Выбранная тема работы является актуальной, потому что прозвища учащихся представляют собой отдельный мир; они были и есть практически у всех. В современное время обращение сверстников друг к другу по имени стало значительно реже, все чаще обращаются по прозвищам.
Вложение | Размер |
---|---|
учебно-исследовательская работа | 161 КБ |
презентация к работе | 377.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Ясенецкая средняя общеобразовательная школа
Гуманитарное отделение
Психологическая секция
«ТАЙНЫ ПРОЗВИЩ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Работу выполнила:
Безрукова Екатерина, 12 лет
Руководитель:
Инюшкина Екатерина Вячеславовна
Педагог - психолог
д. Ясенцы
2011 год
Оглавление
Стр. | ||
Введение | 3 | |
Глава I. | Что в имени тебе моем? Что в прозвище тебе моем? | 5 |
1.1. | История происхождения прозвищ. | 5 |
1.2. | Закономерности происхождения прозвищ. | 6 |
Глава II. | Психология прозвищ | 8 |
2.1. | Программа исследования | 8 |
2.2. | Анализ исследования. | 11 |
Глава III. | Психолого-педагогические рекомендации борьбы с обзыванием. | 14 |
3.1. | Как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго? | 14 |
Заключение | 16 | |
Список литературы | 17 | |
Приложение | 1 |
Введение
Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал: «Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе: в минуту рождения каждый, и низкий и статный, имя своё от родителей в сладостный дар получает».
Плотников С.А. в своей книге «Тайны имен и прозвищ» пишет, что имя человеку даётся один раз. Хотя японские художники, философы, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, дабы лучше познать себя и мир через новое «я». Имя становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем. Имена, призванные называть, а не означать, могут быть чрезвычайно значимы. «Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину мира» - эти слова принадлежат Гёте и относятся не только к людям великим, славным, известным, но и к каждому человеку.
В самом деле, уже в том, как называют человека – Борисом или Борькой, Анной, Анькой ли Аннушкой – проявляется отношение к нему: уважение, любовь, пренебрежение. Ещё В.Г.Белинский написал горькие слова: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: «Ваньками, Васьками, Стёпками». Если бы уважение к имени человека было мелочью, не написал бы критик такие слова. А то ведь как у нас? Бесконечные Таньки и Сашки звучат в школьных коридорах. Нередки случаи, когда к немолодой продавщице магазина обращаются со словами: «Эй, Машка, отпусти полкило», а к пожилому человеку, да ещё не наедине, а на людях, говорят: «Васька». А танцы? Партнёршу надо приглашать вежливо, галантно. А ведь приглашают порой и так: «Нинка, ну что, пойдём?». Конечно, мы не против шутливых прозвищ, но они уместны в дружной среде, среди близких людей.
Мы провели анализ литературы по проблеме исследования, таких авторов как Плотиков С.А., Зим Д. и считаем, что выбранная нами тема работы «Тайны прозвищ» является актуальной, потому что прозвища учащихся нашей школы представляет собой отдельный мир. Прозвища были и есть практически у всех. В современное время обращение сверстников друг к другу по имени стало значительно реже, все чаще обращаются по прозвищам.
Цель исследования: изучение теоретических подходов в педагогике, психологии, истории к проблеме происхождения и присваивания прозвищ.
Задачи исследования:
Выборка:
Исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении Ясенецкая средняя общеобразовательная школа в феврале месяце 2011 года, среди учащихся 1-11 класса.
Глава I. Что в имени тебе моем? Что в прозвище тебе моем?
1.1. История происхождения прозвищ.
Сегодня, как и много лет назад, человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собой даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыпаются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее из всего, что имел когда - то человек, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету. Практически неотделимо от имени оказывается прозвище человека. На наш взгляд, это как бы второе имя, порой даже лучше, точнее отражающее действительность. Прозвища школьников - разряд имен собственных, который мало привлекает внимание языковедов. А ведь история прозвищ уходит своими корнями далеко и глубоко в века. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют. У всех нас они есть или были.
Что же такое прозвище? Изучив различные источники, определяем для себя, что это “ярлык, данный человеку окружающими людьми, метка, по которой его можно выделить из толпы, или некий информационный пароль”. Если открыть Толковый словарь Даля, то в нём понятие “прозвище” толкуется так: “Название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству”. Используя ответы учеников, прозвище – это погоняло, кличка, псевдоним. Когда впервые появились прозвища? Точного ответа на этот вопрос нет. Наверное, тогда, когда человек научился говорить. Прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а “прозывали” – отсюда и название явления прозвища.
1.2. Закономерности происхождения прозвищ.
Как же появляются прозвища? Каковы закономерности их происхождения? Оказалось, что можно среди них выделить следующие группы:
Эта классификация очень приблизительная, потому что некоторые прозвища образовались по нескольким причинам. Некоторые остались для нас невыясненными по своему происхождению. Например: Хали-Гали, Тореке, Няму, Пондаш, Дядя. Это нелепые прозвища, и в этом их смысл.
Глава II. Психология прозвищ.
2.1. Программа исследования
Объект исследования: ученический коллектив школы.
Предмет исследования: разряд имен собственных – прозвища.
Методы исследования: беседа, анкетирование.
Методики исследования: социометрическая матрица (Дж. Морено), анкета «Я и прозвище».
В Словаре русского языка С.И. Ожегова достоинство определяется как «совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». На протяжении всей жизни человек стремится сохранить свое достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению. Унижать – оскорблять личность, не признавать того, что человек ценит в себе, – можно по - разному. Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные слова, реплики, фразы, обращения, клички и прозвища. Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и не обижает. Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не, только реальные, но и возможные, при этом возникают клички по какой-нибудь характерной черте, свойству. Прозвища могут быть уважительными, если отмечается деятельность того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван Грозный). Современные фильмы о преступном мире перенасыщены носителями кличек и неуважительных прозвищ: не стесняются и политические деятели, публично присваивая друг другу новые «имена» (Паша-Мерседес, Горби). Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы.
Клички могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой нормы – полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка), Шкаф. В семьях широко распространены добрые клички и обращения к детям, и в этом смысле дети имеют немало положительных примеров уважительного и доброжелательного обращения друг к другу. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребенка (которым его называют друзья и родители), и кличку (которая получена в школе):
Вадим – Вадимчик – Baд – Блоха.
Таня – Танюша – Крыса.
Нина – Нинуська – Нинка-пинка.
Игорь – Солнышко – Рыба.
В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства. В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.
Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества.
В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу.
Вот что об этом говорят сами дети:
Обзывание – это когда сильные дразнят слабых. Это очень плохо!
(Надя Ч.)
Мальчики сильнее девочек, поэтому девочки могут своих обидчиков только обозвать как-нибудь, придумать кличку.
(Оля С.)
Я ношу очки, не хожу на физкультуру, у меня нет вкладышей... Мальчишки в классе сильнее меня. Что я им могу сделать? Я могу только крикнуть на них, обозвать...
(Наташа Х.)
Таким образом, одни дети с помощью кличек утверждаются в жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого. Пример детской жестокости, гонений на одного из своих сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка... Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств.
2.2. Анализ исследования.
После изучения истории, закономерностей и психологии происхождения прозвищ, мы приступили к практической части работы -разработали анкету «Я и прозвище» для учащихся нашей школы. На переменах и после уроков мы проводили беседу и анкетирование с учащимися начального, среднего и старшего звена. Обработав полученные результаты, свели их в процентные показатели, составили графики и таблицу.
Что же такое обзывание с точки зрения детей?
Причины присваивания кличек и прозвищ?
Обзывание не является показателем хороших отношений в классе?
Как к тебе относятся в классе?
Наличие у ребят прозвищ и кличек?
За что присвоено прозвище?
Что же чувствуют дети, когда их обзывают?
Возможные реакции на обзывание?
Диагностика психологического климата в классе.
Показатели | Начальная школа | Среднее звено | Старшее звено |
Количество прозвищ в классе (в %) | 56% | 60% | 26% |
Уровень социально – психологического климата в классе | 1,24 Низкая степень (незначительная благоприятность) | 0,65 Низкая степень (незначительная благоприятность) | 14,72 Средняя степень благоприятности |
Глава III. Психолого - педагогические рекомендации борьбы с обзыванием.
3.1. Как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго?
1). Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.
2). Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам (а) ненароком его оскорбил (а) и теперь он тебе мстит за это? Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.
3). Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.
4). И последнее: а не приходилось ли тебе самому (самой) издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.
Прежде чем сказать кому-то что-то обидное, представь себя на месте "жертвы" - как бы ты себя чувствовал (а), если кто-то стал тебя дразнить и оскорблять. Никогда не делай другому того, чего не желаешь себе!
Также мы решили после полученной информации провести в школе:
Заключение
После проведенной теоретической и практической работы, мы сделали следующие выводы: много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9 класс, а в 10 - 11 классах – резко сокращается. Там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ. Сказывается общий культурный фон.
Самый главный вопрос, который мы хотим поднять: Зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища что-то вроде курения – вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Саш или четыре Тани, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.
Итак, мы пришли к выводу, что прозвище человека, видимо, нечто большее, чем просто средство общения. Прозвища носят в себе какой-то оттенок иронии, насмешки над человеком. Через смех выражается отношение к человеку, характеризуется род его занятий, внешность, характер поведения человека. С прозвищем связано именно то, что присуще только этому человеку. В них выражается определенное отношение к человеку: удивление, добродушие, осуждение…
У нас пока все – таки больше вопросов, чем ответов. Но наша цель показать, что материал этот не только интересный, но и по – своему ценный, важный, нужный: он объясняет нам, детям и взрослым что – то в нас самих.
Точнее сказать, может объяснить, если мы ответим на свои вопросы.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как бороться с обзыванием?
1. Проведите с детьми беседу на тему «Давать клички и прозвища – плохая привычка».
Используйте во время беседы высказывания детей, стихотворения.
Детские мнения
– Катя утверждает, что клички, желание обидеть словом возникают там, где класс недружный и все друг другу безразличны. Согласны ли вы с Катей?
– Оля считает, что не все клички обидны: «Мне кажется, – говорит она, – не так уж все страшно. Есть клички обидные: Очкарик, Носатик, Жиртрест, – и ребята от них страдают. Против этого надо бороться – обижать человека нельзя!
Но есть же прозвища добрые, смешные, в них нет зла. Моя фамилия Картавенко, а меня зовут Картоней – разве это обидно? Даже трогательно, когда сохраняют за людьми детские прозвища и разные ласковые имена...»
ВОПРОС. Что вы думаете о высказывании Оли?
Вежливый ослик
Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был:
Всем улыбался,
Кланялся
И «здравствуй»
Говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого –
И я прошу тебя,
Дружок:
Не будь похожим
На него.
(И. Пивоварова)
ВОПРОС. Правильно ли поступал ослик, давая зверям такие характеристики?
КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЕН
Я вышел во двор и увидел девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
– Ты чего горюешь? – спросил я.
– О-о-о-х... – вздохнула Света и пожаловалась: – Злодей грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
– Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, – пообещал я. Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем Светлана и прочитал:
– Светуля, Светуня, Вето, Лапа, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее засветилось.
– Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.
– А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.
– Этот злодей колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть...
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
– Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Толя, Тата, – прочитал я. И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились.
А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
– Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лена, Леля, Ляля.
– Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
– Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имен», – сказал я. – В нем вы найдете все ласковые имена.
(О. Кириллов)
2. Познакомьте детей со «Словарем русских личных имен».
Анализ ситуации порождает педагогические задачи, которые предстоит решить учителю (детям, родителям): внести коррективы в воспитание обидчиков, убеждая их в том, что унижать достоинство человека непозволительно; помочь обидчику найти способ повысить авторитет и уровень самооценки; наказывать или не наказывать обидчиков.
Попробуйте хотя бы мысленно построить дерево решений одной или всех названных задач, используя схему.
«Дерево решений» помогает увидеть многообразие способов решения конкретной задачи
(В1 С1 Д; В2 С4 Д10).
Не торопитесь, обдумайте, какой из них вам выбрать в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
При этом «Дерево решений» может получить дальнейшее развитие на уровне «Е», то есть каждый из предлагаемых способов может еще варьироваться.
Заведите журнал «Хочу поделиться!» или «Друг».
Название дети могут придумать сами.
В этот журнал, который лежит на столе учителя, каждый ребенок может написать о том, что его огорчило, обидело, какие неудачи его постигли, какие конфликты произошли.
В таком журнале могут встретиться записи об отношении к кличкам, поэтому учитель всегда может прийти на помощь.
3. Порешайте с детьми коммуникативные задачи.
• Костя обозвал Ваню Рыжим. Что вы скажете мальчикам, услышав их диалог?
• Дети поссорились из-за того, что один обозвал другого. Через некоторое время дети помирились: обидчик попросил прощения и сказал, что больше так поступать не будет. Что бы вы сказали в таком случае?
Высказывания детей можно дополнить:
– Ты поступил правильно...
– Ты хорошо сделал, что попросил прощения...
– Ты проявил доброту...
– Ты правильно сделал, что помирился...
– Ты молодец, ты очень добрый...
Лиса-охотница
Есть в осени первоначальной...
Зимняя сказка
Нора Аргунова. Щенята
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"