• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Эта любовь сильнее всех смертей

Опубликовано Кудряшова Гузалия Мансуровна вкл 05.02.2014 - 0:56
Кудряшова Гузалия Мансуровна
Автор: 
Кривошеева Маргарита

Проектная работа ученицы о жизни и творчестве известного  татарского  поэта- героя М.Джалиля, изучается проблема образа дочери в его творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.dzhalil.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

II Республиканские юношеские научно- исследовательские чтения имени КояшТимбиковой

«ЭТА ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ ВСЕХ СМЕРТЕЙ» (М.Джалиль).

Выполнила: Кривошеева Маргарита Владимировна,

 ученица 9 класса МБОУ Русско-Шуганская СОШ имени П.А.Днепрова

Муслюмовского муниципального района Республики Татарстана

Руководитель: Кудряшова ГузалияМансуровна,

учитель татарского языка и литературы

МБОУ Русско-Шуганская СОШ имени П.А.Днепрова

Муслюмовского муниципального района Республики Татарстана

2012 год

Оглавление

Введение ………………………………………..............................................2

 Дал клятву я: жизнь посвятить народу…………………………..……… ..3

Эта любовь сильнее всех смертей……………………………………….. 5

Выводы …………………………………………………………...................9

Список использованной литературы ……………………………………. 10

Введение.

24 августа этого года в Москве открылся памятник татарскому поэту, Герою Советского Союза, лауреату Ленинской премии Мусе Джалилю. Церемония открытия прошла накануне 68-й годовщины гибели поэта.Монумент украсил одноименную улицу – улицу Мусы Джалиля.

В торжественном открытии памятника приняли участие видные люди  нашей республики,города Москвы,представители культуры и литературы  России,  а также семья Мусы Джалиля - дочь поэта Чулпан Залилова, внучка Татьяна Малышева и правнук Михаил Джалиль-Митрофанов.

Дочь поэта Чулпан Залилова обратилась  со словами благодарности к создателям монумента. Подчеркнув,  что теперь в Москве, где она родилась, выросла и живет,  появилось место, куда можно прийти и поклониться памяти отца.Народный артист РСФСР Сергей Шакуров прочитал стихотворения Мусы Джалиля, в том числе посвященное дочери Чулпан. Со словами приветствия к многочисленным участникам торжественной церемонии обратился Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков. Он поздравил всех со знаменательным событием.

"Особые слова почтения и уважения хочется выразить присутствующей здесь дочери поэта Чулпан Залиловой. За долгие годы своей подвижнической деятельности по увековечению памяти М.Джалиля Чулпан Мусеевна внесла большой вклад в сохранение морально-нравственных и культурных традиций татар, стала своеобразной связующей нитью военного и послевоенного поколений", - сказал глава Правительства РТ.

Этистрокия  прочитала в новостном блоге Интернета.Прочитанноезаинтересовали меня, так как я знакома с творчеством Мусы Джалиля, знаю о его геройском подвиге. А что касается его семьи- сведений у меня почти не было. Поэтому  мне захотелось больше узнать о поэте, о дочери поэта, о отношениях Мусы Джалиля к своей дочери, о том, как отражаются эти отношения в творчестве известного поэта- героя.

Проблема: какие чувства испытывал М.Джалиль к своей дочери и как отразил в своем творчестве  образ дочери?

 Объект исследования: работы-творчество М. Джалиля, воспоминания о поэте.      

   Предмет исследования: изучение  литературы, отражающей жизненный путь героя- поэта М.Джалиля и  произведений, отражающих образ дочери Чулпан творчества М.Джалиля.

 Цель исследовательской работы:  показать любовь отца, поэта  М.Джалиля к своей дочери.

    Задачи: проанализировать литературу о жизни и творчестве М.Джалиля;

анализ стихов поэта,  связанных с образом дочери.

 Методы работы: 1. Накопление материала: изучение литературы и источников, ознакомление с историей вопроса    2. Осмысление собранного материала: анализ, обобщение .                

                                                                                                          

«Дал клятву я: жизнь посвятить народу…»

Поэзия  Мусы  Джалиля,  одухотворенная  высокими   человеческими   идеалами,наполненная горячей любовью к людям, нашла дорогу к миллионам  сердец.  МусуДжалиля знают и почитают не только в нашей стране,  его  знают  и  почитаютмиллионы людей в Европе, Америке, Азии. Его стихи,  его  смерть-это  великийподвиг.
       Известный азербайджанский поэт  СамедВургун  сказал  замечательные

слова о Мусе: "Мир и мировая литература знает много  поэтов,  обессмертивших  своиимена  неувядаемой  славой,  но  таких,   как   поэт-герой   Муса   Джалиль,увековечивших свое имя и бессмертными творениями  и  смертью,  которая  самаявляется подвигом, не так уж много. Вот они: великий  Байрон,  славный  поэтВенгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль".
       Поэтический  и  гражданский  подвиг  Джалиля  подготовлен  всей  егожизнью.

2 февраля 1906 года на свет появился поэт, отдавший свою жизнь за Родину и посветившей ей все свои стихи.
Муса родился в татарской семье, в школе учил литературу, рисование, пение, а еще изучал теологию. Закончил литературный факультет МГУ. Позже стал редактором журналов для детей. В 1934 году опубликованы сборники поэта – "Орденоносные миллионы" и "Стихи и поэмы". Поэт сочинил либретто для опер "Алтынчеч" и "Ильдар".

Летом 1936 года Муса женился на выпускнице экономического техникума Амине Сайфуллиной .В своих воспоминаниях Амина-ханум пишет о «беззаботности, счастливой окрыленности» дней, проведенных с Мусой, которые остались «самыми светлыми и счастливыми» в ее жизни.

 Но если бы и не было этих воспоминаний, лучшим свидетельством являются стихи Джалиля, многие из которых посвящены Амине. «Умница моя» — так ласково называет поэт жену.  Когда в семье случались размолвки, Муса, помня известный афоризм: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее», умел стать выше житейских мелочей, мог найти теплые, прочувствованные слова и развеять, может быть, невольно причиненную им обиду:

Полно, умница моя, перестань.

Пустяками чистых чувств не мути.

Разве точат на попутчика нож?

А ведь нам с тобой идти да идти...

(Пер. В.Звягинцевой)

 Эти строки написаны в самом начале их совместной жизни. Но и спустя много лет, уезжая на фронт, Муса так же тепло и ласково обращается к подруге жизни. Чувство его не только не ослабло, а, наоборот, стало более зрелым, осознанным:

Прощай, моя умница!

Если судьба

Пошлет мне смертельную рану,

До самой последней минуты своей

Глядеть на лицо твое стану...

(Пер. В.Тушновой)

      23 июня 1941 года, на 2 день войны, Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт, а уже 13 июля он надел военную форму. Сначала был ездовым, когда же выяснилось, что рядовой Залилов – известный писатель, руководитель татарской писательской организации, - его хотели демобилизовать, но Джалиль, окончив краткосрочные курсы, вернулся на фронт под Волхов корреспондентом армейской газеты «Отвага».

Был ранен, взят в плен и оказался в тюрьме Шпандау. Там его звали Гумером. Находясь в концлагере Шпандау, он организовал группу, которая должна была готовить побег. Одновременно вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе. По доносу провокатора он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и преданности Родине. Джалильбыл казнен в Берлине 25 августа 1944 года.
В тюрьме Джалиль написал сборник стихов под названием "Моабитская тетрадь". Тетрадь со стихами из рук АндреТиммерманса, который был рядом с Мусой, попала в руки Константина Симонова. Стихотворения были переведены им на русский язык. В 1953 году вышла статья Симонова о Мусе Джалиле, рассказывающая о подвиге поэта.
Муса Джалиль написал в тюрьме следующее:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Высокая сила духа перед лицом смерти, перед палачами вовсе не означало, что Джалиль легко расставался с жизнью. Лирический  герой его стихов, написанных в Моабитской тюрьме, скорбит, что уходят из жизни, что уходит от всех радостей  и тревог бытия, что жизнь с ее неоглядным простором- уже не для него.

Я знаю, как сладко жить,

О сила жизни победная!

Но я умираю в тюрьме,

Это песня моя-

                    последняя.

Поэта и его героя гнетет мысль , что они навсегда оставляют тех, кого любили и кого осиротит утрата.

Тихо в камере…С ночного неба

Полная луна глядит, грустя.

А бедняга думает, что будет

Сиротой растет его дитя.

Тяжело не только покидать тех, кого любил,- не менее тяжело знать, что оставляешь мир, когда в нем не побеждено зло и бесчеловечность.

В мире переживаний заточенного  поэта постоянно присутствует память о близких, о полноте жизни, оставшейся на далекой родине. Часто эта память горькая, пронзенная болью разлуки  со всеми, кто был дорог сердцу. Ланфредини  (сосед  М.Джалиля по камере в лагере Шпандау) вспоминал: «Поэт рассказывал о своей семье,родных- простых людях- о своей жене и дочери, своей матери. Когда он говорил о них, глаза его были полны слез».

Эта любовь сильнее всех смертей.

Особенная, сокровенная тема Джалиля, чистый, не иссякавший источник его лирических переживаний- любовь к дочери.Чулпан родилась 10 апреля 1937 года. Муса Джалиль в это время был в командировке в Казани. Получив телеграмму, бросил все дела и вернулся в Москву. Амина Джалиль пишет в своих воспоминаниях:

 «Шесть предвоенных лет, наиболее активных творческих лет Мусы, мы прожили очень дружно, в согласии. Дочь Чулпан доставляла нам много радости.  Уход за ней бесконечно любивший ее Муса превращал в веселый и занятный культ. Нашему счастью, казалось, не будет конца. Джалиль был очень тонким, чутким, и рифы, встававшие на нашем пути, всегда обходились нами довольно легко».

Сколько прекрасных стихотворений он посвятил своей дочери: «Колыбельную»,  «Кызыма», «Когда она росла», «Моей дочери Чулпан». Работая над темой, перечитывая  стихи  поэта мы насчитали 8 стихотворений, где так или иначе упоминается дочь поэта, его отношение  к ней. А сколько нежных, ласковых слов он пишет в своих письмах к Чулпан!

Любовь  к дочери  больше многого другого говорит о человеческой личности Мусы, его способности к сильному и острому чувству. Это счастье отцовства выразилась и в лирике тех лет.«МояЧулпаночка» - так обращался он к ней в своих письмах.

«С появлением дочери в сердце поэта распустилось сильное и нежное отцовское чувство, которое новыми красками обогатило и его поэзию»[1].

Родилась беспомощным комочком,

Но растет и крепнет с каждым днем.

Голосок ее звенит звоночком,

 В сердце откликается в моем.

Сорока болезнями готов я

Сам переболеть, перестрадать,

Только бы сберечь ее здоровье,

За нее мне жизнь не жаль отдать.

Нынче вот сама дошла до двери

В первый раз…И я так горд теперь,

Будто бы она, по меньшей мере,

Мне открыла полюс, а не дверь.

(«Когда она росла», пер. Р.Морана)

«Джалиль, дороживший каждой минутой, никогда не жалел времени для дочери,  мог возиться с ней целыми днями, находя в этом и отдых  и отраду. Он изменил даже своей давно установившейся привычке- субботу и воскресенье проводить в одиноких прогулках по пригородным лесам- и, как только дочь немного подросла, стал брать ее с собой»[2].

Когда началась Великая Отечественная война, М.Джалиль  добровольно ушел на фронт.Чулпан было тогда пять лет.В одном из писем жене Муса  писал:

   « Я дневники не пишу, не чувствую внутренней потребности, а принудить себя не могу и не хочу. Но бывают минуты, когда чувствам и мыслям становится тесно в сердце и в голове, хочется что-то писать: не то дневник, не то письмо.

  Последний мой отъезд из Казани был самым тяжелым моментом моей жизни   за последние годы…

  До этого я два раза расставался с тобой, уезжая на фронт, но последнее расставание было во сто крат тяжелее… Не предчувствие ли это недоброго? Я ведь верил и верю в наличие некоторого предчувствия ( инстинктивного чутья у людей) .

  Не видя никаких особых причин своей грусти, я с испугом начал сомневаться: не есть ли это предчувствие того, что я больше не увижу ни тебя, ни Чулпан? Но такая мысль пришла только на миг. Я просто не знал, чем объяснить, что так тяжело расставаться. Но расставаться было очень тяжело…»[3]

  Особенно тяжело было прощанье с дочерью.

 «…Она спала. Мы  колебались: разбудить или не разбудить?! Жалко было ее и разбудить и не разбудить. Потому что жалко было мне ее оставить.

 Разбудишь – она, поняв, в чем дело, заплачет. Ей будет очень тяжело расставаться. Она больная, с  температурой, захочет с нами поехать. А не разбудить –проснется, спросит папу. Ей будет обидно, что не провожала отца, не улыбнулась в последний раз, заглядывая  в его глаза» ( из письма жене от 12 января 1942 года).

  Муса надел шинель, затянул ремень, надел мохнатую баранью шапку, которую ему подарили в Мензелинске, еще раз взглянул в растерянные глаза жены и решительно подошел к детской кровати.

  - Это я, папа. Слышишь, доченька? Я уезжаю. До свиданья.

  Чулпан, не открывая глаз, протянула руки и обхватила отца за шею.

  - Я уезжаю, доченька. Можно мне ехать?

  Всё ещё не открывая глаз, девочка потерлась щекой о грубое сукно шинели и утвердительно кивнула головой.

  « Это был трогательный момент. Если я не вернусь, и Чулпаночка вырастет, сохранив в душе туманное воспоминание об отце, этот ее ответ будет самым существенным в ее жизни: она, лишившись отца, все же гордо будет думать, что сама отпустила папу на великую войну».

Джалиль и по дороге на фронт думает о дочери, вспоминает дни, проведенные с ней.

«…Бывают минуты, когда я думаю о Чулпаночке, представляя ее без папы. Думаю так: вот последнее мое расставание с нею было действительно последним. Она уже больше никогда не увидит папу (допустим). Родной, близкий, самый дорогой ей человек больше не вернется к ней, не приласкает, не поиграет с ней, не расскажет интересные сказки. Она никогда, никогда не увидит больше знакомое, родное лицо, знакомые, родные глаза. Будет терпеливо ждать, как она ждала меня с работы, но все будет напрасно. Она никогда больше не услышит родную речь!Вот это ужасно! Когда я думаю об этом, мне становится жутко. Все трудности, все муки и страдания может перенести моя душа, но она никак не может смириться с тем, что 8(1) (1942г.) вечером Чулпан, провожая отца, видела его последний раз. Вся душа протестует против этого- ибо так сильна моя любовь к Чулпаночке. Эта любовь сильнее всех смертей»,- пишет он в своем письме от12 января 1942 года.

Муса Джалильпопадает на Волховском фронте, в редакцию газеты «Отвага».

С фронта он пишет письмо к дочери Чулпан. В письме он надеется на победу над врагом и скорой встрече с дочерью.

Всей кровью тебя в бою защищу,        

Клятву родине дам своей,

И звезду Чулпан на заре отыщу

И опять обрадуюсь ей.

Моя кровь не иссякнет в твоей крови,

Дочь, на свет рождённая мной.

Я отдам тебе трепет своей любви,

Чтоб спокойно спать под землёй!

С 1942 года редакции газеты пришлось работать  в условиях окружения. Прорываясь с группой бойцов из окружения,М.Джалиль был ранен и оказался в плену, был отправлен в лагеря для военнопленных. В неволе отцовское чувство становится  трагически напряженным.Воспоминания о дочери, любовь к ней ранят сознание поэта, отзываются болью разлуки для обоих.Тоска по своему ребенку охватывает Джалиля с мучительной силой.

Дочурка мне привиделась во сне.

Пришла, пригладила мне чуб ручонкой.

-Ой, долго ты ходил! - сказала мне,

И прямо в душу глянул взор ребенка.

От радости кружилась голова.

Я крошку обнимал, и сердце пело.

И думал я: так вот ты какова,

Любовь, тоска, достигшая предела!

Потом мы с ней цветочные моря

Переплывали, по лугам блуждая;

Светло и вольно разлилась заря,

И сладость жизни вновь познал тогда я...

Страшным было возвращение к действительности:

Проснулся я. Как прежде, я в тюрьме,

И камера угрюмая все та же,

И те же кандалы, и в полутьме

Все тоже горе ждет, стоит на страже.

Зачем я жизнью сны свои зову?

Зачем так мир уродует темница,

Что боль и горе мучат наяву,

А радость только снится?

Такой же безысходной тоской навеяно стихотворение « Сон ребенка», в которомДжалиль с огромной любовью рисует портрет спящего малыша.

Как цветок на пуху,

Он в кроватке лежит.

Глаз нельзя отвести -

Очень сладко он спит.

Повернется во сне,

Полной грудью вздохнет.

Будто розовый цвет,

Нежный бархатный рот.

Сон на яблочках щек,

На фиалках ресниц,

Сон на влажных кудрях,--

Спи, родной, не проснись!

Ишь нахмурил во сне

Шелковинки бровей!

Одеяльце во сне

Сбросил ножкой своей.

Обнял куклу рукой -

Мой анис, мой нарцисс,

Баю, баю, баю!

Спи, родной, не проснись!

В стихотворении  « Моей дочери Чулпан» Муса  Джалиль  раскрыл свою мечту о том, что после разгрома фашистов они встретятся с дочерью и будут, как прежде, вместе играть, купаться в речке, кататься на лодке.

До свиданья, Чулпан! А когда заря

Разгорится над всей страной,

Я к тебе возвращусь, победой горя,

С автоматом своим за спиной.

И отец и дочь, обнимемся мы,

И, сквозь слёзы смеясь легко,

Мы увидим, как после грозы и тьмы

Ясный день встаёт высоко.  

Его давно нет с нами, но его поэтический голос, воинский подвиг и мученическая смерть до сих пор волнуют многих. Джалиль умер молодым, но он живет в своих стихах, наполненных мужеством и любовью к Родине. Словно пророчество звучат строки его стихотворения "Слово поэта свободы":
Жизнь моя для народа, все силы ему,
Я хочу, чтоб и песня служила ему.
За народ свой я голову, может, сложу
Собираюсь служить до могилы ему.

Выводы:

В ходе данного исследования был проведен анализ литературы о Мусе Джалиле, знакомство со стихами, письмами поэта, которые он посвятил своей дочери Чулпан, раскрыта  его огромную любовь к дочери.

 Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”. Хотя Джалиля и нет среди нас, но его стихи живы и будут жить вечно. И пусть сегодняшний наш проект будет лучшей памятью о поэте- герое  и о тех, кто отдал жизнь за нас.

В наше время интерес к творчеству Мусы Джалиля заметен не только в литературных кругах, но и среди представителей Ислама. Так, Духовное управление мусульман Нижегородской области издало книгу «Навстречу бессмертию», рассказывающую о его жизни и творчестве. Медресе «Махинур» провело выставку, посвященную Джалилю. На сайте мусульман Нижнего Новгорода о нем сказаны такие слова: «Человечество учится помнить уроки истории, и мы понимаем важность воспитания у молодежи национального самосознания. Можно по-разному относиться к творчеству Мусы Джалиля, к его политическим убеждениям, но тот факт, что духовное наследие этой незаурядной личности должно сегодня быть использовано для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к свободе, неприятии фашизма, — бесспорен».

Мы считаем, что эта работа  будет интересна всем,  кто любит и помнит Мусу Джалиля.

Список использованной литературы:

1.Р. Бикмухаметов.   Муса Джалиль.  Личность. Творчество. Жизнь. Казань: Татарское кн.изд-во, 1986

2. В.Воздвиженский. Поэзия Мусы  Джалиля. Казань: Татарское книжное издательство. 1981год

2. Рафаэль Мустафин. Муса Джалиль.  Казань: Татарское книжное издательство, 1986 год;

3. Рафаэль Мустафин. По следам поэта- героя. Казань: Татарское книжное издательство, 1973 год;

3. Муса Джалиль. Красная ромашка. Казань: Татарское книжное издательство, 1981 год;

                                                                                                                                                                             


[1]Р.Мустафин. Муса Джалиль,Казань,Татарское книжное издательство, 1986г

[2]Р.Мустафин. Муса Джалиль,Казань,Татарское книжное издательство, 1986г

[3]М.Джалиль. Красная ромашка,казань, Татарское книжное изд-во, 1981г


Поделиться:

Флейта и Ветер

Снежная сказка

Ах эта снежная зима

Заяц, косач, медведь и весна

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев