образ зеркала в литературе и оккультизме
Вложение | Размер |
---|---|
gurieva_okkultnaya_nauka_i_literatura_o_zerkale.doc | 111.5 КБ |
gurieva_okkultnaya_nauka_i_literatura_o_zerkale.ppt | 2.3 МБ |
Х Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»
Секция: Литературоведение
Тема: Оккультная наука и литература о зеркале.
Автор работы:
Гуриева Лика Ростиславовна
Место выполнения работы:
ГБОШИ РФМЛИ, 10 класс,
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Джиоева Лейла Омаровна
учитель русского языка и литературы
Владикавказ
2012-2013
Оглавление.
Введение………………………………………………………….стр. 3-4
Основная часть
ГЛАВА 1.ЗЕРКАЛО И ОККУЛЬТИЗМ. ……………………………..стр.5-6
ГЛАВА 2.ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ЛИТЕРАТУРЕ………………………..стр.7-12
Заключение……………………………………………………….стр. 13
Библиография…………………………………………………….стр.14
Приложения………………………………………………………стр.15
ВВЕДЕНИЕ
Из всех предметов интерьера зеркало наиболее загадочный и мистический предмет, который во все времена был окружен ореолом мистики и тайны. Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. Что значит зеркало в нашей жизни?
Зеркало- это, прежде всего, амальгамированное стекло; атрибут красоты; предмет, отражающий отношение людей друг к другу. Может, поэтому зеркало обрело свое магическое значение. Что мы видим в зеркале? Что кроется за ним?
Его история теряется в глубине веков. Первые зеркала делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте, позже уже в XII веке венецианские мастера, жившие и работавшие на острове Мурано.
С древних времен зеркала интриговали и притягивали своей магической сущностью.
В оккультной науке зеркало является не только отражающей поверхностью, но также связующим звеном между человеком и душой (сознанием и подсознанием).
Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у поэта образ зеркала в разные годы обретал новое значение.
Перед нами встал проблемный вопрос: какова роль зеркала не только в оккультизме, но и в произведениях литературы?
В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи: выявить символический смысл использования образа зеркала в оккультной науке и литературе; рассмотреть феномен зеркала в единстве трех планов: идеи, вещи и образа.
Предметом исследования является зеркало в истории культуры.
Объектом исследования – образ зеркала в оккультной науке и литературе.
Актуальность работы обусловлена тем, что зеркало стало неотъемлемой частью нашего быта.
Наличие богатого эмпирического материала и обнаружение нового взгляда в осмыслении явлений материальной культуры сформировали потребность в разработке новой методологии изучения вещи в целом и феномена зеркала в частности. Зеркало-предмет и образ зеркала в искусстве являются объектами исследования широкого круга гуманитарных дисциплин
В связи с этим нами была выдвинута гипотеза: образ зеркала имеет какой-то магический смысл, поэтому писатели часто используют его в своих произведениях
Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что феномен зеркала рассмотрен в трех проекциях: зеркало-вещь, идея зеркала и зеркальности, образ зеркала в литературе. Несмотря на обилие публикаций, посвященных теме зеркала, в большинстве работ авторы обращаются только к одному из многих аспектов феномена зеркала. На фоне значительного числа публикаций обнаруживается недостаток комплексного исследования предмета.
Методом исследования является изучение литературы по данной теме, анализ произведений, в которых присутствует образ зеркала.
Культура ЗЕРКАЛА многолика. Мы прикоснусь к ней следующими вопросами: какова роль зеркала в оккультизме и в произведениях литературы?
Итак, зеркало...
ГЛАВА 1.
ЗЕРКАЛО И ОККУЛЬТИЗМ.
Загадочный мир зеркал … Разве это может не заинтересовать? Вот и нам захотелось приоткрыть дверь в этот удивительный мир. Как давно он открылся людям? Возможно, обыкновенное зеркало - первый волшебный предмет, созданный человеком.
Почему сегодня, как и много веков назад, что-то удерживает нас перед зеркалом, завораживает и не отпускает. Придумав зеркало, человек и не подозревал, что создал одну из самых загадочных в мире вещей…
Так давайте попробуем приоткрыть страницы истории, тайну отражения.
В чем же состоит мистика зеркала? Испокон веков люди считали, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто в них когда-либо смотрелся.
До сих пор некоторые люди пытаются с его помощью общаться с потусторонним миром, предсказывать будущее и узнавать тайны прошлого. Многие ученые убеждены, что зеркало, как всякая вещь, окружено неким невидимым полем. Одни зеркала обладают положительной энергией,
другие – отрицательной. [1.].
С древних времен человечество всегда интересовало собственное отражение. Взять хотя бы Нарцисса с его страстью к самолюбованию. [13].
На протяжении многих веков зеркало применяли в оккультизме, причем для самых разных целей.
С древних времен зеркала интриговали и притягивали своей магической сущностью. Иван Грозный боялся зеркал, полагая, что внутри них находится зазеркальный мир, полный врагов. [2].
Представление о зеркале как о границе потустороннего мира наиболее ярко отражается в европейской традиции. Это комплекс представлений о том, что отражение являет нам иной мир - мир умерших, мир духов. Очень похожий на наш, но в то же время отличающийся от нашего мирского пространства. Это пространство сказочное, таинственное. И оно таит угрозу.
В древнекитайской мифологии: “Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества…”[11].
В различных традициях актуализируется мистическая связь зеркального образа и его объекта.
В индийской традиции зеркало считается символом истины.
В Корее в начале XX века вместилищем души женщины-шаманки масин манмэн было “медное зеркало”, которое помещалось в алтарь. “Кроме того, зеркало символизировало небесный свод. Вообще блеску зеркала приписывалась способность отгонять духов”[3].
Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя. [12].
Мифологические корни зеркала как принципа жизнедеятельности, принципа организации бытия отражены во множестве примет, гаданий, верований.
На Руси зеркало считалось заморским грехом. Поэтому его часто использовали в гаданиях.
Неудивительно частое употребление зеркал в сказочной культуре, которая по происхождению имеет мифологический характер.
Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках.
Обращение к символической природе зеркала, где она часто выступает организатором субъективного пространства, часто используется в литературных произведениях.
ГЛАВА 2.
ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ЛИТЕРАТУРЕ.
В структуре произведений зеркало занимает весьма значительное место. Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию.
Зеркало – волшебный и загадочный предмет. Оно всегда притягивало интерес людей, порождая суеверия и приметы.
И это, конечно, не могло не отразится в фольклоре. [11]. Часто зеркало играет важную роль, а иногда бывает и главным героем в сказках, мистических произведениях
В литературе зеркало – достаточно распространенный персонаж или важная деталь.
В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень)[13].
В других произведениях зеркало является источником видений.
Так, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» зеркало рассказывало злой мачехе о том, что есть кто-то красивее неё. [11].
Оно является участником колдовских операций и магических обрядов, например, во «Властелине колец» Зеркало Галадриэль показывало смотрящему в него видения из прошлого, настоящего и будущего.
В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало Еиналеж показывало самые сокровенные желания человека. [7].
Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво. Отражение в зеркале дает возможность человеку не только всматриваться в свой внешний облик, но и открывает дорогу размышлениям о внутреннем мире, пробуждает душевные переживания.
В сказке Оскара Уайльда Звездный Мальчик, прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения...
Похожий эпизод в готическом рассказе Говарда Лавкрафта: некое существо выбирается из–под земли через склеп, хочет присоединиться к людям, пирующим в доме. Но все разбегаются, а бедняга видит свое отражение... И понимает, что он не человек, а... Лавкрафт оставляет на долю читателя придумывать, что это было. [5].
Гамлет во время объяснения с матерью заявляет: «Вы отсюда не уйдете,/ Пока я в зеркале не покажу вам/ Все сокровеннейшее, что в вас есть». Не зря в старину сборники нравственных поучений, пособий по этикету называли «Зеркало» либо «Зерцало».
Всё началось с зеркала и в сказке Андерсена «Снежная Королева» Играя с солнечным светом, Тролль разбил зеркало, а его осколок попал Каю в сердце. Так начинается новая история…. [11].
У В.Набокова мотив зеркала встречается во всех произведениях. Так, в рассказе “Облако, озеро, башня” есть зеркало в гостинице, которое наполовину полно ромашками, а остальное оно как будто не хочет отражать. Главное зеркало в рассказе – озеро. Облако символизировало свободу, лёгкость, озеро означало, что нужно посмотреть в зеркальную гладь и понять, кто ты на самом деле, и тогда твоё сознание устремится вверх, как пик башни, и ты сможешь делать все, что хочешь и писать стихи “от дактиля к дактилю”. Но не каждый может увидеть это – Василий Иванович видит, а его спутники словно ослепли. [4].
У Михаила Булгакова мотив зеркала сопровождает появление нечистой силы, связь с потусторонним миром и чудеса. Например, в “Роковых яйцах” луч получен при помощи комбинации линз и зеркал. То есть тот мир таит грозную силу, которую Рокк выпустил при помощи камеры Персикова. Он создал чудовищ, которые были ужасны и нанесли большой урон, хотя и не выжили не в своём мире. [6].
В романе “Мастер и Маргарита” уже прямо указывается на зеркало как на дверь в зазеркалье. Например, в квартире Стёпы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в квартире. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрёл его в своё время; может быть, оно и было изобретено для более лёгкого перемещения, чтобы были двери в каждую квартиру, в каждый дом. Вся магия в романе сопровождается присутствием зеркал. При всех превращениях и преображениях также присутствуют зеркала. Когда Маргарита намазалась кремом Азазелло, она смотрела в зеркало; когда Николай Иванович превратился в борова, он тоже смотрел в зеркало. С другой стороны, зеркала и стёкла в романе постоянно бьются, то есть ещё раз показывается бесконечность в зеркале, на этот раз бесконечность количества осколков, и в каждом – свой новый мир. На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, где много призрачного и непонятного для обычного человека. [9].
В книге Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», большой любитель головоломок, парадоксов и «перевертышей», автор уже ставшей знаменитой «Алисы в Стране Чудес» отправляет свою любимую героиню девочку Алису в другую сказочную страну — Зазеркалье.
Как и в прошлый раз, Алиса пускается в приключения благодаря своему любопытному и симпатичному зверьку — черному котенку, с которым она в полудреме играет. А по ту сторону волшебной зеркальной грани начинаются разнообразные чудеса и превращения.
Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» (1951). Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. Социально-бытовой план обрамляет сказку с двух сторон. Принцип зеркальности организует внутреннее пространство произведения. Мифологема зеркала в нем становится ключевым символом. Зеркало делается своеобразным транспортным средством. [10].
Мотив, принцип, образ зеркала могут реализовываться на всех уровнях произведения: сюжетном, композиционном и образном.
Известна сцена гадания Светланы в одноименной поэме В.А. Жуковского
«Светлана», где упоминается о гадании возле зеркала:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Ты узнаешь жребий свой……
Вспомните роман “Евгений Онегин” А. С. Пушкина и то, как автор характеризовал главного героя:
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил …..
Также автор повествует в романе и о святочных гаданиях. Именно на зеркальце гадает пушкинская Татьяна:
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь взял известную народную пословицу: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Посредством эпиграфа, в котором тоже упоминается зеркало как обличитель пороков крепостничества, были вскрыты взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество.
Что ж, зеркала действительно оставляют нам много загадок и предоставляют немало возможностей, в том числе возможность приоткрывать завесу будущего, о чем, вероятно, и писала в одном из своих лирических произведений Марина Цветаева:
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище…
Зеркало имеет свойство создавать двойников. [8]. На этом основаны сюжеты многих литературных произведений. Эдгар По в рассказе «Вильям Вильсон», Роберт Льюис Стивенсон в «Странной истории о докторе Джекиле и мистере Хайде» используют зеркала для кульминации сюжета о двойниках. Ведь что может быть жутче, чем увидеть, как твое собственное отражение обретает самостоятельность в движениях? А если оно наглым образом меняется с тобой местами? Такое происходит, например, в мрачном рассказе Валерия Брюсова «В зеркале» с женщиной, долго смотревшей на свое отражение. Бедняге приходится долго сражаться со своей соперницей из зазеркалья.
Загадочная зеркальная гладь у А. Ахматовой, как правило, связана с прошлым ("И страшен призрак в зеркале чужом"), и прошлое это не радостно ("Что таится в зеркале? - Горе"). Если считать в соответствии с мифологическими традициями многих народов, "что душа человека пребывает в его отражении в воде и в зеркале", что "душа-отражение, будучи внешней по отношению к человеку, подвержена почти тем же опасностям, что и душа-тень"6, то образ разбитого зеркала должен быть художественным аналогом разбитой судьбы, знаком беды, трещины жизни и даже смерти. Разбитое зеркало для Ахматовой - вызов судьбе ("Измена") и "всех бед... предтеча" ("В разбитом зеркале"). В поэме "Путем всея земли" зеркала - разбитые:
...ночь на исходе
За круглым столом
Гляделась в обломок
Разбитых зеркал... (3, 34)
Ахматова употребляет понятия: "отражение в зеркалах", "чей-то сон", "бред", всячески подчеркивая идею "вымороченности", иллюзорности и шаткости, "непрочности" жизни, существования в своеобразном Зазеркалье, наполненном образами "персон» - двойников". Символика зеркального отражения играет большую роль в поэме. Все образы главки - либо чьи-то отражения, либо сами отражаются в чьих-то зеркалах. [8].
Наполненная глубоким психологическим смыслом «тема зеркал» каждому автору дает возможность образ зеркала трактовать исходя из потребностей собственных личностных переживаний. [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения. Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво.
Разумеется, перечнем только тех произведений, которые были рассмотрены нами, тему "зеркала в литературе " не исчерпать.
Говорить о зеркалах - это значит видеть недорисованное и слышать недослышанное, чего так много в произведениях литературы, особенно, если читать между строк.
Даже беглое знакомство с трактовкой образа зеркал тревожит некоей недосказанностью и загадочностью.
Именно поэтому можно считать, что наша гипотеза подтверждена. Безусловно, образ зеркала имеет какой-то магический смысл, поэтому оккультисты используют его в различного рода ритуалах и обрядах, а писатели часто используют в своих произведениях.
Нами было изучено 22 произведения, в которых символика зеркала несет большую смысловую нагрузку и является важным для понимания образов героев, их действий и поступков.
Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас и все, что грядет.
Поэтому вокруг архетипа зеркала возникает своя собственная мифология [3], которая получает свое творческое оформление и выражается как в литературе, так и в оккультизме.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., Наука, 1991.-е. 109 - 117.
2.Бродянский Д.Л. Бронзовое зеркало с мифологическим сюжетом из красноярского городища// Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. Владивосток, 1988. - с. 79 - 82.
3. Ван Ду Древнее зеркало. Гуляка и волшебник. Танские новеллы (7 - 9вв.) -М., 1970.
4. Вулис А.З. Литературные зеркала: М.: Советский писатель,1991. 480 с.
5.Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен. СПб., 2002. - 24 с.
6. Дубин В. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса)// Вопросы литературы. 1991. - № 8. - С. 154 - 157.
7.Золян С.Т. «Свет мой зеркальце скажи .»(к семиотике волшебного зеркала)// Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. - Вып. XXII. - С. 32
8.Полтавцева Н.Г. Анна Ахматова и культура "серебряного века" ("вечные образы" культуры в творчестве Ахматовой) // Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. Царственное слово. С. 50. вверх.
9.Эко У. Зеркала// Метафизические исследования. Вып. 17,- М. 1999. с. 129-146.
10. Шавкунов Э.В. Зеркала в магико-религиозных обрядах в древности и средневековье. Владивосток, 2000г. - 106 с.
11. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. -М.: Наука, 1998.-210 С.
12. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних народов. // Советская этнография.- 1964.- №3,- с. 96-104.
13 . Античная лирика. М., Художественная литература, 1968. - 502 с.
14. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала// Наука и религия. 1998. - № 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПРИСУТСТВУЕТ СИМВОЛИКА ЗЕРКАЛА
№ | ПРОИЗВЕДЕНИЕ | АВТОР |
1. | Миф о Нарциссе | Н.А. Кун |
2. | Миф о Персее и Медузе Горгоне | Н.А. Кун |
3. | «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» | А.С.Пушкин |
4. | «Властелин колец» | Дж.Р.Р.Толкин |
5. | «Гарри Поттер и философский камень» | Дж. К. Роулинг. |
6. | «Мальчик-звезда» | Оскар Уайльд |
7. | «В склепе» | Говарда Лавкрафта |
8. | «Гамлет» | У.Шекспир |
9. | «Снежная Королева» | Х.К.Андерсен |
10. | “Облако, озеро, башня” | В.Набоков |
11. | «Роковые яйца», | М.Булгаков |
12. | «Алиса в Зазеркалье» | Л.Кэрролл |
13. | «Королевство кривых зеркал» | В.Губарев |
14. | «Светлана» | В.А.Жуковский |
15. | «Евгений Онегин» | А.С.Пушкин |
16. | «Ревизор» | Н.В.Гоголь |
17. | «Мастер и Маргарита» | М.Булгаков |
18. | «Вильям Вильсон» | Эдгар По |
19. | Стихотворение «Хочу у зеркала, где муть…» | М.Цветаева |
20. | «Странная история о докторе Джекиле и мистере Хайде» | Р.Л.Стивенсон |
21. | «В зеркале» | В.Брюсов |
22. | «Путем всея земли» | А.А.Ахматова |
Слайд 1
Х Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку» «Оккультная наука и литература о зеркале» Автор работы: Гуриева Лика Ростиславовна , РФМЛИСлайд 2
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Слайд 3
Цель работы: Выявить символический смысл образа зеркала в оккультной науке и литературе
Слайд 4
Задачи исследования: *ИДЕЯ *ВЕЩЬ *ОБРАЗ
Слайд 5
Предмет и объект исследования:
Слайд 6
Актуальность ВЕЩЬ И ФЕНОМЕН
Слайд 7
ЗЕРКАЛО= МАГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ГИПОТЕЗА:
Слайд 8
НАУЧНАЯ НОВИЗНА
Слайд 9
Метод исследования:
Слайд 10
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ЗЕРКАЛО И ОККУЛЬТИЗМ
Слайд 11
ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ЛИТЕРАТУРЕ Миф о Персее и Медузе Горгоне
Слайд 12
Миф о Нарциссе
Слайд 13
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Слайд 14
«Властелин колец» Зеркало Галадриэль
Слайд 15
«Гарри Поттер и философский камень» зеркало Еиналеж
Слайд 16
Оскара Уайльда «Звездный Мальчик»
Слайд 17
Говард Лавкрафт « В склепе»
Слайд 18
У.Шекспир «Гамлет »
Слайд 19
«Снежная Королева»
Слайд 20
В.Набоков “Облако, озеро, башня”
Слайд 21
“ Мастер и Маргарита ”
Слайд 22
Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
Слайд 23
В.А. Жуковского «Светлана»
Слайд 24
А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Слайд 25
«Ревизор» Н. В. Гоголь
Слайд 26
Марина Цветаева Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать - куда Вам путь И где пристанище…
Слайд 27
А.Ахматова "Путем всея земли" "И страшен призрак в зеркале чужом….»
Слайд 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗЕРКАЛО= МАГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗЕРКАЛО= МАГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ Образ зеркала имеет магический смысл, поэтому оккультисты используют его в различного рода ритуалах и обрядах, а писатели- в своих произведениях.
Слайд 29
БИБЛИОГРАФИЯ 1.Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., Наука, 1991.-е. 109 - 117. 2.Бродянский Д.Л. Бронзовое зеркало с мифологическим сюжетом из красноярского городища// Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. Владивосток, 1988. - с. 79 - 82. 3. Ван Ду Древнее зеркало. Гуляка и волшебник. Танские новеллы (7 - 9вв.) -М., 1970. 4. Вулис А.З. Литературные зеркала: М.: Советский писатель,1991. 480 с. 5.Дегтярева О.А. Зеркало как обещекультурный феномен. Автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2002. - 24 с. 6. Дубин В. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса)// Вопросы литературы. 1991. - № 8. - С. 154 - 157. 7.Золян С.Т. «Свет мой зеркальце скажи .»(к семиотике волшебного зеркала)// Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. - Вып. XXII. - С. 32 8.Полтавцева Н.Г. Анна Ахматова и культура "серебряного века" ("вечные образы" культуры в творчестве Ахматовой) // Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. Царственное слово. С. 50. вверх. 9.Эко У. Зеркала// Метафизические исследования. Вып. 17,- М. 1999. с. 129-146. 10. Шавкунов Э.В. Зеркала в магико-религиозных обрядах в древности и средневековье. Владивосток, 2000г. - 106 с. 11. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. -М.: Наука, 1998.-210 С. 12. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних народов. // Советская этнография.- 1964.- №3,- с. 96-104. 13 . Античная лирика. М., Художественная литература, 1968. - 502 с. 14. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала// Наука и религия. 1998. - №
Слайд 30
АНАЛИЗИРУЕМЫЕ В ХОДЕ РАБОТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПРИСУТСТВУЕТ ОБРАЗ ЗЕРКАЛА Миф о Нарциссе Миф о Персее и Медузе Горгоне «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Властелин колец» «Гарри Поттер и философский камень» «Мальчик-звезда» «В склепе» «Гамлет» «Снежная Королева» “ Облако, озеро, башня” «Алиса в Зазеркалье» «Королевство кривых зеркал» «Светлана» «Евгений Онегин» «Ревизор» «Мастер и Маргарита» «Роковые яйца» «Вильям Вильсон» Стихотворение «Хочу у зеркала, где муть…» «Странная истории о докторе Джекиле и мистере Хайде» «В зеркале» «Путем всея земли»
Карты планет и спутников Солнечной системы
Сказка про Серого Зайку
В поисках капитана Гранта
Как нарисовать черёмуху
У меня в портфеле