – 20 см до нижнего угла левой и 21 см до нижнего угла правой лопатки, а на 9 января 2010 года - 20 см до нижнего угла левой и правой лопаток от седьмого шейного позвонка. Данные показатели подтверждают, что моя осанка стала правильной, что подтверждено и лечащим врачом Котельниковой Любовью Владимировной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы, к которым я пришел в конце исследования:
Я выполнял все эти условия и доволен результатом: моя осанка исправилась. Считаю, что исследовательская работа достигла цели. В ходе эксперимента я получил подтверждение гипотезы о том, если я буду выполнять рекомендации врача и следовать советам родителей по исправлению осанки, то она улучшится.
Теперь я на собственном примере могу доказать одноклассникам, как можно исправить нарушение осанки. Надеюсь, они, при необходимости, последуют моим советам и достигнут положительных результатов.
В ходе этой работы я не только исправил осанку, но получил очень важные умения, которые пригодятся мне в жизни: планировал свои действия, сотрудничал с другими людьми, самостоятельно принимал решения, искал нужную информацию в разных источниках, учился её анализировать, делать выводы и оценивать свою деятельность.
В заключение хотелось бы напомнить всем известные слова древнегреческого философа : «Движенье – это жизнь!». Так двигайтесь на здоровье!
ЛИТЕРАТУРА
В.И. Даль. – М.: Янтарный сказ, 2003.- 16 с.
Здоровье. -2002.-№4.- с. 3.
Электронные ресурсы удаленного доступа (Интернет)
Пчёлки на разведках
Заповеди детства и юности
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Машенька - ветреные косы
Весёлая кукушка