5 июля 1943 года началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны — сражение на Курской дуге. Согласно отечественной историографии, Курская битва наряду со Сталинградской составляет период коренного перелома в войне.
Об этом сражении написаны тысячи книг, но многие факты по-прежнему являются малоизвестными для широкой аудитории. Безусловно, художественные произведения, отражающие события 70-летней давности, созданы на основе реальных событий. Авторами являются и сами участники битвы на Курской дуге и те, кто знает о войне по документам и хроникам военного времени.
Цель данной работы – сравнить батальные сцены в произведениях А. Ананьева «Танки идут ромбом» и Курта Пфёча «Танковая бойня под Прохоровкой. Эсэсовцы в огне» и рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о Курской дуге.
Задачи: проанализировать батальные сцены в произведениях А. Ананьева «Танки идут ромбом» и Курта Пфёча «Танковая бойня под Прохоровкой. Эсэсовцы в огне» с точки зрения правдивости и реалистичности изображаемых событий.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 74 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28» города Чебоксары Чувашской Республики
Конкурс научно-исследовательских работ
«Великие сыны России – Катуков, Маресьев, Судаев …»,
посвящённый 70-летию Курской битвы ».
«Курская битва глазами ветеранов Великой Отечественной войны»
Иванова Татьяна Александровна, ученица 10 класса МБОУ «СОШ №28» г. Чебоксары Научный руководитель: Иванова Т.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №28» г. Чебоксары |
Чебоксары, 2013.
1.Введение.
5 июля 1943 года началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны — сражение на Курской дуге. Согласно отечественной историографии, Курская битва наряду со Сталинградской составляет период коренного перелома в войне.
Об этом сражении написаны тысячи книг, но многие факты по-прежнему являются малоизвестными для широкой аудитории. Безусловно, художественные произведения, отражающие события 70-летней давности, созданы на основе реальных событий. Авторами являются и сами участники битвы на Курской дуге и те, кто знает о войне по документам и хроникам военного времени.
Цель данной работы – сравнить батальные сцены в произведениях А. Ананьева «Танки идут ромбом» и Курта Пфёча «Танковая бойня под Прохоровкой. Эсэсовцы в огне» и рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о Курской дуге.
Задачи: проанализировать батальные сцены в произведениях А. Ананьева «Танки идут ромбом» и Курта Пфёча «Танковая бойня под Прохоровкой. Эсэсовцы в огне» с точки зрения правдивости и реалистичности изображаемых событий.
В данной работе будет проведен анализ эпизодов из художественных произведений и рассказов участников Курской битвы, записанных журналистами после реальных встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
Определим гипотезу: если рассказы ветеранов Великой Отечественной войны отображают реальные события битв, то в художественных произведениях эти события имеют место быть и описываются с подробностями, которые позволяют читателю представить ярко эти страшные страницы истории страны и почувствовать всю трагичность тех событий.
2. Встречи с ветеранами
В феврале 2011 года в Доме детства и юношества города Галича Костромской области проходила встреча школьников с журналистом ГТРК Костромы Алексеем Василенко. Эту встречу я запомнила очень хорошо. И не только потому, что нам подарили книгу с автографом. Автор представил нам книгу «Война со всех сторон» и сумел за двухчасовую беседу показать Великую Отечественную войну как смертельную беду, окружившую нашу страну в те далекие годы, показать её с разных сторон – глазами ветеранов войны с костромской земли: офицеров и рядовых солдат, летчиков и танкистов, сапёров и партизан, разведчиков и блокадников, медсестер и артиллеристов.
Я увидела войну без прикрас, в буднях, подвигах, подробностях, мелочах и в великом напряжении, в воле к победе.
Прохоровское поле. Это место, где закрылись глаза тысяч героев и тысяч захватчиков. Это место, где Слава и Победа осенили своими крыльями выживших в этой кровавой битве, самой крупной битве двадцатого века.
У России было два поля, где решалась её судьба,- Куликово и Бородинское. Третьим стало Прохоровское. Мемориальный комплекс сооружен здесь в самом конце двадцатого века. На центральном памятнике Прохоровского мемориала – пятидесятидевятиметровой беломраморной звоннице, на круглой её части выложена золотом надпись: «Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих». Над надписью золотой шар, символ солнца, исторический символ Русской державы. Каждые двадцать минут каждого часа раздается звон колокола весом в три с половиной тонны. Первый звон – немыслимо далеким героям Куликова поля. Второй – героям Бородинского сражения. Третий звон – воинам Прохоровки, которых полегло здесь около семи тысяч, и имена их высечены на стенах храма Петра и Павла, святых апостолов. Этот звон и тем немногим бойцам, которые дожили до наших дней. Именно в день Петра и Павла было сражение , 12 июля, именно небесный покровитель осенил своим крылом Павла Смирнова, паренька из Костромской земли.
Павел Николаевич Смирнов рассказал в интервью о Прохоровском сражении.
- Первыми начали немцы. Их танки под прикрытием авиации, артиллерии пошли на приличной скорости вперед. Понимаете, всей картины я рассказать не могу. Ведь это схлестнулись две стальные лавины! Чтобы понять хоть чуть – чуть, что там было, представьте, что насмерть бились более полутора тысяч танков! Вообще, в памяти стоит только огонь. Огонь, огонь… Горело всё, что может гореть. Танки сбились в гигантский клубок, и каждый командир машины мог видеть только ближайшую цель.
В ходе боя я слышу переговоры экипажа. Слышу: «Лейтенант, смотри на двадцать шестую!» А двадцать шестая – это машина командира батальона нашего была. Он вел бой с короткой остановки и не видел, что сбоку приближается «тигр». Ещё несколько секунд, и он мог расстрелять наш танк в борт. И тогда командир нашего танка поднял вверх кулак и опустил. А это был у танкистов общепринятый сигнал – идем на таран.
Я прибавил скорость и на 50-60 километрах в час вся наша махина врезалась немцу в борт… Удар получился такой силы, что наш танк поднялся на дыбы и лёг гусеницами на броню «тигра». У них сорвало башню, экипаж погиб. У нас тоже были все ранены и контужены, но мы-то готовы были к удару, а они – нет. Вот и поломались у них позвонки… Ещё хорошо, что командир успел дать команду открыть люки. Если бы с закрытыми пошли, то их обязательно заклинило бы. А так – смогли нас достать, не сгорели. Впрочем, как доставали, - не помню ничего.[1,221]
А вот как рассказал о битве под Прохоровкой другой участник сражения – Владимир Иванович Галкин.
- Там всё перемешалось: наши танки, танки фашистов, наша пехота, которая была на виду, и пехота из засадных частей. Тут же немецкая пехота. В этом лязге, грохоте и дыме ты не помнишь об осколках и пулях, ты не воспринимаешь танки как опасность, а только как компонент боя, ты убиваешь не людей, а просто мундиры другого покроя и цвета.
На земле непрерывно стреляла пехтура, орудия, танки, в небе тоже всё время шёл воздушный бой - кто дрался в воздухе, кто с воздуха бомбил. Эти ужасные налёты, когда шли десятки, несколько десятков и они с горизонта не исчезали, меняя друг друга. А вокруг них – бой, и время от времени падали на землю и взрывались сбитые самолёты. Это всё сегодня так по полочкам расположилось, а тогда это был великий хаос великой битвы, в которой только люди на командных пунктах имели возможность видеть события битвы дальше кончика штыка….[1,225]
Из рассказов ветеранов я поняла, насколько страшными были бои под Прохоровкой, какой ужас испытывали люди, которые находились в танках. Ведь они каждую секунду могли погибнуть. В то же время поняла, как товарищество помогало выжить на войне. Думаю, что именно реальное участие в тех далеких событиях, стало для многих писателей материалом для их произведений о войне.
3. Война на страницах художественных произведений
Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.
«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы». Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).
Считается, что художественным произведениям, особенно тем, в которых рисуются массовые баталии, свойственны некоторая «лакировка» изображаемых событий, «романтизация» войны.
Однако если рассмотреть некоторые отрывки из них, то нельзя не согласиться, что трагичность, психологизм событий изображены довольно достоверно.
Рассмотрим отрывок из романа Анатолия Ананьева «Танки идут ромбом», в котором рассказывается о судьбах советских солдат и офицеров в первые дни Курской битвы 1943 года.
«Я слышал, как гудит земля, когда приближаются танки. В трудную минуту я не читал молитв, не к святой деве Марии, не к божьей матери обращался мыслью; я прижимался к тебе, земля, милая, древняя, на километры пропитанная отцовским потом и кровью, и каждый раз ты, солдатская защитница, снова и снова дарила мне жизнь». Грохот удалялся, а Володин все лежал, не шевелясь, не поднимая головы, только чуть расслабив онемевшие мышцы, и прислушивался, как гудит и вздрагивает тёплая, нагретая солнцем земля; ему казалось, что не только тот пятачок, на котором он лежит, а весь земной шар содрогается от ударов, и ближние разрывы, и дальние, глухие, и совсем далёкие, гремевшие за пределами соломкинской обороны, по всей извилистой линии фронта, которую Володин вычерчивал для себя на ученической карте и которую ощущал сейчас, именно ощущал, как собственное тело, — эти разрывы, этот гул удалявшихся танков, как шифр, докатывались до слуха и горячили воображение; он не видел, но знал, что творилось вокруг; он вдруг ясно представил себе, что весь бой повторился сначала: как и в тот раз, танковая лавина устремилась к развилке, а немецкие автоматчики, как и в тот раз, отсечены и залегли впереди траншеи, и капитан Пашенцев следит за ними в бинокль, за малейшим манёвром противника; как и в тот раз, пулемёты уже наведены, уже раздались первые очереди, и только его, лейтенанта Володина, нет сейчас на своём месте; земля передаёт все звуки, и он читает их, не в силах подняться не столько от пережитого страха, как от ноющей боли в контуженом плече…»[2,91]
Роман Анатолия Ананьева «Танки идут ромбом» во многом является автобиографическим, он отражает военный опыт писателя — после окончания артиллерийского училища Ананьев начал войну именно на Курской дуге. Поэтому чувствуешь, когда читаешь эти строчки, как страшно герою. Никакой «романтики» войны здесь нет. Ощущаешь только одиночество героя и его ужас. Здесь мы видим правдивое изображение войны.
Интересно, что и в немецкой послевоенной литературе появились произведения о Великой Отечественной войне. Спустя 70 лет, мы понимаем, что справедливая для нас война была трагичной для немецких солдат и офицеров, которые исполняли приказы. Правда войны глазами немцев представлена в книге Курта Пфёча «Танковая бойня под Прохоровкой. Эсэсовцы в огне». Это немецкий роман о знаменитом Прохоровском сражении, написанный непосредственным участником танковой бойни, ветераном 1-й дивизии СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер". Величайшая танковая битва глазами простого эсэсовца, из боевых порядков немецких гренадеров и танкистов. "Тридцатьчетверки" против "тигров", скорость и маневренность против мощной брони и цейсовской оптики, русская отвага против германской стойкости, советская гвардия против войск СС.
«И в этот момент сражения под Прохоровкой он принял решение: «Как только я выберусь из этого дерьма, запишу события каждого дня и каждого часа, каждой минуты и каждого мгновения этого убийственного сумасшествия. Нет, не как писатель для неверящего читательского сообщества, а для себя. Это будет дневник коротких и длинных дней битвы под Курском с приземленной точки зрения солдата. Если, даст Бог, после войны я смогу вести нормальную жизнь, этот дневник станет для моих сыновей и внуков большим, чем краткое, сухое сообщение в исторической книге. Они должны будут, по крайней мере, узнать, что видел обершарфюрер-танкист с Рыцарским крестом, который стоит в балке, смеясь как сумасшедший и одновременно вытирая слезы с закопченного лица. Что пережил роттенфюрер, который лежит перед ним в обгоревшей форме и с прожженным нефтью мясом, с обугленной головой, без бровей и ресниц, с безгубым ртом на сгоревшем лице, прежде чем его командир, вытащивший его из подбитого танка, затушил горящую одежду собственным телом и, почти сошедший с ума от боли, дотащил до балки, чтобы там понять, что все это было напрасно. И это только двое! Другие даже до балки не добираются. Лежат там, наверху. Их разрывает в их стальных гробах, они сгорают в них, кричат раненые между крутящимися и стреляющими танками, расставаясь с душой, покидающей тела, и никто их не слышит. И никто не может им помочь. Или они тщетно пытаются найти укрытие, обезумев от страха. Их давят гусеницы, разрывают снаряды, давят обломки железа».
Так описывает Курт Пфёч события Курской битвы. Невольно сочувствуешь героям его романа. Так чётко описываются военные сцены, и понимаешь, как было страшно людям там! И не важно: немцы это или наши бойцы. Эта война (как любая другая война) не была нужна простым людям.
4. Заключение.
Главным результатом проведённого исследования следует считать получение новых сведений о биографии реальных ветеранов войны Галкина Владимира Ивановича и Смирнова Павла Николаевича, жителей Костромской области.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: знакомство с произведениями, изображающими события на Огненной дуге, подтверждает гипотезу о том, что если рассказы ветеранов Великой Отечественной войны отображают реальные события битв, то в художественных произведениях эти события имеют место быть и описываются с подробностями, которые позволяют читателю представить ярко эти страшные страницы истории страны и почувствовать всю трагичность тех событий.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках литературы, истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.
5. Список литературы и другие ресурсы:
1. А. Василенко. «Война со всех сторон». Кострома: ООО «Костромаиздат», 2005.
2. http://tululu.org Большая бесплатная библиотека. А. Ананьев. Роман «Танки идут ромбом»
3. Курт Пфёч. Роман «Танковая бойня под Прохоровкой. Эсэсовцы в огне».Издательство «Яуза», 2011.
4. Газета «АиФ», выпуск от 14. 10.2013 года
6. http://kitaphane.tatarstan.ru
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………....2
2. Встречи с ветеранами………………………………………………… 3
3. Война на страницах художественных произведений…………… 5
4. Заключение…………………………………………………………..9
5. Список литературы.……………………………………………….9
Заяц, косач, медведь и весна
Лепесток и цветок
Повезло! Стихи о счастливой семье
Растрёпанный воробей
Ласточка. Корейская народная сказка