• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Моё первое исследование "Секреты колыбельной песни"

Опубликовано Золотова Марина Витальевна вкл 25.02.2014 - 18:33
Золотова Марина Витальевна
Автор: 
Горбунов Захар, Дмитриев Дмитрий

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolybel_iss_nov.docx706.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     СЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировского района города Новосибирска

 «Средняя общеобразовательная школа № 49»

Горбунов Захар Андреевич,

Дмитриев Дмитрий Дмитриевич, 4В класс

Тема: Секреты колыбельной песни

                                              Учитель – консультант:

                                                         Золотова Марина Витальевна

НОВОСИБИРСК – 2014

Содержание

  1. Введение.
  1. Колыбельная песня.
  2. Цель и задачи исследования.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Методы исследования.
  1. Теоретическая часть.
  1. Древний жанр фольклора.
  2. Функции колыбельной песни.
  3. Сравнение некоторых колыбельных песен и заклинаний.
  4. Персонажи колыбельных песен.
  1. Практическая часть.

Анкетирование учеников 2 класса и их родителей.

  1. Заключение.
  2. Вывод.
  3. Литература.
  4. Приложения.

  1. Введение.

1.1 Почему мы выбрали эту тему?

         На уроках литературного чтения при изучении народного фольклора мы часто встречаемся с колыбельными песнями. Колыбельная – самая первая музыка в жизни человека. Есть особая, волшебная прелесть в звучании этих песен, и не случайно. Своеобразная поэзия колыбельных ведёт начало от заклинаний; есть предположение, что первоначально колыбельные выполняли магическую функцию. Так ли это?

          Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии, с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка, раскрыть её тайны.

           Анализ анкетирования ребят из 2  класса показал, что современные дети не владеют достаточной информацией о колыбельных песнях.  Никто не знает других функций колыбельной песни кроме усыпительной. А это ведёт к потере частички культурно-исторических ценностей своего народа.

1.2 Цель: раскрыть связь колыбельной песни с заклинаниями, показать  значение колыбельных в жизни человека.

Задачи:

  • собрать и систематизировать информационный материал о колыбельных песнях и заклинаниях;
  • сравнить некоторые колыбельные песни и заклинания;
  • доказать, что колыбельные песни действительно скрывают в себе элементы заклинаний;
  • провести анкетирование среди учеников 2 класса и их родителей, чтобы узнать, что они знают о колыбельных песнях, какие из них поют;
  • выяснить, возможно ли познакомиться с  культурой народа при помощи колыбельной песни;
  • создать презентацию, провести внеклассное занятие для ребят начальных классов нашей школы.

1.3 Гипотеза исследования: 

если колыбельная песня содержит в себе элементы заклинаний, то одна из её функций - оберег для малыша.

1.4 Методы исследования:  

  • теория;
  • поиск;
  • сравнение;
  • анкетирование;
  • анализ.

  1. Теоретическая часть.
  1. Древний жанр фольклора

          Колыбельные песни — одни из самых древних жанров фольклора. Об их происхождении существуют две точки зрения. Первая говорит о том, что эти произведения могли выполнять функцию заклинаний - заговоров. Другие же считают этот взгляд неправомерным и утверждают, что колыбельные песни рождены воспитательными потребностями, что они имеют только бытовое назначение. Несмотря на разные мнения, колыбельные существуют с незапамятных времён и  передаются от одного поколения к другому.  Колыбельная песня - мостик из взрослого мира в мир ребенка, мостик из древнего мира в наш мир.

  1. Функции колыбельных песен

         Можно ли представить, что ребенок заснет под громовое, энергичное пение? Нет, конечно. Вот почему колыбельная песенка звучит по-особенному мягко, при всем желании ее не прокричишь. Ласковые слова, ритм, мелодия укачивают, убаюкивают.

Баю – баюшки, баю. Тебе песенку спою.

         Это усыпительная функция колыбельной песни.

         В ходе исследовательской работы нам встретилась замечательная поговорка, в которой говорится о том, что если человек жестокий и бессердечный, то говорят, что ему мать колыбельных не пела. И действительно, ещё одна функция колыбельной песни – воспитательная, когда постоянно поют ребёнку – вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный, будешь делать то, и не будешь делать это. Колыбельные несут в себе огромную смысловую нагрузку и содержат  особое руководство к действию.

Колыбельная для девочки говорит о будущем:

Дитя моё хорошее, будешь мне помощницей.

Песня для мальчика определяет  предназначение мужчины:

Шустрый мальчик, сильный мужичок. Он лисицу добудет, и зайца добудет.

         Работая на наше темой, мы нашли доказательства, что колыбельная песня выполняет не только усыпительную и воспитательную функции.

         У колыбельной есть ещё одна таинственная особенность, она выступает как оберег, содержит в себе заклинания.

         Во всех колыбельных присутствует слово «баю», а ведь само слово "баить" в старину означало — шептать, заговаривать. Значить и сравнивать колыбельную песню нужно с магическим фольклорным жанром заговоров и заклинаний.

         Заклинание, заговор - словесная формула, звучащая в определённом ритме, по суеверным представлениям имеющая магическую силу, направленная на достижение каких – либо целей.

          Мы предположили, что как нельзя лучше, нам подойдут старинные русские заговоры, связанные со сном ребенка.

  1. Сравнение некоторых колыбельных песен и заклинаний.

          Мы предположили, что как нельзя лучше нам подойдут старинные русские заговоры, связанные со сном ребенка, когда его лечили народными средствами, от таких хворей - напастей: "Ночница, полуночница"— бессонница; "Переполох, криксы"— ночной крик.

           Давайте рассмотрим несколько колыбельных и заговоров, между которыми прослеживается связь.

Колыбельная песня

Заклинание - заговор

Пришла бабка с заморья,

принесла короб здоровья.

Тому-сему не дала,

моей девочке приблюла.

В голованьку положила,

рукавочком покрыла.

Криксы - упиры забрала,

во мхи болота послала.

Криксы-вараксы,

идите вы за крутые горы,

За темные лесы от малого младенца!

По старым крестьянским представлениям, "криксы" — особая болезнь детей, вызываемая злым существом, проникающим в ребенка, отчего он "блажит" всю ночь.

Люлю, Дрёма пришла,

По-под зыбочку брела,

К Саше в люлечку легла,

Сашу ручкой обняла.

Соня – сонятко, усыпи дитятко,

Обволоки дрёмой в сонных хоромах.

Заведу глаза, шепну три раза:

«Спитко, посыпатко,

Соня – сонятко».

Дрёма - вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам.  А вот и заговор, призывающий дрёму.

Люли, люленьки, люлю,

Тебе плакать не велю.

Посижу и пошепчу:

-Полуночница – ночница,

Из избы вон уходи,

От Ванюшки отступи.

Полуночная полуночница,

Ночно, полуночно не галься,

Над дитяткой не деканься.   

Полуночница – отнимает сон у младенцев: ноченка-полуноченка, полуношница-щекотунья, ночница, щекотуха-лепетуха, колюха, егозуха, неугомонница.

         Другой интересный персонаж песен - Бессонница, которую в колыбельных отсылают прочь в тёмный лес, в далёкий безлюдный край, или наоборот просят убаюкать дитя. Существует даже обереговая куколка Бессонница. Если ребёнок начинал плакать, мать быстро сворачивала из кусочков ткани куклу Бессонницу и клала в колыбель малышу, сопровождая свои действия заговором:

Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

          Рассмотрев эти примеры, проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу, что целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались. В песнях используются только образы.    

      2.4    Особенности использования персонажей в колыбельных песнях

             Раньше считалось, что  кот, любящий сладко  поспать, способен передать ребёнку эту привычку, поэтому у наших предков было принято укладывать кота в колыбель ребёнка для  тепла и крепкого сна.

Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок.

Приди,  котя, ночевать, мою детку покачать.

          До сих пор кот – один из самых распространённых персонажей колыбельных песен.

          Встречаются образы голубей (гулей), которые садятся на край колыбели и воркуют над ребёнком, насылая светлые сны.

Люлю-люлю-люлюшки, да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать, стал мой милый засыпать.

          Правда,  в текстах колыбельных встречаются и строгие наказы успокоиться: иначе придёт волк или дед Бабай и заберут дитя.

Люлю-люлю, люлю-бай, под окошком дед Бабай

Говорит: ,,Андрюшку дай!”   прочитать про Бабая

          С одной стороны, эти недруги упоминались, чтобы предостеречь ребёнка и заставить его слушаться. С другой стороны – так отражалась в колыбельной тёмная сторона мира. Только родной дом и материнская забота защищали ребёнка от опасностей.

          Как ни странно, всё с той же целью для защиты  в колыбельных иногда пелось о слабости ребёнка, его болезненности и даже о возможной смерти; выказывалось притворное равнодушие к нему.

Баю-бай, баю-бай, завтра Ванечка помрет,

будем Ваню хоронить, в большой колокол звонить.

          Современной маме никогда не придет в голову петь любимому малышу такую «чудную» песенку.

          Но таким обманным приёмом мать пыталась отгородить своё чадо от злых сил: если ребёнок слабый, если в его семье его не любят, то и для врагов его душа не представляет ценности. Это как с именами, которыми нарекали детей – черти не схватят Некраса и Немила, ведь уже в именах сказано, какие они ужасные! Так и «смертная» колыбельная не призывает смерть, а обманывает ее.

          В ходе исследования мы выяснили, что древние колыбельные возникли в эпоху язычества. Когда люди не могли объяснить не только явления природы, связанные с окружающим миром, но и с самим человеком. Эти персонажи представлялись в колыбельных песнях живыми существами, которых приглашали в дом, где есть малютка, или, наоборот, прогоняли.

  1. Практическая часть

          Мы провели анкетирование среди учеников 2 класса и их родителей с целью выяснить, что известно о колыбельных песнях, знают ли они их.  (Приложение 1)

Вывод

            Анализ анкетирования ребят из 2  класса показал, что сегодня колыбельная песня не пропала как жанр, но очень мало детей и родителей поют настоящие народные колыбельные песни. Чаще всего это песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко. В современных колыбельных нет магических элементов, но присутствует  доброе пожелания на будущее ребёнка. Современные дети не владеют достаточной информацией о колыбельных песнях.  Никто не знает других функций колыбельной песни кроме усыпительной. А это ведёт к потере частички культурно-исторических ценностей своего народа. 

  1. Заключение.

          Мы  проследили связь между колыбельными и заговорами. Подтвердили нашу гипотезу, если колыбельная песня содержит в себе элементы заклинаний, то она выполняет не только усыпительную и воспитательную функции, но и является оберегом для малыша, хотя целиком колыбельные песни из заговоров не создавались, использовались только отдельные образы и элементы. Но целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались.

          С помощью этих песен можно знакомиться с народной культурой, обычаями.  Во всех упомянутых нами колыбельных песнях, как в капле воды, отражена душа народа, который их сочинил.

          По результатам анкетирования сделали вывод, что эти песни до сих пор присутствуют в жизни человека.

          Наше анкетирование дало неутешительный результат. Чтобы немного исправить положение, мы провели занятие во 2 классе «Секреты колыбельной песни».  Ребятам  было интересно не только слушать колыбельные песни, придумывать их самим, но и сделать куклу Бессонницу на проведённом нами мастер – классе.

          К концу исследования мы составили сборник старинных и современных колыбельных песен. (Приложение 2) Также в  сборнике  присутствуют колыбельные, которые сочинили ребята на нашем внеклассном занятии. Надеемся, что наш сборник будет пополняться новыми чудесными колыбельными песнями, и станет помощником при изучении устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальной школе.

          Мы будем продолжать изучать народные колыбельные песни как малый жанр русского фольклора, планируем сравнить их с подобными песнями других народов.

  1. Вывод.

В ходе исследования мы раскрыли связь колыбельной песни с заклинаниями, показали  значение колыбельных песен в жизни человека. Доказали гипотезу, если колыбельная песня содержит в себе элементы заклинаний, то одна из её функций - оберег для малыша.

  1. Литература:
  1. Баюшки-баю Слушаем и поем колыбельные песни О.П. Радынова "Владос", 1995г.
  2. Карнаухова И. В.Баиньки: русская народная песенка / И. В. Карнаухова; Худож. Т. Зеброва. – М.: Малыш, 1986
  3. Колыбельные: Поэт. сб. / Ил. Л. Орловой, У. Артеменко.- М.:ООО  «Самокат», 2006

          Интернет – источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%
  2. http://slovari.yandex.ru/колыбельные%20песни%20/Гуманитарный%20словарь/Колыбельные%20песни/ 

  1. Приложения

    Приложение 1

Результаты анкетирования учеников 2 класса и их родителей

Вывод:

          Анализ анкетирования ребят из 2  класса показал, что сегодня колыбельная песня не пропала как жанр, но очень мало детей и родителей поют настоящие народные колыбельные песни. Чаще всего это песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко. В современных колыбельных нет магических элементов, но присутствует  доброе пожелания на будущее ребёнка. Современные дети не владеют достаточной информацией о колыбельных песнях.  Никто не знает других функций колыбельной песни кроме усыпительной.

                             


Поделиться:

Одна беседа. Лев Кассиль

Рисуем тыкву

Северное сияние

Пустой колос голову кверху носит

Акварельные гвоздики