Исследовательская работа об истории основания города Валуйки
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kreposti_valuyka_v_17_veke.doc | 76.5 КБ |
«Отечество»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа № 1»
г. Валуйки Белгородской области
История крепости Валуйка
в XVII веке.
Секция «Историческое наследие».
Автор: Безгодкова Ирина Сергеевна -
учащаяся 10 «В» класса
МОУ «СОШ № 1»
г. Валуйки Белгородской области
Адрес: г. Валуйки, ул. 1 Мая,
д.18, кв.48
Телефон: 8-919-284-14-38
Руководитель:Талицкая Наталья Николаевна - учитель православной культуры.
2012 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………..3
1. Глава 1. История возникновения крепости……………………….5
2. Глава 2. Крепость Валуйка в Смутное время……………………..7
3. Заключение……………………………………………………...…10
4. Библиография……………………………………………………...11 Приложение………………………………………………………...…12
Введение
Седою веет стариной,
Когда стоишь на крутояре
И смотришь вдаль, а за рекой –
Заря колышется в пожаре.
Здесь , у слияния двух рек , -
Валуя, быстрого Оскола,
Поставлен город мой навек
И с той поры глядит на долы.
Растет мой город, хорошеет.
Прошло четыре сотни лет,
И он живет и молодеет.
И.Ходеев
В данной исследовательской работе я изучила историю родного края с момента возникновения крепости до 1627 года.
Цель работы: изучить историю города-крепости Валуйки в 17 веке. С целью выявления роли существования крепости в тяжелые времена для русской истории.
Задачи исследования:
1. Собрать исторический материал о начальном этапе существования крепости Валуйка.
2. Выявить исторические личности, факты, связанные с историей города в данный период.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шафиер)
Новизна данной работы в том, что всё больше людей в настоящее время интересуется историей родного края, появляется всё больше новой, ранее не опубликованной и неизвестной широкому кругу информации. Учитывая, что описываемый период необратимо отдален от нас, все материалы данного исследования можно считать определенным вкладом в составлении летописи родного края.
Практическая значимость. Данные исследования можно применять на уроках истории, краеведения, при проведении экскурсий по городу.
Методы и приемы. При написании данной исследовательской работы я посетила районную городскую библиотеку, школьную библиотеку, Валуйский исторический музей, музей Валуйского индустриального техникума. Работала с копиями архивных документов Государственного центрального архива древних актов (ЦГАДА), Государственной Исторической библиотеки РСФСР в Москве, Белгородского и Воронежского областного архива, сделанные краеведом П. А. Сопиным. Так же, ресурсы Интернета позволили мне найти карты, фотографии, документы, заметки краеведов об истории родного края.
1. Исследовательский метод.
2. Метод работы с историческими источниками.
3. Использование ресурсов интернета.
Глава 1. История возникновения крепости
Возникла крепость Валуйка на правом берегу реки, в трех верстах выше впадания ее в Оскол в 1593. Дата эта взята из Нового Летописца. Вскоре при вторжении в наш край польской шляхты крепость была уничтожена - такое предположение высказал воронежский краевед Л.Б. Войнберг. В августе 1599 года по указанию Бориса Годунова (приложение 1) воеводе князю Кольцову-Мосальскому (приложение 2), а голове Судоку Мясному было велено на месте уничтоженной крепости за три месяца построить новый город и крепость Валуйку (приложение 3). В действительности строительство продолжалось 5 месяцев.
В 1606 году набеги татар в наш край становятся непрерывными. В основном они нападали на окраинные селения, поскольку город был беден, сильно укреплен. В 1606-1607 гг. произошло восстание крестьян под предводительством донского казака И.И Болотникова (приложение 5). Активными сторонниками его были валуйчане.
Валуйки. Почему так назван город? Существует две версии на этот счет. По одной предполагается, что название получилось от названия грибов – валуев (приложение 6), которыми в древности изобиловала долина реки Валуя. По другой версии название города связано с течением реки. Течение медленное, тихое, ленивое. А в старину в наших местах - Курской и Орловской областях - человека малоподвижного, вялого, медлительного называли «валуй». Отсюда, может, и название реки Валуйка (так она называлась раньше) и название крепости Валуйка[1].
Далее предполагается, что наряду с основным руслом пойму реки пересекали около десятка проток-стариц, как бы пытавшихся спрямить течение. Возможно, что эти протоки назывались общим словом Валуйки. Отсюда и город Валуйки.
Такое объяснение происхождения названия города кажется более правдоподобным.
Город Валуйки был одним из первых поселений Среднего Поосколья после многолетнего запустения этого края, вызванного татаро-монгольским нашествием. Построенный как крепость для защиты южных границ русского государства от набегов крымских и ногайских татар, он на протяжении всего 17 века являлся порубежным городом[2].
Город Валуйки начинался с крепости. В архивах сохранился план, вернее рисунок первой Валуйской крепости (приложение 3). Была она небольшая. В изломах крепостной стены стояли две башни: из 6-ти угольной башни ворота были обращены на запад на Московскую дорогу, а из четырехугольной башни - на север, вверх по течению реки. Внутри крепости тесно сгрудились церковь и три жилых и служебных строения. На крепостных стенах устроены бойницы. Возведение именно этой крепости историки относят к 1593 году: он и считается годом рождения нашего города. Но эта крепость вскоре была разрушена, точно не установлено при каких обстоятельствах[3].
Так же я обнаружила, что документы, содержащие сведения о Валуйской крепости, по своему характеру весьма разнообразны. Это - Царские указы и наказы из разряда в связи со сменой Валуйских воевод и татарскими набегами; отписки воевод о состоянии фортификации и вооружения крепости; писцовые книги; документы из строельных книг 1636 и 1647-1654 гг.; сметные книги; росписные и смотренные списки; описания крепости при подготовке и после окончания восстановительных работ; следственные и судебные дела; общие челобитные валуйских служилых людей; жалобы отдельных лиц; спорные земельные дела; жалованные грамоты из местного Приказа; отписки коменданта крепости и валуйских воевод воронежским и белгородским губернаторам; журналы Валуйской воеводской канцелярии и многие другие. Все они рассеяны главным образом в виде отдельных вкраплений в делах Приказного, Белгородского, Московского, Севского, Владимирского столов; разрядных вязок; разных городов; Сената; других центральных и местных учреждений архива Древних актов.
Из найденных материалов о крепости самые старые относятся к началу 3-го десятилетия 17 века, августу 1621 года. Объясняется это, видимо, тем, что архив Разрядного Приказа почти полностью погиб во время московского пожара 1626 года[4].
Глава 2. Крепость Валуйка в Смутное время
Второе рождение крепости (1599 г) состоялось перед самым началом затяжного периода бурных и весьма запутанных событий в истории нашей страны, известного под названием «Смутное время» (приложение 4)
Смутное время - это период в истории Росси с 1598 по 1613 годы. В эти времена произошли стихийные бедствия, польско-шведская интервенция, тяжелый политический, экономический, государственный и социальный кризисы.
Поосколье той поры, с его обширными малярийными болотами в речных долинах и частыми татарскими набегами, представляло собой малопривлекательную южную окраину Московского государства.
Население этой окраины составляли бывшие крепостные крестьяне, бежавшие от своих угнетателей из центрального и северных районов; ссыльные люди, присужденные боярскими судами к торговой казни (избиение палками на торговых площадях), которая заменялась вечной ссылкой в южные степи; служилые люди городов-крепостей, «прибранные» большей частью из местных жителей упомянутых категорий, ютившихся слободами на залесенных берегах рек под названием казаков или чернослободцев[5].
Настроение обитателей юга страны по отношению к феодально-крепостническому строю России было крайне отрицательным, что особенно усилилось во время страшного трехлетнего голода (1601-1603 гг.), когда крепостники в целях экономии хлеба выгоняли своих людей на улицу, как собак, без выдачи отпускных грамот, с расчетом возвратить к себе всех, кто останется в живых после голода. Число недовольных правительством царя Бориса Годунова и его бояр значительно возросло на юге после подавления царскими войсками крупного народного восстания в Подмосковье под руководством крепостного крестьянина Ивана Хлопко (1603 г) (приложение 7), когда многие участники восстания ушли в южные степи.
О роли Валуйской крепости в событиях смутного времени мне никаких сведений в архивных документах обнаружить не удалось. Из печатных источников известно, что валуйчане, как и жители других южных городов, положительно отнеслись к появлению в России ставленника Польских магнатов на русский престол самозванца Лжедмитрия 1(приложение 8). Поверив ложным слухам, что он является царевичем Дмитрием (сыном Ивана Грозного), которому якобы чудом удалось избежать смерти в городе Угличе от людей, подосланных Борисом Годуновым. В этой связи «Разрядные записи за смутное время», опубликованные С.А. Белокуровым (1907 г), сообщают, что осенью 1604 года, когда Лжедмитрий I вторгся со своими отрядами из Польши в район г. Путивля (ныне село Красный Оскол Изюмского района Харьковской области), Валуйка наряду с другими южными городами - Осколом, Царевым-Борисовым, Белгородом, Ельцом, Курском, Воронежем и др., - поддалась самозванцу. И отправила ему навстречу в связанном виде своего воеводу князя Савву Щербатого; что этого князя самозванец сразу же сделал одним из важных воевод своей армии, двигавшейся на Москву, а на его место в Валуйку назначил Михаила Оксакова; что бывший валуйский воевода князь Щербатый принимал Участие в свадебном поезде при венчании самозванца с Польской авантюристкой Мариной Мнишек[6].
Известно также, что Валуйка в числе прочих южных городов не признала царем боярина Василия Шуйского, выбранного московскими боярами после убийства Лжедмитрия I (1606 г) и присоединилась к восстанию казака Болотникова (1606-1607 гг.) (приложение 5), именовавшего себя воеводой царевича Димитрия, которому якобы снова удалось избежать смерти.
В отличие от множества других стихийных восстаний, где казацкая беднота, наивно верившая в «хорошего» царя, пыталась, «продвигать» на эту должность «царевичей» из своей среды, называвших себя кто сыном, кто внуком Ивана Грозного, восстание Болотникова представляло собой грозную крестьянскую войну против феодально-крепостнического строя. Эта война распространялась на огромную территорию, где повстанцы беспощадно истребляли крепостников и прочих угнетателей народа[7].
Из Разрядной записи за смутное время 1907 года С. Белокурова я узнала, что во время восстания под руководством И. Болотникова, когда «сел на государство» Василий IV в гг. Борисове и Белгороде «люди смутились и заворовали, креста царю Василию не целовали, воевод почали и ратных людей побивать стали».
В период второй за смутное время Польской интервенции (1607-1612 гг.), начавшейся следом за подавлением движения Болотникова, Валуйка продолжала оставаться вне контроля Центрального правительства, о чем свидетельствует А.Барсуков в своей книге «Списки городовых воевод Московского государства 17 столетия» (1902 г).
Таким образом, валуйчане, на которых восстание Болотникова, надо думать, оказало немалое влияние в смысле развития в них общественного самосознания, а также чувства собственного достоинства, независимости и непримиримости к угнетателям, около 9 лет (с 1604 по 1613 г) жили на положении вольных казаков. В это время никакой службы в крепости они не несли и вообще не обращали на нее внимания.
Время не пощадило документов о том, как валуйчане встретили возвращение прежних царских порядков после смутного времени и воцарение Михаила Федоровича (1613 г) (приложение 10). Но из Валуйской писцовой книги (1626 г) мы знаем, что царские власти начали в Валуйке с того, что всех служилых людей наделили поместной землей, прислав в 1614 г. для этой цели из Москвы писцового голову Григория Челюсткина[8].
Кроме того, на левом берегу реки Валуя (северный конец нынешней улицы им. Ленина) в 1613 году возникла в качестве своеобразного памятника восстанию Болотникова в Поосколье так называемая Царегородская Слобода (приложение 11), положившая начало заселению Завалуя. В эту слободу были переведены остатки населения города Царево-Борисова, сожженного по боярскому приговору 1612 года в наказание за активное участие жителей в восстании Болотникова[9].
Возле Валуек, в большом остроге под горой, размещался посольский двор. Возглавлял его князь Григорий Волконский (приложение 12). В 1627 году посольский двор был переведен в специальный разменный городок, построенный в устье р. Ураевой. Городок был укреплен земляным валом, рвом и надолбами. На его стенах стояли пушки. В летнее время для охраны городка из разных городов присылались стрельцы и казаки, численность которых доходила до 1500 чел. В районе городка и сейчас еще сохраняются остатки земляных сооружений[10].
Лавки немногочисленных посадских людей крепости (купцов) были расположены неподалеку от южной городской стены.
Заключение
« На горке, у речки Валуя
Стоит небольшой городок
Кудрявые вербы волнуя,
Гуляет по ним ветерок.
Когда-то в семнадцатом веке,
Он грозною крепостью был.
Немало лихих и жестоких
Нашествий врагов отразил.
Не думал о битвах, о ранах,
Мечами рубил татарву,
В степи, на открытых курганах,
Собой заслоняя Москву…»
В данной исследовательской работе мне удалось найти необходимые документы и сведения о зарождении крепости Валуйка в 16 веке, ее истории в первые годы существования, в период «Смутного времени», узнать, как выглядела крепость в 17 веке. Теперь я знаю, что Валуйки являлись участником событий истории России в 17 веке.
Ходя по улицам города, я никогда не задумывалась о том, кто поселился здесь первым. Теперь же, мне стало очень интересно углубиться в историю моего родного города, и понимать, почему районы носят названия «Пушкарка», «Стрелецкая», «Казацкая» , «Ямская» и т.д.
История играет важную роль в нашей жизни. Потому что история-это не только какие-то события, но и культура, традиции, осуществляющие связь поколений. Человек - без культуры беден. Он не имеет правильных понятий о ценностях жизни, а значит – не имеет будущего.
Я считаю, что знать историю своей Родины необходимо каждому человеку.
Изучение истории очень интересный процесс. Поэтому меня привлекают такие профессии, как искусствовед, археолог, краевед. В моих дальнейших планах стоит выбор профессии. И скорее всего он будет связан с историей.
Библиография
Барсуков А. «Списки городовых воевод Московского государства 17 столетия» - М., 1902.
Бессуднов А. «О прошлом нашего края» // «Звезда», 1976, № 95.
Денисенко Г.Ф. «О курганах нашего края» // «Звезда» за 15/12-1962.
Елисеев В. « В 17-м столетии» // «Звезда», 1991.
Сопин П. А. «Крепость Валуйки» // «Звезда», 1979.
Карагодин М.И. «Ещё о Валуйской крепости» // «Звезда», 1976.
Крестьянское движение в Белгородской дореволюционной деревне. Хроника - Белгород, 1991.
Сухоруков М.И. «Валуйки - форпост Отечества: Альбом - летопись».
Шатцкий П. « На южном рубеже России» // « Звезда», 1992.
Шатцкий П. «Рассказывает летопись Валуек» // «Звезда»,1988.
[1] Бессуднов А. О прошлом нашего края // Звезда. 1978. № 95. С.2.
[2] Сухоруков М. И. Валуйки - форпост Отечества: Альбом - летопись. 1999 . С. 17.
[3] Карагодин М.И. Еще о Валуйской крепости. // Звезда. 1976. С.3.
[4] Сопин П. А. Крепость Валуйки // Звезда. 1979. С.1.
[5] Денисенко Г.Ф. О курганах нашего края // Звезда. 15/12-1962. С. 1-2.
[6] Елисеев В. В 17-м столетии // Звезда. 1991. С.3.
[7] Крестьянское движение в Белгородской дореволюционной деревне. Хроника – Белгород, 1991. С.27
[8] Барсуков А. Списки городовых воевод Московского государства 17 столетия. 1902. С.12.
[9] Шатцкий П. Рассказывает летопись Валуек // Звезда. 1988. С.1.
Одеяльце
Рисуем кактусы акварелью
Как нарисовать небо акварелью
Сочини стихи, Машина
Рисуем "Осенний дождь"