• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа по русскому языку "Паспорт слова "язык"

Опубликовано Прядко Ирина Александровна вкл 30.03.2013 - 10:23
Автор: 
Белая Елизавета

Лингвостилистический анализ слова с точки зрения лексики, этимологии, фразеологии с помощью словарей, справочников, художественной литературы, разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_slova_yazyk.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция младших школьников
«Я познаю мир»

Паспорт слова «язык»

Секция «Языкознание»

                           

                             

                               

                          Автор:

                                         Белая Елизавета

                                                      3А класс БОУСОШ № 3

                                                               Динского района, ст.Динской

                                                       Научный руководитель:

                                                                 Прядко Ирина Александровна,

                                                            учитель русского языка и литературы

                                                      БОУООШ №7 МО Динской район

ст.Динская 2013


Аннотация

Исследовательская работа представляет собой  лингвостилистический анализ не нового слова, а всем известного, что является актуальным. Так как слова, часто употребляемые, теряют свою ценность, самобытность для носителей языка.

Поэтому автор в своей работе ставит следующую цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через словари и справочники, художественную, публицистическую и разговорную речь.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. проанализировать слово с точки зрения лексики, фразеологии, этимологии;
  2. определить закономерности использования слова в соответствии с его значением.

В ходе работы использованы описательный метод, метод анализа различных типов словарей, приём количественного подсчёта, социологическое исследование, проведенное в целях выявления значения слова «язык» в русской повседневной речи.

В ходе исследования автор работы пришёл к выводу, что каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.  


Содержание.

I. Введение…………………………………………………………………3-4

Обоснование выбора темы

Цель и задачи исследования        

II.Свойства слова ………………………………………………………….        

2.1 Лексическое значение………………………………………………………..

2.2  Грамматическое значение, морфологическая характеристика……….....

2.3 Фонетический анализ…………………………………………………….…...

2.4 Словообразование…………………….…………….…………………………

2.5 Родственные слова……………………………………………………………

III. История слова………………………………………………………….

IV. Употребление во фразеологизмах и фольклоре…………………….

          V. Заключение……………………………………………………………......

Список литературы…………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………………


Введение

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

                                              Ю. Тувим

В детской энциклопедии я прочитала о древнегреческом баснописце Эзопе. Он сочинял замечательные басни. В них под видом животных высмеивал тупость, жадность и другие пороки людей. Однажды по просьбе хозяина Эзоп готовил кушанья. Но и для самого лучшего блюда, и для самого худшего он выбрал язык. На вопросы хозяина он отвечал, что при помощи языка можно изучать науки, но также можно  лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.

Этот рассказ заинтересовал меня. Я захотела узнать о слове «язык» подробнее. Ведь каждое слово уникально. Слова имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности.

 Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, а слово всем известное. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.

Объектом моего исследования является слово «язык», а предметом – его характеристика в различных словарях и использование в текстах разных жанров.

   Цель исследования: составить паспорт слова «язык», то есть произвести его полный анализ.

   Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:

  1. Проанализировать свойства данного слова;
  2. Определить происхождение слова «язык»;
  3. Выявить слова, родственные слову «язык»;
  4. Проверить, как часто употребляется слово во фразеологизмах, а также в пословицах, поговорках, загадках;
  5. Рассмотреть, есть ли такое слово в других языках.

   Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.  

   Паспорт — основной документ для каждого человека. В нём много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает.
  Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей — в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
  Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано?
  Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют
исконными), какие-то пришли из других языков (это — слова заимствованные).
  Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - пенсионеры (
устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова - малолетки (их называют неологизмами).
  В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют
общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
  Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются
разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
  Если суммировать всю информацию о слове, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.


Свойства слова

Важнейшая функция языка заключается в том, что он хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Именно поэтому язык играет решающую роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации.

Для начала мы попытаемся определить значение понятия «язык», обратившись к толковым словарям и выяснив значение этого слова.

      Лексическое значение

Собирая информацию о лексическом значении слова «язык» я обратилась к толковым словарям. Из них я узнала, что это слово имеет несколько значений.

В словаре Ушакова Д.Н.[1] «ЯЗЫК - 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Розовый длинный язык собаки. Шершавый кошачий язык. Облизать губы языком. Обжечь язык. Положить таблетку под язык. Произнося этот звук, прижмите кончик языка к верхним зубам. 2. Способность говорить, выражать словесно свои мысли Говорить на разных языках с кем-либо.

В «Современном толковом словаре»[2] написано: «Язык – 1) важнейшее средство человеческого общения. Зачем драться, у вас что, языка нет?
2) Любая знаковая система.
Язык животных. Язык жестов. Язык дорожных знаков. Информационные языки.

В толковом словаре В.И.Даля [3] читаем: «Язык - мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков».

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [4] узнаём новые значения слова: «Язык – 1) пленный, захваченный для получения нужных сведений Взять языка. Допросить языка; 2) металлический стержень, производящий звон ударами о стенки колокола К языкам привязаны верёвки. Ударить языком о стенку».

        Грамматическое значение, морфологическая характеристика

Слово «язык» - имя существительное.

Во-первых, обозначает предмет.

Во-вторых, является неодушевлённым, так как отвечает на вопрос ЧТО?

В-третьих, относится к мужскому роду (язык – он, мой).

В-четвёртых, может изменятся по числам (язык – языки) и падежам (Р.п. языка, Д.п. языку, П.п. о языке).

В-пятых, чаще всего в предложении выступает в роли подлежащего. Но может выполнять функции и других членов предложения, например дополнения.

1.Язык возник одновременно с возникновением общества. 2. Я владею английским языком.

         Фонетический анализ

ЯЗЫК , я-зык – 2 слога

[iазык]

Я [i]-согласный, звонкий, мягкий

    [а]-гласный, безударный

З  [з]-согласный, звонкий, твёрдый

Ы [ы]-гласный, ударный

К [к]-согласный, глухой, твёрдый

4 буквы, 5 звуков

            Словообразование [22]

Язык – язычок – язычковый

- язычишко

- язычище

- языкастый – языкастость

- языковой

- языковый

- безъязыкий

- межъязыковой

- надъязычный

- подъязычный

- языковедение – языковед – языковедческий

- языкознание

- двуязычный

- многоязычный

- трёхъязычный

             Родственные слова [19]

  Однокоренные слова: язычок, язычник, безъязыкий, языковед, языкознание, языковОй, языкОвый, языкатый, языкастый, косноязычный,  язычество, русскоязычный, иноязычный, языковедение

Слова-синонимы: говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ, речь, нация.

История слова

Исследуя историю слова, можно встретить разные точки зрения о его корнях. В «Этимологическом словаре русского языка» Семёнова А.В. [14] я узнала, что слово древнерусское  слово – языкъ (речь, орган вкуса). Общеславянское – jezyкъ (речь, то, что связывает людей, соединяет их в народ, народ, племя). Время появления в древнерусском языке – начало IX века. Это слово получило широкое распространение лишь в Х веке, при этом значение «орган вкуса»    было для него основным изначально. Примерно с XI века засвидетельствовано значение «речь». Общеславянское слово jezyкъ восходит к индоевропейской основе. По мнению исследователей, исходя из наиболее исходного значения «речь», можно предположить, что корень в этом слове имеет отношение к общеславянскому vezati с начальным V, вероятно, под влиянием viti.

В «Этимологическом словаре» Фасмера[5] отмечена праславянская основа - *jezy-, родственная древнепрусскому insuwis "язык".Автор выделяет новгородский, белозерский диалектизм лязык. И прослеживает родство с литовским lieјu°vis (где l- от lie~јti "лизать").
           А П.Я. Черных в «Историко-этимологическом словаре» [6] указывает версию родства слов
язык и узы, ведь именно язык связывает, объединяет народ.

            Заглядывая дальше вглубь веков, лингвисты прослеживают связь языка, например, с латинским linguа (под влиянием lingЎ "лижу"), с греческим glоssa, с названием области Лангедок (Languedoc) в Южной Франции.

Какое значение этого слова старше, что появилось раньше? Язык - орган, которым говорят и лижут, или язык - речь, словесность? Учёные выдвигали разные гипотезы.
Одни - проводили аналогии с
лизать. А значение язык - переводчик, лазутчик было ещё в древнерусском! И широко известно по воспоминаниям, книгам и фильмам о войне.

В сети Internet [7] можно встретить и такое объяснение: «Разлагая сие славенское слово, находим, что оно составлено из местоимения я и имени зык, так что заключает в себе выражение: я (есмь) зык, то есть звук, звон, голос, гул. Славенское не по ветвенному только или условному значению (как в других языках), но само собою, т.е. заключающимся в нем разумом, показывает описываемую им вещь. Итак, я есть орудие голоса...»

У многих народов слово «язык» имеет общее звучание с русским словом.

По-украински язик

по-чешски jazyk;

по-сербскохорватски и по-словенски jezik

По-польски ендзик

По-испански lengua

по-латыни lingua;

по-французски langue или langage;

по-итальянски lingua или linguaggio,

по-английски рядом с language также tongue;

по-немецки рядом со Sprache также Zunge (например, deutsche Zunge)

Наблюдая над написанием слова «язык» могу сделать вывод, что первоначальное его значение всё же «орган, которым говорят и лижут». Так как корень данного слова во многих языках «ling»- лизать или «зик/зык/zik»-голос.

Для того чтобы выяснить, как живёт это слово в современном мире, было решено провести исследование с целью определения значения слова «язык» в русском языке.
           В анкетировании приняли участие 34 человека разного возраста, которым было предложено продолжить фразу «Язык – это…». В результате были выявлены следующие значения данного слова в современном русском языке:

- Язык – это наша речь. (5 человек)

- Язык – это умение (способность) разговаривать. (8 человек)

- Язык – это орган человека, с помощью которого говорят. ( 12 человек)

- Язык – это способ (средство) общения между людьми. (3 человека)

- Язык – это рыба.(1 человек)

- Язык – это то, без чего мы не можем говорить, выражать свои мысли, делиться эмоциями.(5 человек)

- Язык – это знаковая система. (3 человека)

Вывод: в современном обществе язык имеет, в первую очередь, значение органа человека, с помощью которого можно говорить.


Употребление в фольклоре и фразеологизмах.

       

               Фразеологизмы

Язык на плече у кого-то (о большой усталости от дел, движения) [8]
Язык прилип (о потере способности говорить.) [8]

 Язык хорошо подвешен (о красноречивом, складно говорящем человеке) [15, 20]

 Держать язык за зубами (умалчивать, не говорить о чём-л.) [8]

 Ломать язык. (говорить неправильно, искажая слова, звуки.) [8]

 Придержать язык (удержаться от высказывания) [8]

 Прикусить язык (спохватившись, внезапно замолчать) [8]

 Язык проглотишь (о чём-то вкусном)[15, 20]

Язык проглотить ( замолчать)[15, 20]

Эзоповский (эзопов) язык (иносказательный язык с умолчаниями и намёками) [17]

Чесать язык (говорить зря, пустословить)[18]

Чесать языки (сплетничать, злословить) [18]

Язык заплетается [20]

Язык не поворачивается [20]

               Пословицы и поговорки 

Язык телу якорь. [9]

Язык к знанию ключ. [9]

Без языка и колокол нем. [9]

Не спеши языком – торопись делом. [9]

Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. [9]

Не ножа бойся, а языка. [9]

Язык и хлебом кормит, и дело портит. [9]

Язык мой – враг мой. [16]

Язык до Киева доведёт.[16]

Язык без костей. [16, 20]        

Язык болтает, а голова не знает.[21]

Язык мягок – что хочет, то и лопочет. [21]

Языком масла не собьёшь.[21]

Языком мели, а руками не разводи. [21]

                   Загадки [9]

Мокренький телёнок под лавкой лежит.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Лежит брус во всю Русь, и не гниет, и не тропнет.

За стеной костяной Соловейко спой!

Красная лисица из своей норки не выходит.

Костяной порог, за ним красный говорок.

Всегда во рту, а не проглотишь.


 

Заключение

Суммировав всю информацию о слове «язык» мы получили его паспорт.

Во-первых, определили значение слова. ЯЗЫК – слово общеупотребительное.

Во-вторых, указали происхождение слова. Оно имеет праславянские корни.

В-третьих, указали круг родственных слов: однокоренных и близких по значению.

Наконец, привели примеры употребления слова в фольклоре и фразеологизмах.

В дальнейшем планируется продолжить работу над созданием паспорта слова, анализируя его использование в текстах различных стилей: художественного, публицистического, научного, разговорного.

Потому что язык это удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой,  передают  друг  другу  свои  мысли,  любые мысли. Именно в языке они закрепляются: и каждая в отдельности и все мысли человечества в их величавой совокупности. Именно язык хранит и бережет все людское познание с древнейших времен   до   наших   дней,   делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.

     Не     случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой,- мясистый,   подвижный   орган   вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника -- издавна именуются одним и тем же словом.

     По-русски и то и другое называется "язык".


Список литературы

  1. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка» http://slovorus.ru
  2. Ефремова Т.Ф. «Современный толковый словарь» http://slovorus.ru
  3. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо; Форум, 2007
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010
  5. Фасмер Макс «Этимологический словарь» http://etymolog.ruslang.ru/
  6. Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь» http://etymolog.ruslang.ru/
  7. www.scarb.ru
  8. Фразеологизмы
  9. Ушакова О.Д. «Пословицы, стихи и загадки о русском языке»/Издательский дом «Литера», 2006
  10. Крылов Г.А. «Словарь ошибок русского языка». СПб, ООО «Виктория плюс», 2009
  11. Загадки и считалки для дошкольников/Авт-сост. Н.В.Белов.-Минск: Харвест, 2008
  12. http://www.chitaikin.ru
  13. http://lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/slovo.txt
  14. Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2003 г.
  15. Быстрова Е.А. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
  16. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: Олма Медиа Групп, 2009
  17. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: Олма Медиа Групп, 2009
  18. Лаврентьева Е.В. Весёлый фразеологический словарь. Минск – Росса, 2010
  19. Шильнова Н.И. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2010
  20. Томашевская Н.В. Фразеологический словарь. – М.: Эксмо, 2012
  21. Ефимова И.В. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений. – М.: Эксмо, 2012
  22. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2009

Приложение

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям. 
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
 
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
 
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
 
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
 
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
 
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
 
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.


Поделиться:

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью

Четыре художника. Осень

Загадка Бабы-Яги

Рождественский венок

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Комментарии

Ирина Александровна!Отличная

28.04.2013 - 12:28

Ирина Александровна!Отличная работа!Очень пригодится!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316

Герасименко Юлия Евгеньевна
  • изменить
  • ответить