• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Характеристики государства».

Опубликовано Клочкова Ольга Владимировна вкл 22.03.2013 - 9:58
Автор: 
Комаров Игорь, ученик 9 класса. Научный руководитель: Клочкова О. В.

Это доклад, который содержит материал о формах правления и государственном устройстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_gosudarstva_i_politicheskie_rezhimy_sovremennom_mire.docx224.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Характеристики государства».

 Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально – экономической структуры.

Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Ключевые моменты в форме государства – это политико-правовой режим, форма государственного устройства и форма правления.

I.

Форма правления – организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Основными формами правления в современном мире являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена  руках главы государства и передаётся им по наследству.

Монархическое правление имеет следующие признаки:

  1. Преемственность верховной власти наследственна
  2. Глава государства пользуется бессрочной пожизненной властью
  3. Монарх, юридически, безответственен и независим

Монархии бывают следующих видов: абсолютная монархия – власть монарха, юридически и фактически, ни кем и ни чем не ограничена (Саудовская Аравия); ограниченная монархия (конституционная) – власть монарха значительно ограничена представительным органом ; дуалистическая монархия – переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области (Иордания); парламентарная монархия – власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством (Англия, Япония, Испания ). В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику.

В нашем мире существует нетипичная форма монархии, например: патриархальная монархия в Свазиленде (где король – вождь племени); выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет и из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединённых Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров объединившихся в федерацию эмиратов). Особо хочу отметить теократию – высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми население на определённый срок.

Республиканское правление имеет следующие признаки:

  1. Органы государственной власти выбираются на определенный срок (принцип сменяемости)
  2. Коллективное правление
  3. Источником власти признаётся народ
  4. Все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности)
  5. Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности)
  6. Высшая власть основана на принципе разделения властей

Республики бывают следующих видов: парламентская республика – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства ( Италия, Индия , Германия); президентская республика – форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США); смешанная полупрезидентская – форма  правления в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик (Франция, Россия).

В современном мире существуют нетипичные виды республик, например: теократическая республика (Иран).

В некоторых странах Африки существует своеобразная форма  президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом .

II.

Форма государственного устройства - это способ национального и административного – территориального устройства государства, отражающий характер взаимно отношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства государства бывают федеративные и унитарные.

Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований обладающих относительной политической самостоятельность ( Индия, Россия).

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично, в Российской Федерации). В основу же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные  территориальные факторы (Германия, США и др.).Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закреплённого в договоре (США). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своём составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью ( Франция, Швеция, Турция). В зависимости от степени централизации унитарные государства делится на относительно децентрализованные и централизованные. В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административного деления существуют только выборные органы или должностные лица. Централизованным государством считается государство, в котором реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам которые контролируют работу местных органов самоуправления. Унитарные  государство на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия – это внутренние самоуправление районов государства,  отличающихся  географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине). Автономии бывают следующих видов:  административная (местная) и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы имеют право  издания  местных законов по строго определенным  вопросам, точно зафиксированными  в конституции (в Финляндии  Аландские острова). Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы ( она может издавать только постановления  и иные нормативные акты).  В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрознено, создана национально – культурная автономия. Представители определенной  национальности  этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в  парламент. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Выделяется еще одна форма государственного устройства – конфедерация.

 Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких - либо общих целей. В современном мире нет, последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981 – 1988гг.

В последнее десятилетие в мире возникают множество форм экономического, политического и культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относятся Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем – просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

III.

Политико-правовой режим – совокупность политико-правовых средств способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.

Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические.

  1. В современном мире под демократией понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти (классической демократией считаются Афины).
  2. Антидемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.
  3. Тоталитарный политико-правовой режим – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью страны и государства.

Признаки тоталитарного режима:

  1. Наличие единственной массовой партии фактически сросшейся с государственным аппаратом о главе с харизматическим диктатором.
  2. Наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал, социализм, фашизм).
  3. Монополия власти на информацию, ее полный контроль над СМИ.
  4. Монополия государства на средства вооруженной борьбы.
  5. Наличие мощного аппарата контроля и принуждения ,массовый террор по отношению к так называемым «врагам нарда».
  6. Подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть  и контроль над политическою жизнью государства, но не претендующим на тотальный контроль над обществом.

                               Признаки авторитарного режима.

  1. Централизация власти и её неподконтрольность гражданам.
  2. Носителем власти является один человек или группа лиц, народ отчуждён о власти.
  3. Запрещение политической оппозиции.
  4. Потенциальная опора на силу, которая, однако не всегда используется в форме систематического полицейского террора.
  5. Отказ от тотального контроля, от контроля над общества во вне политические сферы жизни.

Авторитарный режим, это режим, который носит характер, переходный от  тоталитарного к демократическому. Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

                             Признаки военного режима.

  1. Отмена конституции и замена её актами военных властей.
  2. Переход власти в результате военного переворота к хунте.
  3. Ограничение действия политических прав и свобод человека.
  4. Роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными.
  5. Создание при хунте консультативных органов из технократов. Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, ликвидация коррупции и установление политической стабильности.

IV.

 Гражданское общество – это сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества разработал немецкий философ Г. Гегель. Он определял гражданское общество как связь лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия, внешний порядок. Формирование гражданского общества начинается в Новое время. В XVI-XVII веках складывались экономические и политические предпосылки его существования (сложилась буржуазная идеология). В XVIII-конце XIX сформировалось гражданское общество в странах Европы и США в виде свободной конкуренции капитализма. В XX веке происходят изменения в социальной структуре (средний класс составляет основную социальную группу) идёт становление правового социального государства.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Для того чтобы сформировалось и функционировало гражданское общество необходимы следующие условия:

  1. Экономические (частная собственность, свободный рынок, конкуренция).
  2. Социальные (в обществе должен быть сформирован средний класс).
  3. Политико-правовые (юридическое равенство граждан, децентрализация власти, полное обеспечение прав и их защита).
  4. Культурные (обеспечение права человека на  информацию, высокий уровень образования).

Гражданское общество функционирует на следующих уровнях: социокультурном, политическом и производственном. На первом уровне граждане создают ассоциации (частные предприятия) для удовлетворения потребностей в пище, жилье. На втором для удовлетворения потребностей в знаниях, информации, общении. Третий уровень составляет политико-культурные отношения, в которых реализуется потребность граждан в политической деятельности, для этого они создают партии и политические движения.

Гражданское общество выполняет очень важные функции:

  1. Защищает граждан, их интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства, защищает права и свободы личности.
  2. Способствует формированию государства демократическому развитию всей системы.
  3. Независимо от государства располагает средствами, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.

Литература:

Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. – М., 2001.

Фёдоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для поступающих в вузы. – М., 1995.

Человек и общество/ Под ред. Л. Н. Боголюбова  и  А. Ю. Лазебниковой. – М., 2004

А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию. М., 1999.

П. А. Баранов. Обществознание. Полный справочник п подготовке к ГИА. М., 2009.

А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. Обществознание в схемах и табликах. М., 2011.

С.Б. Павлов. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы.

М., 2007.


Поделиться:

Весенняя сказка

На горке

Всему свой срок

10 осенних мастер-классов для детей

Серебряное копытце