Исследовательская работа посвящена очень актуальной теме - как увеличить пенсию, насколько эффективна программа государственного софинансирования пенсии. Работа основана на использовании нормативно-правовых актов, результатах социологического опроса, интервью со специалистами.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по пенсионному праву | 107 КБ |
КАК ПРОХОДИТ «ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИИ»
Автор:
Новоченко Евгений Андреевич
учащийся 10А класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Белгорода
Руководитель:
Михайлевская Елена Александровна
учитель права МБОУ СОШ № 4 г.Белгорода
Белгород 2013 год
Оглавление
Стр. | |
Введение | 3 |
1. Содержание и структура пенсионной системы в Российской Федерации | 3 |
2.Содержание и способы реализации «Программы государственного софинансирования пенсии» в Российской Федерации | 5 |
2.1.Как работает программа 2.2. Участие несовершеннолетних в Программе через законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) 2.3. Передача средств софинансирования пенсии по наследству | 5 6 7 |
3.Реализация «Программы государственного софинансирования пенсии» в Российской Федерации | 8 |
Заключение | 10 |
Список ресурсов | 11 |
Введение
Вопросы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования постоянно находятся в центре внимания общества. В настоящее время данный вопрос актуален не только для граждан пенсионного (или пред пенсионного) возраста, а также молодым гражданам – будущим пенсионерам. Принятый 30 апреля 2008 г. Федеральный закон №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» призван повысить уровень пенсионного обеспечения с помощью добровольных пенсионных накоплений граждан. Для этого создана система стимулирования добровольных пенсионных накоплений через софинансирование за счет средств федерального бюджета – Фонда национального благосостояния [2]. Поэтому тема исследовательской работы достаточно актуальна, так как есть не так уж много вещей, ради которых наши сограждане могли бы «пойти на баррикады». Но длина рабочей недели, пенсионный возраст и стаж, необходимый для получения пенсии – тот самый огонь, с которым политикам лучше не играть.
Объект исследования: система пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Предмет исследования: процесс реализации «Программы государственного софинансирования пенсии» в Российской Федерации.
Цель работы: изучение «Программы государственного софинансирования пенсии» в Российской Федерации.
Задачи работы: рассмотреть содержание, способы и результаты реализации «Программы государственного софинансирования пенсии» в Российской Федерации; провести социологический опрос, направленный на изучение осведомлённости и активности участия граждан в данной программе.
Гипотеза: основываясь на знании отечественной истории, можно предположить, что эффективность «Программы государственного софинансирования пенсии» будет не очень высокой, так как большинство граждан России с недоверием относятся к долгосрочным вложениям капитала.
В процессе исследования были изучены нормативно-правовые акты, аналитические публикации по теме в средствах массовой информации, проведены беседы со специалистами и социологический опрос.
Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, которая провозгласила, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Государственное социальное обеспечение – государственная система материального обеспечения граждан Российской Федерации в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.
Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения является одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы примерно более 30 процентов населения любой страны, а косвенно все население.
К основным видам пенсионных систем в зависимости от выполняемых функций и источников финансирования относятся следующие:
-государственная система пенсионного обеспечения;
-профессиональная система пенсионного обеспечения;
-система личных пенсионных сбережений;
-система дополнительных производственных пенсий.
Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд России. Исчисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется страхователями – плательщиками страховых взносов, т.е. организациями или физическими лицами, осуществляющими найм на работу. Лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются застрахованными лицами.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается следующим категориям граждан:
-федеральным государственным служащим;
-военнослужащим;
-участникам Великой Отечественной войны;
-гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
-нетрудоспособным гражданам.
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет федерального бюджета.
Основные принципы функционирования пенсионной системы:
-единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;
-всеобщность;
-обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет обязательного государственного пенсионного страхования;
-государственная гарантия для всех застрахованных лиц;
-солидарность материальных и финансовых обязательств;
-общенациональный характер собственности на уплаченные страховые взносы;
-автономность бюджета пенсионного фонда Российской Федерации от государственного бюджета;
-поддержание уровня жизни пенсионеров;
-целевое использование страховых платежей на выплату пенсий и пособий;
-возвратность пенсионных накоплений;
-индивидуальный учет уплаченных взносов.
2.Содержание и способы реализации «Программы государственного софинансирования пенсии» в Российской Федерации
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство [2].
Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», который принят в рамках Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В Программе могут участвовать все россияне, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше).
Чтобы получить право на государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Бланк заявления и инструкцию по заполнению можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства.
29 марта 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил колл-центр по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы. Помимо физических лиц, операторы колл-центра консультируют и работодателей, которые также могут участвовать в софинансировании будущих пенсий своих сотрудников.
2.1. Как работает программа
Если Вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии 2 000 и более рублей в год, государство удваивает эти деньги: на Ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечислена такая же сумма в пределах 12 000 рублей в год. Если Вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии менее 2 000 рублей вгод, софинансирование пенсии государством не осуществляется. Пример: вы платите 2 000 рублей в год – государство доплачивает еще 2 000 рублей. Итого, на Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год.
Если Вы платите 12 000 рублей в год – государство доплатит еще 12 000 рублей. Итого, за год Ваш счет пополнится на 24 000 рублей.
Вы можете вносить в фонд своей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства при этом не превысит 12 000 рублей в год.
Пример: вы внесли 15 000 рублей в год, государство – 12 000 рублей.
Итого, за год Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде пополнится на 27 000 рублей. Нынешние пенсионеры могут участвовать в Программе на общих условиях. Государство софинансирует их взносы на накопительную часть пенсии в пределах 12 000 рублей в год. То есть индивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год суммарно пополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно работающим пенсионерам.
Особые условия для участия в Программе государственного софинансирования пенсии созданы для граждан, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), но не обратились в Пенсионный фонд за установлением ни одной из частей трудовой пенсии. Для них объем государственного софинансирования увеличивается в четыре раза, но не превышает 48 000 рублей в год. То есть, перечислив 12 000 рублей в год на накопительную часть пенсии, с учетом взноса государства гражданин за год пополнит свой индивидуальный пенсионный счет на 60 000 рублей в год [2].
2.2. Участие несовершеннолетних в Программе через законных представителей (родителей, опекунов, попечителей)
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» данный Федеральный закон издан в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения и в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ установлен перечень лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства [3]:
-работающие по трудовому договору или по договору гражданско- правового характера;
-самостоятельно обеспечивающие себя работой;
-являющиеся членами крестьянских хозяйств;
-являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
-священнослужители.
Таким образом, несовершеннолетние граждане являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ и имеют право на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, либо отнесены к одной из вышеперечисленных категорий граждан.
Иные категории несовершеннолетних граждан, не попадающие под перечень лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (не являющиеся застрахованными лицами), не формируют пенсионные накопления и в этой связи участие таких граждан в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не предусматривается.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 56-Фз установлено, что дополнительным страховым взносом на накопительную часть трудовой пенсии является индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены данным Федеральным законом [2]. Действующим законодательством возможность уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за другое физическое лицо не предусматривается. Кроме того, практика уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за несовершеннолетних не отвечает принципам обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в основе которого лежит страхование риска утраченного заработка (выплат, вознаграждений), получаемого гражданином до установления ему трудовой пенсии. В этой связи правовые основания по включению несовершеннолетних неработающих детей в систему обязательного пенсионного страхования отсутствуют. Участие несовершеннолетних в Программе через законных представителей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
2.3. Передача средств софинансирования пенсии по наследству.
Средства, накопленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, наследуются правопреемниками. В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования), учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты, подлежит выплате правопреемникам
3.Реализация «Программы государственного софинансирования пенсии» в Российской Федерации
С целью изучения осведомленности и активности участия граждан РФ в программе софинансирования был проведен социологический опрос жителей города Белгорода. Было опрошено 63 человека в возрасте от 25 до 40 лет. В результате обработки данных социологического опроса были получены следующие результаты: знают о программе софинансирования пенсии – 92% респондентов, приняли участие – 11%, собираются участвовать – 4,8%. Не участвовали в программе и не собираются участвовать 84,2% по следующим причинам: инфляция уничтожит накопления – 26%; не доверяют государству – 47%; не достаточно текущих средств – 22%; нет полного понимания механизма – 5%.
Таким образом, большинство опрошенных знают о существовании данной программы, но далеко не все участвуют в ней.
В целом по стране наблюдается та же тенденция: на сегодняшний день количество участников программы софинансирования составляет более 9,4 млн. человек. Как говорят в ПФР, из 12 млрд. рублей с начала этого года было внесено более 3 млрд. рублей — это почти на 650 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам первых трех лет действия программы на софинансирование добровольных взносов ее участников из госбюджета было выделено около 10 млрд. рублей. В первый год государство направило 2,5 млрд. рублей, в 2010 году — 3,4 млрд. рублей, в 2011 году — 3,86 млрд. рублей [5].
Из беседы со специалистом Негосударственного пенсионного фонда «Лукойл-гарант» Бочаровым Игорем Олеговичем была получена информация о том, что и ПФР, и различные негосударственные пенсионные фонды активно разъясняли и продолжают разъяснять механизм программы софинансирования среди работников организаций и учреждений. Выпускаются рекламные ролики, буклеты и т.д., то есть недостатка в информации быть не может.
Однако, как показал данный опрос, лишь 7 человек из 63 опрошенных участвуют в программе. Таким образом, вопреки массовой рекламе, россияне стараются не участвовать в этой программе. Независимые эксперты поясняют: программа софинансирования пенсий себя не оправдывает, фактически она выгодна лишь самому ПФР, в то время как простые граждане не видят смысла лишаться сегодня вполне осязаемых 12 тыс. руб. в надежде через десятки лет получить весьма неопределенную прибавку к пенсии. При официально установленном периоде дожития в 19 лет (228 месяцев) через 30 лет пенсионер получит в качестве прибавки к своей пенсии около 210 руб. в месяц, или немногим более 2500 руб. в год. Но это только при исключительно благоприятном стечении обстоятельств [4].
Часть респондентов (26%) считают, что инфляция может уничтожить накопления. Оправданы ли их опасения? Этот вопрос был задан доценту кафедры финансового менеджмента БГТУ им. В.Г.Шухова Сидорину Ю.М. Юрий Михайлович подтвердил, что инфляционные ожидания действительно отрицательно влияют на желание населения делать долгосрочные инвестиции в форме участия в программе софинансирования. Ведь многие еще очень хорошо помнят события 1991 года, когда вклады населения в Сбербанке, вклады в Госстрах и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР в результате гиперинфляции во время реформ «шоковой терапии» потеряли свою номинальную покупательную способность. В данное время подобной ситуации опасаться не стоит, но ведь стереть людям память невозможно. Кроме того, на самом деле, проблема даже не только в конкретном текущем уровне инфляции в 6%. Проблема в сроках, в том, какую процентную ставку предлагают начислять на эти деньги. Даже если предположить, что в ближайшие годы инфляция будет падать, а где-нибудь с 2017-го года и дальше она установится на уровне в 3% годовых, получается, что доходность вложенных средств составит максимум 7-8%. К тому же, постоянное увеличение пенсий в России лишает экономического смысла рекламируемую властями программу софинансирования пенсионных накоплений.
В итоге получается, что за первые три года программы на софинансирование добровольных взносов ее участников из бюджета было выделено около 10 миллиардов рублей. 2,5 миллиарда рублей - в 2009 году, 3,4 миллиарда рублей - в 2010 году, и 3,86 миллиарда рублей - в 2011 году. Тем не менее, эксперты признали, что при участии в ней столь малого количества россиян ( из числа занятых в экономике - около 70 млн. человек - в ней участвовали менее 13%), вся затея не имеет смысла [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что попытка сократить дефицит ПФР, то есть частично покрыть его за счет текущих взносов участников программы, оказалась не очень удачной, так как ведет к росту отложенных обязательств ПФР, которые впоследствии придется исполнять. Что совершенно не нужно государству.
Заключение
В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что «Программа государственного софинансирования пенсии» в данное время не имеет той эффективности, на которую была рассчитана. Большинство объясняют это своим недоверием к данной программе: люди не доверяют государству, т.к. при смене президента может быть отменён или изменён данный проект. Для граждан со скромными доходами взнос в 12 тыс. руб. является очень заметной потерей, и поэтому они отказываются от этой программы. Для более обеспеченных граждан потеря 12 тыс. руб. в год не столь заметна, но прибавка сотни рублей к пенсии их вряд ли может заинтересовать. Кроме того, по мнению многих, накопления могут «сгореть» в результате инфляции.
Результаты данной исследовательской работы можно использовать на уроках права при изучении темы «Пенсионное право и страхование»; на уроках истории при иллюстрации психологии людей, переживших не один кризис доверия к государству и потерю сбережений; на уроках экономики при изучении вопроса об инфляционных ожиданиях.
Список ресурсов
1.Конституция РФ.
2. ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
3. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
4.Башкатова Анастасия. Программа софинансирования добавляет к доходам стариков лишь доли процента. Сайт «Независимая» http://www.ng.ru/economics/2010-12-22/4_pensionery.html (22 декабря 2010).
5. Правительство решило не продлевать проект, признанный провальным. Сайт «Известия» http://izvestia.ru/news/539198 (8 ноября 2012).
6.Софинансирования пенсий больше не будет. http://www.bigness.ru/articles/2012-11-12/pensia/138013/ (12 ноября 2012).
Машенька - ветреные косы
Что есть на свете красота?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Одна беседа. Лев Кассиль
Цветение вишни в лунную ночь