Презентация к уроку "Литературные направления Серебряного века"
Вложение | Размер |
---|---|
akmeizm.pptx | 1.22 МБ |
futurizm.pptx | 423.21 КБ |
Слайд 1
Акмеизм Презентация по литературе МБОУ « Вельеникольская СОШ» Выполнил: ученик 11 класса, Сечкин Иван Руководитель: Леонтьева В.А., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Акмеи́зм (« Адамизм ») (от греч. « акме » — «пик, максимум, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России, провозглашающее материальность, предметность тематики и образов. Определение
Слайд 3
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Н.Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление , обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Основоположники
Слайд 4
Рассуждая об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв требовал «всегда помнить о непознаваемом», но при этом «не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками». Отрицательно относясь к устремлённости символизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв декларировал « нецеломудренность » познания «непознаваемого», «детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания», самоценность «мудрой и ясной» окружающей поэта действительности. Таким образом, акмеисты в области теории оставались на почве философского идеализма. Философская основа
Слайд 5
Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. И менно стихи полностью сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Жанры
Слайд 6
Стилевые черты Созданье тем прекрасней, Чем взятый материал Бесстрастней - Стих, мрамор иль металл. О светлая подруга, Стеснения гони, Но туго Котурны затяни. Прочь легкие приемы, Башмак по всем ногам, Знакомый И нищим, и богам. Скульптор, не мни покорной И вялой глины ком, Упорно Мечтая о другом. С паросским иль каррарским Борись обломком ты, Как с царским Жилищем красоты. Прекрасная темница! Сквозь бронзу Сиракуз Глядится Надменный облик муз. Рукою нежной брата Очерчивай уклон Агата - И выйдет Аполлон. Художник! Акварели Тебе не будет жаль! В купели Расплавь свою эмаль. Твори сирен зеленых С усмешкой на губах, Склоненных Чудовищ на гербах. В трехъярусном сиянья Мадонну и Христа, Пыланье Латинского креста. Все прах. - Одно, ликуя, Искусство не умрет. Статуя Переживет народ. И на простой медали, Открытой средь камней, Видали Неведомых царей. И сами боги тленны, Но стих не кончит петь, Надменный, Властительней , чем медь. Чеканить, гнуть, бороться, - И зыбкий сон мечты Вольется В бессмертные черты .
Слайд 7
Наиболее четко можно проанализировать черты акмеизма на примере стихотворения Теофиля Готье «Искусство», переведенного Гумилевым(сл.6): Предложения, как правило, простые, без сложных многоступенчатых оборотов. Лексика по преимуществу нейтральная, в акмеизме практически не использовались устаревшие слова, высокая лексика. Впрочем, разговорная лексика также отсутствует. Нет и примеров «словотворчества», неологизмов, оригинальных фразеологизма. Стих ясен и понятен, но при этом необычайно красив . Преобладают существительные и глаголы. Личных местоимений практически нет, так как акмеизм в большей степени обращен к внешнему миру, а не к внутренним переживаниям человека . Различные выразительные средства присутствуют, однако не играют определяющей роли. Из всех тропов преобладает сравнение . акмеисты создавали свои стихи не за счет многоступенчатых конструкций и сложных образов – их образы ясны, а предложения довольно просты. Стилевые черты
Слайд 8
Говорить об общей тематике довольно сложно, так как у каждого выдающегося поэта, чьи, как правило, ранние, стихи можно отнести к акмеизму, были свои характерные черты. Яркие представители и тематика
Слайд 9
В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Яркие представители и тематика Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
Слайд 10
Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой , лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. Яркие представители и тематика Ахматова Анна Адреевна (1889-1966)
Слайд 11
Здешний мир О. Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданьях искусства . Яркие представители и тематика Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938)
Слайд 12
Кто является основоположниками акмеизма? Назовите основные жанры и стилевые черты акмеизма. Назовите ярких представителей. Вопросы
Слайд 1
МБОУ « Вельеникольская СОШ» ФУтуризм Подготовил: ученик 11 класса, Леонтьев С. Руководитель: учитель русского языка и литературы , Леонтьева В. А . 2013Слайд 2
Футуризм Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства.
Слайд 3
Основные представители футуризма в России
Слайд 4
Поэты-футуристы широко использовали: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощённого « самовитого » слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Слайд 5
Филиппо Маринетти - основоположник футуризма Слово "футуризм" (от лат. futurum – "будущее") впервые появилось в названии "Манифеста..." итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти , напечатанного 20 февраля 1909 года в газете "Фигаро". Футуристы заявили о себе как о создателях нового искусства – искусства технического века. Это искусство, по замыслу футуристов, должно отражать новые реалии, новые ритмы нового времени.
Слайд 6
Игорь Северянин Для его лирики характерна смелая ( до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм», условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим),аллитерацию, диссонансные рифмы.
Слайд 7
Так же, как и другие футуристы, Северянин в своих стихах отдал дань техническим достижениям нового века, ориентировался на быстрые темпы жизни. Однако его урбанизм носил скорее внешний характер и имел салонный оттенок комфорта и элегантности : Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно ! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо - фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
Слайд 8
Шершеневич Вадим Габриэлевич Футуризм признается В. Шершеневичем единственно возможным и исторически закономерным направлением в развитии поэзии, более того, следуя логике В. Шершеневича , нужно признать, что футуризм должен стать завершающим аккордом в истории становления поэтического сознания, так как логика эволюции поэтических направлений - неуклонное движение от содержания к форме, и дальнейшее развитие поэзии невозможно.
Слайд 9
Футуризм Кубофутуризм . О сновные эстетические принципы сформулированы в ряде манифестов( «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912), «Садок судей II» (1913): призывая сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов, они ощущали себя «лицом» своего времени, его «рогом», трубящим их словесным искусством. Не отрицая самую эстетическую суть поэзии — красоту, кубофутуристы убеждены, что «Новую Грядущую Красоту» может выразить только «раскрепощенное» , «Самоценное ( самовитое ) Слово ». ( Велимир Хлебников, Елена Гуро , Василий Каменский, Владимир Маяковский) Эгофутуризм - русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие . ( Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич )
Слайд 10
Что такое футуризм? Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства.
Слайд 11
Назовите основателей футуризма в России Игорь Северянин Шершеневич Вадим
Сказки пластилинового ослика
Сочные помидорки
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Что общего у травы и собаки?
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский