• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сочинение – эссе «Чужой среди «своих» (250 лет массовому переселению немцев из Германии в Россию на основании Манифестов Екатерины II)

Опубликовано Давыдова Елена Викторовна вкл 15.05.2013 - 21:58
Автор: 
Давыдова Ирина Андреевна

Изучены документальные материалы, исторические справки, собраны сведения из устных бесед по воспоминаниям потомков немецких переселенцев, фотографии архитектурных сооружений, сделанные при посещении некоторых сел, основанных немцами в Саратовской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_-_esse_chuzhoy_sredi_svoih_250_let_massovomu_pereseleniyu_nemcev_iz_germanii_v_rossiyu_na_osnovanii_manifestov_ekateriny_ii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Всероссийский литературный конкурс «Дети и книги»

Сочинение – эссе

«Чужой среди «своих»

(250 лет массовому переселению немцев из Германии в Россию на основании Манифестов Екатерины II)

Сведения об  участнике:

Давыдова Ирина Андреевна

14.08.1997

          357072 Ставропольский край

          Андроповский район

           с.Подгорное

          ул. Лаара 20/2

         МКОУ ООШ № 15, 9 класс

         Ставропольский край, Андроповский район, с. Подгорное, ул. Цветочная, 26

        8 (865) 56-55-4-09

         Учитель Давыдова Елена Викторовна

      Мне, потомку немецких иммигрантов,   тема переселения немцев  из Германии в Россию на основании Манифестов Екатерины II  близка и не может оставить меня равнодушной. А дата, 250 лет,  наводит  меня на мысль о трагичной судьбе огромного количества людей, которые на протяжении долгого времени являются «чужими среди «своих».  Австрийский экономист  и философ Фридрих Август фон Хайек  писал о немцах следующее: «Немцы в целом народ трудолюбивый и дисциплинированный, добросовестный и энергичный до безжалостности, честный и тщательно выполняющий любое дело; у немцев сильно развиты любовь к порядку, чувство долга и повиновение властям; они часто готовы на большие личные жертвы и выказывают незаурядное мужество в случае опасности» Были ли они в бесконечных скитаниях счастливы, осознавали ли себя необходимыми, нашли ли свое место в обществе, могли ли оказаться полезными?

     Для того чтобы ответить на этот вопрос, я думаю, необходимо совершить небольшой исторический экскурс. Итак,  первые появления немцев на Руси отмечаются в 9 веке. Издавна немецкие учёные и деятели искусств, юристы и врачи, архитекторы и скульпторы, художники и ювелиры, горнорабочие и книгопечатники пользовались большим спросом во многих европейских странах, и славянские князья охотно приглашали их к себе в Россию. 
      В период правления Ивана IV (Грозного) доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились Немецкие слободы. Самая большая и известная из которых была в Москве. Пётр I был частым ее посетителем, здесь он познакомился с Лефортом и Гордоном, будущими сподвижниками царя. Здесь у него был бурный роман с немкой Анной Монс. При Петре I немецкие ремесленники, офицеры, врачи, инженеры, архитекторы активно участвовали в начинаниях великого царя-реформатора. Его последователи также  поручали немцам  ответственные посты в дипломатии, управлении и в армии. А в результате браков правящая династия Романовых активно смешивалась с немецкими династиями и, как следствие,  имела большую долю «немецкой крови».

     И всё же началом истории российских немцев принято считать 4 декабря 1762 года, когда был опубликован манифест российской императрицы Екатерины  II  о приглашении колонистов в Россию. Они направлялись  главным образом в саратовское Поволжье, где получали землю в коллективное пользование.

      Почему же немцы переезжали из Германии в Россию?
Германия в 60-е годы 18 века была разорена семилетней войной. К тому же в эти годы было несколько засушливых лет и чумные эпидемии. Немцы уезжали не только в Россию. Многие отправлялись за океан в Бразилию, Аргентину и в США.
     Но в России для колонистов, благодаря императрице Екатерине II, были созданы наилучшие условия. Немецким поселенцам, желающим поселиться в России на указанных местах, были отведены  земельные наделы, кроме того, дарованы многочисленные льготы. Колонист  вправе был выбрать место поселения и род занятий, ему была гарантирована свобода от гражданской службы и от рекрутской повинности. В конце века иммиграция немцев в Россию в основном прекращается по причине отмены многих льгот.

    Во время Первой мировой войны ненависть ко всему немецкому достигла апогея. В  отношении российских немцев были приняты дискриминационные акты: запрещались все  немецкие общественные организации, в случае призыва  на военную службу поволжские немцы отправлялись исключительно на турецкий фронт. Особенно большим ударом было принудительное безвозмездное отчуждение имущества, производимое государством и насильственное выселение  в Сибирь с территории Волыни. Многие из разоренных переселенцев погибли в пути, длившемся несколько месяцев.

      В 1918 году Совнарком РСФСР принял решение о создании области немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс). Развитие республики началось с небывалым размахом. Много было создано в области культуры, образования. Трудолюбие и достижения российских немцев были общепринятыми и упоминались с похвалой. Проблем в отношении  добрососедства с другими национальными группами не было. Но гонения в отношении колонистов закончились ненадолго. По мере обострения  отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. Продолжалось выселение с приграничных зон Украины в Казахстан.   В 1937 году НКВД была осуществлена «немецкая операция», в результате проведения  которой были произведены аресты, осуждения, увольнения.

      В 1941 году произошло выселение поволжских немцев в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Практически все имущество, дома, домашняя утварь были конфискованы: брать с собой разрешалось только то, что могли унести на руках. На новом месте людей зачастую выгружали  из эшелонов в голую степь. В первую же зиму смерть унесла множество детей и стариков… Люди были вынуждены скитаться, скрываться, долгое время не могли обосноваться. Это было очень трудное время. По рассказам, семья моего прадедушки не имела не только возможности накормить детей, но и не могла похоронить умершего ребенка. Для того чтобы пустили переночевать с детьми, нужно было скрыть смерть младенца, укутанного в одеяльце, а утром уйти, «случайно забыв» свое  мертвое дитя: у этих людей было больше возможностей предать земле тельце умершего. А мать не могла даже оплакать свое чадо…

       Оставшиеся немцы были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название трудармии, расформированными лишь спустя два года после окончания войны. В них должны были трудиться все в возрасте от 15 до 55 лет. После выжившим разрешалось вернуться в места выселения.

     Только в 1964 году  в закрытом Указе Президиума Верховного Совета СССР официально был признаны необоснованными все обвинения советских немцев в пособничестве врагу в 1941 году, после чего медленно и непоследовательно началось восстановление  их гражданских прав. Но лишь через 9 лет был принят этот указ, согласно которому немцы получили право  вернуться в Поволжье. Несмотря на  реабилитацию  они должны были оставаться  в местах ссылки. Еще в восьмидесятые годы над ними довлело наследие  германо-советской  войны 1941\1945 годов.   Необходимо было вести тихий образ жизни, скрывая свое происхождение  и при получении паспорта ни в коем случае не писать свою национальность. Мой дедушка по паспорту записан русским, как и его братья и другие немцы. Им было нелегко отстаивать себя  в стране, где слово «немец» - один из смягченных вариантов пресловутого «проклятого немца» - стало воплощением зла и синонимом к слову «фашист».

     В 1998 году была создана общественная Федеральная национально-культурная автономия «Русские немцы». Цель этого объединения -  согласование действий по сохранению и развитию самобытности этнических немцев, совместное осуществление различных социально-культурных программ, а также взаимопомощь и обмен опытом. По инициативе «Немецкого общества Санкт-Петербурга» на Левашовском мемориальном кладбище, как дань памяти не только невинным жертвам репрессий, погибших в годах коммунистического эксперимента, но и всем немцам, верой и правдой служивших России, было установлен памятник «Немцам России».

       В связи с подписанием договора о добрососедских отношениях, партнерстве и сотрудничестве между ФРГ и СССР низведенные до положения деклассированной группы на периферии советского общества, российские немцы видели только одну возможность выбраться из этого отчаянного положения – выезд в Германию, на историческую родину своих предков. Но была ли она Родиной им, рожденным в России, но ненужным ей?

      Переселение  немцев из бывшего СССР в Германию началось с 1988 года.  По данным исследования Бронникова Б.Н. за 15 лет туда переехало более двух миллионов русскоязычных немцев. Согласно закону о воссоединении семей, препятствий не чинится и  их родственникам. Но двухвековая принадлежность к другой – в основном русской – культуре, и пропасть между разбавленными этническими немцами из  бывшего СССР и гражданами ФРГ отчетлива и непреодолима. Отсюда и отсутствие взаимопонимания, разделение на «мы» и «они», взаимные обиды, отчужденность. Бабушка из Германии в разговоре о сильном ветре и опасении падения старого огромного дерева, находящегося близ дома, в результате чего могли бы пострадать жильцы дома, успокоительно утверждает: «Но они, немцы, следят за этим строго, вероятно, будут приняты какие-то меры». Она говорит «они», не причисляя себя к немцам, хотя рождена в немецкой семье, и после переезда в Германию проживает там уже более 20 лет.

     Жить в Германии, по их мнению,  легче, чем в России: жизнь более организованная, предсказуемая, но горечь оторванности от родины чувствуется очень явно. Поэтому и ощущают они себя чужими, и редко находят себя в новом социуме, и остаются в своих компаниях со своей, ставшей и оставшейся русской, душой. А в Саратовской области осталось немцев совсем немного, в домах, построенных ими, проживают другие люди. Но наличники на окнах домов, архитектура общественных  зданий хранят  легко узнаваемые, особенности быта и  культуры, талантливость и трудолюбие немецкого народа. Словно наперекор судьбе эти «следы жизни, знаний и труда»  хотят оставить память о народе, родиной которого являются эти места, эти земли. Вот и получается «чужой среди «своих». Своими не считаются ни на родине предков, ни на своей родине, то есть там, где они родились.

      Российские немцы оставили незабываемый след в русской культуре и истории. Пожалуй,  не найдется ни одной  отрасли научной и культурной жизни в России, где бы ни встречались немецкие имена: поэты А.А.Фет и А. Дельвиг, писатель Д.Фонвизин, создатель толкового словаря В.Даль, прославленные мореплаватели Крузенштерн и Беллингсхаузен, декабристы П.Пестель и В. Кюхельбекер, врач П. Лесгафт и Н.Майер, архитектор Ю.Фельтон и многие другие.

    Зная о судьбе немецких людей, переселявшихся в Россию  из Германии на протяжении двух веков, я с гордостью и трепетным волнением могу сказать, что моими предками были именно они. Народ талантливый, трудолюбивый, честный, не смогли их сломать никакие жизненные испытания. Кто знает, может впоследствии найдут русские немцы свое предназначение и счастье.  


Поделиться:

Новый снимок Юпитера

Что есть на свете красота?

Две лягушки

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)