• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Слезы кота Манула"

Опубликовано Петренко Галина Михайловна вкл 19.05.2013 - 10:45
Петренко Галина Михайловна
Автор: 
Позикова Руслана

Матеоиал исследовательской работы предназначен для уроков краеведения и окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа, в которой собран материал про исчезающий вид кота манула.139.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Молодежнинская средняя общеобразовательная школа

Приаргунского района     Забайкальского края

Районная научно – практическая конференция    «Юные исследователи

Забайкалья»

Исследовательская работа на тему:

“Слезы кота Манула” (проблемы исчезновения)

                                   

Выполнила ученица 4 класса

Позикова Руслана.

 Руководитель: Петренко Галина Михайловна

учитель начальных классов

п. Молодежный  2013г.

Оглавление:

I.    Актуальность темы

      Цели

      Задачи

II.  Содержание исследовательской работы:

  1.  Опрос  учащихся начальных классов.

    2.    Изучение материалов о коте мануле:

          А. Внешний вид;

          Б. Распространение и подвиды;

          В. Образ жизни и питание;

          Г. Размножение;

          Д. Статус  вида и охрана;

          Е. Манул в культуре;

          Ж. Манул в неволе.

III.   Встреча с очевидцами.

      Заключение

      Творческие работы.

      Литература

Актуальность темы

Вчитайтесь, пожалуйста, в   слова начала  стихотворения “ Слезы кота манула”, которое написала ученица нашей школы  Карина Боровская:

В степи однажды я увидела манула –

Такого дикого пушистого кота.

Бежал, скрываясь от людского шума-гула,

И слёзы смахивал он кончиком хвоста.

Меня  увидев, дикий кот насторожился.

В глазах сверкнул зелёно-жёлтый огонёк.

Но почему-то вдруг манул остановился

И промурлыкал  мне, что очень  одинок.

    Почему кот, такой красивый – и одинок?! Я это поняла, когда начала собирать материал про манула. В разных источниках  встречались противоречивые сведения. Одни писали, что манул легко приручается, и что котята растут здоровые. В другие - что невозможно вырастить в неволе этого гордого и пугливого зверя. Меня это заинтересовало,  и я решила собрать о нем как можно больше материала.

 Цель:  изучение материала о мануле и пропаганда охраны исчезающего зверька. (слайд)

Задачи:

  1. Опросить учащихся начальной школы. Выявить, знают ли они  о проблемах исчезновения кота манула;
  2. Ознакомиться с  научной литературой, просмотреть энциклопедии;
  3. Встретиться с очевидцами.
  4. Обработать полученные  материалы, сделать выводы;
  5. Выполнить творческую работу (лепка из пластилина)
  6. Выступить с сообщением перед учащимися начальных классов. (слайд)

Основное содержание исследовательской работы

1. Опрос учащихся начальной школы. Результаты опроса.

 Я начала свою работу с того, что опросила некоторых  учащихся начальных классов. И сделала вывод: ученики нашей школы знакомы с проблемой исчезновения кота манула. Интересуются этой темой.  Ниже в таблице приведены результаты опроса:

                               Вопросы


 Число

опрошенных            

Знаешь пи, кто такой кот манул, что это исчезающий зверек?

Из какого источника узнап (а)?

Нужно ли охранять кота манула?

да

нет

Из передачи по телевизору

Из интернета

В школе, от учителя

Да

Нет

53 ученика

48

5 (ученики 1 класса)

3

14

36

53

---

Вывод: ученики нашей школы знакомы с проблемой исчезновения кота манула. Интересуются этой темой.  

 Некоторые ребята участвовали  в конкурсе  “Даурский заповедник”. Вот их стихи:

Чипизубова Юля, 4 класс

Кот манул

Эта дикая кошка

На домашнюю похожа немножко.

И красива, и умна,

И немножечко хитра.

Но люди их жестоко убивали.
А теперь её в Красную книгу записали.

И если есть у тебя ум,

Сбережёшь ты эту кошку,

Ведь это кот манул.

Венедиктов Ваня, 4 класс

 

Дикий кот

Есть такой кот - вид вымирающий.

Его не погладишь – взгляд устрашающий.

Живёт он в Даурии. Людьми охраняется.

Котом манулом всю жизнь называется.

Когда эти звери начали исчезать,

Стали ошейники на них надевать,

Чтоб популяцию котов отследить

И для потомков их сохранить.

Увидишь семью - манулят не бери!

Редких зверей ты береги!

2. Изучение материалов о коте мануле

Вот что я узнала о коте мануле.

Научная классификация

Царство:

Животные

Тип:

Хордовые

Класс:

Млекопитающие

Отряд:

Хищные

Семейство:

Кошачьи

Подсемейство:

Малые кошки

Род:

Кошки

Вид:

Манул

(слайд)

А. Внешний вид


    Манул — своё второе название —палла́сов кот —  получил в честь немецкого натуралиста Петера Палласа, который открыл манула на побережье  Каспийского моря в XVIII веке. Синонимичное ное латинское название Otocolobus происходитот греческого us, otos — ухо,   kolobos — уродливый, то есть «уродливое ухо».

   Животное размером с домашнюю кошку: длина его тела 52—65 см, хвоста 23—31 см; весит он 2—5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых лапах и очень густой шерстью (на один квадратный сантиметр приходится 9000 волосков, которые могут достигать длины 7 см). Голова у манула небольшая, широкая и уплощённая, с маленькими округлыми ушками, которые широко расставлены. Глаза жёлтые, зрачки которых при ярком свете в отличие от зрачков глаз домашней кошки не приобретают щелевидную форму, а остаются круглыми. На щеках — пучки удлинённых волос (баки). Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком. (слайд)

     Мех у манула самый пушистый и густой среди кошачьих. Окрас, в зависимости от места обитания, разный: меха представляет собой комбинацию светло-серого и палево-охристого цветов; волоски имеют белые кончики, в результате чего создаётся впечатление, что мех манула припорошен снегом. На задней части туловища и на хвосте имеются узкие тёмные поперечные полосы, по бокам морды от углов глаз идут вертикальные чёрные полосы. Кончик хвоста чёрный. Низ тела бурый с белым налётом. (слайд)

Б. Распространение и подвиды


  Манул распространён в Центральной и Средней Азии, от Южного Закавказья и западного Ирана до Забайкалья. (слайд)

  В пределах России ареал манула представлен  между реками Шилкой и Аргунью, на западе — до Онона. Здесь распространение манула ограничено степной зоной.   За последние 10—15 лет манул в открытых степях был практически истреблён, и его ареал приобретает вид изолированных очагов.  Географическая изменчивость окраски и размеров тела манула невелики, признаются всего три подвида:

  1. Otocolobus manul manul — встречается на большей части ареала, но наиболее обычен в Монголии и западном Китае. Обладает типичным окрасом.
  2. Otocolobus manul ferruginea — распространён в Иране, Казахстане, Киргизии, 

Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Афганистане,Пакистае.

Отличается красновато-охристым окрасом, с чёткими красноватыми полосами.

  1. Otocolobus manul nigripecta — обитает в Кашмире, Непале и на Тибете. Для него характерен сероватый окрас шерсти, которая зимой приобретает выраженный серебристо-серый оттенок. (слайд)

В. Образ жизни и питание


    Для мест обитания манула характерен резко континентальный климат с низкими температурами зимой и невысоким снежным покровом; наиболее многочислен он в малоснежных районах. Населяет манул степные и полупустынные участки в горах, мелкосопочниках, межгорных котловинах, особенно с кустарниковыми зарослями,  наличием каменных россыпей и скальных расселин. В горах поднимается до 3000—4800 м над уровнем моря. В лесном поясе и в низинах редок. Это объясняются относительной стенотопностью (приуроченностью к узкому кругу местообитаний) вида. Повсеместно манул малочислен. (слайд)

   Зверек ведёт оседлый образ жизни. Активен преимущественно в сумерках и ранним утром; днём спит в укрытии. Логово устраивает в расщелинах скал, небольших пещерах, под камнями, в старых норах сурков, лисиц, барсуков. Окрас манула обладает исключительными камуфлирующими свойствами, помогающими ему в охоте. Сам по себе манул — самый медлительный и неповоротливый из диких котов.

   Кормится манул почти исключительно пищухами и мышевидными грызунами, изредка ловит сусликов, зайцев - толаев, сурчат и птиц. В летний период, в годы депрессии пищух, манул в большом количестве поедает прямокрылых и других насекомых. Добычу ловит, скрадывая её или карауля у камней и нор. (слайд)

   Манул не приспособлен к быстрому бегу. При опасности для него характерно затаивание; он также спасается от врагов, забираясь на камни и скалы. Встревоженный манул издаёт хриплое урчание или резкое фырканье.

Г.  Размножение


   Манул размножается один раз в год. Гон проходит в феврале-марте. Беременность длится около 60 дней. Котята рождаются в апреле - мае. В помёте 2—6 котят, реже больше. Длина новорождённого манула — около 12 см, вес — до 300 г; в их окраске заметна тёмная пятнистость. Как и у многих кошачьих, котята манула рождаются слепыми и полностью беспомощными. Прозревают они на 10—12-й день. В возрасте 3—4 месяцев котята начинают охотиться. Половой зрелости молодые манулы достигают в возрасте около 10 месяцев. Средняя продолжительность жизни манула — 11—12 лет. (слайд)

Д. Статус вида и охрана


   Повсеместно, не исключая охраняемые территории, манул   крайне редок, и его численность продолжает сокращаться. Местами он находится на грани исчезновения. Точная численность вида неизвестна из-за скрытного поведения манула и мозаичности его распространения.  


Характерные места обитания манула (каменистые степи) -  сравнительно мало страдают от воздействия человека; наибольшее влияние на его численность оказывают браконьерская охота ради меха, беспривязное содержание собак, массовое использование петель и капканов для отлова зайцев и лисиц. Наряду с этим отмечается ухудшение кормовой базы ввиду снижения (пожары) численности сурков и других грызунов. Много зверей, особенно молодых, уничтожают волки и филины; в раннем возрасте велика смертность от инфекционных заболеваний.   (слайд)


  Манул занесён в Красную книгу Российской Федерации, в Красный список МСОП со статусом «близкий к угрожаемому» и в Приложение II Конвенции CITES (1995). Охота на манула повсеместно запрещена. (слайд)


Е. Манул в культуре.


 Манулам посвящена серия из 12 марок почты Таджикистана, выпущенная в 1996 году под знаком Всемирного фонда дикой природы, а также несколько отдельных марок таджикской почты. Почтовые марки с манулами выпускали и другие государства, на территории которых обитают манулы — Азербайджан, Монголия, Киргизия. (слайд)


   Несмотря на то, что манул не водится ни в Европе, ни в Африке, он попал на выпуски марок ООН и Бекина, посвящённые редким видам животных. Кроме того, изображение манула присутствует на одной из спичечных этикеток СССР. В 1996 году в Туркменистане была выпущена памятная серебряная монета номиналом 500 манат с изображением манула. Монета вышла в серии, посвящённой редким и исчезающим видам животных

В октябре 2012 года путем интернет - голосования манул был выбран талисманом Московского зоопарка.

Ж. Манул в неволе (слайд)

   Собирая материал про манула, мне очень хотелось узнать, а можно ли в неволе содержать котенка?  Ответ я нашла в интернете. Оказывается, что рождаются в неволе они неплохо, но велика смертность котят именно в младенческом возрасте. Есть такая болезнь — токсоплазмоз, с которой в природе они не сталкиваются, а в зоопарках легко заражаются, потому что рядом другие кошки. Поэтому вырастить их трудно. А если это и удаётся, то для того, чтобы выпустить на волю, надо научить их охотиться на живую дичь. В природе их этому учит мать, а когда люди попытались натаскать маленьких найдёнышей из заповедника на живых голубей, ничего не получилось: малыши охотились, но неудачно. Эксперимент по возвращению котят в дикую природу не удался. Выпускать таких — значит обречь их на гибель. В зоопарках же даже маленьких котят учёные предпочитают брать, надев перчатки — когти у зверьков очень острые. Конечно, характер у них у всех разный, есть котята, которые сами лезут на колени к людям, их воспитывающим, а есть такие, что совсем не приручаются. Манул будет вести себя в домашних условиях непредсказуемо, поэтому вряд ли возможно его одомашнить. Кроме того, желающим взять в дом котёнка манула следует помнить: это незаконно — вид занесён в «Красную книгу». (слайд)

З. Встреча с очевидцами

   Мне очень повезло, так как у нас в деревне есть люди, которые видели кота Манула. Но, встретиться лично не получилось (по разным причинам), но  вот что они сообщают через родных. (слайд)

    Е.А.Макарова   сообщает -   “Стоянка мужа, он фермер, Макарова Александра Савельевича находится в нескольких километрах от п. Молодежный, в пади Дорасатуй. Три года назад (2009 г), работая на сенокосе, они услышали лай собак, а потом визг и поскуливание. Подойдя ближе к собакам -  увидели нору, а из нее на них смотрели два недобрых огонька. “Дикая кошка” – первое, что пронеслось в голове. Голова кошки (морда) была круглой и широкой, больше, чем у домашней кошки. Позже оказалось, что это самка с потомством. К вечеру один из рабочих принес миску с молоком и кусочки мяса, что бы накормить животное. А наутро мужчины увидели, что их  новых “соседей” уже нет. За ночь кошка перебралась на новое место и перенесла потомство.

   Дома, рассматривая фотографии кошек, муж пришел к выводу, что они видели очень редкое животное – самку кота манула, животное, которое занесено  в Красную Книгу  “. (приложение)

   Все то же рассказывал Косых С.А. своей дочери Осиповой Лере,  “..только очень переживал за собаку – гончую, которую самка манула сильно поранила. Кошка убежала, и они  принесли корм котятам, но, когда утром пришли сфотографировать – никого в норе уже не было…”

Заключение

Подробно изучив материалы о коте мануле, встречаясь с очевидцами, которые наяву видели зверька, познакомившись с творческими работами учащихся, я поняла, что проблема исчезновения этого вида животного волнует и тревожит не только меня. Со своей работой я  выступала  перед учащимися школы и ко всем обращалась со словами: “Берегите природу! Берегите животных! Берегите кота манула! ”.  Так же я выполнила творческую работу- лепку (слайд)

  Закончить свою работу я хочу продолжением стихотворения “ Слезы кота манула”, (автор К. Боровская):

Его семья ушла тропинкой незнакомой

В высоких скалах строить новое жильё,

А он не мог забыть тепло родного дома,

Смешное детство беззаботное своё,

Когда котёнком неуклюжим на охоту

Его мать-кошка выводила не спеша,

И как однажды, испугавшись вертолёта,

Он сел на серого сердитого ежа.

Ёж убежал, а грозный вертолёт остался,

Затем машины равнодушные пришли.

И почему ж тогда никто не догадался,

Что это люди с собой горе принесли?!

Изрыли землю и поставили капканы,

Огнём пожаров опалили всё кругом,

Оставив всем  незаживаемые  раны,

Больную степь и  разорённый отчий дом.

Я молча слушала кота – с ним не поспоришь, -

Людей в беспечном равнодушии виня.

«Спаси природу, человеческий детёныш!» -

Просил манул, с надеждой глядя на меня.

А в поле ирис фиолетово-белёсый

Тянулся к небу, к его ясной синеве.

И я подумала: кота манула слёзы

Везде рассыпались цветами по земле.

Литература:

  1. 1. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные) / Редколл.: А.М.Возмилов и др. – Чита: Gjbcr? 2000- 214 с.:ил.
  2. Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия. – М.: “RCVJ? 2007. – 256с.: ил.
  3.  Интернет ресурсы (Манул на сайте Московского зоопарка)
  4.  Интернет ресурсы («Манул» — официальный сайт программы «Изучение и сохранение манула» Сибирского экологического центра (Новосибирск)

 


Поделиться:

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?

Пустой колос голову кверху носит

«Течет река Волга»

Император Акбар и Бирбал

Как Снегурочке раскатать тесто?