• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Жить чтобы помнить

Опубликовано Погонялина Ольга Викторовна вкл 24.03.2014 - 16:57
Автор: 
Погонялина Дарья

Прошлое-это наша история. Без прошлого нет настоящего. В этом мы убедились познакомившись с Тихомировой И.И. Которая нам преподала урок добра, силы воли, мужества, стойкости и оптимизма  

Ее жизнь-это история. Ираида Ивановна ветеран педагогического труда.  Всю свою жизнь она отдала детям, проработав  в школе 47 лет  учителем географии и домоводства. Знакомство с ней доставило нам огромное удовольствие, так как она очень интересный человек и собеседник. Мы не могли остаться равнодушными и решили, что необходимо оставить память об этой замечательной женщине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repressii_iraida_ivanovna_2_3.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ  № 12»

Исследовательская работа по теме:

«Жить чтобы помнить»

                                                                                                                   Выполнила:

Погонялина Дарья

ученицы 9 «Б» класса

Руководитель:  

                                                                                                                                              Погонялина О.В.

г.Ржев

2014 г.

 

«Жить, чтобы помнить»

                                     Все, что было, стало частью нас самих.

Содержание:

1.Введение .

2.Актуальность проблемы.

3.Биография.

4.Заключение.

5.Социологический  опрос.

6.Литература .

  1. Введение

    Все, что было, стало частью нас самих.. В истории всегда есть страницы, которые люди хотели бы поскорее забыть, но делать это с репрессиями 30-х годов невозможно и не надо. Все, что было, стало частью нас самих. Через  это прошли главным образом те поколения, которых уже нет с нами. Но те, кто все еще с нами, хранят в душе глубокие раны.

Массовые репрессии в стране

Репрессии - одна из самых трагических страниц летописи истории нашей страны и края. Голод, страдания, лишения пришлось пережить миллионам гражданам России. События того времени, коснувшиеся многих семей, сохранились в памяти на всю жизнь. Система репрессий не щадила никого: ни детей, ни взрослых, ни безграмотных, ни руководителей, ни представителей и самой этой системы. Тяжкий труд с малолетства на «спецпоселениях» подорвал здоровье детей, лишил их детства на обжитых местах, возможности получить достойное образование и работу. Напрасные подозрения и недоверие окружающих сопровождали их на протяжении всей жизни. Но многие люди не зачерствели душой, сохранили в памяти и передали потомкам истории своих жизней.

Многие годы период репрессий в СССР замалчивался. До сих пор нет точного числа репрессированных, расстрелянных. Официально считается: 4 миллиона человек репрессировано и 800 тысяч расстреляно, причем политическая элита составляла среди них 5 % , остальные - крестьяне, рабочие, интеллигенция.

В конце 20-х годов ХХ века тяжкий стон прошел по деревням России - началось раскулачивание крестьянства и последующее за ним выселение с обжитых мест. Массовый характер выселение крестьянских семей приняло после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г. "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Всего за 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынуждены были покинуть родные деревни от 3 до 4,5 миллионов человек.

В период складывания тоталитарного режима была создана система карательных органов для преследования инакомыслящих. И с началом коллективизации развернулись массовые репрессии против кулачества и середняков. 7 августа ВЦИК и Совнарком приняли написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и прикреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «О пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения с колхозного поля полагался расстрел.

С ноября 1934 года при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. При этом были отброшены принципы судопроизводства, защищавшие права личности перед лицом государства. Особому совещанию предоставлялось право рассматривать дела в отсутствии обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката.

В 1934 году был принят закон «Об упрощенном порядке рассмотрения дел о террористических актах и организациях». Согласно этому закону следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней: обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон – обвинителя и защитника; просьбы о помиловании запрещались, а приговоры о расстреле приводились в исполнение после их оглашения.

Так началось физическое устранение всех недовольных режимом. Фабриковались дела на врагов народа. Устраивались показательные судебные процессы. Каждый из этих процессов вел к раскручиванию маховика репрессий для десятков тысяч людей. По официальным, явно заниженным данным, в 1930-19593 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано более 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.

В период складывания тоталитарного режима была создана система карательных органов для преследования инакомыслящих. И с началом коллективизации развернулись массовые репрессии против кулачества и середняков. 7 августа ВЦИК и Совнарком приняли написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и прикреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «О пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения с колхозного поля полагался расстрел.В 1934 году был принят закон «Об упрощенном порядке рассмотрения дел о террористических актах и организациях». Согласно этому закону следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней: обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон – обвинителя и защитника; просьбы о помиловании запрещались, а приговоры о расстреле приводились в исполнение после их оглашения.

Так началось физическое устранение всех недовольных режимом. Фабриковались дела на врагов народа. Устраивались показательные судебные процессы. Каждый из этих процессов вел к раскручиванию маховика репрессий для десятков тысяч людей. По официальным, явно заниженным данным, в 1930-19593 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано более 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.

Эпиграф:

Забыть нельзя, вернуться невозможно,

Ведь поезд "ЖИЗНЬ" идёт в один конец.

Билеты раздаются всем бесплатно,

И жизнью будет пойман тот беглец.

Ни кто не может спрятаться, укрыться....

Она найдёт тебя, в вагон опять впихнёт.

Забыть нельзя.... вернуться уже поздно....

А поезд "ЖИЗНЬ" тебя на рельсах ждёт.

Он увезёт всё прошлое в былое,

А наше дело двигаться вперёд.

Забыть нельзя, вернуться невозможно,

Но память об ушедшем слёзы льёт.

Она не верит в жизни быстротечность,

Она не хочет прошлого терять.

Забыть нельзя, вернуться невозможно,

И остаётся только вспоминать.

Зачем она, нам душу рвёт на части?

Что хочет этим жизни доказать?

Забыть бы рад, да это невозможно,

Идти назад нам рельсы не велят.

А поезд «Жизнь» дымит на полустанке,

Он ждёт, когда вернутся беглецы.

Забыть нельзя, остаться не позволят,

Жизнь обрезает прошлого концы.

                                                         Причины.

Прошлое-это наша история. Без прошлого нет настоящего. В этом мы убедились познакомившись с Тихомировой И.И. Которая нам преподала урок добра, силы воли, мужества, стойкости и оптимизма  

Ее жизнь-это история. Ираида Ивановна ветеран педагогического труда.  Всю свою жизнь она отдала детям, проработав  в школе 47 лет  учителем географии и домоводства. Знакомство с ней доставило нам огромное удовольствие, так как она очень интересный человек и собеседник. Мы не могли остаться равнодушными и решили, что необходимо оставить память об этой замечательной женщине.

Целью данной работы является:

1.Познакомить молодое поколение  с  жизнью интересного человека .

2.Воспитывать патриотизм   и любовь к Родине  на примере старшего поколения.

3. Попытаться воссоздать целостную картину жизни детей репрессированных родителей.

Задачи:  

1.Изучить биографию Тихомировой И.И.

 2.Изучить информационные источники по данной тематике.

3.Доказать несправедливость репрессий 30-ых годов ХХ века.

4.Определить влияние репрессий на ход истории.

5.Провести социологический опрос.

6.Проанализировать полученную информацию.

7.Обобщить и систематизировать выводы.

В данной работе использовались  следующие методы исследования:

  1. Описание.
  2. Социологический опрос.
  3. Сопоставление материала с последующим обобщением полученных  результатов.

Актуальность проблемы:

История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали Родине свои силы, таланты, мужество, а многие и оказались принесены в жертву истории. Одна из самых трагичных страниц летописи страны и края – репрессии. Репрессия – (лат.repressio – подавление) карательная мера, наказание, применяемое государством.

30 октября в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. Тотальная депортация поволжских немцев по указу от 28 августа 1941 года прошла в первой половине сентября 1941 года. С 3 по 20 сентября 446480 немцев были депортированы в 230 эшелонах, добирались до места назначения от 4-х до 8-ми недель, а направлялись они в районы Омска и Новосибирска, район Барнаула, на юг Сибири и в Красноярский край. В общем итоге к 25 декабря 1941 года 894800 человек были высланы, и большинство из них в Казахстан и в Сибирь.

Актуальность нашей работы заключается в том, что история одного из самых жутких периодов в России остается в памяти нынешнего поколения и  споры о нем не утихают до сих пор. Никогда не потеряет свою значимость история репрессий, так как во всем мире происходит становление демократического политического режима, который исключает какие-либо насильственные действия.  А самым ярким примером  насильственных мер для будущих поколений   являются сталинские репрессии.

Вопросу истории репрессий посвящено много литературы:

Л.Д. Троцкий «Сталин», т. II (Под редакцией Ю.Фельштинского) ; Аркадий Ваксберг  « Царица доказательств». « Вышинский и его жертвы» ; « Есть всюду свет…» ( Человек в тоталитарном обществе). Хрестоматия для  старшеклассников, составитель С.С Виленский; « Возвращенные имена» Сборник публицистических статей в двух книгах, составитель А.Проскурин. Впервые информация по этой теме открыта появилась в историко-аналитических  книгах: « Историки спорят», «Суд дает история» и т.д.

        Политическая история:

 

Статистика политических репрессий

Такая статистика ведется с 1918 г., но является неполной, противоречивой и неоднородной. В нее включены как злоупотребления режима, ныне расцениваемые как политические репрессии, так и виновно совершенные преступления, субъекты которых до сих пор остаются нереабилитированными. Доля последних невелика. Есть определенные основания полагать, что удельный вес названных лиц в 1918-1928 гг. составлял в среднем не более 10-15%, в 1929-1938 гг. — около 1-2, в годы войны и сразу после нее — в пределах 5-10%. Даже после разоблачения сталинского режима и принятия нового законодательства о государственных преступлениях (1958 г.) доля виновных в их совершении (т.е. тех, которые не реабилитируются) составляет 25-50% в структуре зарегистрированных деяний. Более того, речь ведется лишь о статистике «преступлений», квалифицированных судом или внесудебным органом и отраженных в материалах уголовных дел, тогда как основная масса репрессий осуществлялась в административном порядке, по спискам, планам, по наитию больших и малых вождей. Сознавая имеющиеся недостатки учета, тем не менее можно полагать, что динамика зарегистрированных «политических преступлений» более или менее адекватно отражает основные тенденции реальных репрессий за 1918-1958 гг.

Рост политических преступлений обозначился уже в 1918-1922 гг. Выше приводились данные, что только красный террор стоил более 1,5 млн человеческих жизней. Это период ожесточенной гражданской войны, во время которой кровь миллионов россиян (помимо репрессированных) лилась с обеих сторон без всякого учета. В 1925-1926 гг. после победы коммунистического режима в гражданской войне наблюдался некоторый спад в проведении политических репрессий. Однако это оказалось делом недолгим. Режим не мог существовать без насилия. После празднеств «великого десятилетия» XV съезд ВКП(б) принял курс на коллективизацию сельского хозяйства. В 1929-1933 гг. насильственная коллективизация, борьба с троцкистами и правыми уклонистами, развернутое наступление социализма по всему фронту увеличили репрессивную деятельность режима в 6-8 раз. Особенно велика была доля кулаков в структуре репрессированных лиц, которые в большинстве своем не отражались в статистике ОГПУ.

Кулаки делились на три категории: Первая — контрреволюционный актив — подлежала уничтожению по решению «троек», вторая — богатые кулаки и семьи кулаков первой категории — высылалась в отдаленные районы с конфискацией имущества, третья — остальные кулаки, а также середняки, бедняки и даже батраки с прокулацкими настроениями — выселялась внутри республик, краев и областей. Самой многочисленной была вторая категория. По данным ГУЛАГа, только в 1930-1931 гг. было выслано 1803392 человека3. Эти данные неполны. Среди высылаемых была высокая смертность от голода, холода, болезней и издевательств властей. О числе кулаков первых двух категорий вообще нет сколько-нибудь точных сведений. Общее число реальных жертв раскулачивания, согласно приводимым выше данным из публикаций ЦК КПСС 90-х гг., превышало 20 млн человек. Расправа над кулаками была генеральной репетицией перед еще более кровавыми историческими событиями. Она убедила вождей в колоссальных возможностях режима по насильственному переустройству миропорядка.На этом победном фоне XVII съезд ВКП(б) в 1934 г. принял решение об окончательной ликвидации капиталистических элементов, под которыми имелись в виду все, кто хотя бы косвенно сомневался в большевистских авантюрах. Голос академика И.П. Павлова, написавшего в декабре 1934 г. письмо В.М. Молотову, услышан не был. Он писал: «Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было»4. Он остался в живых, видимо, благодаря мировой известности. А вот делегатам исторического съезда не повезло. Из 1966 его участников 289 проголосовали тогда против Сталина, в связи с чем 1108 делегатов (56,4%) были потом уничтожены как враги народа5. 1937-1938 гг. были новым, самым большим пиком репрессивной большевистской деятельности. Смертная казнь доминировала. Число приговоров со смертной казнью за 1937-1938 гг. составило 82,4% от всех зарегистрированных смертных приговоров, официально вынесенных в 1918-1958 гг. Молотов в конце своей жизни утверждал, что 1937 г. был необходим. Логика элементарна: революция произошла в отсталой стране, опасность фашистской агрессии велика, необходимо устранить остатки враждебных сил6, т.е. самим уничтожить наиболее дееспособную часть народа. В Китае подобием нашего 1937 г. была «культурная революция» в 60-е гг., в процессе которой подверглись преследованию 200 млн человек, т.е. четверть населения, из которых около 8-10 млн. убито7.

В 1992 г. в президентском архиве были обнаружены документы о плановой организации массовых репрессий в 1937-1938 гг.8 На основе решения ЦК ВКП(б) от 2 июня 1937 г. о борьбе с врагами народа последовал приказ наркома внутренних дел Ежова от 30 июля 1937 г. №00447 о репрессировании 268950 человек, в том числе об уничтожении 75950 (первая категория), направлении в лагеря и тюрьмы 193000 человек (вторая категория). План был расписан по республикам, краям и областям. И это было только началом. Местные руководители, соревнуясь друг с другом, просили увеличить «лимиты» по первой и второй категориям на десятки тысяч человек. Они, конечно, лучше знали, с кем им надо рассчитаться или от кого избавиться. Из многочисленных просьб приведу одну, самую небольшую: «Для очистки Армении просим разрешить дополнительно расстрелять 700 человек из дашнаков и прочих антисоветских элементов. Разрешение, данное на 500 человек первой категории, уже исчерпывается. Микоян, Маленков, Литвин». Участвовал в этом и лично Сталин. Приведем его резолюцию: «Дать дополнительно Красноярскому краю 6600 лимита по первой категории. И. Сталин». Кроме первичного плана, встречных планов с мест ЦК ВКП(б) принял дополнительный план на 57200 человек второй категории и 48000 — первой. И это не все. Инициатива местных партийных и советских лидеров была беспредельной.

Деятельность «троек» первоначально предполагалось приостановить 10 декабря 1937 г. Но этот срок неоднократно продлевался. Приведем по этому поводу циничное выступление начальника УНКВД Мальцева в Томске: «Партия и правительство продлили срок работы троек до 1 января 1938 г. За два-три дня, что остались до выборов в Верховный Совет (первые выборы по [ сталинской] Конституции 12 декабря 1937 г. — В.Л.), вы должны начать «заготовку», а затем вы должны «нажать» и быстро закончить дела... Возрастным составом я вас не ограничиваю: давайте стариков. Нам нужно нажать, так как наши уральские соседи нас сильно «прижимают»... Вы должны дать до 1.01.38 не менее 1100 человек, по полякам, латышам и другим не менее 600 человек в день, но в общей сложности я уверен, что за три дня вы «догоните» до 2000 человек. Каждый ведущий следствие должен заканчивать не менее 7-10 дел в день»9.

Расправа была приостановлена лишь 17 ноября 1938 г. с ликвидацией «троек» и обвинениями НКВД и прокуратуры в злоупотреблениях и попытке выйти из-под партийного контроля. Путем очередных политических злоупотреблений они получили свое. Центральные власти избавились от многих свидетелей-соучастников и обелили себя.

В 1939 г. число регистрируемых репрессий снизилось в 20 раз. Однако отдых палачей снова был недолгим. В 1940 г. репрессии увеличились, а в следующем году возросли по сравнению с 1939 г. в 4,4 раза. Последний всплеск учтенных репрессий был в 1946-1947 гг., когда они обрушились на репатриированных граждан10. В эти годы продолжались массовые репрессии против неугодных народов, но сведения о них находились вне официальной статистики. По состоянию на октябрь 1946 г. на спецпоселении находилось 2463940 человек, главным образом из числа выселенных народов11. Эти данные неполны. Тысячи людей уничтожались и гибли при переселении12, совершали побеги и самоубийства. По приводимым выше исследованиям, общее число выселенных народов приближается к 6 млн человек.

Биография:

Мы опросили человека, чья семья   стала жертвой столь ужасных событий.

Тихомирова Ираида Ивановна родилась в  городе Себеж Псковской   области  26 июля 1922 года.

Отец Ираиды Ивановны Иван Яковлевич Албанин  родился в деревне Валгане Двинского  уезда Латвийсков ССР. Именно он стал жертвой репрессии. Отец  много значил в жизни маленькой Ираиды. Она запомнила его как самого светлого и доброго человека.

 Она помнит, как в далеком  детстве он  играючи учил ее азбуке и таблице умножения, а перед сном читал книги.

В январе 1937 года, года когда  Ираиде было 13 лет, папу арестовали.   В тот злополучный вечер, после ужина, люди в  форме ворвались в дом.  Они стали что-то искать.  Отец подошёл  к своей семье и сказал, чтобы они не волновались, что это ошибка.

Во время допроса, Ивана Яковлевича просили подписать какую-то бумагу, но он отказывался. По этому решили привести маленькую Ираиду, что-бы  сломить  его честность. Это была последняя встреча отца и дочери.  Маме тоже удалось увидеть мельком Ивана Яковлевича. Она несла еду к здания НКВД, но ее не подпустили к нему и даже не разрешили передать еду, скали : «Он там сыт будет. Не надо ему еда» .

Третьего февраля 1938 года в 11 часов 15 минут было принято решение о расстреле Ивана Яковлевича Албанина. Справку о его реабилитации  Ираида Ивановна получила спустя немалое количество времени 18 ноября 1957 году.

После потери отца она продолжала жить и радоваться жизни. Да, было тяжело, но отец ко всем трудностям подготовил ее.  

Когда Ираида училась в школе, ее называли « тюремщицей»  и ей за это было стыдно.

После окончания школы поступила  в Московский педагогический институт . А после переехала во Ржев и закончила университет Марксизма Ленизма, получила профессию – учитель географии. Учеба  давалась не легко но ее подбадривали слова отца: «Ира, трудно, но надо. В этом жизнь наша!»

У Ираиды Ивановны так же был замечательный супруг Иван Михайлович Тихомиров.         Он родился в деревне Двойня, учился в Итомлинской  средней школе.  В 19 лет получил профессию учитель в д. Ильи Горы.  Но вскоре планы молодого учителя, как  и миллионов советских людей, оборвала война.

Иван Михайлович встал   в строй воинов, защищавших родину. В составе 1174-го полка 348-й  стрелковой дивизии, где он сначала  был заместителем политрука, а потом  политруком, сражался  Иван Михайлович неподалеку от родного дома. Филькино, Косачево,  Митьково -эти ржевские деревни запомнились на всю жизнь, здесь политрук Тихомиров был ранен.  Госпиталь, лечение и снова-Калининский фронт.

Иван Михайлович встал   в строй воинов, защищавших родину. В составе 1174-го полка 348-й  стрелковой дивизии, где он сначала  был заместителем политрука, а потом  политруком

После возвращения в Ржев в сентябре 1948 года И.М Тихомиров работал в органах, фабрично-заводских  учреждениях, школах №30 и № 35.

Вскоре решился и жилищный вопрос. В разрушенном городе с этим было туго и молодая семья переехала из родительского дома переехала в школу.

В  1950 году родилась дочь Галина, а через три года – сын Александр. Сын стал моряком, капитаном2-го ранга.

Сейчас  Ираида Ивановна  живет спокойной и размеренной жизнью, но вспоминая события  тех страшных времен на  ее глаза невольно наворачиваются слезы. Тяжело жить с такими тяжёлыми ранами на сердце,  тяжело осознавать, что  когда-то дорогие люди были рядом, а сейчас их попросту нет.

                      Социологический опрос:

                      Вывод:

В итоге работы над темой мы пришли следующим выводам:

  1. В стране были  значительные масштабы репрессий.
  2. Вместе с родителями пострадали и дети, которые, наравне со взрослыми, переносили голод и холод, невзгоды  и тяжелый труд.
  3. Жители города хранят память  о тех людях,  которые  пострадали в годы репрессий
  4. Обвинение семьи Тихомировой Ираиды было несправедливым.

Их наказали лишь за то, что они умели дружно и много работать, по этому жили в достатке и ни в чем не нуждались.

                     Литература:

1. В.Г. Афанасьева, Г.Л. Смирнова «Урок даёт история»; М.: Изд. «Политиздат», 1989 год.

2. Д.А. Ванюков, И.В. Суслов «Годы репрессий»; М.: Изд. «Издательство Мир книги», 2007 год.

3. «Книга памяти жертв политических репрессий»; Красноярск: Изд. «Издательские проекты», 2004 год.

4. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России 20-начало 21 века»; М.: Изд. «Просвещение», 2005 год.

5. «Есть всюду свет…»(человек в тоталитарном обществе) Хрестоматия для старшеклассников, составитель С.С. Виленский; М.: Изд. «Возвращение», 2000 год.

6. «Возвращенные имена» Сборник публицистических статей в 2-х книгах, составитель А. Проскурин, М.: Изд. «Агенства печати Новости», 1989 год.

7. А. Ваксберг «Царица доказательств. Вышинский и его жертвы»; М.: Изд. «АО Книга и бизнес», 1992 год, 351 с.

8. Л.Д. Троцкий «Сталин», т. II (под редакцией Ю.Фельштинского); М.: Изд. «Терра-Теrra - Политиздат», 1990 год, 286 с.

9. Личные воспоминания Ираиды Ивановны Тихомировой.

10. Личный фотоархив Ираиды Ивановны Тихомировой.

14. Интернет-ресурсы:

          • http://www.memorial.krsk.ru/.

  • http://demoscope.ru/weekly/2007/0313/analit02.php
  • http://www.dissercat.com/content/iz-istorii-politicheskikh-repressii-v-tatarskoi-assr-konets-1917-nachalo-1950-godov
  • http://kubanmemo.ru/library/Kropachev01/4%20conf.pdf
  • http://lib.rus.ec/b/245760/read


Поделиться:

Рисуем кактусы акварелью

Барсучья кладовая. Александр Барков

Прекрасная химия

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Акварельные гвоздики