• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Компьютерная игра и здоровье"

Опубликовано Литовко Ирина Владимировна вкл 13.10.2012 - 16:12
Литовко Ирина Владимировна
Автор: 
Шупаева Мария

Исследовательская работа "Компьютерная игра и здоровье", представленная на школьной и городской научно-практических конференциях, была направлена на выяснение причин компьютерной игровой зависимости  детей, влияния на их здоровье. В ходе работе изучена литература по теме исследования, проведено анкетирование обучающихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа "Компьютерная игра и здоровье"76.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа

«Компьютерная игра

 и здоровье»

Выполнила:

Щупаева Мария,

обучающаяся 10Г класса  МОУ «СОШ №1»

Руководитель:

Литовко Ирина Владимировна,

учитель физики МОУ «СОШ №1»

                                                     

г.Свободный

2011

Игра как вид деятельности направлена на удовлетворение потребностей человека в развлечении, расслаблении, развитии определенных навыков и умений. С помощью игр люди общаются, отдыхают, планируют свое свободное время.

Современный мир богат различными проявлениями игры: от конкурсов и розыгрышей до спортивных состязаний. Особое место занимают компьютерные игры, которые имеют большую популярность у детей. Игра тесно связана со стремлением ребенка познать неизвестное. Она побуждает осваивать окружающий мир. В компьютерной игре ребенок стремится показать свои лучшие способности. Грандиозные развлекательные возможности компьютерных игр привели к глобальной увлеченностью ими, которые порой выходят за грани нормы и приобретают характер психологической зависимости.

Цель исследования - выяснить причину возникновения компьютерной игровой зависимости у детей, влияние на здоровье.

Участники исследования – 50 учащихся 9-х классов МОУ «СОШ №1».

У детей игровая зависимость проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми, которые в силу возрастных психологических особенностей еще сложно контролировать свои эмоции и чувства. Среди стадий компьютерной зависимости выделяют следующие:

  1. Стадия легкой увлеченности - характеризуется возникновением начального интереса к игре,  ее сюжету. Запускается механизм формирования условного рефлекса, когда игра способна изменить эмоционально-психическое состояние ребенка. Устойчивая, постоянная потребность к игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценность для ребенка.
  2. Стадия увлеченности -  переход на эту стадию формирования зависимости сопровождается появлением потребности в компьютерной игре, которая может доминировать с уже сложившимися интересами и увлечениями. Увлеченность уже на этой стадии принимает систематический характер.
  3. Стадия зависимости – формируется зависимость как важная часть личности. Зависимость делиться на социализированную – форма поддержании социальных контактов с социум, она менее пагубна  влияние на психику ребенка. И  индивидуализированную часть – нарушается мировоззрение и взаимодействие с окружающим миром.
  4. Стадия привязанности – характеризуется угасанием игровой активности. Если игрок не осознал причин и механизмов формирования пагубного пристрастия, в ситуациях кризиса, при появлении новых «заманчивых» игр она вновь становится активна.

При опросе учащихся «Компьютерная игра для меня -  это …» выявлено, что для 42% опрошенных компьютерная игра – это «друг».

Среди основных причин возникновения компьютерной зависимости у детей можно отметить:

  1. Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют нужного внимания ребенку, не интересуются его состоянием душевного мира.  Развод родителей или частые ссоры в семье так же могут послужить проблемой ухода ребенка в другую реальность.
  2. Отсутствия у ребенка серьёзных увлечений. Компьютерные игры подкупают своей доступностью, когда у ребёнка нет необходимости заводить новые знакомства, ходить в секции  и кружки, если есть всегда рядом доступное и готовое развлечение.
  3. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Застенчивость, наличие физического недостатка могут привести к формированию черт характера, которые будут мешать установлению дружеских отношении, как злобность, замкнутость, чрезмерная жадность, агрессивность, обидчивость. В таких ситуациях компьютерная игра для ребенка является средством нормализации психического состояния.
  4. Общая неудачливость ребёнка. Компьютерная игра выступает своеобразной психологической защитой – создаёт иллюзию успеха и удачи. Таким образом, зависимость от компьютерной игры – это отчаянная попытка ребёнка создавать и контролировать чувства, которые не возникают в реальной жизни.  

Перечисленные причины обусловливают уход ребёнка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Нередко, когда ребёнок погружается в виртуальный мир, он не может ему сопротивляться. Подростки и дети  ещё не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний.

Для выявления степени зависимости от компьютерных игр  учащимся было предложено ответить на следующие 17 вопросов: 

1. Я испытываю затруднения, раздражаюсь, грущу при необходимости закончить игру.

2. Для игры в компьютерные игры я жертвую временем, ранее проводимым с семьей, друзьями.

3. Я нахожусь в хорошем настроении, преимущественно играя в компьютерные игры.

4. Из-за компьютерной игры я пренебрегаю сном.

5. Игра с компьютером служит для меня ведущим средством для снятия стресса.

6. После компьютерной игры у меня возникают головные боли.

7. В обычной жизни я ощущаю пустоту, испытываю раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером.

8. При помощи игры за компьютером я достигаю жизненных целей, «решаю проблемы».

9. После компьютерной игры у меня возникает нарушение аппетита.

10. У меня возникают проблемы в учебе из-за компьютерной игры, но я продолжаю в нее играть.

11. Из-за компьютерной игры я пренебрегаю питанием.

12. Я испытываю потребность проводить за игрой все больше времени.

13. Из-за компьютерной игры я пренебрегаю личной гигиеной.

14. Во время компьютерной игры я полностью отрешаюсь от реальной действительности, переношусь целиком в мир игры.

15. После компьютерной игры у меня возникает боль в глазах.

16. Из-за компьютерной игры у меня возникают проблемы в семье, в отношениях с людьми, но я продолжаю в нее играть.

17. Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфорта.

Анализ ответов показывает, что у 33% учащихся возникает боль в глазах и  головные боли, у 25% - нарушение аппетита. 16% опрошенных пренебрегают личной гигиеной и питанием.

Это определяет визуальные и физиологические признаки компьютерной зависимости:

  1. Нарушение зрения и осанки.
  2. Появление болевых ощущений в области лопаток, запястий рук.
  3. Нарушение питания.
  4. Появление головной боли.
  5. Неряшливость.

Как ведет себя ребенок во время компьютерной игры? 50% ответивших «находится в хорошем настроении», 40% - «решает проблемы», 25% - «отрешается от действительности».

Это определяет основные признаки  формирования компьютерной зависимости:

  1. У учащихся появляется нежелание отвлечься от игры.
  2. Они раздражаются при отвлечении.
  3.  Не могут спланировать окончание игры.
  4. Забывают  о делах, уроках.
  5. Злоупотребляют кофеином и другими психотропными средствами.
  6. Нарушается распорядок дня.
  7. Грубы в ответ на запрет игры.

По мнению 50% школьников у них отсутствует вероятность возникновения зависимости от компьютерных игр.

В какие компьютерные игры любят играть школьники? 66% ответивших выбирают развивающие, учебные и логические игры. 34% ответивших увлекаются жестокими играми.

 

Жестокие игры приводят к формированию следующих качеств личности:

  1. Примитивизм мышления – отличаются жестоким сюжетом, которые сужают и схематизируют или упрощают жизненные ситуации.
  2. Эгоизм – игра способствует ложной установки у ребёнка, будто весь мир крутится вокруг него.
  3. Отсутствие сострадания – изменяет понимание о боли смерти, легкость совершения убийства и воскрешения игровых героев, приводит к очерствению души.
  4. Отсутствие самокритики к собственным ошибкам – в компьютерной игре можно переиграть определенное действие, до тех пор пока оно у него не получится. Вот и в реальной жизни ребенок думает, что может переделать своё действие.  

Чему отдают предпочтение школьники: игре на компьютере или спорту? Из 50 ответивших школьников 30 занимаются в спортивных секциях, делают зарядку, гуляют на свежем воздухе. Только 20 детей предпочитают спорту игру на компьютере.

К мерам профилактики от компьютерной зависимости детей и подростков можно отнести:

  1.  Проявление внимания к развитию интересов к склонностям ребенка, поощрение его творческих начинаний.
  2. Контроль времени физических нагрузок ребенка.
  3. Использование права взрослого на запрет.
  4. Ограничение времени на игру.
  5. Запрещение игры перед сном и сразу после еды.
  6. Контроль содержания игры.

Игромания – не прихоть, не порок и даже не слабость характера, а самая настоящая болезнь, внесенная Международной психиатрической ассоциацией в список психиатрических заболеваний. По мнению врачей, зависимость от компьютерных игр сродни наркомании и алкоголизму. Механизм появления болезни, формы развития, стадии во многом похожи на те, что наблюдаются у людей, употребляющих кокаин. Во время напряженной игры в большом количестве выделяются гормоны удовольствия – эндорфины. При этом организм испытывает сильный стресс и нервное перенапряжение, поэтому быстро истощается.

По мнению доктора Кит Баккера из Амстердама, создавшего единственную в Европе клинику по освобождению от игровой зависимости, 90% пациентов нуждается не в лечении, а в социальной адаптации и нормальном общении. Спорт, творчество, волонтерство, общественная деятельность – то, что поможет ребенку найти друзей и дело по душе, отвлечься от монитора компьютера.

Литература

        

1. Бурова В.А. Социально- психологические аспекты Интернет-зависимости.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И.Ковалько. - М.: изд-во “ВАКО”, 2007.

3. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006

4. Рязанцева И.А. Компьютер – окно в мир или путь к одиночеству.

5. Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика/ Главный редактор Е.Хлебалина; ведущий научный редактор А.Леонов. - М.: Аванта+, 2004.

6.http://id372-2008.narod.ru Здоровье школьника

7. http://www.rjevka.com/kids/ Ребенок и компьютер

     

 


Поделиться:

Мастер-класс "Корзиночка"

Рисуем подснежники гуашью

Позвольте, я вам помогу

Н. Гумилёв. Жираф

Разлука