• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Влияние физической нагрузки на частоту пульса"

Опубликовано Лобанова Валентина Владимировна вкл 30.03.2013 - 16:03
Автор: 
Дерин Никита

Данная работа получила Диплом лауреата регионального конкурса исследовательских работ "Я - исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vlijanie_fizicheskoj_nagruzki_na_chastotu_pulsa.zip2.76 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.

  1. Теоретическая часть.

2.1. Что такое сердце и как оно работает.

2.2. Кровеносные сосуды.

  1.   Механизм образования пульсовой волны.
  2.   Свойства пульса.
  3.   Методика исследования пульса.    

 

  1. Практическая часть.

3.1.  Характеристика метода исследования.

3.2.  Анализ результатов исследования пульса.

  1. Заключение.

  1. Литература.

Цель исследования:

  1. Что такое пульс.

     2.Исследовать пульс у детей начальных классов МОУ Большетумановская СОШ.

Задача исследования:

Определить влияние физической нагрузки на частоту пульса.

Объект исследования:

Учащиеся 2, 3, 4 классов МОУ Большетумановская СОШ – 20 человек.

Метод исследования: пальпация.

Этапы проведения исследования:

1. Сбор информации.

2. Обзор литературы.

3. Проведение исследования.

4. Написание работы.

5. Анализ полученных результатов.

Исследование включало в себя измерение пульса до физической нагрузки, сразу после нагрузки, спустя 10 мин. после нагрузки.

I.Введение.

        Я самый обыкновенный мальчик 10 лет, который, как и многие другие мальчишки моего возраста любит играть в подвижные игры, футбол, гонять на велосипеде. Я заметил, что во время этих занятий моё сердце начинает учащённо биться, а положив руку на запястья, я ощущаю какие – то  странные толчки. Я подошел к маме и спросил: «Что это за толчки?»

 - Это пульс, - ответила она.

        - Что такое пульс?

Я очень заинтересовался этим вопросом и решил узнать, что такое пульс, почему он бьётся то часто, сильно, то его не ощущаешь? Я стал искать эти ответы в энциклопедиях, медицинской литературе.

II. Теоретическая часть.

Пульс – это толчкообразные колебания стенок сосудов, вызванные движением крови, выбрасываемой сердцем. Наше сердце – это мышечный  полый орган, размером примерно с наш кулак. Он расположен почти  в центре грудной клетки за грудиной и немного  смещён влево.

Сердце представляет собой мышечный насос, который постоянно перемещает кровь и содержащие в ней кислород и питательные вещества по всему организму. Сердце ритмическими сокращениями приводит в движение всю кровь в кровеносных сосудах.

        Кровеносные сосуды оплетают все органы и проникают во все ткани тела человека.

         Сосуды, которые доставляют кровь от сердца к другим органам, называют артериями – по ним течёт артериальная кровь. Она ярко–красная, обогащённая кислородом.

        Сосуды, через которые кровь возвращается  к сердцу от органов, называют венозной. По ним течёт обеднённая кислородом и поэтому более тёмная венозная кровь.

        Самые мелкие (тончайшие) сосуды называют капиллярами, именно через их стенки происходит обмен веществ между кровью и тканями.

         В медицинской литературе я прочитал, что механизм образования  пульсовой волны таков: кровь ритмично выбрасывается  в аорту левым желудочком сердца, создаёт колебания внутри артериального русла и  приводит к эластичному растяжению и спаданию стенок артерий.

        Различают следующие свойства пульса.

1.Частота.

2.Ритм.

3.Напряжение.

4.Наполнение.

5.Скорость.

        Частота пульса – это количество пульсовых волн в 1 минуту. Она зависит -  от возраста: у новорождённых детей 125 – 160 уд/мин., у детей 5 лет – 80 – 100 уд/мин., у детей 10 лет – 75 – 85 уд/мин., у взрослых – 60 – 80 уд./мин.

        - от пола: у женщин чаще, чем мужчин;

        - от физической нагрузки: чем интенсивнее нагрузка, тем чаще пульс;

        - от температуры тела и окружающей среды: учащается при повышении температуры;

        - от эмоционального состояния – повышается при психическом напряжении, волнении.

        У здорового человека сокращение сердца и пульсовые волны следуют друг за другом, через равные промежутки времени. В этом случае пульс называют ритмичным. В противном случае – аритмичным.

        Напряжение пульса – сила, которую нужно приложить при надавливании на артерию, чтобы прекратить пульсацию. Наполнение пульса определяется количеством крови, образующие пульсовую волну. При хорошем наполнении можно нащупать пальцем  высокую пульсовую волну, а при плохом  - пульс слабый, пульсовые волны плохо различаемы. Скорость пульса – это учёт быстроты  подъёма пульсовой волны.

        

III.Практическая часть.

 Я узнал, что пульс можно исследовать 2 способами.

1.Пальпацией.

2. Сфигмографией.

Меня заинтересовал метод пальпации.

        Пальпация – это ощупывание. Исследуют пульс в местах, где артерии расположены поверхностно и доступны непосредственно ощупыванию. Общепринятое место прощупывания пульса – лучевая артерия. Можно прощупать пульс на височных артериях, на сонной и бедренной артериях. Основным методом исследования пульса  является ощупывание, которое производится обычно на ладонной поверхности предплечья у основания i пальца, на лучевой артерии. Рука должна лежать  свободно, чтобы напряжение мышц и сухожилий не мешало пальпации. Исследование пульса на лучевой артерии надо обязательно проводить на обеих руках и только при отсутствии разницы в свойствах пульса можно ограничиться дальнейшим исследованием его на одной руке. Кисть свободно захватывают правой рукой  в области  лучезапястного сустава и помещают правой рукой  на уровне сердца. При этом  V палец располагают с локтевой стороны, а IV, III и  II – с лучевой, непосредственно на лучевой артерии. В норме получается ощупывание мягкой, тонкой, ровной и упругой трубки, пульсирующей под пальцем. Нащупав пульсирующую артерию тремя пальцами, с умеренной силой прижимают её к внутренней  стороне лучевой кости. Не следует сильно прижимать артерию, так как под давлением пульсовая волна может исчезнуть.  Нельзя прощупывать пульс своим V пальцем, так как и в нём проходит пульсирующая артерия, что может ввести в заблуждение. Если пульс на лучевой артерии почему – то не прощупывается, то исследовать  можно, прощупав на височной или сонной артериях.

Анализ результатов исследования.

В исследовании принимали участие 20 человек: 10 девочек и 10 мальчиков.

Наибольшее количество детей составляли дети 9 лет – 45%.

Рис.1. Распределение учащихся по возрасту.

Средняя частота пульса у девочек в покое до нагрузки составляет 84 уд/мин., у мальчиков – 85 уд/мин.

 После нагрузки у девочек среднее значение пульса составляет 140 уд/мин., у мальчиков – 137уд/мин.

 Через 5 мин. после нагрузки частота пульса у девочек в среднем 117 уд/мин., у мальчиков  - 101 уд/мин.

Средняя частота пульса у девочек и у мальчиков представлена в виде диаграммы на рисунке 2.

Рис.2.

Таким образом, мы выяснили, что частота пульса у девочек в покое меньше, чем у мальчиков. После нагрузки пульс действительно учащается у девочек в среднем на 56 ударов, а у мальчиков на 52 удара.

Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что мальчики ведут более подвижный образ жизни.  

Теперь сравним пульс у мальчиков, регулярно занимающихся спортом.

Объект исследования отражён в таблице 1.

№

п/п

Критерии

Количество

детей.

%

1.

Занимающиеся спортом.

4

40 %

2.

Не занимающиеся спортом.

6

60 %

3.

Итого.

10

100 %

Табл.1. Сравнение пульса у детей занимающихся спортом и не занимающиеся спортом.

Изменение частоты пульса у мальчиков в ответ на физическую нагрузку отражено на рисунке 3.

Рис.3.
        

Мы видим, что пульс в ответ на физическую нагрузку сильнее учащается у мальчиков, не занимающихся спортом. Следовательно, можно предположить, что спорт благотворно влияет на сердце.

IV.Заключение.

        В ходе исследовательской работы я сделал следующие выводы:

1. Пульс в покое у мальчиков чаще, чем у девочек, хотя в литературе данные другие.

2. Во время физической нагрузки пульс учащается.

3. Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков.

4. В ответ на физическую нагрузку пульс сильнее учащается у мальчиков, не занимающихся  спортом.

V. Литература.

1. Заликина Л.С. Учебное пособие по общему уходу за больными.-2-е издание. М.; Медицина, 1979г.  – с.201 – 203.

2. Галкин В.А.. Внутренние болезни с уходом за больными и основами патологии. М.; Медицина, 1976г. с.159.

 


Поделиться:

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Лиса-охотница

Неньютоновская жидкость

Проказы старухи-зимы

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?