• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здорового образа жизни»

Опубликовано Кудымова Галина Александровна вкл 20.02.2012 - 17:23
Кудымова Галина Александровна
Автор: 
Галтименов Илья

 

Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники , к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled_tekst.doc177.5 КБ
Файл galtimenov_i.rar2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

       Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять смолоду. В нашем классе мы проводим часы общения по здоровому образу жизни, участвовали в Республиканском конкурсе рефератов. Приближается зима, самое время подумать об укреплении своего здоровья. Мы же считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое и как это сделать .          Из результатов анкетирования мы увидели, что учащиеся имеют некоторые представления о закаливании, но полной информацией не владеют.   Именно поэтому мы решили провести исследование  «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здорового образа жизни»

Проблема:

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют отклонения, свыше 70%страдают различными нервно-психическими расстройствами.       Нас очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет.

Цель исследования: собрать фактический материал по теме,  выявить факторы, влияющие на формирование культуры здорового образа жизни, дать практические советы по закаливанию своим сверстникам.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу

2. Разработать анкеты  для проведения социологических опросов

3. Создать творческую группу учащихся для разработки и реализации исследования.

4. Организовать и провести  исследование «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здоровья»

Гипотеза:

Пропаганда правильного закаливания организма, повысит стремления к здоровому образу жизни .

Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники, к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе

Глава 1.Закаливание

1.1 Из истории закаливания
Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.
    Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.
Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.
Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит ведущая роль в разработке методики закаливания и её научное обоснование

Закаливание это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.

Проведение закаливающих процедур ведет к повышению общего жизненного тонуса и выносливости ко всем неблагоприятным воздействиям среды.

Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, меньше простужаются, у них повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, усиливаются иммунные реакции.

При закаливании в первую очередь следует помнить, что каждая закаливающая процедура должна доставлять радость и удовольствие.

Эффектность закаливания достигается соблюдением ряда принципов.    

1.2. Основные принципы закаливания

· систематичность,
· постепенность,
· учёт индивидуальных особенностей,
· разнообразие средств и форм,
· активный режим,
· сочетание общих и местных процедур,
· самоконтроль.


Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций.

Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур - обязательное условие правильного закаливания. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.

Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, - только к теплу.

Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями и занятиями такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика.

Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.

Известное изречение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Разумное, рациональное использование этих естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным фактором внешней среды.

1.3. Формы закаливания

Закаливание воздухом.

Закаливание воздухом – одна из эффективных форм, которые необходимо использовать ежедневно. Пребывание на открытом воздухе улучшает обеспечение тканей кислородом, если одеваться в соответствии с температурой окружающего воздуха, без чрезмерного кутания. Ежедневно рекомендуется быть на свежем воздухе не менее часа для взрослого человека и 2-3 часа для детей. К этому нужно добавить ещё постоянное проветривание жилого помещения, сон при открытой форточке или окне.                                                      Закаливание воздухом (воздушные ванны) полагается проводить в обнажённом виде при температуре 15-20˚C в защищённом от ветра месте в начале в течение 15-20 минут. Постепенно время пребывания на воздухе рекомендуется увеличивать на 10-15 минут. Максимальная длительность 1,5-2 часа. Холодные воздушные ванны (5-4˚C) можно принимать только уже закалённым людям и в течение не более 15 мин. Эффект закаливания воздухом можно усилить, сочетая пребывание на воздухе с простейшими гимнастическими упражнениями и солнцем. 

   Закаливание водой – одно из наиболее действенных средств закаливания холодом. Вода активно тренирует терморегуляторные механизмы организма. При закаливании водой усиливается обмен веществ, активизируется деятельность нервной и сердечно- сосудистой системы, повышается эластичность сосудов.                                                      Лучшее время для закаливания водой утро или день. Различают три формы закаливания водой – обтирание, обливание (душ) и купание. Обтирание применяется как первоначальная процедура. Выполняется выжатым полотенцем, губкой или ладонью вначале при температуре  32-34˚C. Следует последовательно приучить все части тела к этой процедуре – руки, верхнюю часть тела, ноги. Через каждые 4-5 дней температура воды снижается на несколько градусов и доводится до    12-16˚C. Обтирание выполняется по направлению от периферии к центру по ходу венозной крови и лимфы. Следующий этап закаливания – обливание. Первоначальная температура воды не менее 30˚C, постепенно её понижают до 12-15˚C. Длительность обливания прохладной водой не более 3-х минут. Обливание ребёнка в начале выполняют в течении не более 20-30 секунд, не намачивая голову. Когда организм привык к обливанию, можно пользоваться душем. При этом происходит заметное механическое воздействие воды на кожу, вызывает более активную реакцию организма. Сильнодействующий закаливающей процедурой является контрастный душ. В начале разница температур не должна превышать 5-8˚C, затем она становится максимально большой (горячая вода не более 42˚C).              Эффектным способом закаливания считается купание в открытом водоёме. Купание рекомендуется начинать при температуре воздуха и воды не менее 18-20˚C, для детей 24-26˚C. Первое время следует купаться не более I раза в день, затем 2-3 раза. Интервал между купаниями 1-3  часа. Для детей до 5 лет длительность купания не должна превышать 5-8 минут.  

Закаливание солнцем.

Закаливание солнцем благотворно влияет на организм человека, но следует помнить, что это сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. Постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка солнечной энергии укрепят организм и повысят его жизнедеятельность. Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых тёплых дней и продолжать его на протяжении всего лета. Если приём солнечных ванн начинается с запозданием - с середины лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно. Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится легче. Продолжительность солнечных ванн постепенно возрастать от 5 минут ( при удлинении ее на 1 – 2 минуты ежедневно) до 30 – 40 минут. Во время солнечной ванны на голову нужно надеть белую косынку или панамку. После солнечной ванны необходимо немного отдохнуть в тени и затем принять водную процедуру. Следует помнить, что излишнее пребывание на солнце, перегревание, приносит огромный вред организму: могут появиться ожоги, головная боль, озноб, может повыситься температура, затем наступить резкое утомление и вялость. Если находиться на солнце с непокрытой головой, то может быть и солнечный удар. При злоупотреблении солнечными ваннами обостряются некоторые болезни. Вот почему неразумная погоня только за загаром может привести к тяжелым результатам. Недисциплинированность при приеме солнечных ванн вместо пользы приносит вред. Солнечные ванны, являются сезонным закаливающим фактором.

Босохождение

Очень полезно хотя бы раз в день, а лучше дважды, утром и вечером, пройтись, пробежаться босиком по земле. И летом, и зимой, и в межсезонье, в любую погоду - круглый год.

Что это дает? Во-первых, собственно закаливание. Прежде всего, возрастает сопротивляемость к простудным болезням, так как стопы рефлекторно связаны с нашими шестью гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаляем горло. А ведь гланды - это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней. Во-вторых, оживление внутренних органов. Ведь зоны стоп не только рефлекторно, но и энергетически связаны со всеми системами нашего организма.

Летом можно гулять, сколько хочется. Зимой для начала лучше только наступить на снег и тут же вернуться. Затем очень постепенно увеличивать время, руководствуясь своими ощущениями. К концу первой зимы желательно довести его до 2-5 минут. При сильном морозе лучше ходить или бегать, так как если стоять на месте, поначалу можно обморозиться. По возвращении ноги моют только холодной водой. Невозможно описать ощущения оживления, обновления, особенно сильные в первые месяцы занятий.

Глава 2Опрос и анкетирование участников исследования

Выбранная тема исследования – неслучайна. В МОУ СОШ № 6 сложилась прекрасная традиция принимать участие в различных мероприятиях посвященных ЗОЖ. «Участвуя в исследовании, мы поняли, что если что-то сделать самому для  общего дела, то есть надежда на то, что всё изменится в нашей жизни к лучшему»

Идея провести  в школе   КТД пришла ребятам еще в прошлом  учебном году.  Участники проекта  умело и грамотно спланировали работу, подобрали материалы. В помощь участникам проекта, подключились родители. Мы провели по анкетам социологическое исследование (См Приложение). Анализ анкет по вопросу отношение к своему здоровью показывает  низкий уровень здорового образа жизни. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, соблюдать режим дня и воздерживаться от вредных привычек большинство  участвующих в анкетировании не делают этого в системе, они не  настроены  в жизни  на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому задуманный нами проект как коллективно творческое дело «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья» был как никогда уместен.

  Были приглашены: учащиеся 1 класса, преподаватель физической культуры,  медицинский работник школы, заместитель директора по ВР, заместитель директора по научно-методической работе и апробировали наш труд на первоклассниках

 По итогам работы было проведено анкетирование участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта:

Такой перечень вопросов:

  1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
  2. Чему научится весь коллектив в процессе разработки проекта?
  3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?

По итогам проекта было проведено анкетирование с целью определения значимости и нужности таких проектов.

Ответы учащихся:

 «Такие  мероприятия нужны. Нам хотелось бы, чтоб они проводились как можно чаще!

«На наш взгляд такие мероприятия нужны и важны. Дети должны быть здоровыми!

«Нам очень понравилось мероприятие, нам кажется, что такие мероприятия нужны в школе т.к. они очень полезные и интересные.

Заключение 

    Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсут ствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

  1. Обыкновенные прогулки могут вернуть силы, потраченные на многочасовое сиденье за компьютером. Солнце – важный источник радости, бодрости и хорошего настроения. Вода окружает нас повсюду. Человек не может жить без воды. Занятие физкультурой на уроках в школе, в спортивных секциях – помогут быть в хорошей спортивной форме .
  2. И если каждый из нас будет вести здоровый образ жизни с самого детства, то мы будем здоровы и будем отлично себя чувствовать всю жизнь!!!

Литература.

Большая энциклопедия «Мать и дитя» - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.

Большая энциклопедия народной медицины – Москва: Издательство Эксмо, 2007г.

Н. Б. Коростелёв «Воспитание здорового школьника» Москва, «Просвещение», 1996г.

Н. Б. Коростелёв «От А до Я» Москва, Медицина, 1997г.

И. Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии гигиены человека» Москва, «Просвещение», 1997г.

 «Всё обо всём. Организм человека» Перевод с итальянского под ред. Н. С. Кочарова «Издательство Астрель», 2002г.

Большая книга интересных фактов, редактор-составитель Н. Н. Малофеева, Москва, «Росмен-Пресс»,2006г.  

Приложение1

АНКЕТА

Возрастной состав

Возраст

Мальчик / девочка

Вопрос 1. Получаете информацию о ЗОЖ:

1. от друзей

2. в семье

3. от учителя

4. из телепередач

5. от врачей

Вопрос 2. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):

1. считаю себя здоровым

2.регулярно занимаюсь своим здоровьем

3.задумываюсь над своим здоровьем

4.систематически закаливаюсь

5.занимаюсь физической культурой

Вопрос 3. Отношение к закаливанию  в семье

1. проявляют ли ваши родители интерес к  закаливанию?

2. занимаются ли члены вашей семьи закаливанием ?:

Вопрос 4. Факторы, мешающие заниматься закаливанием

1. отсутствие интереса.                                     5. материальные затруднения

2. отсутствие условий.                                      6. недостаток знаний о ЗОЖ

3. недостаток времени                                       7. считаете, что болезни вам не грозят

4. лень.                                                            

Вопрос 5. Что положительно влияет  на здоровье:


 Приложение2

Вопрос 1. Возрастной состав

Вопрос 2. Получение информации о ЗОЖ

.  

 Информацию о ЗОЖ получают опрошенные в первую очередь от учителя – 36 человек ,во вторую очередь от врача -  17 человек ,в третью в семье - 11 человек ,в четвертую из телепередач 10 человек ,в пятую от друзей 3 человека .  

Приложение 3

Вопрос 3. Отношение к своему здоровью

Считают себя здоровыми 53 человека считают, что имеют проблемы со здоровьем – 14 человек -

Вопрос 4.  Занимаются закаливанием

.   Занимаются закаливанием: регулярно – 8 человек ,не занимаются 39 человека ,иногда занимаются – 20 человека

Вопрос 5. Отношение к закаливанию в семье.

. Проявляют интерес к здоровью родители 17 учащихся участвующих в опросе ,иногда интересуются основами здоровья – 6 человека .

Вопрос 5. Факторы, положительно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, положительно влияющим на здоровье  у опрошенных распределилось следующим образом: на первое место большинство поставили - физическую  культуру- 25 человек, на второе - закаливание – 18 человек, на третье  -  оздоровительный отдых – 9 человек ,на четвертое - – гигиену –5 человек  

Вопрос 6.  Факторы, мешающие заниматься закаливанием

   Анализ анкет по вопросу отношение к своему здоровью показывает  низкий уровень здорового образа жизни. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, соблюдать режим дня и воздерживаться от вредных привычек большинство  участвующих в анкетировании не делают этого в системе, они не  настроены  в жизни  на сохранение и укрепление здоровья.

Вывод: Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсут ствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.


Поделиться:

Извержение вулкана

Без сердца что поймём?

Снежная книга

Самый главный и трудный вопрос

А теперь — мультфильм