• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе»

Опубликовано Алябьева Наталья Михайловна вкл 02.12.2012 - 0:24
Алябьева Наталья Михайловна
Автор: 
Алябьев Арсений- 11 «а», Алябьева Дарья 10 «а»

Тема проекта: «Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе»

Авторы: Алябьев Арсений, Алябьева Дарья

ЦО №1430, 11 -10 «а» класс

 

Аннотация

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Один из путей повышения эффективности и качества диагностики стоматологических заболеваний является разработка и внедрение в практику автоматизированных компьютерных систем.

Цель исследований

Разработка компьютерной программы, выявляющей заболевания полости рта в условиях кабинета информатики.

Методы проведения исследования

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по диагностике и лечения заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

   Результаты проведения исследования

  1. Создано обучающее пособие  в виде мультимедийного диска на тему «Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться  на уроках биологии, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта была разработана тестирующая программа «Диагностика основных стоматологических заболеваний» в виде опроса. Тест создан в среде программирования VBA и прикреплен с помощью макроса.
  3. В рамках проекта был проведено тестирование учащихся 8 «а» класса Центра образования №1430. Данный класс 28 человек был разбит на 2 группы (по 14 человек): экспериментальную и контрольную. Учащиеся экспериментальной группы ознакомились с презентацией на тему «Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе», затем прошли тестирование. После тестирования 10 (71%) человек обратились к стоматологу за помощью: по поводу кариеса – 8 человек (57%), пульпита – 1 человек (7%), периодонтит – 0, исправление прикуса – 3 человека (21%). Из контрольной группы обратились за помощью 3 человека (21%).

Выводы

  • Основным достоинством предлагаемой программы является возможность учащимся школы осуществлять диагностику стоматологических заболеваний.
  • Школьнику не требуется специальных знаний, подготовки для проведения клинической оценки полученных данных.
  • Учащийся после обследования осознает необходимость проведения стоматологического лечения у специалиста (терапевта, хирурга, ортодонта, пародонтолога).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект2.2 МБ
PDF icon komp_diagn_1430.pdf1.99 МБ
Файл статья28.35 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А.А. Прохончуков, Н.А. Жижина, О.Г. Авраамова, А.Г. Колесник, Ю.С. Алябьев, А.Ю. Алябьев, Д.Ю. Алябьева, Н.М.Алябьева

ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития,  ГБОУ ЦО  №1430 Москва, ГУ лицей №1580 при МГТУ им. Н.Э.Баумана.

  Введение. Всемирная организация здравоохранения, провозгласила  стратегию достижения «Здоровье для всех»,  ее  Европейское региональное бюро при участии всех стран Европы подготовило документ под названием «Здоровье - XXI». В нем сформулировано четыре основных стратегических направления деятельности правительств европейского континента, одно из таких направлений, это - совместная здравоохранительная деятельность на всех уровнях – дома, семьи, школы и мест работы.

Академик РАМН, профессор  В.К. Леонтьев и профессор  Г.Н. Пахомов  в 2006 году   обозначили, что концепцией общего и стоматологического здоровья в XXI веке станет укрепление здоровья человека и профилактика заболеваний. Основные стоматологические заболевания могут быть ликвидированы путем реализации адекватной социальной политики  и   более    широкого  внедрения в школьную  образовательную программу   обучения      по  профилактике и внедрению новых методик  лечения. Необходимо использование  безопасных и  эффективных методов и средств  профилактики стоматологических заболеваний,  как для детей,  так и для взрослых.

 Одним  из путей повышения эффективности профилактики,  качества диагностики  и лечения  стоматологических заболеваний является разработка и  внедрение в практику автоматизированных компьютерных систем в средних учебных  учреждениях. Воспитательные и образовательные  стоматологические программы необходимы в формировании личности  и   пропаганде  здорового образа жизни.

        Материалы и методы.  В рамках работы был проведено тестирование учащихся 8 «а» класса Центра Образования №1430 г. Москвы. Учащиеся    из  28  человек были поделены   на 2 группы:  наблюдения (14)  и сравнения  (14). Учащиеся группы наблюдения ознакомились с презентацией на тему «Компьютерная диагностика  стоматологических заболеваний в школе», затем прошли тестирование.  Осмотр осуществлялся учениками визуально друг у друга и индивидуально с помощью косметического зеркала.

Рис. 1. Результаты обследования стоматологического осмотра в группе наблюдения.

После  тестирования 10 человек (71%) обратились к стоматологу за помощью: по поводу кариеса – 8 человек (57%), пульпита – 1 человек (7%), периодонтит – 0, исправление прикуса – 3 человека (21%).  Из группы сравнения  обратились за помощью 3 человека (21%).  Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости  рта с  использованием  математического  и  социалогического методов.

Рис. 2. Результаты обследования стоматологического осмотра в группе сравнения.

      Обучение учащихся проводилось  в кабинете информатики или в любом помещении, оборудованном  компьютерной техникой.  Наряду с лечебно-диагностической целью учебное пособие применяют для обучения профилактическим и гигиеническим навыкам школьников  в  возрасте    6 -17 лет (1-11 класс) средних учебных учреждений. Учащиеся  старших классов знакомятся с факторами риска при сопутствующих заболеваниях:  центральной нервной системы,  сердечно-сосудистой системы,   эндокринной системы,  ЖКТ,  почек при  сенсибилизации,  аллергии и иммунодефицитах.

        Внедрение в практику. Создано обучающее пособие  в  виде мультимедийного диска на тему: «Компьютерная диагностика стоматологических заболеваний в школе» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться  на уроках биологии, а также  классными руководителями для проведения тематических классных часов и дома родителями в воспитательных целях. Разработана тестирующая программа: «Диагностика основных стоматологических заболеваний» в виде опроса. Создан тест  в  среде  программирования VBA и прикреплен с помощью макроса. Опубликована статья в сборнике: «Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее» (том №14, 2011 г.).

    Заключение. Впервые в России создано обучающее пособие  по диагностике стоматологических заболеваний для учащихся в школе. Разработана  компьютерная программа  для учащихся,  выявляющая заболевания полости рта в условиях школы. Основным достоинством программы является возможность учащимся школы осуществлять диагностику стоматологических заболеваний.

 Для  проведения   обследования эпидемиологии стоматологических заболеваний  ВОЗ  рекомендует включать следующие возрастные группы: дети в возрасте 5 - 6 лет, дети  и подростки в возрасте 12 и 15 лет  все эти группы благодаря обучающему  пособию  вовлекаются в образовательный процесс.

Школьники в процессе ознакомления с программой получают знания о заболеваниях полости рта (кариес,  пульпит, периодонтит, пародонтит, гингивит, стоматит)  и их клинической картиной. Не требуется специальных знаний и  подготовки для проведения клинической оценки полученных данных при тестировании. Учащиеся после обследования осознают   необходимость проведения  профилактических  мероприятий  и лечения  у  врача-стоматолога. Проект  получил  диплом и занял  2 место  в  МГТУ им.  Н.Э. Баумана за научно-исследовательскую работу в секции «Медицина и медико-биологические науки». В настоящее время ведется работа по усовершенствованию  обучающей программы.

  К актуальным проблемам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, особенно кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта относятся факторы риска       1) расстройства нервной системы; 2) патология сердечнососудистой и дыхательной систем;  3) заболевания ЖКТ и печени; 4) патология почек; 5) остеопатии; 6) эндокринные расстройства; 7) болезни крови;  8) нарушения обмена веществ, авитаминозы; 9) инфекционные заболевания; 10) аллергия, иммунодефициты; 11) интоксикации; 12) фоновые и сопутствующие заболеваний систем и внутренних органов организма.

                                                                            4.04.2011г.


Поделиться:

Юрий Алексеевич Гагарин

Спасибо тебе, дедушка!

У меня в портфеле

Мастер-класс "Корзиночка"

Как нарисовать зайчика