• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект в номинации№6: «Актуальные проблемы современности - практическое решение проблемы в системе современных общественных отношений» Тема проекта: Проблема конформизма и особенности самооценки подростков старшего школьного возраста.

Опубликовано Ступаченко Наталья Викторовна вкл 16.11.2014 - 16:03
Ступаченко Наталья Викторовна
Автор: 
Мясоедова Алина Сергеевна Класс:10 Призер мунициапьного этапа конкурса учебных проектов 2013г.

Проблема: Современное информационное общество  требует от индивида сознательной внешней и активной формы проявления, ярко выраженного индивидуализма. Насколько современная молодежь соответствует социальному заказу государства и общества в целом?

Цель исследования: изучить уровень конформизма и самооценки учащихся 8-11 классов МОСШ№1.

Задачи исследования:

  1. Изучение  литературы и других информационных источников по вопросу конформизма.
  2. Провести диагностирование степени конформизма  и самооценки учащихся 8-11 классов.
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о степени готовности учащихся к самореализации в условиях современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проблема конформизма702.48 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Ведение.

Жизнь  людей  в социуме  представлена  множеством самых разнообразных форм. Одни  из них нам привычны, другие -  значительно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Формы поведения могут как индивидуальными, в большей  степени зависимые  от воли, желаний или нужд личности,  так и коллективными- в которых те же  проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.  Еще в начале 20 века  об этом писал известный философ Гюстав Лебон[1]: «Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им».

   Эти слова особенно актуальны сейчас в эпоху глобализации. Сегодня во всем мире люди поют одни и те же песни, получают одну и ту же информацию, носят одежду одних и тех же фирм, пользуются теми же духами – интересы людей унифицированы единой психологией рынка. Миллионами подростков во всех уголках планеты берутся за основу не только разрекламированные вещи, но и модель поведения и даже образ мышления так называемых кумиров. Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Теряется индивидуальность человека, его предназначение размывается в слепом следовании за толпой, боязнью отличиться от большинства, стремлением быть как все. Конечно, в этом есть свои плюсы: нет лишних трудностей, да и по течению плыть всегда легче. Такое поведение свойственно одному из ярчайших представителей наше фауны - хамелеону, который в целях безопасности в любой момент приобретет необходимый окрас. А выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Эрих Фромм[2] называл эффект приспособления человека  мнению, давлению группы «бегством от свободы».

Речь идет о конформизме. "В обыденной речи  он  означает приспособленчество, соответствие некоему признанному или требуемому стандарту.  А если посмотреть в энциклопедию[3] - (от позднелатинского conformis — подобный, сообразный) — морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе.

   Противоположным понятием является независимость, самостоятельность человека, который сам вырабатывает определенное мнение и отстаивает его перед другими.  Таких людей называют нонконформистами - ведущие за собой, лидеры, творцы, генераторы идей.  

    В отличии от них, конформист-  флюгер, направленный  по  ветру. И это не просто, как иногда кажется на первый взгляд, безобидная слабость, безволие. Это серьезная опасность в отношении себя и окружающих, которая заставляет  сознательно поступать неправильно из-за боязни быть посмешищем или отверженным. Так конформизм мешает молодому человеку сказать «нет»  в компании, где предлагают  глотнуть немного пива, покурить травку, понюхать порошок, уколоться наркотиками.

Современное информационное общество нуждается в личности, обладающей трудовым, интеллектуальным, творческим потенциалом. Конформизация является серьезным фактором, сковывающим активную человеческую  позицию, способствует распространению таких негативных явлений, как бюрократизм, круговая порука, социальное иждивенчество, соглашательство, препятствует социальной адаптации  и самоопределению личности. Конформные субъекты – консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Они – неинициативны, а значит, закрыта дорога к профессиональному успеху.

Данная проблема вызвала у меня противоречивые чувства - заинтересованность  и одновременно беспокойство: кто они - будущие выпускники нашей школы? Манипулируемые и пассивные потребители современного  общества  или же личности с активной жизненной позицией, независимостью, уникальностью, верой в свои возможности, способности и добивающиеся успеха?

Проблема: Современное информационное общество  требует от индивида сознательной внешней и активной формы проявления, ярко выраженного индивидуализма. Насколько современная молодежь соответствует социальному заказу государства и общества в целом?

Цель исследования: изучить уровень конформизма и самооценки учащихся 8-11 классов МОСШ№1.

Задачи исследования:

  1. Изучение  литературы и других информационных источников по вопросу конформизма.
  2. Провести диагностирование степени конформизма  и самооценки учащихся 8-11 классов.
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о степени готовности учащихся к самореализации в условиях современного общества.

Объект исследования: конформизм и степень его зависимости от самооценки

Предмет исследования: уровень конформизма  и самооценки учащихся 8-11 классов МОСШ №1 г. Белоярский.

Гипотеза: чем выше уровень конформизма учащегося, тем ниже его самооценка.

Сроки исследования: октябрь 2012-февраль 2013гг.

Планирование исследовательских действий:

  1. Октябрь - декабрь 2012года – аналитический обзор  литературы по вопросу исследования  сущности  конформизма, его истории и последствиях его влияния на человека.
  2. Декабрь 2012 - январь 2013года - изучение методик исследования конформизма и самооценки в современной психологии, выбор наиболее оптимальных из них, с учетом консультативной помощи психолога; проведение диагностики методом анкетирования и  проведения психологического эксперимента; обработка результатов диагностики, его анализ.
  3. Февраль 2013г.- подведение итогов исследования, оформление проекта.

Методы исследования:

  1. Изучение информационных источников.
  2. Анализ
  3. Тестирование.
  4. Обобщение.
  5. Метод математической статистики и обработки.
  6. Синтез.
  7. Описание.


[1] Гюста́в Лебо́н (1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, основатель социальной психологии.

[2] Э́рих Зелигманн Фромм (1900- 1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.

[3] http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике


Поделиться:

Ералаш

Нечаянная победа. Айзек Азимов

Рисуем зимние домики

Денис-изобретатель (отрывок)

Для чего нужна астрономия?