В поисках путей решения стоящих перед школой задач учителя обращаются и к литературному краеведению.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал первые жизненные уроки. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы — все это становится частью человеческой судьбы.
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_gorod_nash.rar | 1.3 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7»
Литературный город наш
Выполнил:
Крупнова Дарья Сергеевна,
ученица 6 класса «А»
МОУ «ООШ № 7»,
Проверил:
Балакина Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ №7»
Ленинск-Кузнецкий
2012
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3 – 4
Глава 1. Роль писателя в современном обществе………………………….5 – 6
Глава 2. Творческая жизнь родного города………………………………...7 – 9
Заключение……………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………………..11
Приложение……………………………………………………………………..12
3
Введение
Основная задача, которую ставит перед собой общество, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов, чтобы полученные учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами.
Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания.
В поисках путей решения стоящих перед школой задач учителя обращаются и к литературному краеведению.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал первые жизненные уроки. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы — все это становится частью человеческой судьбы [1,С.35-39].
Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения.
Произведения писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой мы, юные краеведы, познаём непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в патриотические убеждения [1,С.49-56].
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового развивают творческие способности, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.
Литературно-краеведческая работа развивается на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся формируются во время изучения литературы в классе и развиваются дальше в процессе проведения
4
внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий: творческих встреч с интересными людьми, проведения литературных гостиных по творчеству поэтов и писателей Кузбасса, часов поэзии «Родной земле принадлежим», посещение выставок, музеев. Это доказывает актуальность данной работы по теме «Литературный город наш»
Цель нашей работы: исследовать литературную жизнь нашего родного города Ленинска-Кузнецкого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль писателя в современном обществе;
- дать характеристику творческой жизни родного города.
Работа состоит из двух глав:
1. Роль писателя в современном обществе.
2. Творческая жизнь родного города
В первой главе показана роль писателя в современном обществе, его влияние на воспитание нравственности, любви к Родине у школьников, развитие их творческих способностей, формирование их активной жизненной позиции.
Во второй главе рассматривается творческая жизнь родного города в работе двух литературных групп «ЛИК» и «Парус», исследуется важность краеведческой работы:
- воспитание любви к художественному слову, к родному краю;
- формирование эстетического вкуса у школьников;
- развитие интереса к литературе родного края.
Объект исследования: Литературная жизнь нашего города.
Предмет исследования: Литературные группы «Лик» и «Парус».
Источники: научно-популярная литература, произведения писателей Кузбасса.
Методы: Работа с литературой, интервьюирование, анализ.
5
Глава 1. Роль писателя в современном обществе
Одним из наиболее действенных способов влияния на воспитание нравственности, патриотизма, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения являются книги. Именно в них человек узнает о настоящих, истинных чувствах. Читая художественное произведение, мы, школьники, стараемся быть похожими на положительных героев: не бояться опасности, хранить верность в дружбе, уметь признавать свои ошибки. Писатель помогает читателям найти выход даже из самой трудной ситуации. Анализируя на уроках литературы характеры и поступки героев, мы учимся самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, рассуждать. Вместе с литературными персонажами мы путешествуем по многим странам, приобретая знания о жизни разных народов [1, С. 63-66].
Конечно, каждое произведение – это тяжелый, порой многолетний писательский труд. Поэтому необходимо ценить и уважать его. Ведь писателем становится не тот, кто взял в руки перо, а тот, кто смог заинтересовать читателей, пробудить в них интерес прочитать эту книгу ещё несколько раз. Ведь благодаря писателям мы можем узнать историю с древних времен до наших дней и даже заглянуть в далёкое будущее. Важно, чтобы ученики поняли замысел писателя, его воплощение, чтобы герои прочитанного произведения стали близки и понятны читателям, чтобы никто не остался равнодушным к тому, что волновало писателя [3, С. 50-55].
Несомненно, все произведения важны для изучения в школе, ведь в каждом из них можно найти подсказку или совет, как поступить в сложной ситуации или поэтические строки о скромной красоте родной природы, как в отрывке из стихотворения Людмилы Гудовой «Летний день» [2, С. 4-5]:
Над землею день развесил
Белой дымкой облака,
Солнца луч, задорно весел,
Все разглядывал луга.
На пригорке, что у леса,
Сев устало на лужок,
Дремлет ветер, кудри свесив,
Подперев плечом стожок…
Писатель не только учит нас мыслить, но и развивает нашу речь, обогащает её выразительными средствами: метафорами, эпитетами, образными сравнениями.
Таким образом, роль писателя в современном обществе очень важна, так как
6
в своих произведениях он пополняет нашу речь образными словами и выражениями, обращает внимание на вечные проблемы:
- войны и мира;
- любви и дружбы;
- вражды и примирения;
- бурных исторических событий и мирной будничной жизни.
7
Глава 2. Творческая жизнь родного города
Изучение литературы других эпох, других стран очень важно для читателя любого возраста, но необходимо также знать литературу своего края, чтобы
раскрыть красоту окружающей природы, жизнь которой познаётся непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения [4, С. 25-28].
Изучая творческую жизнь нашего родного города Ленинска-Кузнецкого, мы ходили на экскурсии, проводили часы поэзии по творчеству поэтов Кузбасса. Чтобы узнать из первых уст о литературной деятельности нашего города, мы встречались и беседовали с членами литературных групп «ЛИК» и «Парус».
Нужно отметить, что в современном обществе жизнь идёт стремительно. Чтобы успеть за быстрым темпом её развития, необходимо много учиться, работать, заниматься общественной деятельностью. Кажется, что на другие дела уже времени не остается. Но есть люди, которые и в наше быстротечное время заботятся о культурном наследии общества и его духовном развитии.
Мы познакомились с такими людьми. Это участники литературных групп «ЛИК» и «Парус». Руководителем группы «ЛИК» является Алексей Михайлович Бельмасов, член Союза писателей России, автор восьми книг, житель нашего города. Членами этой творческой группы являются: Галина Золотаина, член Союза писателей России, автор трёх книг стихотворений, Людмила Гудова, автор книги «С тобой наедине», Валерий Ухандеев, автор книг «Вещь», «Новеллы», «Интуэрэ» и многие другие писатели и поэты [2, С. 6].
Участники этой творческой группы занимаются не только индивидуальной писательской деятельностью. Основной частью их работы является учреждение и проведение литературных мероприятий.
К ним относится открытый городской, единственный в своем роде,
8
ежемесячный конкурс «Лучшее стихотворение месяца». В этом конкурсе могут принять участие все желающие, для этого не обязательно проживать в Ленинске-Кузнецком, достаточно послать через Интернет свою работу, и компетентное жюри её оценит.
«ЛИК» также проводит первый открытый фестиваль поэзии. Он уже проводился в мае 2009 года. Участники фестиваля были из таких городов как Гурьевск, Белово, Кемерово, Полысаево. Суть фестиваля состоит в том, что все участники делятся на небольшие группы по пять человек и выступают в школах нашего города [4, С. 8].
По словам А. М. Бельмасова, «ЛИК» имеет большие планы на будущее:
- в мае 2010 года состоится второй фестиваль, на котором будет вручена литературная премия имени А. П. Шилина, в честь 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне;
- В данное время ведутся переговоры руководителем творческой группы с директором Центрального Дворца литераторов в городе Кемерово, чтобы провести традиционный съезд молодых писателей из всех городов Кузбасса именно в нашем городе, раньше он проводился в городе Кемерово [4, С. 8-9].
В творческую группу «Парус» входит более десяти человек, Глушкова Нина, Гисс Нина, Гапанюк Валентин, Елена Ванина, Владимир Лишов, Людмила Ильина, Леффер Мария, Шперлинг Алевтина, Ада Федосеенко, Луиза Хоменкина, Любовь Байбородина и многие другие.
Эти замечательные люди пишут стихотворения, не равнодушны к окружающей жизни, любят свой родной край. Руководитель группы Глушкова Нина Петровна. Члены творческой группы часто проводят творческие встречи со школьниками города в городском краеведческом музее.
Произведения поэтов печатаются в альманахе «Огни Кузбасса», в «Городской газете». У всех членов этой группы своё прошлое, своя работа, своя личная жизнь, но они уединяются за одним рабочим столом и вместе сочиняют стихи, работают, душевно разговаривают [5, С.12-17].
Произведения поэтов печатаются в альманахе «Огни Кузбасса», в «Городской газете». У всех членов этой группы своё прошлое, своя работа, своя личная жизнь, но они уединяются за одним рабочим столом и вместе сочиняют стихи, работают, душевно разговаривают.
9
На наш вопрос о дальнейшей работе группы Нина Петровна ответила, что хотелось бы больше проводить творческих встреч, открывать юные дарования.
Во время нашей беседы мы слушали чтение стихотворений о красоте нашего края, любви к своей малой родине и вместе с поэтами прочувствовали аромат родной природы, поняли, что дороже того места, где ты родился, нет на земле. Здесь каждая тропинка, каждый кустик знаком. Просто мы часто этого не замечаем, потому что спешим, не успеваем полюбоваться красотой родной земли [5, С. 36-40].
После знакомства с творческими группами нашего города, с их произведениями можно сделать следующие выводы, необходимо:
- изучать произведения поэтов и писателей родного края;
- посещать творческие встречи с интересными людьми;
- ценить красоту родного края и приумножать её.
10
Заключение
Изучив материал по литературной жизни нашего города, следует отметить, что:
- книги – один из действенных способов влияния на воспитание нравственных качеств школьников, они помогают развиваться настоящим, истинным чувствам;
- роль писателя в современном обществе очень важна, так как в своих произведениях он раскрывает красоту родной природы, развивает и обогащает речь подростков;
- нужно знать творческую жизнь своего родного города: писателей и поэтов, их произведения, в которых отражена вся многообразная красота нашей малой родины:
- необходимо посещать творческие встречи с интересными людьми, проводить беседы с поэтами нашего города.
Важную роль в изучении литературы поэтов и писателей нашего родного города имеют экскурсии, походы на выставки, театральные постановки, проведение литературных гостиных для развития детского творчества и воспитания любви к художественному слову писателя.
11
Список литературы
1. Банников В. В. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. – Кемерово. –
1978. – 364 с.
2. Гудова Л. Поэтическое творчество // Литературная газета «ЛИК». – 2009. – № 7. – С. 4 – 6.
3. Манагаров В. В. «Кузбасс – наш общий дом»: Форум общественных организаций кемеровской области. – Кемерово. – 2005. – 162 с.
4. Ухандеев В. Проза // Литературная газета «ЛИК». – 2009. – № 7. –
С. 7 – 9.
5. Альманах литературной группы «Парус». – Ленинск-Кузнецкий. – 2005. – 44 с.
12
Приложение 1.
Сладость для сердца
Сказки пластилинового ослика
Простые новогодние шары из бумаги
О путнике
На горке
Комментарии
Исследовательская работа "Литературный город наш"
Литературно-краеведческая работа развивается на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся формируются во время изучения литературы в классе и развиваются дальше в процессе проведения внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий: творческих встреч с интересными людьми, проведения литературных гостиных по творчеству поэтов и писателей Кузбасса, часов поэзии «Родной земле принадлежим», посещение выставок, музеев.
Следовательно, данная исследовательская работа способствует развитию творческого потенциала учеников, имеет практическую направленность, т. к. может применяться на уроках литературы и классных часах по изучению творчества местных литературных объединений.