Презентация на тему "Рыцарь как представитель 2 сословия" была подготовлена ученицей 10 класса при изучении темы "Средневековая цивилизация: общая характеристика" к учебнику Данилова,Косулиной. Сопровождала выступление на семинарском занятии.Основные разделы посвящены происхождению рыцарского сословия и его образу жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
rytsar_kak_predstavitel_2_sosloviya.pptx | 886.59 КБ |
Слайд 1
РыцарьСлайд 2
Ры́царь — тяжеловооружённый конный воин, также представитель средневекового военно-дворянского сословия. Иносказательно в русском языке — самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-либо на каком-нибудь поприще.
Слайд 3
Возникновение Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV—VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов, первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.
Слайд 4
Костюм рыцаря Боевой костюм рыцаря представлял собой невероятно тяжелые доспехи, которые очень быстро пришли на смену кожаным рубахам и щитам всадников германских племен. А вот любимый конниками длинный меч на длительные века остался на вооружении рыцарей, доказав свое превосходство и над римским гладиусом , и над кривыми арабскими саблями. Особо отличившиеся, прославленные воины получали право давать своему мечу имя. Хотя эта традиция не очень прижилась на практике, так и оставшись в балладах и сказаниях. Защита шеи Узор кольчуги Тело рыцаря более-менее надежно защищала кольчужная рубаха или панцирь. Последний мог либо быть из двух металлических пластин, заслонявших грудь и спину, либо обе половины собирали из отдельных металлических чешуек. В том и в другом случае панцирь вполне мог защитить от колющих ударов и стрел. К нему, также, крепились латы, закрывающие плечи и руки. Ноги воина тоже оказывались закованными в непробиваемую броню. Голову защищал шлем, часто украшавшийся рогами или перьями. А то и тем и другим сразу. Рыцарь, одетый подобающим образом, выглядел, скорее, как статуя, изваянная из цельного куска металла. Трудно представить себе, что в таком облачении можно было не просто двигаться, но еще и ездить верхом, показывать чудеса ловкости на турнирах и в бою. Слабым местом таких доспехов были щели между латами, особенно там, где заканчивался шлем и начинался панцирь. Положение раненого осложнялось еще и тем, что снять доспехи быстро было не так-то просто, и пострадавший мог скончаться от кровопотери, даже если рана не была настолько серьезной. За всю историю рыцарства вооружение тяжелой конницы также претерпело серьезные изменения. Если первоначально всаднику полагалось, в дополнение к мечу и копью, иметь палицу, секиру и, в некоторых случаях, пращу. Однако в более позднее время последние три предмета покинули рыцарский арсенал. Особое значение в бою имел щит. При умелом обращении он мог не только надежно закрыть от рубящих ударов мечей и прямого попадания стрел и копий, но и сам служил мощным оружием. На щите помещался герб благородного воина или его сеньора.
Слайд 5
Посвящение Посвящение. Эдмунд Лейтон (1853—1922) За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому быть хозяином своей судьбы и слова. Обряд этот берет начало в истории германских племен. Первоначально он был крайне прост: на глазах у всего клана кто-то из старейшин или самых уважаемых воинов вручал молодому человеку оружие. Затем следовала демонстрация силы и ловкости новообращенного. В большинстве случаев, посвящающим был отец юноши. Этот же обряд был в ходу и у римлян. Также, по своему выбору, воин мог обратиться в храм наиболее почитаемого им божества и осветить там подаренное оружие. С выделением рыцарей в отдельную воинскую категорию, церемония посвящения несколько усложнилась. Во-первых, она стала более торжественной. Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в праздничные одежды. Во-вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение золотых шпор. В довершение всего, новообращенному отвешивали подзатыльник. Это последний в его жизни удар, за который не надо было мстить. Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь, включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви, появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии. Ночь он должен был провести в храме за размышлениями и молитвами. Вскоре, церковь приписала себе право на проведение обряда целиком, превратив его в религиозную церемонию.
Слайд 6
Рыцарские доблести Рыцари на марше (фрагмент алтаря Кафедральной Церкви Святого Баво в Генте расписанного Жан Ван Айком , 1427‒30) - мужество - верность - щедрость - благоразумие - утонченная общительность , куртуазность - чувство чести Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п. Позднее романы « Круглого Стола », труверы и миннезингеры поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Слайд 7
Феодальная иерархия Иерархия феодального общества сформировалась примерно в VIII в. еще во времена существования государства франков. Чтобы привлечь на свою сторону как можно больше влиятельных людей, король стал раздавать земли в награду за службу. Так в Европе появились вассалы и сеньоры. Первоначально феоды (так назывались поместья, которыми награждали за верную службу) принадлежали казне. При необходимости король мог отобрать его целиком или частично, оставить себе или подарить другому фавориту. Однако уже к XI в. дарованные монархом земли перешли в наследственную собственность феодалов. В самом начале зарождения феодальной иерархии далеко не все землевладельцы были рыцарями, и часто, даже самые лучшие воины не имели собственных поместий. На протяжении нескольких веков рыцаре не входили в дворянское сословие и были лишены права передавать свое звание по наследству. Право на него требовалось заслужить, доказав свою доблесть и верность в многочисленных походах. Эти правила изменились в XII в., когда статус рыцарства превратился из воинского звания в дворянское, став при этом наследственным. Сын рыцаря, как правило, тоже проходил обряд посвящения в 21 год. Каждый из вассалов короля обязан был содержать собственную дружину, обеспечивать ее надлежащим вооружением и быть готовым выступить против врагов короля в любой указанный день и час. Кроме того, монарх имел право расквартировать собственную дружину в любом поместье, а хозяин обязан был содержать высокого гостя и его людей весь период их пребывания в замке. Правда, по окончании таких визитов, король сполна компенсировал весь нанесенный хозяину ущерб. На ступень ниже рыцарей (а к XII в. это звание носили уже все феодалы не зависимо от титула) стояли оруженосцы. Как правило, они также были знатного рода и обучались всем рыцарским искусствам, находясь на службе у опытного воина. Через некоторое время оруженосец мог быть посвящен в рыцари, если его поведение было признано достойным.
Слайд 8
Лишение рыцарского достоинства Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача. Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства). После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий , под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король) выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками. Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства). После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) « подлыми (дословно виланами , англ. villain ), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца ».
Слайд 9
Материал взят с сайтов: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FB%F6%E0%F0%FC http://traditio-ru.org/wiki/Рыцарь http://ricari.net/ Ссылки на картинки : http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-05/1242585672_dreamworlds-20.jpg http://www.varbak.com/afbeeldingen/knight-foto-'s-nb17050.jpg http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-12/1259828106_r15.jpg http://ricari.net/ot/kostumricarya/foto/6.jpg http://ricari.net/ot/kostumricarya/foto/small/3.gif http://ricari.net/ot/kostumricarya/foto/5.gif http://ricari.net/ot/kostumricarya/foto/small/4.gif http://ricari.net/ot/kostumricarya/foto/small/1.gif http://traditio-ru.org/images/thumb/9/9a/Edmund_blair_leighton_accolade.jpg/180px-Edmund_blair_leighton_accolade.jpg http://traditio-ru.org/images/thumb/8/80/Ghent_Altarpiece_E_-_Knights_of_Christ.jpg/180px-Ghent_Altarpiece_E_-_Knights_of_Christ.jpg http://ricari.net/ot/feodalnayaierarhiya/foto/small/3.gif http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fc/Beheading_duke_somerset.jpg
Лепесток и цветок
Пока бьют часы
"Портрет". Н.В. Гоголь
Подарок
Как нарисовать лимон акварелью