• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

презентация "Малоизвестные представители славянской мифологии"

Опубликовано Стешина Юлия Андреевна вкл 23.01.2015 - 20:34
Стешина Юлия Андреевна
Автор: 
Стешин Георгий

Работа может быть использована на уроках истории по теме "Религия восточных славян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon maloizvestnye_predstaviteli_slavyanskoy_mifologii.ppt242.5 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа на тему: « Малоизвестные персонажи славянской мифологии». Выполнил ученик 4 «А» класса Стешин Георгий

Слайд 2

В последнее время возрос интерес к славянской мифологии. Русские люди хотят узнать о том, во что верили их предки до принятия христианства, во времена язычества. Однако, большинству известна лишь незначительная часть славянских богов и духов ( например: Перун, русалки, домовые), поэтому целью моей исследовательской работы будет знакомство с малоизвестными духами и божествами древних славян

Слайд 3

Эта тема очень сложна тем, что существует крайне мало достоверных исторических источников, т.к. язычество у славян существовало в дописьменный период, а в последствии сведения о славянской мифологии искажались отрицательным отношением к ней христианства. В моём исследовании источниками являются различные словари, записки исследователей и научные работы IX-XXI веков.

Слайд 4

Добрые духи

Слайд 5

Берегини Наши предки верили, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой — воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь — лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.

Слайд 6

Культ берегини был представлен берёзой — воплощением небесного сияния, света. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» - праздниках в честь берегинь.

Слайд 7

Дрёма Вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим, убаюкивающим голосом. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары.

Слайд 8

Чур Бог родового очага также оберегающий родовые земельные владения. Изображался в виде деревянного обрубка с условными знаками – чурбана. Был межевым знаком и охранял род, отсюда идет фраза: «Чур меня!», т. Е. просьба о защите.

Слайд 9

Нейтральные духи

Слайд 10

Боли-бошка Дух леса, живущий в ягодных местах, чаще всего на клюкве и бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда – рвань в заплатах. Носик остренький, а глаза, не то печальные, не то хитрые. Прикидывается жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку или что-нибудь еще. Нельзя поддаваться на уговоры, как бы ни умолял. Уступишь, начнешь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать – вскочит боли-бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и пропадешь.

Слайд 11

Волкодлак Оборотень принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка. Иногда это бесстрашные воины-колдуны славянских Богов Велеса и Перуна, мощь которых настолько велика, что может вызвать даже солнечное или лунное затмения.

Слайд 12

Жировик Один из многочисленных славянских домашних духов. Его ещё зовут «ли́зень» за некоторые привычки. По другому - жирень, живёт у нерадивых хозяек, которые зазря переводят продукты. Селится как правило под столом, а питается остатками недоеденной и неубранной еды и пищей упавшей на пол. Название дано потому, что он любит жить в тепле и холе. Живёт за печью или в подполье, любит «лизнуть блины или оладьи с пылу-жару». Существо незримое, возится по ночам с немытой посудой, вылизывая её. В большинстве случаев жировик — одно из названий домового

Слайд 13

Злые духи

Слайд 14

Анчутка Злой дух живёт то в воздухе, то в воде. Рогатый, беспалый, беспятый, прообраз чёрта . Считается, что нельзя упоминать его имя, иначе потом он от тебя не отстанет. У каждого растения свой анчутка носящий его имя.

Слайд 15

Лесавки Дети кикиморы-болотной и лешего . Нежить. Описываются как бледные очень высокие девушки с длинными чёрными волосами. Они нагими, либо в белых грубых рубахах, подвязанных осокой, бегают по глухим лесам, напевая песни. Могут заманить заплутавшего путника в непроходимую глубь леса и оставить одного на погибель. Их излюбленное дело — кража младенцев, они забирают их ночью из люльки и закармливают до смерти. Если младенец оказался девочкой, лесавки уносили её на болото и растили как лесавку . Обычно для защиты от них ведьма (ведающая мать в славянском понимании) клала в кроватку ребёнка нож или ножницы в раскрытом виде.

Слайд 16

Жихарь Домашний злой дух. Где в доме он живёт, в точности неизвестно, но он опасный для молодой матери сосед: в отсутствие домочадцев крадёт детей из зыбки, но прилюдно сделать это не решается. Если мать бывает вынуждена уйти из избы, то, чтобы обезопасить дитя от жихаря, кладут в зыбку ножницы и вертяной камень, а под зыбку , на пол, кладут старый веник.

Слайд 17

Ичетик Ичетик — злой дух из рода водяных. Также, как и водяной, ичетик живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощником водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и шишиги). Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега подмывает, мостики разрушает, посевы заливает. Обликом похож на водяного, только ростиком не вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего

Слайд 18

Шиш По славянской мифологии "нечистая сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. К "шишам" посылают в гневе докучных или неприятных людей. "Хмельные шиши" бывают у допившихся до белой горячки: до чёртиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш— или кукиш." "...что очень удачно подмечено людьми — трудно найти человека, который ни разу в жизни не изображал или не "поймал шиша" от других."

Слайд 19

Шишига Шиши́га — по славянской мифологии "маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками" . "Считалось, что она ходит голой со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам". "В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей."

Поделиться:

Карты планет и спутников Солнечной системы

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Повезло! Стихи о счастливой семье

Ребята и утята

И тут появился изобретатель