• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ АДМИРАЛА СТЕПАНА ОСИПОВИЧА МАКАРОВА В ИСТОРИИ РОССИИ

Опубликовано Нурмухаметова Алия Рафаэловна вкл 02.10.2013 - 20:03
Нурмухаметова Алия Рафаэловна
Автор: 
Саляхова Энже Маратовна

Макаров Степан Осипович российский флотоводец, океонограф, вице – адмирал. Руководитель двух кругосветных плаваний. Выдвинул идею и руководил строительством ледокола “Ермак”, на котром совершил арктическое плавание. Разработал тактику броненосного флота. Исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей. В начале русско – японской войны командовал Тихоокеанской эскадрой в Порт – Артуре. Погиб на броненосце “Петропавловск”, подорвавшемся на мине.

Макаров снискал глубочайшее уважение и преданную любовь не только моряков, но всех, с кем сводила его судьба, — от святого праведного Иоанна Кронштадтского до легендарного освободителя Балкан генерала Скобелева, с которым они побратались, обменявшись Георгиевскими крестами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskim_sudam_byt_2013_g._salyakhova_enzhe.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                         СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ Г. ЯНАУЛ

               МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

                                 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

К 165-летию со дня рождения

Степана Осиповича Макарова

- русского военного деятеля, океанографа, полярного

исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала

          Направление “Историческая”

Выполнила:

Саляхова Энже,

 обучающаяся объединения

                                                              «Мастерица»

                                                                                                            Руководитель: 

                                                                                      Саляхова Алия Рафаэловна

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ АДМИРАЛА

СТЕПАНА ОСИПОВИЧА МАКАРОВА В ИСТОРИИ РОССИИ

Исследовательская работа

I. Введение.  

II. Основная часть.

  1. Роль личности адмирала Степана Осиповича Макарова в истории России.
  2. “Помни войну”.
  3. Вокруг света на “Витязе”.
  4. Ледокол “Ермак”.
  5. Рассуждения по вопросам морской тактики.

III. Заключение.  

IV. Литература.

Аннотация

Макаров Степан Осипович российский флотоводец, океонограф, вице – адмирал. Руководитель двух кругосветных плаваний. Выдвинул идею и руководил строительством ледокола “Ермак”, на котром совершил арктическое плавание. Разработал тактику броненосного флота. Исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей. В начале русско – японской войны командовал Тихоокеанской эскадрой в Порт – Артуре. Погиб на броненосце “Петропавловск”, подорвавшемся на мине.

Макаров снискал глубочайшее уважение и преданную любовь не только моряков, но всех, с кем сводила его судьба, — от святого праведного Иоанна Кронштадтского до легендарного освободителя Балкан генерала Скобелева, с которым они побратались, обменявшись Георгиевскими крестами.

Два девиза пронизывают и объединяют деятельность и жизнь С. О. Макарова: "В море - значит дома". Это - девиз человека, для которого нормальная, желанная жизнь начинается только с того момента, когда отданы швартовы и подняты якоря, когда началось биение привычного мерного пульса судовой машины.

"Помни войну". Это - девиз человека, для которого война - время напряжения всех сил, отдачи всех возможностей служению Родине, а мир - время неослабного вооружения Родины для защиты от нападения агрессивных соседей, тренировки во всех операциях, во всех искусствах и науках, которые служат или могут послужить той же цели.

ВЕДЕНИЕ

Макаров Степан Осипович широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу - повышению боеготовности отечественного флота.

Имя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова неразрывно связано с историей развития русского флота. С.О. Макаров был наиболее талантливым представителем русского военно-морского флота второй половины XIX и начала XX в. Его боевая деятельность и теоретические работы в области военно-морского дела оказали значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-морской мысли.

В наше дни заслуги Макарова перед Родиной и наукой высокого оценены. Россия свято хранит память об этом замечательном моряке. Многое в его жизни и многосторонней деятельности может и сейчас служить образцом и примером. Это и является целью моего доклада — рассказать об основных вехах жизни этого замечательного человека, о его неутомимой работе на благо России.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ АДМИРАЛА

СТЕПАНА ОСИПОВИЧА МАКАРОВА В ИСТОРИИ РОССИИ

Родился Степан Макаров 27 декабря 1848 года. В 1865 году он первым по успеваемости кончил Морское училище Николаевска-на-Амуре и был произведен не в штурманы, как прочие, а в гардемарины.

Степан с малых лет был приучен к труду и дисциплине. Отец, человек суровый и строгий, не баловал своих детей. За всякие провинности наказывал их жестоко, не брезговал ни ремнем, ни розгой. Его знаменитый сын как-то обронил: «Сколько помню, меня высекли только один раз за то, что я не учился в то время, как отец мой был на службе». Досталось ему, стало быть, «только один раз». 
Он сызмальства отличался дисциплиной и прилежанием. Другим детям, особенно старшим братьям, доставалось круче. Всю теплоту и ласку они получали только от матери. А мать умерла, когда Степану едва минуло девять лет...

О матери адмирала Елизавете Андреевне неизвестно почти ничего, даже даты ее рождения. Но главное о ней мы знаем: Макаров трогательно любил мать и до последних дней вспоминал о ней с нежностью и благодарностью. Как-то в юности он прочел «Семейную хронику» Сергея Аксакова. И вот в его дневнике появилась такая запись: «Увлекаюсь этою книгою... Третьего дня я просидел до часу, читал его первое поступление в гимназию, как он грустил в ней по своей матери, не находя ни в ком из товарищей сочувствия. Тут мне пришло в голову, что ежели бы я был его товарищем, то, наверное, он в первую же минуту нашел бы во мне друга, который понял бы его тоску и перед которым он легко мог бы высказать свою грусть и тем

 во многом облегчить себя...» В 1858 году, вскоре после своей новой женитьбы, Макаров-старший получил назначение в Сибирскую военную флотилию. Из Николаева, с теплых черноморских берегов семья должна была переехать в далекий, совсем тогда еще не обжитый Николаевск-на-Амуре. Город этот, поставленный в устье великой русской реки, был основан совсем недавно. 1 августа 1850 года капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской собственноручно поднял здесь русский флаг. Впоследствии Невельской стал знаменитым адмиралом, а маленькое военное поселение быстро превратилось в оживленный порт, морскую базу на Дальнем Востоке.В сентябре 1858 года Степан Макаров становится воспитанником Морского училища в Николаевске-на-Амуре, а брат Яков поступает в училище инженер-механиков. Степану не было тогда еще десяти лет. С этого времени в течение 45 лет, вплоть до последнего дня, вся жизнь Макарова неразрывно связана с флотом.

“ПОМНИ ВОЙНУ”

       Уже во время учебы моряк получил неплохую практику, побывал с эскадрой в Америке, был замечен выдающимся кораблестроителем А.А. Поповым, который этой эскадрой командовал, опубликовал первую статью в “Морском сборнике”. Благодаря знанию иностранных языков и тяге к обучению, Макаров стал одним из образованнейших молодых офицеров. В те годы родился его принцип: “В море - дома, на берегу - в гостях”. С молодых лет моряк разрабатывал изобретения, создавшие ему всемирную известность. Первым стал пластырь, которым в случае столкновения следовало заделывать пробоину в борту. Макаров разработал учение о непотопляемости кораблей и ряд предложений по совершенствованию их конструкции.

Занимавшийся постройкой броненосного флота А.А. Попов с 1872 года привлек лейтенанта Макарова к обеспечению непотопляемости новых кораблей: броненосца “Петр Великий”, поповок и фрегатов. Это дало моряку немалый опыт. В 1875 году Макаров издал работу “О непотопляемости судов”, в которой изложил этот опыт и свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделенные на мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и заполнять любые отсеки. Макаров считал возможным и необходимым спрямлять крен, наливая воду в противоположный отсек. Как главный специалист по непотопляемости, он читал лекции в Кронштадте.

Перед началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов лейтенанта Макарова направили на Черноморский флот, где он получил в командование пароход “Великий князь Константин”, вооружил его шестовыми минами и артиллерией. Главным орудием судна стали 4 минных катера, на которых смелые моряки атаковывали турецкие броненосцы на их базах. Вскоре после начала войны “Великий князь Константин” первым отправился в море. В ночь на 1 мая Макаров атаковал турецкий пароход на рейде Батума крылатой миной своего изобретения. Возвратившись, лейтенант для увеличения скорости окрасил дно парохода и выходил к турецким берегам, но не встретил неприятеля. В ночь на 29 мая 6 минных катеров с “Константина” атаковали и повредили на рейде Сулина турецкий броненосец “Иджлалие”. В июне Макаров сжег 4 судна у турецких берегов.

Макаров не успокоился на достигнутом. Он добился получения мин Уайтхэда (торпед), в то время новинки. В начале июля у Макарова были торпеды и собственное предложение по их применению, вытекавшее из боевого опыта. Степан Осипович предполагал первоначально атаковывать броненосец торпедами; если же торпеда взрывалась не у борта корабля, а разрушала бон, защищавший стоянку, в пролом должны были идти катера с шестовыми минами.

Макаров оборудовал пусковыми установками 2 катера, однако в первом августовском походе волнами сорвало торпеду с отдельным плотиком, а из второй торпеды, бывшей в трубе под килем катера, вышел сжатый воздух, так как при волнении моря открылся клапан. Этот эпизод послужил хорошим уроком. К декабрю на “Константине” установили насос для подкачки торпед сжатым воздухом, были переоборудованы пусковая труба и плотик, получены новые мины Уайтхэда. Старший машинист парохода Стуков стал специалистом по сборке и разборке торпед.

Не раз Макаров выходил в крейсерство, уничтожил еще 4 турецких судна. 4 августа своим появлением “Константин” отвлек турецкие броненосцы далеко от берега, позволив колонне русских войск миновать опасный проход у Гагр. 11 августа катера с “Константина” “крылатками” атаковали броненосец на рейде Сухума. Позднее стало известно, что турецкий корабль получил серьезные повреждения, но не был потоплен.

Несколько недель “Великий князь Константин” развозил грузы и провиант по портам Черного моря, прорывая турецкую блокаду. Лишь 15 декабря 1877 года Макаров вышел из Сочи в боевой поход. В сумерки корабль подошел к Поти, где Макаров узнал, что на рейде Батума стоят 6 турецких кораблей. “Константин” направился к Батуму. В ночь на 16 декабря минные катера выпустили две торпеды по неприятельским броненосцам у берега. Были слышны два взрыва.

С.О. Макарова произвели в капитаны 2-го ранга; считали, что по крайней мере один неприятельский корабль поврежден. Однако в январе 1878 года “Таймс” поместила сообщение, что в Батуме обнаружены части невзорвавшихся торпед. После войны Уайтхэд приобрел их и выставил в своем музее, а русскому военному агенту передал данные технического заключения, из которого следовало, что одна из торпед, пройдя мимо цели, выбежала на берег и не взорвалась при ударе о песок. Вторая, ударившись об якорь-цепь, разломилась, и ее головная часть взорвалась на грунте.

До начала января пароход использовали как быстроходный блокадопрорыватель, снабжавший войска на Кавказе продовольствием. В январе “Великий князь Константин” вновь направили к побережью Кавказа. В ночь на 14 января катера “Чесма” и “Синоп” с лучшими специалистами ночных минных атак - Зацаренным и Щешинским нашли в тумане рейд Батума и двумя торпедами потопили “Интибах” - сторожевой пароход водоизмещением 700 тонн. Это была первая в мире успешная торпедная атака.

После войны Макаров командовал отрядом миноносок на Балтике, в 1880-1881 годах состоял начальником морской части при генерале Скобелеве в Ахал-Текинской экспедиции. Командиром стационера “Тамань” в Константинополе он в 1881-1882 годах проводил исследования течения в проливе Босфор и установил наличие глубинного противотечения. За работу “Об обмене вод Черного и Средиземного морей” моряк был удостоен в 1887 году неполной Макарьевской премии. Назначенный в 1883 году флаг-капитаном практической эскадры Балтийского флота, Макаров вернулся к вопросам непотопляемости. Он читал лекции, написал несколько статей. Разбирая боевые качества корабля, моряк выделил в качестве оборонительных его свойств, кроме непотопляемости, неуязвимость (способность оставаться невредимым от неприятельских ударов) и живучесть (способность продолжать бой, имея повреждения в различных боевых частях). Ныне борьба за живучесть корабля во многом основывается на положениях, высказанных Макаровым свыше ста лет назад.

ВОКРУГ СВЕТА НА “ВИТЯЗЕ”

 Командуя корветом “Витязь”, Макаров в 1886-1889 годах обошел вокруг света. По собственной инициативе он организовал океанографические исследования. Позднее ученый на основе измерений, сделанных экипажем “Витязя”, а также моряками других отечественных и зарубежных судов, составил океанографическую картину северной части Тихого океана. В 1894 году под названием “Витязь” и Тихий океан” вышла двухтомная книга Макарова; она получила Макарьевскую премию Академии наук и большую золотую медаль Географического общества. Сам Степан Осипович благодаря научно-исследовательским трудам стал одним из основоположников океанографии. Ныне имя корвета “Витязь” среди названий других наиболее замечательных судов исследователей Мирового океана выбито на фронтоне Океанологического музея в Монако.

За отличие в службе 1 января 1890 года С.О. Макарова произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского моря. В этот период, часто выходя в море и работая в различных комиссиях, Макаров продолжал изобретать. В 1892 году он предложил специальный колпачок на бронебойные снаряды, позволяющий им пробивать цементированную броню, не раскалываясь. Он вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894-1895 годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной эскадры вице-адмирала С.П. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ, включавший наставление для эскадры в бою - одну из первых инструкций для броненосного флота.

ЛЕДОКОЛ “ЕРМАК”

 В 1896 году Макарова назначили старшим флагманом 1-й флотской дивизии Балтийского моря, 20 августа произвели в вице-адмиралы. Моряк командовал в море Практической эскадрой.

Весной 1897 года С.О. Макаров предложил построить большие ледоколы, чтобы поддерживать зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом - обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Ему удалось добиться от правительства необходимых ассигнований, на которые в Англии был построен первый линейный ледокол “Ермак”. Он сошел на воду 17 октября 1898 года. 19 февраля 1899 года, после тщательных испытаний, судно приняли от завода. Вскоре “Ермак” направился в Россию. Уже весной 1899 года корабль показал свои возможности, пробившись сквозь льды в Кронштадтскую гавань. Через несколько дней “Ермак” освободил из ледового плена 11 торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. 1 апреля ледокол за полчаса разбил лед на Неве. В результате навигация началась значительно ранее, чем обычно (первый пароход прибыл в Петербургский порт 17 апреля).

Летом вице-адмирал Макаров предпринял первое плавание в полярные воды. Однако оказалось, что прочность носовой оконечности судна недостаточна, чтобы крушить вековые льды. Противники идеи арктического ледокола вынесли решение, что “Ермак” по конструкции непригоден для борьбы с полярными льдами. После возвращения С.О. Макаров написал книгу “Ермак” во льдах”, доказывая, что после доработок конструкции ледокол способен работать в Арктике. Тем временем корабль в 1900 году смог освободить из ледового плена суда на Балтике, помогал снять выскочивший на камни Гогланда броненосец “Генерал-адмирал Апраксин”. Когда по первой радиолинии Гогланд - Котка поступила телеграмма о том, что в море на льдине унесло рыбаков, моряки “Ермака” спасли терпящих бедствие. К весне 1901 года “Ермак” переоборудовали по проекту Макарова. Ему удалось добиться разрешения продолжить полярные исследования. Но экспедиция столкнулась у берегов Новой Земли с такими льдами, что вынуждена была вернуться. Правительство России приняло решение прекратить полярные походы ледокола, и его служба ограничилась проводкой судов на Балтийском море. Лишь в 30-е годы “Ермак” вернулся в Заполярье и долго служил флагманом ледокольного флота, прокладывая маршруты Главсевморпути до 1964 года.

РАССУЖДЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ МОРСКОЙ ТАКТИКИ

6 декабря 1899 года Макарова назначили главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта; эту должность он занимал до отъезда на Дальний Восток.

В 1897 году из печати вышел основной труд С.О. Макарова - “Рассуждения по вопросам морской тактики”. В 1903 году были опубликованы работы “Броненосцы или безбронные суда” и “Без парусов”, в которых флагман высказал свои предложения (местами спорные) по вопросам кораблестроения и тактики броненосного флота.

Еще 22 февраля 1900 года Макаров подал записку управляющему морским министерством о слабости обороны Порт-Артура с моря и суши. Неоднократно моряк напоминал об опасности войны с Японией. За несколько дней до нападения японских миноносцев вице-адмирал вновь писал генерал-адмиралу и управляющему морским министерством об опасности.

Когда началась русско-японская война 1904-1905 годов, вице-адмирала С.О. Макарова направили командующим 1-й Тихоокеанской эскадрой. Сразу же после прибытия в Порт-Артур он активизировал действия эскадры и ремонт поврежденных японскими торпедами кораблей. Корабли эскадры стали выводить из гавани за один прилив. Миноносцы и крейсера не раз выходили в море. Деятельность вице-адмирала подняла дух моряков и создала трудности для японского командования. Сложно сказать, как бы завершилась русско-японская война, если бы С.О. Макаров не погиб 30 марта 1904 года, когда выводил эскадру в море: флагманский броненосец “Петропавловск” подорвался под Порт-Артуром на мине и быстро затонул почти со всем экипажем.

Именем С.О. Макарова не раз называли корабли. 24 июля 1913 года вице-адмиралу открыли построенный на добровольные пожертвования памятник в Кронштадте. На постаменте высечен девиз флотоводца: “Помни войну”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Степан Осипович Макаров широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу — повышению боеготовности отечественного флота.

Вице-адмирал Макаров вошел в историю развития морского флота прежде всего как выразитель прогрессивных традиций русского флота на рубеже XIX-XX вв., как талантливый ученик тактической школы адмирала Бутакова, воспринявший от своего учителя наступательную тактику морского боя и развивший ее в своих военно-теоретических работах. Его называли «дедушкой минного флота».

Моряк был не только военным, но и географом, изобретателем в артиллерии, минно-торпедном деле и кораблестроении, создателем основы теории о непотопляемости судов.

Макаров погиб на 56-м году жизни, честно исполняя свой долг по защите родины. Перед светлой памятью русского флотоводца и ученого-новатора склонили голову друзья в России и люди далеко за ее пределами. В честь его был назван броненосный крейсер, в Кронштадте и Николаеве сооружены памятники. Славный моряк оставил потомкам свыше пятидесяти научных работ.

Память о таких людях не стареет. Все, кто бывает в Кронштадте, невольно обращают внимание на памятник, украшающий главную площадь «города моряков». На высоком постаменте, как на корабельном мостике, стоит широкоплечий адмирал. Прищуренные глаза напряженно всматриваются в морскую даль, ветер раздувает окладистую бороду и полы наглухо застегнутой шинели. На постаменте короткий и емкий лозунг, которому адмирал следовал всю жизнь, — «Помни войну».

Его любимый девиз ценен именно потому, что Макаров понимал его как необходимость постоянно учить личный состав тому, что потребуется на войне, настаивал, чтобы корабли строились и оборудовались исходя из требований войны. Придавая особое значение моральному фактору в войне, Макаров всегда и в своих теоретических работах и особенно в практической деятельности заботился о поднятии морального духа личного состава. Будучи строгим и требовательным, он умело сочетал это с постоянной заботой о нуждах матросов и офицеров, поощрял инициативу и хорошую службу, нетерпимо относился к формализму и бездеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Врангель Ф. Ф. Вице-адмирал С. О. Макаров. Биографический очерк. СПб, 1911 г., ч. 1, (317 стр.); 1913, СПб, ч. II, Изд. Главн. Морского Штаба.

2. Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота, XIX — начало XX века, глава Русско-японская война 1904—1905 г. — М.: АСТ, 2004.

         3. Керсновский А.А. История русской армии. — М.: Эксмо, 2006. — Т.

         4. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. — М.: 1997.

5. Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. Путешественники и мореплаватели. Книга 1. — М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2005. — 528 с.

6. Супруненко Ю.П. Отечественные мореплаватели и путешественники. — М.: 2010. — 933 с.

7. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М.: 1997.


Поделиться:

У меня в портфеле

За чашкой чая

Рисуем зимние домики

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Два Мороза