• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Учебно-исследовательская работа на тему: «Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся 8 «А» и 8 «Б» классов НОУ СОШ «Бизнес-гимназия».

Опубликовано Виханская Алла Владимировна вкл 17.10.2013 - 18:41
Виханская Алла Владимировна
Автор: 
Выполнил: Удодова Марина, 8 «б» класс

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит все в жизни. Только здоровые люди могут позволить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_udodovoy.doc718.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «БИЗНЕС-ГИМНАЗИЯ»

ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

Секция: медицинская биология

и здоровый образ жизни.

 

Учебно-исследовательская работа на тему:

«Комплексная оценка состояния здоровья

обучающихся 8 «А» и 8 «Б» классов

 НОУ СОШ «Бизнес-гимназия».

Выполнил:

Удодова Марина,

8 «б» класс

Научный руководитель:

Виханская Алла Владимировна.

учитель биологии высшей категории.

Рецензент:

Ладаускас Сергей Викторович.

Кандидат философских наук,

 доцент  НОУ ВПО ВИБ

Волгоград, 2009

Содержание

Введение ………………………………………………………………3-5


Глава I. Современные медико-физиологические подходы к оценке состояния здоровья школьников……………………………………6-7

  1. Здоровье школьника: критерии и показатели…………………  8-19


  1. Методика комплексной оценки показателей здоровья:

а) уровни физического развития………………………………20-21

б) показатели физического состояния…………………………22-23

в) показатели физической подготовленности…………………23-28


  1. Выводы по главе I………………………………………………29-31

Глава II.

2.1.    Показатели состояния здоровья обучающихся 8 «а» и 8 «б» классов НОУ СОШ «Бизнес- гимназия»…………………………..32-41

          а) показатели физического развития.

          б) функциональные показатели физического состояния.

          в) показатели физической подготовленности.


2.2.    Выводы по главе II………………………………………………42-43

Заключение……………………………………………………………44

Литература……………………………………………………………45

Приложения………………………………………………………………….

Введение.

             Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит все в жизни. Только здоровые люди могут позволить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.

             За годы реформирования государственной системы, демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость, снижается рождаемость и работоспособный возраст. Продолжается в Российской Федерации регресс состояния здоровья детей.

             Только один школьник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппарата, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы. Особенно обеспокоенность вызывает ухудшение физического состояния в возрастной группе 14-17 лет, где 40% молодежи подвержено различным заболеваниям. Лечение становится дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья физическими упражнениями, использованием оздоровительных сил природной среды с помощью гигиенических факторов, гораздо дешевле.

             Здоровье по определению ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), это состояние полного физического, социального и психологического благополучия. Здоровье – это не просто отсутствие болезни в данный момент. Здоровье – это совокупность ряда признаков:

  • нормальное функционирование всех органов и систем,
  • хорошая работоспособность,
  • малая утомляемость,
  • легкость перехода к активности,
  • быстрое восстановление сил после нагрузки,
  • высокий уровень защитных свойств организма,
  • хорошее самочувствие,
  • соответствие телосложения возрасту и росту.

Отсутствие хотя бы одного из признаков служит сигналом о нарушении физического здоровья.

             Формирование приоритета здоровья, по сравнению с болезнью, должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клинике, хотя современные научные данные свидетельствуют, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение: в 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% наследственность, в 20% - состояние окружающей среды и только 8,5% эксперты международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье.

             Умение и навыки в оценке собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые убеждены и единодушны во мнении, что секрет качества жизни в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:

  • замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;
  • уменьшить склонность к полноте;
  • улучшить функции сердца и дыхательных органов.

             В оценке показателей здоровья желательно начать с учета наследственности. Затем перейти к получению исходных данных путем фактических измерений, выполнение проб и тестов, характеризующих, в том числе, и адаптацию организма к физической нагрузке, и уровень физического состояния испытуемого, перейти к расчетам должных значений различных показателей, их качественной и количественной оценке. Измерения, тесты и пробы должны быть разнообразными и систематическими, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса занимающихся к оценке собственного здоровья и слежению за динамикой его показателей. Оптимальной может считаться оздоровительная программа, в которой предусмотрены режим и массаж, дыхательная гимнастика и двигательная нагрузка, закаливание и аутотренинг, а также упражнения на развитие гибкости, мышечной силы и выносливости.

     Физическую полноценность человека характеризуют:

  • гармоничность развития;
  • нормальное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма.

     Оценка показателей физического развития, физического состояния и физической подготовленности поможет в профилактике заболеваемости средствами физической культуры, спорта, туризма и закаливания.

     Таким представляется одно из направлений в решении проблемы оздоровления нации.

В работе поставлены задачи:

  1. Освоить методику замеров, расчетов и тестирования.
  2. Оценить и проанализировать полученные результаты показателей здоровья обучающихся.
  3. Составить рекомендации.

Цель работы: оценить показатели, дать оценку показателей физического развития, физического состояния и физической подготовленности,  обучающихся 8 «а» и 8 «б» классов НОУ СОШ «Бизнес- гимназия».

Объект исследования.

     Обучающиеся которые интересуются своим здоровьем. Исходная информация характеризует контингент, участвующий в оценке показателей здоровья, его пол, возраст, формы занятий двигательной активностью, ФК, интенсивность физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, наличие вредных привычек.

Глава I. Современные медико-физиологические подходы к оценке состояния здоровья школьников.

Здоровье… Издавна люди связывали с ним благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться. На всех этапах развития человеческого общества специалисты разных областей знаний (медики, философы, просветители, экономисты, психологи, статисты) формировали представление о здоровье.

Один из современных специалистов так раскрывает понятие о здоровье: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям среды, если они не выходят за пределы нормы, и выносят посильный вклад в благополучие общества, соразмеренный с его способностями. Здоровье, поэтому, не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Следует отметить двоякую сущность понятия «здоровье»:

  1. здоровье конкретного человека, которое всегда индивидуально формируется в условиях общества на основе наследственных задатков и неповторимого образа жизни, который ведет отдельный человек;
  2. здоровье населения – понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, в перечень которых обычно включают: рождаемость, смертность, в том числе младенческая, продолжительность жизни, заболеваемость, физическое развитие.

Применительно к детям характеристика здоровья более сложная и включает уровень их физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста, заболеваемость, состояние неспецифической резистентности и иммунной защиты. Профессор Воронцов И.М. определяет индивидуальное здоровье ребенка как совокупность свойств организма, семьи, окружения и воспитания, которые обеспечивают:

  1. отсутствие хронических заболеваний и значимых аномалий развития;
  2. относительную редкость и легкость течения острых заболеваний;
  3. отсутствие донозологических синдромов, реакций, состояния риска;
  4. адекватность психологической поддержки и мер стимуляции развития;
  5. элиминацию или коррекцию факторов риска для последующих периодов жизни;
  6. оптимальный темп онтогенеза.

  1. Здоровье школьника: критерии и показатели.

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков

К I группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродства, увечья и функциональных отклонений.

Ко II группе относятся дети и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. К этой группе следует относить рекованлесцентов, особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 раза и более в год) болеющих.

Больного ребенка или подростка к III или IV группе здоровья необходимо относить в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.

В истории развития записывается полный диагноз и ставится группа здоровья.

Схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья

Отклонения

Группа здоровья

Клинические критерии

Сердечно-сосудистая система

Функциональный шум в сердце

II

Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца; малое (висячее) сердце

Тахи-, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия

II

При отсутствии заболеваний сердца

Понижение АД

II

При снижении систолического АД у детей 8 – 12 лет до 80 – 85 мм рт. ст.; 13 – 16 лет до 90 – 95 мм рт. ст.

Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу.

III

Снижение систолического АД у детей 8 – 12 лет ниже 80 – 85 мм рт. ст.; 13 – 16 лет ниже 90 – 95 мм рт. ст, при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др.

Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу (гипертоническая болезнь IА стадии по А.Л.Мясникову)

III

Транзиторные подъемы систолического АД до 135 – 140 мм рт. ст (редко до 150) при наличии вегетативной дисфункции потливости, тахикардии, субфебрилитета и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ.

Гипертоническая болезнь I стадии (IБ стадия по А.Л.Мясникову)

IV

Продолжительные подъемы систолического АД до 150 – 160 мм рт. ст, уровень лабильный; диастолическое АД иногда повышается до 85 – 90 мм рт. ст.

Миокардит неревматической этиологии

III – IV

При полной клинической ремиссии – III гр; при неполной – IV гр.

Ревматизм

III – IV

Без порока сердца или с пороком без признаков недостаточности кровообращения, при отсутствии признаков активности ревматического процесса от I года до 5 лет после атаки – III гр.

Без порока сердца или с пороком без признаков недостаточности кровообращения в период стихания активности ревматического процесса (от 6 месяцев до 1 года) – IV гр.

С пороком сердца и признаками недостаточности кровообращения I ст. при отсутствии признаков активности ревматического процесса (от 1 года и более после атаки) – IV гр.

Врожденный порок сердца

III – IV

Открытый боталлов проток, дефект межжелудочковой перегородки, без признаков нарушения кровообращения – III гр., с недостаточностью кровообращения I ст. – IV гр.

Органы дыхания

Хронический бронхит

III – IV

При отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем – III гр., при наличии – IV гр.

Хроническая пневмония

III – IV

При отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем – III гр., при наличии – IV гр.

Бронхиальная астма

III – IV

В межприступном периоде при отсутствии функциональных нарушений различных систем, органов физического развития – III гр., при их наличии – IV гр.

Пищеварительная система.

Кариес зубов

II – III

Кариес средней активности – II гр., высокой активности – III гр.

Аномалия прикуса

II – III

Начальные формы аномалии прикуса – II гр., значительно выраженные – III гр.

Дискинезия желчевыводящих путей

II – III

В стадии стойкой ремиссии – II гр., кратковременные, схваткообразные боли в правом подреберье или в области пупка, возникающие после еды или не связанные с приемом пищи при мало нарушенном общем состоянии и слабовыраженных объективных данных – III гр.

Хронический холецистит

III – IV

В стадии стойкой ремиссии – III гр., при наличии клинических признаков субкомпенсации – IV гр.

Хронический гастрит

III – IV

В стадии полной ремиссии – III гр., неполной – IV гр.

Хронический гастродуоденит

III – IV

В стадии полной ремиссии – III гр., неполной (незначительные боли в эпигастральной и пупочной областях, голодные или спустя 2 часа и более после приема пищи) при наличии болезненной пальпации пилородуоденальной области – IV гр.

Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки

III – IV

При стойкой ремиссии – III гр., боли в подложечной области (голодные и ночные) отрыжки кислым, изжога, рвота, при локальной болезненности в подложечной и пилородуоденальной областях, напряжение мышц эпигастральной области – IV гр.

Хронический колит, энтероколит

III – IV

В стадии ремиссии – III гр., при неопределенных болях по всему животу, снижении аппетита, общей слабости, быстрой утомляемости, похудании, спастически сокращенном кишечнике, его вздутии и урчании – IV гр.

Гельминтоз

II – III

Без признаков интоксикации – II гр., при их наличии – III гр.

Мочеполовая система

Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболевания почек

II

Пиелонефрит хронический

III – IV

При полной ремиссии и сохраненной функции почек – III гр., при неполной ремиссии и частично нарушенной функции почек – IV гр.

Крипторхизм

III

Нарушение менструального цикла в периоде становления менструальной функции

II

Дисменорея

III

Эндокринная система и обмен веществ

Гипертрофия вилочковой железы

II

Увеличение щитовидной железы I и II степени

II

Прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые доли (I степень), железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли (II степень) до пре- и пубертатного периода, без нарушения функций.

Зоб

III

Увеличение щитовидной железы III степени и более, без нарушений функции.

Диффузный токсический зоб

III – IV

При легкой форме – III гр., при среднетяжелой – IV гр.

Избыточная масса тела (за счет жироотложения)

II

Превышение массы тела до 20%, в связи с избыточным жироотложением.

Ожирение (экзогенноконституционное)

III – IV

Превышение массы тела на 20 – 29% за счет жироотложения (I степень), на 30 – 49% (II степень) – III гр., на 50% и более (III степень) – IV гр.

Кожа

Аллергические реакции

II

Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др.

Экссудативно-катаральный диатез без явлений экземы

II

Экзема, дерматит, нейродермит

III – IV

При ограниченной локализации – III гр., при распространенных кожных изменения с явлениями общей интоксикации – IV гр.

Система крови

Преданемическое состояние (анемизация)

II

Содержание гемоглобина 11,5 – 11,1% или 115 – 111 г/л

Анемия

III – IV

Содержание гемоглобина 11,0 – 10,8 г % или 110 – 108 г/л – III гр., 10,7 – 8,0 г % или 107 – 80 г/л – IV гр.

Нервная система

Астенические проявления

II

Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха и нормализации режима.

Патологические привычки

II

Грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать и облизывать губы и др., не понижающие функциональные возможности организма.

Речевые нарушения (косноязычие)

II

Вегетативная (вегето-сосудистая) лабильность

II

Соматовегетативные и вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов), характерные для пре- и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности.

Вегетативная (вегето-сосудистая) дисфункция

III – IV

Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями.

При слабо выраженной симптоматике – III гр, при выраженных клинических проявлениях и снижении работоспособности – IV гр.

Невропатия (врожденная детская нервность)

III

Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность.

Астеноневротический и церебрастенический синдром

III – IV

Раздражительность, головные боли, нарушение сна и аппетита. При умеренных клинических проявлениях – III гр., при выраженных – IV гр.  

Невроз (астенический, истерический, навязчивых состояний)

III – IV

При кратковременных проявлениях – III гр., при длительных – IV гр.

Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость

III – IV

При умеренных проявлениях, не снижающих социальную адаптацию – III гр., при более выраженных – IV гр.

Патологическое развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности

III – IV

Неправильные формы поведения, квалифицированные детским психоневрологом; группа здоровья – в зависимости от выраженности клинических проявлений.

Последствия органического заболевания центральной нервной системы.

III – IV

Двигательные, чувствительные и координационные нарушения, без снижения функциональных возможностей – III гр., при их снижении – IV гр.

Гипертензионный гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный)

III – IV

В стадии устойчивости компенсации и отсутствия клинических проявлений – III гр., при их наличии – IV гр.

Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга.

IV

Задержка психического развития

Умственная отсталость (легкая степень)

III

Орган зрения

Миопия слабой степени, астигматизм

II

Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз.

Миопия средней и высокой степени, астигматизм

III – IV

Миопическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу – III гр. Миопическая рефракция от 6,25 и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией на лучшем глазу не менее 0,5 – IV гр.

Гиперметропия высокой степени, астигматизм

III

Гиперметропическая рефракция от 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу.

Аккомодационное косоглазие

II

Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения.

Неаккомодационное косоглазие.

III – IV

С учетом степени аномалии рефракции.

ЛОР-органы

Аденоидные вегетации

II – III – IV

Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию – II гр., аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) – III гр., аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) – IV гр.

Аденоидит хронический

III

Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания.

Гипетрофия небных миндалин II и III степени

II – III

Миндалины заполняют 2/3 пространства между небными дужками и язычком (II степень) – II гр., миндалины соприкасаются между собой (III степень) – III гр.

Искривление носовой перегородки

II – III

При отсутствии нарушения носового дыхания – II гр., при нарушении – III гр.

Ларингит хронический

III

Отит

III – IV

Наружный и средний отит – III гр., гнойный эпимезотимпанит – IV гр.

Тонзиллит хронический

III – IV

Компенсированная форма (местные изменения небных миндалин и ангины или частые респираторные заболевания в анамнезе без общих патологических проявлений, вне обострений) – III гр., декомпенсированная или токсикоаллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилититетом, тонзилокардиальным синдромом и др.) – IV гр.

Фарингит хронический

III

Тугоухость

II – III – IV

Односторонняя и двусторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) – II гр., односторонняя II степени (восприятие шепотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени – III гр., двусторонняя III степени – IV гр.

Кохлеарный неврит

III – IV

Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. Тугоухость)

Физическое развитие

Общая задержка физического развития

II

Длина тела меньше, чем М-2о, отстаивание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, степени эссификации скелета кисти, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии.

Значительный дефицит массы тела

II

Масса тела меньше, чем М-2ор, по региональным стандартам (таблицам регрессии), без хронической патологии.

Опорно-двигательный аппарат

Нарушение осанки

II

Ассиметрия плеч, боковые искривления позвоночника: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная осанка.

Сколиоз

III – IV

Сколиоз I, II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника до 100 – I степень; до 300 – II степень) – III гр.

Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 500 – III степень и более 500 – IV степень) – IV группа.

Уплощение стоп

II

Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно обычно определяется компенсаторный мышечный валик; линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой.

Плоскостопие

III

Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы.

В соответствии с общепринятыми рекомендациями института гигиены детей и подростков выделяют пять групп детей по показателям здоровья:

I группа –         здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

II группа –         дети и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые морфологические и функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

III группа –         дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями.

IV группа –         дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

V группа –         дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

При наличии нескольких заболеваний окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. Качественным выражением комплексной оценки является отнесение ребенка к одной из четырех групп здоровья.

Распределение учащихся 8 «а» класса НОУ СОШ

«Бизнес- гимназия» по группам здоровья.

Группа здоровья

Количество человек

I группа

II группа

III группа

---

4человека

6человек

Распределение учащихся 8 «б» класса  НОУ СОШ

«Бизнес- гимназия» по группам здоровья.

Группа здоровья

Количество человек

I группа

II группа

III группа

---

5человек

5человек

1.2. Методика комплексной оценки показателей здоровья.

В начале своей работы я познакомила группу тестируемых с методами и параметрами, характеризующими физическое развитие, физическое состояние и физическую подготовленность.

             Объяснила выполнение проб и тестов, работу с используемыми приборами и инструментами. Подробно разъяснила расчетные формулы и оценочные критерии.

             Для выполнения работы по комплексной оценке показателей здоровья я использовала: уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях и группах здоровья..

             К исследованиям по комплексной оценке показателей здоровья были привлечены: учитель физкультуры Чеботарев П.И., фельдшер Ягельская Е.В., учитель биологии Виханская  А.В., обучающиеся 8 «а» и 8 «б» классов.

Фактические измерения

     Измеряемые на первом этапе показатели:

  • физическое развитие (Ф.Р.)
  • физическое состояние (Ф.С.)
  • физическая подготовленность (Ф.П.) см. таблицу.

Физическое развитие

Ф.Р. – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями Ф.Р. Пот ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице размеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество Ф.Р. влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Рост измеряют при помощи деревянного ростомера или складного металлического антропометра. Человек стоит спиной к цифровым обозначениям и межлопаточной областью, ягодицами, пятками прикасаясь к вертикальной стойке ростомера. Голова его в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край … уха расположены на одном уровне. Затылком к ростомеру не прикасаться. Подвижную планку ростомера опускают на голову испытуемого (без надавливания).

             Металлический антропометр ставится строго вертикально. Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15-20 см и располагается на самой высокой точке головы. Положение головы такое же, как и при измерении ростомером.

             Массу тела определяют путем взвешивания на медицинских весах. Перед работой весы нужно проверить.

             Окружность грудной клетки измеряется в покое сантиметровой лентой, которая накладывается горизонтально спереди под сосками у женщин, по соскам у мужчин, а сзади под углом лопатки. Замеры проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом) на вдохе и выдохе.

             Окружность талии (живота) измеряется в самом узком месте (обычно на уровне пупка) при спокойном дыхании. Окружность кисти измеряется в запястье.

             Сила кисти правой и левой руки измеряется динамометром ДРП-120. Прямая рука отведена в сторону до уровня плеча, динамометр в кисти шкалой внутрь с максимальным усилием сжать без рывка. Рука к туловищу не прикасается. Это измерение повторить с интервалом 30с. три раза, наибольшая величина соответствует силе кисти.

             ЖЕЛ измеряется в положении стоя прибором спирометром ССП. Перед замером рекомендуется отдых 3-5 мин. После максимального вдоха следует зажать нос пальцами, обхватить губами мундштук и делать равномерный, глубокий максимальный выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь. Из 2-х 3-х измерений с паузами 15-20 с. фиксируют наибольший результат.

Физическое состояние.

Ф.С. – характеризует функциональную готовность основных систем организма обеспечивать его работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых предоставляет наименьшие трудности, относятся ЧСС, АД, ЧД, время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий. С их помощью осуществляется контроль функционального состояния по нагрузочной и ортостатической пробе, пробе Штанге и другим.

             ЧСС измеряете за 15с и результат умножается на 4. ЧСС в покое измеряете после 5-7 мин. отдыха лежа на спине – ЧСС1 , сидя ЧСС2 , стоя ЧСС3 (опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 минуты), ЧСС4  после 30 приседаний за 30с измеряете в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание.

             Замер ЧСС6 выполняется после 1 мин восстановления. ЧСС6  замерить в положении сидя, сразу после задержки дыхания на вдохе.

              АД измеряется тонометром по методу Короткова Н.С. на правой руке в положении сидя после 5-10 минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систалическому давлению, а исчезновение их – диастолическому.

             ЧД подсчитывается за 1 мин в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчета ИД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

             Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) измеряют после 3-5 минутного отдыха. Тестируемый делает три глубоких вдоха и на неполном 4-м вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяют время задержки дыхания. Для определения времени задержки дыхания на вдохе технология замера аналогична. Интервал между замерами времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не менее 5-7 минут.

Физическая подготовленность.

Ф.П. – включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: сила, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость. Степень развития этих качеств определяется Ф.П. человека. Обычно используют четыре обязательных простейших теста, определяющих уровень развития самых жизненно необходимых физических качеств:

  1. Скоростно-силовая выносливость (бег 30 или 100 м)
  2. Силовая подготовленность ключевых групп мышц (прыжок в длину с места, подтягивание, отжимание, подъем туловища).
  3. Выносливость (бег 2000 м для женщин, 3000 м мужчин)
  4. Гибкость характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперед (ноги прямые), путем замера линейкой положение кончиков пальцев опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры – отрицательная (-). Различают гибкость активную, когда движение выполняется за счет мышечных сокращений, и пассивную, когда движения выполняются с помощью отягощений.

Методики оценивания физической подготовленности учащихся.

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание).

             Исходное положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова – туловище – ноги.

             Дается одна попытка, фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Формула для вычисления:  

О = (Р - НВП) : НВП,         где         Р – результат,

НВП – норматив из таблицы

Тест 2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат.     

             Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовьтесь к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.

Формула:    П=(Р-НВП):НВП

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

             Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 секунд.

Формула:    С=(Р-НВП):НВП)

Тест 4: Удержание тела в висе на перекладине.

             Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Формула =  В(Р-НВП):НВП

Итоговая формула:Общий уровень физической подготовки  ОУФП=(О+П+С+В+Н+Б):6

Приборы и оборудование

     При проведении исследования были использованы следующие приборы и оборудования:

  1. Секундомер – для замирения ЧСС, ЧД, задержки дыхания, времени выполнения проб тестов и физических упражнений;
  2. Тонометр медицинский – для замера АД (СД/ДД);
  3. Спирометр СПП – для замера ЖЕЛ;
  4. Кистевой динамометр ДРП-120 – для замера силы кисти правой и левой руки;
  5. Ростомер – для измерения роста;
  6. Сантиметр – для измерения ОГК, талии, кисти, длины прыжка;
  7. Метрическая линейка – для замера гибкости, выполнение теста на быстроту;
  8. Весы – для определения массы тела;
  9. Маты;
  10. Скамейка гимнастическая;
  11. Перекладина – для выполнения упражнений характеризующих физическую подготовленность;
  12. Брусья;

Расчетный этап.

Представлен расчетными формулами.

             Выполненные расчеты позволят перейти к III этапу – оценка показателей здоровья.

  1. Масса тела в зависимости от роста (формула Брока)

Ррасч1  = L * 100 (для роста 150-165 см)

Ррасч1  = L * 105 (для роста 165-175 см)

Ррасч1  = L * 110 (для роста 175-185 см)

где:  Р – масса тела, кг

        L – рост, см.

  1. Масса тела в зависимости от роста возраста и пола.

Ррасч2  = 50 + 0,75(L-150)+0,25(W-21) для мужчин

Ррасч2  = 50 + 0,34(L-150)+0,2(W-21) для женщин

  1. Масса тела в зависимости от строения грудной клетки, роста и пола.

Ррасч3  = 0,74L-60 муж (норм. груд. клетка)

Ррасч3  = 0,73L-62 жен (норм. груд. клетка)

Ррасч3  = 0,83L-80 муж (узкая груд. клетка)

Ррасч3  = 0,72L-65 жен (узкая груд. клетка)

Ррасч3  = 0,89L-75 муж (широкая груд. клетка)

Ррасч3  = 0,69L-48 жен (широкая груд. клетка)

  1. Формула идеального веса, учитывающая рост и телосложение

Ррасч4 (ОГКсм Lсм)/240,           где ОГК – окружность грудной клетки.

  1. расчет должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ)

ДЖЕЛ в зависимости от роста, массы тела и пола.

ДЖЕЛрасч1    40L + 30Р – 4400 (муж)

ДЖЕЛрасч1   40L + 10Р – 3800 (жен)

  1. ДЖЕЛ в зависимости от роста, возраста и пола

ДЖЕЛрасч2   (27,63 – 0,122W)L  (муж)

ДЖЕЛрасч2    (21.78 – 0.101 W)L  (жен)

  1. ДЖЕЛ в зависимости от пола, массы тела и интенсивности физкультурно-спортивных занятий.

ДЖЕЛрасч3 = 63Р (муж) не занимающихся ФК и С

ДЖЕЛрасч3  = 55Р (жен) не занимающихся ФК и С

ДЖЕЛрасч3  = 70Р (муж) занимающиеся ФК и С

ДЖЕЛрасч3  = 60Р (жен) занимающиеся ФК и С

  1. Расчет АД (СД/ДД) СД и ДД в зависимости от возраста

СД = 1,7W + 83 (возраст 7-20 лет)

ДД = 1,6W + 42 (возраст 7-20 лет)

  1. Расчет ортостатической пробы определяет состояние механизма регуляции ССС.

ЧСС3 – ЧСС1

  1. Расчет весоростового индекса. Характеризует ФР и наличие либо избыточного веса либо дефицита массы.

          Jвр = Ркг * Lсм

  1. Расчет индекса … или индекса массы тела

         Jк = Ркг * Lсм2

  1. Расчет индекса Пенье. Определяет пропорциональность развития и телосложения.

        Jп = Lсм  - [Ркг  + ОГКсм  ] 

  1. Расчет силового индекса. Показатель отношения силы кисти к массе тела в процентах.

         Jс =  (СКкг  * Ркг )100%

  1. Расчет жизненного индекса. Характеризует мощность аппарата внешнего дыхания.

Jж = ЖЕЛмл * Ркг

  1. Расчет индекса Руффье. Функциональная оценка физической работоспособности.

 Jк  = 0,1 (ЧСС2  + ЧСС4  + ЧСС5 – 200)

  1. Расчет индекса Скибински. Оценка ССС и дыхательной системы.

        Jск = ЖЕЛмл  ↑3 дых на вдохе* 100 ЧСС7  

  1. Расчет уровня физического состояния. Оценка адаптационных возможностей организма.

УФС = (700-3 ЧСС2 –2,5(ДД+0,33(СД-ДД))-2,7W+0,38Р)*(350-2,6W+0,21L)

  1. Расчет адаптационного потенциала АП.

         Оценка компенсаторно-приспособленных механизмов, лежащих в основе поддержания системы кровообращения.

АП = 0,011 ЧСС2 +0,014 СД+0,008 ДД+0,0014 W+0,009 Р-0,009 L-0,27

1.3. Выводы по главе I.

             Расчетные значения индексов, проб и тестов которые я получила, позволяет выполнить анализ и дать оценку показателей здоровья обучающихся 8а и 8б классов.

             Оценка Ф.Р. в своей основе имеет взгляды древних эллинов, у которых культ человеческого тела был достаточно высок. По Поликлету (древнегреческий скульптор), высота головы в нормальной фигуре человека должна укладываться восемь раз в высоте роста тела. Длинна бедра укладывается четыре раза в высоте роста. Ширина плеч равна длине бедра, а так же четвертой части высоты роста. Окружность кулака равняется длине стоп. Удвоенная окружность запястья равна окружности шеи, а удвоенная окружность шеи – окружности талии. Норма массы тела находится в тесной связи с ростом человека.

Приложение 1 Таблица 2

             Расчетные формулы позволили мне проследить за динамикой показателей Ф.Р., характеризующих гармоничность развития, его темпы, возможность выявления наиболее ранних отклонений в здоровье.

             Строение грудной клетки можно оценить косвенным образом по окружности кисти. Менее 16 см – узкая грудная клетка (астенический тест телосложения), 16-18 см – нормальная (нормастенический). И по таблице которая представлена в приложении Табл. №

             Экскурсия грудной клетки (разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе) у тренированных людей составляет 8-10 см. Анализируя экскурсию грудной клетки обучающихся 8а и 8б класса 6-10, что соответствует оценке здоровых нетренированных людей.

            Значение индекса Пенье меньше 10 характеризует крепкое, а меньше 20 хорошее телосложение человека. У учащихся эти показатели выше.

             Показатель ЖЕЛ отражает функциональные возможности системы дыхания. Оценка ЖЕЛ представлена в таблице №3.

             К анализу фактического значения ЖЕЛ. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может быть ниже заданной величины на 10-15% и составлять 90-85% от ДЖЕЛ. ЖЕЛ фактическое, составляющее 84-70% от ДЖЕЛ расценивается как умеренно сниженное, 69-65% - значительно сниженное, 49% и менее резко сниженное, что указывает на нарушение функции вентиляции легких. Если ЖЕЛ факт.> ДЖЕЛ, то это указывает на высокое функциональное состояние легких и характерно для тех, кто занимается бегом, лыжным спортом, то есть упражнениями развивающими выносливость. При расчете ДЖЕЛ по величине массы тела можно значительно ошибиться в сторону завышения, так как после 18-20 лет оно обычно усиливается.

             Силовой индекс у мужчин в среднем составляет 65-80%, у женщин 45-50%.

             ЧСС (пульс) у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах 60-89 уд./мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 ударов в минуту, чем стоя. У женщин ЧСС на 7-10 уд./мин. чаще, чем у мужчин того же возраста.

             У детей ЧСС имеет значительно большие значения, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных, необходимо измерять пульс всегда в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя). Частота пульса изменяется в соответствии с интенсивностью физической нагрузки. Считается, что двойное увеличение показателя ЧСС, по сравнению с замерами в покое отражает нормальный уровень нагрузки, меньше свидетельствует о слабой физической нагрузке, а ЧСС больше 170 ударов – о чрезмерной нагрузке. Люди занимающиеся спортом, за счет систематической тренировки добиваются меньшего учащения ЧСС. (Таблица 13).

             Показатель АД характеризует функциональное состояние ССС и имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностике врожденных пороков сердца, а также почечной патологии. Если АД выше АД фактического (СД на 15 мм.рт.ст., а ДД не на 10 мм.рт.ст.) то это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АД фактич. (СД на 20 мм.рт.ст., а ДД на 15 мм.рт.ст.) то это свидетельствует о гипотоническом (повышенном АД).

             ЧД при физической нагрузке увеличивается, чем больше, ее мощность и может достигать 60 и более в минуту. ЧД в покое составляет 14-8 вдохов в минуту, что примерно в 4 раза реже частоты пульса. ЧД у спортсменов 10-16 вдохов в минуту.

             Время задержки дыхания позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящее к заболеваниям органов дыхания и кровообращения. приложение (табл. 4, 5, 6, 7).

             Проба Генча – задержка дыхания после выдоха. Если проба проводится вслед за пробой Штанге или другой подобной, то необходим отдых 5-7 мин. Прилож. табл. 7.

             Значение адаптационного потенциала. Чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значение АП, т.е. между ними существует обратно пропорциональная зависимость. Прил. табл. 12.

             Значение ортостатической пробы. Разница более чем 20 ударов в мин., свидетельствует о нарушении работы сердца из-за переутомления или заболевания. Прил. табл. 13.

Глава II.

  1. Показатели состояния здоровья обучающихся 8а и 8б класса МОУ гимназии № 6.Таблица 1.

Групповая карта тестирования.

I этап – фактические измерения.

№ п/п

Фамилия, имя.

Пол

Показатель физического развития

возраст (лет)

рост

(см)

масса тела (кг)

окружность грудной клетки (см)

Сила кисти

(кг)

жизненная емкость легких ЖЕЛ  (мл)

пауза

вдох

выдох

правая

левая

8а

1.

Волчкович Сергей

муж.

15

152

48

79

86

78

35

29

3900

2.

Гундарева Анна

жен.

14

158

62

78

82

77

22

20

3250

3.

Дьяченко Егор

муж.

14

165

53

72

76

70

35

31

3150

4.

Кацубина Кристина

жен.

14

158

60

80

85

79

30

28

3250

5.

Ким Виталий

муж.

14

152

46,5

81

85

80

25

21

3140

6.

Ляпина Дарья

жен.

14

154

50

72

76

70

34

30

3700

7.

Обрушников Павел

муж.

14

170

53,5

79

84

78

27

21

3050

8.

Остапенко Никита

жен.

15

150

50

92

96

90

23

19

3150

9.

Смалев Никита

муж.

15

166

65

72

76

71

25

19

3000

10.

Урывский Валентин

муж

15

150

46

72

76

71

34

32

3600

8б 11.

Аникушин Артем

муж.

14

163

55

72

76

70

22

22

3500

12.

Безрукова Алена

жен.

14

166

50

82

85

81

27

20

3350

13.

Ващенко Владислав

муж.

14

162

45

89

92

88

15

12

2850

14.

Иванов Сергей

муж.

15

154

48

79

83

78

35

25

3250

15.

Манжосов Владимир

муж.

15

163

46

79

83

78

26

21

3040

16.

Соколенко Александра

жен.

15

155

60

78

82

77

33

38

3950

17.

Таратанов Артем

муж.

14

160

48

81

85

80

25

21

3140

18.

Удодова Марина

жен.

14

152

49

72

76

71

21

23

3400

19.

Чиненова Кристина

жен.

14

165

55

76

82

74

35

29

3850

20.

Воробьева Полина

жен.

14

169

57

74

78

73

17

15

3350

Функциональные показатели физического состояния

Показатели физической подготовленности

Артериальное давление (АД мм.рт.ст.)

Частота сердечный сокращений в положении

Время задержки дыхания

(с.)

Частота сердечных сокращений после нагрузки

Гиб-кость (см.)

Прыжок в длину с места (см.)

Вис на перекладине (с.)

Подъем туловища за 30 с. (раз)

Челночный бег 3х10м (с.)

Отжимание (раз)

Прыжки через скакалку за 1 м. (раз)

СД

ДД

сидя

стоя

на выдохе

на вдохе

после задержки дыхания на вдохе

после 30 приседаний за 30 с.

после 1 мин. восстановления

120

75

64

70

50

55

82

170

134

3

210

10

30

8,0

10

147

90

60

64

68

35

38

80

136

122

12

140

3

21

9,3

6

150

100

80

63

65

40

43

84

168

152

14

150

7

22

9,4

8

153

110

70

65

67

45

50

86

155

120

12

150

8

24

9,5

6

156

95

65

66

68

30

34

80

150

126

11

200

8

30

9,6

12

158

105

65

68

72

30

35

84

168

130

6

170

9

28

7,9

11

144

110

65

64

68

50

55

80

150

120

7

100

7

27

9,7

10

137

110

70

68

72

23

25

76

154

126

6

100

7

20

9,6

8

145

108

60

62

68

35

40

82

152

120

12

150

9

27

8,1

9

133

115

70

66

70

40

45

84

160

132

11

195

7

30

8,0

8

140

115

70

72

78

15

18

90

160

134

7

100

4

18

9,3

5

145

110

65

68

72

12

15

82

136

118

10

130

3

17

9,7

3

135

120

80

68

74

30

35

86

142

128

13

160

5

17

9,6

5

148

110

60

70

76

18

20

88

150

132

15

160

5

20

9,5

8

152

120

80

68

74

30

35

88

170

142

9

210

11

28

8,1

9

131

105

65

70

72

20

25

86

130

121

11

140

6

18

9,3

7

147

105

70

72

78

20

25

90

142

120

8

145

7

17

9,5

8

145

100

70

67

70

30

34

85

138

119

8

215

10

29

8,1

10

137

90

60

70

76

22

25

88

144

124

14

165

5

14

9,6

8

142

125

85

73

78

18

20

90

155

145

9

100

5

15

9,7

8

139

Таблица 2.

Групповая карта тестирования.

II этап – расчетно-оценочный для параметров физического развития и физического состояния.

№ п/п

Фамилия, имя

Пол

Показатели физического развития

Функциональные показатели физического развития

Масса тела

индекс массы тела

индекс весоростовой

индекс силы

ЖЕЛ (мл.)

Ортостатическая проба

Артериальное давление

Индекс жизни

Индекс Скибински

Индекс Руфье

УФС





АП

Индекс Пенье

Оценка УФС

фактическое

идеальное

фактическое

идеальное

фактическое

идеальное

8а

1.

Волчкович Сергей

м

48

57,3

21,5

0,368

0,22

3900

4400

18

120/75

108/66

61,0

15,7

17,4

0,526

1,37

31

сред

2.

Гундарева Анна

ж

62

54,2

20,4

0,276

0,10

3250

3300

16

90/60

106/64

70,6

11,8

12,6

0,524

1,32

43

сред

3.

Дьяченко Егор

м

53

45,7

20,5

0,267

0,11

3100

2800

18

110\70

108\65

72,5

12,2

14,5

0,448

1,50

40

сред

4.

Кацубина Кристина

ж

60

57,5

20

0,355

0,18

3900

3500

20

120\80

108\70

70,5

16,5

18,6

0,550

1,50

38

сред

5.

Ким Виталий

м

46,5

54

23,3

0,291

0,11

3140

2900

14

95/65

106/64

66,5

11,9

14,4

0,540

1,54

32,5

в.сред

6.

Ляпина Дарья

ж

50

49,5

24

0,266

0,14

3700

2800

16

105/65

106/64

84,0

14,4

17,0

0,530

1,49

49

в.сред

7.

Обрушников Павел

м

53,5

55,9

20,0

0,315

0,14

3050

3600

16

110/65

106/64

57,5

10,9

13,8

0,445

1,67

37,5

сред

8.

Остапенко Никита

ж

50

63,6

20,0

0,374

0,14

3150

4000

8

110/70

108/66

50,8

11,9

15,2

0,457

1,39

12

сред

9.

Смалев Никита

м

65

45,6

20,3

0,277

0,10

3000

2500

20

100/60

108/66

71,4

10,8

14,0

0,376

1,65

38

н. сред

10.

Урывский Валентин

м

46

47,7

21,4

0,249

0,08

3500

2400

18

115/70

106/64

87,5

13,8

16,2

0,570

1,47

47,5

в.сред

8б 11.

Аникушин Артем

м

55

58,4

23,3

0,351

0,16

3350

4000

18

115/70

106/64

55,8

13,4

17,2

0,585

1,51

42,9

в.сред

12.

Безрукова Алена

ж

50

60

21,3

0,343

0,08

2350

3500

14

110/65

106/64

50,8

10,1

12,6

0,366

1,46

17,5

н.сред

13.

Ващенко Владислав

м

45

54,3

20

0,328

0,18

3250

3500

18

120/80

108/66

60,1

12,4

14,4

0,530

1,67

32

сред

14.

Иванов Сергей

м

48

53,6

23,3

0,283

0,12

3040

2900

18

110/60

108/66

66,0

12,1

15,8

0,554

1,65

35

сред

15.

Манжосов Владимир

м

57

58,4

20

0,333

0,18

3950

3900

20

120/80

108/66

69,2

16,8

18,6

0,528

1,38

36

сред

16.

Соколенко Александра

ж

60

56,5

20

0,335

0,18

3000

2900

20

120/80

108/66

70,1

12,5

14,5

0,500

1,36

42

сред

17.

Таратанов Артем

м

52

59,4

20,5

0,299

0,10

3400

3500

18

105/70

106/64

65,3

12,2

14,0

0,337

1,60

40

н. сред

18.

Удодова Марина

ж

49

49,5

24

0,266

0,14

3700

2800

16

105/65

106/64

84,0

14,4

17,0

0,530

1,49

49

в.сред

19.

Чиненова Кристина

ж

55

52,1

21,3

0,270

0,07

3350

3000

18

90/60

106/64

72,8

12,4

14,4

0,537

1,39

49,5

сред

20.

Воробьева Полина

ж

57

45,7

20,5

0,267

0,11

3100

2800

18

110\70

108\65

72,5

12,2

14,5

0,448

1,50

40

сред

Идеальная масса тела:  Ррасч = (ОГКсм * Lсм)/240                                                Расчет силового индекса: Jс = (СКкг/Ркг) 100%

Индекс массы тела (индекс Кетле):   Jк = Ркг/Lм2                                                  Индекс жизненный:   Jж = ЖЕЛмл/Ркг

Индекс весоростовой:     Jвр = Ркг/Lсм

Таблица 3.

III этап – расчетно-оценочный для параметров

физической подготовленности.

№ п/п

Фамилия, имя

Пол

Возраст

Гибкость

Прыжок в длину с места

Вис на перекладине

Ф

Н

Р

Ф

Н

Р

Ф

Н

Р

8а

1.

Волчкович Сергей

м

15

3

9

-0,7

210

206

0,02

40

40

0,00

2.

Гундарева Анна

ж

14

12

12

0,00

140

173

-0,20

23

31

-0,25

3.

Дьяченко Егор

м

14

14

12

0,12

150

173

-0,15

27

31

-0,12

4.

Кацубина Кристина

ж

14

12

12

0,00

150

173

-0,15

28

31

-0,09

5.

Ким Виталий

м

14

11

12

-0,08

200

173

-0,15

28

31

-0,09

6.

Ляпина Дарья

ж

14

6

12

-0,5

170

196

-0,14

29

35

-0,17

7.

Обрушников Павел

м

14

7

12

-0,4

100

173

-0,42

27

31

-0,12

8.

Остапенко Никита

ж

15

6

14

-0,6

100

177

-0,43

27

35

-0,22

9.

Смалев Никита

м

15

12

10

0,2

150

206

-0,27

29

40

-0,27

10.

Урывский Валентин

м

14

11

9

0,2

195

196

-0,005

27

35

-0,22

8б 11.

Аникушин Артем

муж.

14

7

12

-0,4

100

173

-0,42

24

31

-0,22

12.

Безрукова Алена

жен.

14

10

12

-0,1

130

173

-0,24

23

31

-0,25

13.

Ващенко Владислав

муж.

15

13

14

-0,07

160

177

-0,07

25

35

-0,28

14.

Иванов Сергей

муж.

15

11

14

-0,2

160

177

-0,09

25

35

-0,28

15.

Манжосов Владимир

муж.

15

5

10

-0,5

210

206

-0,02

31

40

-0,22

16.

Соколенко Александра

жен.

14

9

12

-0,25

140

173

-0,19

26

31

-0,16

17.

Таратанов Артем

муж.

14

11

12

-0,08

165

173

-0,04

27

31

-0,12

18.

Удодова Марина

жен.

14

4

9

-0,6

215

196

0,09

40

35

0,14

19.

Чиненова Кристина

жен.

14

10

12

-0,1

165

173

-0,04

25

31

-0,19

20.

Воробьева Полина

жен.

15

7

14

-0,5

100

177

-0,43

25

35

-0,28

Подъем туловища за 30 с. (раз)

Челночный бег 3х10м (с)

Отжимание

(раз)

Прыжки через скакалку (1 м.)

Общий уровень физической подготовленности

Оценка ОУФП

Ф

Н

Р

Ф

Н

Р

Ф

Н

Р

Ф

Н

Р

30

21

0,42

8,0

8,4

-0,04

10

32

-0,68

147    

140

-0,08

-0,20

хорошо

21

19

0,10

9,3

9,4

-0,01

6

14

-0,57

150

160

-0,06

-0,19

хорошо

22

19

0,15

9,4

9,4

0,00

8

14

-0,42

153

160

-0,04

-0,10

хорошо

24

19

0,26

9,5

9,4

0,01

6

14

-0,57

156

160

-0,02

-0,10

хорошо

30

19

0,57

9,6

9,4

0,02

12

14

-0,14

158

160

-0,01

-0,10

хорошо

28

20

0,4

7,9

8,7

-0,09

11

28

-0,6

144

140

0,02

-0,10

хорошо

27

19

0,42

9,7

9,4

0,03

10

14

-0,28

137

160

-0,14

-0,10

хорошо

20

20

0

9,6

9,3

0,03

8

15

-0,46

145

160

-0,09

-0,19

хорошо

27

21

0,28

8,1

8,4

-0,03

9

32

-0,71

133

140

-0,05

-0,17

хорошо

30

20

0,5

8,0

8,7

-0,08

8

28

-0,71

140

140

0,00

-0,08

хорошо

18

19

-0,05

9,3

9,4

-0,01

5

14

-0,64

145

160

0,09

-0,21

хорошо

17

19

-0,10

9,7

9,4

0,03

3

14

-0,78

135

160

-0,15

-0,25

удовл.

17

20

-0,15

9,6

9,3

0,03

5

14

-0,64

148

160

-0,07

-0,19

хорошо

20

20

0

9,5

9,3

0,02

8

15

-0,46

152

160

-0,05

-0,14

хорошо

28

21

0,33

9,8

8,4

0,16

9

32

-0,71

131

140

-0,06

-0,08

хорошо

18

19

-0,05

9,3

9,3

0,00

7

14

-0,5

147

160

-0,08

-0,16

хорошо

17

19

-0,10

9,5

9,3

0,02

8

14

-0,42

145

160

-0,09

-0,13

хорошо

29

20

0,45

8,1

8,7

-0,9

10

28

-0,64

137

140

-0,02

-0,15

хорошо

14

19

-0,26

9,6

9,3

0,03

8

14

-0,42

142

160

-0,11

-0,17

хорошо

15

20

-0,25

9,7

9,3

0,04

8

15

-0,46

139

160

-0,13

-0,25

удовл.

ОУФК = (О+П+С+В+Н+5)/6

2.2. Выводы по главе II.

 

             После заполнения таблиц результатами фактических измерений и выполнения расчетов по формулам на третьем этапе мы даем оценку полученных данных, позволяющих сделать вывод о работе различных систем организма.

             Сначала мы сравниваем фактические данные с расчетными. Например АД фактич. и АД расчетное, Рфакт. и Ррасчет. и т.д. Было интересно узнать давление фактическое и какое оно должно быть. Сколько тестируемый должен весить при своем росте и возрасте. Методика позволила выполнить такой анализ, используя различные формулы для расчетов определяя оптимальную из них, т.е. ту, по которой фактические и расчетные показатели наиболее близки между собой, с учетом пола занимающегося ФК, интенсивности физкультурно-спортивных занятий и других факторов.

             После расчета УФС или любого другого показателя, получаем количественную оценку-цифру, и качественную оценку соответствующего состояния тестируемого: «отличное», «хорошее», «ниже среднего» или «плохое». Возвращаясь к расчетной формуле УФС, мы анализируем причину низкого уровня физ. состояния из оценки УФС мы видим, что трое учащихся имеют УФС «ниже среднего» анализируя параметры физического состояния мы видим отклонения. Определяя и анализируя оценку весоростового индекса, проводя, диаграмму соответствие веса росту, (индекс Кетле) мы видим, что у обучающихся весоростовой индекс «норма» определяя и замеряя ЖЕЛ у обучающихся мы видим, что значения соответствуют по таблице «здоровые, нетренированные».

             Определяя ортостатическую пробу мы видим такие показатели, как 14, 16, 18, 20 ударов в минуту, что соответствует оценке «хорошо», «удовлетворительно». Оценка жизненного индекса в возрастном интервале соответствует оценке «хорошо» для занимающихся физической культурой и спортом.

             Индекс Скибински оценивает сердечно-сосудистую и дыхательные системы. У обучающихся 8а и 8б она «удовлетворительна». Индекс Руффье определяет и дает функциональную оценку физической работоспособности, у обучающихся она «удовлетворительна».

             Индекс Пенье определяет пропорциональность развития и телосложения. Из расчетов «высокий».

Уровень физического состояния 8а 30% в/среднего, 60% средний,10% н/среднего.8б 20% в/среднего, 60% средний,20% н/среднего.

            Для анализа уровня ФП фактические результаты из таблицы 1 сравниваются с нормативами для различных возрастных групп табл. 14 и 15. Оценка уровня физической подготовленности у 8а 100%  хорошо, 8б 80% хорошо 20% удовлетворительно.

             Проведя экспресс оценку с помощью психологического теста (Прил.) который был предложен  Р.Р.Кашаковым и на мой взгляд помог ответить на вопрос о том, какой образ жизни надо вести.

             Из результатов тестов вы видим что: 6% учащихся набрали 64 очка, 70%-56 очков, из это следует что, 76% учащихся бывают: раздражительны, уставшие, постоянно работающие с перегрузкой. Нужно обратить внимание на свое здоровье и перейти к правилам здорового образа жизни.

             25% учащихся набрали 24 очка. По результатам теста учащиеся слишком перегружены, не следят за состоянием своего здоровья, можно порекомендовать им ежедневно  уделять внимание своему физическому здоровью.

             Я считаю, что моя работа по оценке показателей здоровья моих одноклассников очень эффективна. Периодичность выполняемых исследований поможет проследить динамику развития всего комплекса характеристик, эффективность проводимых занятий по физическому воспитанию и  совершенствованию преподавания ФК.

Заключение.

             Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни являются важнейшими средствами профилактики заболеваний, подтверждая известные изречения: «Ваше здоровье в Ваших руках!». Федеральный закон «О физической культуре и спорта в Российской Федерации» в ст.14 указывает на необходимость обеспечения всеми руководителями образовательных учреждений высокого уровня проведения ежедневных учебных и вне учебных физкультурно-оздоровительных занятий. Пред началом учебных занятий проводится физ. зарядка, на каждом уроке физкультминутки, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения на коррекцию зрения, на переменах организуются игры,  практикуются прогулки на свежем воздухе.

             Методика комплексной оценки показателей здоровья позволяет выявить  реальный уровень развития человека, степень его соответствия возрастным нормам, определить отклонения и недостатки в физическом развитии. Все диагностические тесты и пробы доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки и анализа. Каждый интересующийся своим здоровьем может провести большинство замеров в домашних условиях.

             Это зависит от нас самих. Например, если мы хотим убрать избыточный вес – должны определить весоростовой индекс, работоспособность организма – индекс Руффье.

             На мой взгляд, такая оценка показателей здоровья очень эффективна. Введение на занятиях по ФК оценки показателей здоровья 100% учащихся позволит резко сократить необходимость профилактических осмотров. Преподаватель по динамике показателей физического развития (ФР), физического состояния (ФС), физической подготовленности (ФП) сможет судить об эффективности учебного процесса физического воспитания, корректировать его в случае необходимости взаимодействовать с врагом. Оценка показателей здоровья вызовет личную заинтересованность каждого учащегося.

             Предмет ФК и биология одни из  учебных дисциплин, формирующие у учащихся грамотное отношение к себе, своему телу, потребности в укреплении здоровья.

Приложение

Таблица 1.            

Оценка весоростового индекса.

Индекс весоростовой

Оценка

до 12 лет

13-17 лет

муж.

жен.

менее 0,2

0,2-0,3

более 0,3

менее 0,3

0,3-0,4

более 0,4

менее 0,35

0,35-0,4

более 0,4

менее 0,325

0,325-0,375

более 0,375

дефицит массы тела

норма

избыток массы тела

Таблица 2.

Оценка индекса Кетле (соответствие Вашего роста весу).

Индекс массы тела

Оценка

Меньше 20

Дефицит массы тела

20-24,9

Норма

25-25,9

Избыток

30-39,9

Ожирение

Больше 40

Риск велик

 

Таблица 3.

Оценка ЖЕЛ

Контингент тестируемых

Значение ЖЕЛ в метрах

Здоровые, нетренированные

Мужчина

Женщина


3,5-4,5

2,5-3,5

Спортсмены

Мужчина

Женщина


4,7-5 и более

3,5-4 и более

Таблица 4.

Оценка пробы Штанге.

Контингент тестируемых

Оценка

Результат

Здоровые нетренированные люди

норма

45-55 с

Спортсмен

норма

60-90 с и более

Таблица 5.

Ориентировочная оценка пробы задержки дыхания на вдохе

для определении способности к воспитанию скоростной выносливости.

Возраст

Оценка

отлично

хорошо

удовлетворительно

11-12

больше 70 с.

65-70 с.

55-65 с.

13-14

больше 95 с.

90-95 с.

80-90 с.

Таблица 6.

Возраст, лет

мальчики

девочки

13

61

50

14

64

54

15

68

60

16

61

64

Ориентировочные показатели пробы Штанге (сен.) для детей.

Таблица 7.

Оценка пробы Генче.

Контингент тестируемых

Оценка

Результат

Здоровые нетренированные люди

норма

25-30 с

Спортсмен

норма

40-60 с и более

Таблица 8.

Оценка жизненного индекса в возрастном интервале до 35 лет.

Jж =ЖЕЛ мл/Ркг

Пол

Оценка

Примечание

60-65

55-60

м

ж

хорошо

для лиц не занимающихся ФК и С.

65-75

60-70

м

ж

хорошо

для лиц занимающихся ФК и С

менее 55

менее 50

м

ж

плохо

У Вас либо избыточный вес, либо недостаточный ЖЕЛ

Таблица 9.

Значение индекса Скибински и его оценка.

Jск

Оценка

меньше 60

отлично

60-31

хорошо

30-11

удовлетворительно

10-5

неудовлетворительно

менее 5

очень плохо

Таблица 10.

Значение индекса Руффье и его оценка.

Jк

Оценка

0-5

отлично

6-10

хорошо

11-15

удовлетворительно

более 15

неудовлетворительно

Таблица 11.

Значение уровня физического состояния и его оценка.

УФС

Оценка

0,826 и более

высокий

0,676-0,825

выше среднего

0,526-0,675

средний

0,376-0,526

ниже среднего

0,225-0,375

низкий

Таблица 12.

Значение адаптационного потенциала и его оценка.

АП

Оценка

Рекомендации

до 2,1

нормальная (удовл.) адаптация

занятие без ограничений

2,11-3,2

напряжение механизмов адаптации

занятия по спец программе

3,21-4,3

неудовлетворительная адаптация

занятие строго ограничены

более 4,3

срыв адаптации

занятия ЛФК

Таблица 13.

Значение ортостатической пробы и его оценка.

ЧССз – ЧСС1

оценка

менее 10 уд.

отлично

менее 15 уд.

хорошо

менее 20 уд.

удовлетворительно

более 20 уд.

неудовлетворительно

Таблица 14.

Возрастные оценочные нормативы.

Пол, возраст

          Тест

мальчики

девочки

14

15

14

15

1. Отжимание в упоре лежа.

28

32

14

15

2. Прыжки в длину с места (см)

196

206

173

177

3. Поднимание туловища.

20

21

19

20

4. Вис на перекладине (с).

35

40

31

35

5. Челночный бег 3х10 м.с.

8,3

8,4

9,4

9,3

6. Гибкость.

9

10

12

14

Таблица 15.

Оценка ОУФП.

Значение ОУФП

Оценка

от 0,61 и выше

супер

от 0,21 до 0,60

отлично

от 0,20 до – 0,20

хорошо

от -0,21 до – 0,60

удовлетворительно

от – 0,61 до – 1,00

неудовлетворительно

от -1,01 и ниже

опасная зона

Таблица 16.

Пример заполнения индивидуальной карты фактических измерений для комплексной оценки показателей здоровья

№ п/п

Показатели физического развития

Наименование

значение

1.

Возраст                      W                                                                        лет

14

2.

Рост                             L                                                                          см

168

3.

Масса тела                  Р                                                                           кг

46

4.

Окружность

грудной клетки

пауза                            см

85

вдох                             см

90

выдох                          см

83

талии                                                      см

76

кисти (запястье)                                    см

16,5

5.

Сила кисти

правой                                                    кг

34

левой                                                       кг

28

6.

Жизненная емкость легких                                                                     кг

3,8

Функциональные показатели физического состояния

7.

Частота сердечных  сокращений ударов в минуту

В покое

Лежа                       ЧСС1

58

Сидя                       ЧСС2

78

Стоя                        ЧСС3

106

После нагрузки

после 30 приседаний за  30 с.                        ЧСС4

140

после 1 мин.

восстановления     ЧСС5

80

сразу после задержки дыхания на вдохе  ЧСС6

90

8.

Артериальное давление

систолическое СД                       мм.рт.ст.

120

диастолическое ДД                     мм.рт.ст.

58

9.

Частота дыхания в мин.                                                                         Раз

18

10.

Время задержки дыхания

на вдохе                                                    с.

100

на выдохе                                                 с.

21

Показатели физической подготовленности

11.

Сила

подтягивание                                        раз.

10

отжимание                                            раз.

36

подъем туловища за 30 с.                    раз.

101

12.

Прыгучесть

прыжок в длину с места                       см

215

прыжки через скакалку за 1 мин.       раз.

110

13.

Скоростной бег

30 м

5,5

100 м

13,2

14.

Челночный бег

3х10 м

8,7

15.

Гибкость

                                                      +/- см

9

16.

Бег на

выносливость

6 мин                                                         м                                              

1200

на 1000 м                                        мин. с.

на 2000 м                                         мин. с.

на 3000 м                                         мин. с.

Экспресс оценка с помощью психологического теста.

Вопросы.

  1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а) приложите все силы, чтобы догнать его;

б) пропустите – будет следующий;

в) несколько ускорите шаг, может быть, он подождет вас.

  1. Пойдете ли вы в поход в компании людей, подготовленных значительно лучше вас?

а) нет, вы вообще не ходите в походы;

б) да, если  они вам хоть немного симпатичны;

в) неохотно, потому что это может быть утомительно.

  1. если у вас выдался более тяжелый день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?

а) вовсе не пропадет;

б) желание пропадет, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не                                              отказывайтесь от задуманного;

в) да, потому что вы можете получить удовольствие, только отдохнув.

  1. Каково ваше мнение о турпоходах всей семьей?

а) вам нравится, когда это делают другие;

б) вы бы с удовольствием к ним присоединились;

в) нужно попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком походе.

  1. Что вы охотнее и быстрее делаете, когда устаете?

а) ложитесь спать;

б) пьете чашку крепкого кофе;

в) долго гуляете на свежем воздухе.

  1. Что важнее всего для поддержания самочувствия?

а) нужно больше есть;

б) необходимо много двигаться;

в) нельзя слишком много переутомляться.

  1. Принимаете ли вы регулярно лекарства?

а) не принимаю даже во время болезни;

б) нет, в крайнем случае – витамины;

в) да, принимаю.

  1. Какое блюдо вы предпочитаете из перечисленных ниже?

а) гороховый суп с копченым окороком;

б) отварное мясо с овощным салатом;

в) пирожное с кремом или взбитыми сливками.

  1. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляете на отдых?

а) чтобы были все удобства;

б) чтобы была вкусная еда;

в) чтобы была хоть минимальная возможность заняться спортом.

  1. Ощущаете ли вы перемену погоды?

а) чувствуете себя из-за этого несколько дней больным;

б) не знаете и не замечаете, что погода переменилась;

в) да, если вы утомлены.

  1. Каково ваше общее состояние, если вы утомлены?

а) скверное;

б) Один-два раза недоспите, – и все из рук  валится.

Литература

  1. Вавилов Ю.Н. и др. Проверь себя. Ж. Теория и практика физической культуры, № 9, 1997 г., с. 58.

  1. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Здоровье – это прибыль. –М., 1991.

  1. Евсеев Ю.И. «Физическая культура». Ростов-на-Дону, 1996.

  1. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. –М., Ф и С, 1998.

  1. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья. Учебное пособие. Казань ИЭСИ при КМ РТ, 1999.

  1. Обижесвет В.П. и др. Настольная книга школьной медицинской сестры. М. Народное образование, 1998.

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорта в РФ», Москва, 1999.

  1. Шилов Д. Совершенствование системы охраны здоровья школьников. Ж. Основы безопасности жизнедеятельности. № 6, 1998.


Поделиться:

О путнике

Тупое - острое

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Карты планет и спутников Солнечной системы

Волшебные звуки ноктюрна