• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Краткая история создания игрушки

Опубликовано Федорова Людмила Николаевна вкл 24.01.2015 - 12:52
Автор: 
Ларионова Алина

    Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти материках  и в течение многих тысячелетий.

   Что только не включается в понятие «культура»: одежда и книги , посуда и прокатные станы, симфонии и железные дороги, мосты и театры – все , что создано человеком.

   Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры , отражающее нацио-

нальные традиции и географические особенности . Детские игрушки – это жизнь в миниатюре , можно сказать, основа на которой формируется мироощущение  ребенка.

Детская игрушка – очень древнее и сложное по своему содержанию явление человеческой культуры, поэтому она является объектом данного исследования. Предметом выступает – роль игрушки в становлении личности и формировании представлений о культуре на протяжении истории развития человеческого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа277.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                                 IVгородская межшкольная конференция

                                                  « Я – исследователь»

                                             Секция «Диалог культур»    

Тема : « Игрушки – как очевидцы и свидетели истории человечества».

                                                                   Выполнила :                                           ученица 7А класса

                                                                     МБОУ школы № 123

                                                                     Советского района

                                                                     Ларионова

                                  Алина

                                                                                                                                       Руководитель: Федорова

Людмила Николаевна

учитель истории                    

Самара , 2013 г.                      

                                               Содержание :

Глава 1 . Введение

1.1 Передача культурных ценностей от поколения к поколению – один из элементов социализации личности .

Глава 2 . Игрушки – как очевидцы и свидетели истории человечества .

2.1 Игрушка – неотъемлемая часть истории Древнего мира .

2.2 Судьба игрушек в эпоху средних веков .

2.3 История русских игрушек .

2.4 Самые современные игрушки .

Глава 3 .

3.1 Роль игрушки в формировании личности ребенка .                                

        


                                                              1

                                                           Большой чемодан под кроватью хранится

                                                           И мне по ночам он все снится и снится,

                                                           В нем домики, куклы, мячи и зверушки,

                                                           В нем много историй, ведь там же игрушки!

                                                                                                 Евгения Кошечкина

    Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти материках  и в течение многих тысячелетий.

   Что только не включается в понятие «культура»: одежда и книги , посуда и прокатные станы, симфонии и железные дороги, мосты и театры – все , что создано человеком.

   С давних времен люди привыкли связывать с понятием «культура» пред-

ставление не только о рукотворных ценностях. Еще в древности было заме-

чено , что там , где человек начинает создавать какие-либо предметы , не су-ществующие в природе, это не проходит бесследно для самого человека . Преобразуя естественные природные материалы – камень , глину , кость…,

он одновременно преобразовывал и самого себя : совершенствовал умения, развивал творческие способности , находчивость , воображение , образное мышление. И все эти приобретаемые им свойства и качества тоже станови-

лись элементами культуры. Это была уже культура не внешняя , проявляв-

шаяся в созданных человеческими руками неодушевленных вещах , а культу-

ра внутренняя , превращающаяся в достояние и богатство человека.

   Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры , отражающее нацио-

нальные традиции и географические особенности . Детские игрушки – это жизнь в миниатюре , можно сказать, основа на которой формируется мироощущение  ребенка.

                                                                  2

Игровая деятельность обеспечивает ребенку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребенка, в ко-

торой осуществляется его связь с окружающим миром. Игра , являясь одним из важных явлений духовной культуры человечества обеспечивает межпоко-

ленную передачу социальных и нравственных норм .Игры и игрушки детей охватывают все основные сферы культуры , так что в период детства в ребен-

ке закладывается широкий круг навыков и понятий , подготавливающих его к дальнейшей взрослой деятельности в коллективе людей. Игра и игрушка стимулирует развитие у ребенка суммы качеств и навыков , необходимых в жизни каждого человеческого общества . Отсюда следует , что игрушка –это предмет , который должен , организуя и сопровождая игру , служить физиче-

скому и интеллектуальному развитию ребенка , предмет , который с раннего детства постепенно вводит его в овладение материальной и духовной куль-

турой своего народа.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушки в жизни чело-

века. Иногда о каком-нибудь незначительном , пустячном деле говорят : «А! Это просто игрушки!» Но разве игрушки – пустяк ?

Детская игрушка – очень древнее и сложное по своему содержанию явле-

ние человеческой культуры, поэтому она является объектом данного иссле-

дования. Предметом выступает – роль игрушки в становлении личности и формировании представлений о культуре.

К задачам исследования относится :

  • анализ исторического положения игрушки на определенном этапе развития человеческого общества;
  • выявление роли игрушек в формировании личности ребенка и передаче культурных ценностей от поколения к поколению ;

                                                             3

  • расширение представлений о взаимодействии культур в изменении

           характера игрушек на протяжении человеческой истории.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью , в которой формируется типичный облик ребенка : интеллек- туальные , физические и нравственные качества . В изменении характера иг- рушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена история раз- вития общества , история развития ребенка в обществе. На первых   ступенях  развития все народы земного шара давали детям то , что забавляет их самих – изображения птиц , животных или существ , в которые они верят. В древнем мире кукла была изображением бога , «дублером» человека в ритуале жертвоприношения. Люди рисовали , лепили и вырезали животных , веря , что это обеспечивает удачную охоту . У некоторых племен фигурки людей служили вместилещем душ умерших. Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости , дерева , глины и растений , позже из тряпочек , стекла ,кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина , пластик и другие химические материалы .

Колье «Первобытные сказки»

   Каждая историческая эпоха накладывает свой отпечаток на содержание игрушек и направленность игр .Игрушки запечатлели в себе историю челове-

чества . Они – ее очевидцы и свидетели. Проследив за изменениями игруш-

                                                                4

ки , мы увидим , как человек взрослел.

Все первобытные игрушки условно можно разделить на несколько видов:

  • звуковые  – трещотки , жужжалки , бубенцы , погремушки ;
  • двигательные – волчок , мяч , змей ;
  • оружие – лук , стрелы , бумеранги ;
  • образные –изображения животных , птиц , людей.

   Игрушки , раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества , не исчезают вместе с исчезновением тех орудий труда , копиями которых они являются. Игрушки живут дольше . Ярким при-

мером изменения и развития игрушки в процессе эволюции человечества являются лук и стрелы. После появления огнестрельного оружия , лук по-прежнему остается в руках детей , но теперь действие с ним уже не связано со способами охоты , и упражнения с луком используются для развития мет-кости , необходимой человеку , пользующемуся и огнестрельным оружием.

Отсюда следует , что игрушка лишь по внешней видимости остается неизмен-

ной .  В действительности , она исторически изменяется , вместе с историей изменения места ребенка в обществе , и вне этой истории не может быть понята . В древних игрушках подкупает искренность ,теплота и любовь , с которой эти вещи делались.

Фигурки людей

5

   На низких ступенях культурного развития человечества игрушки являются частью народного искусства : здесь нет ничего оторванного от жизни и интересов взрослых ; игрушки делаются и детьми и взрослыми – для себя, для близких . Отсюда при бедности умения , техники – богатство замысла и яркий след личного вкуса .

   Древние рабовладельческие общества Египта , Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры . Много интересного можно узнать , изучая игрушку , выступающую своеобразной иллюстрацией эпохи. Уже в Древнем Египте известны игрушки,

которые по древнему обычаю клались рядом с умершими детьми, и таким образом , они сохранились до наших времен. Теперь мы имеем возможность знакомиться с этими игрушками в разных европейских музеях.

   Как и сегодня , первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками , матери и кормилицы напевали колыбельные песни.

Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье , что трещотки своим звуком отгоняют злых духов и оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках  древнерим-

ского города Помпеи. Это были трещотки разных видов : трещотки , кретала , систра. Трещотка , найденная в Помпеях , состоит из небольшого диска на рукоятке , снабженного бубенчиками. Кретала делались из металлических пластинок , соединенных между собой с одной стороны . Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки , которые воспроизводят  звук при движении стержней.

   Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются середи-ной  IIIтыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте

                                                                    6

впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения – «Тигр» и «Крокодил». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма , приводимого в движение рукой ребенка, откры-вали пасть. Интересна игрушка , изображающая месящего тесто раба. Если фигурку потянуть за нитку , она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. Этот древнейший способ конструкции использовали и русские мастера народной игрушки .   В этих игрушках главное передано движение .

   Позднее в игрушке возник облик коня . О существовании лошади египтяне узнали от кочевых племен , завоевавших Египет в начале I тыс. до н.э. . Эльдис

Известны кони-каталки , сделанные в V в.  до н.э. Образ коня передавался обобщенно , но имел ряд реалистических элементов. На миниа-

тюрном античном сосуде , хранящемся В Эрмитаже , мы находим изображе-

                                                              7      

ние детской двух .колесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырех-угольным кузовом на оси . куда мог сесть ребенок.

   В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки , как кукла.

Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет. Любимыми игрушка-

ми были куклы , паяцы и статуэтки. Кукла представляла собой грубый чурбан-чик без рук и без ног. Иногда встречаются куклы с отлично вырезанным туло-вищем , сложной прической , а руки и ноги имеют суставы .Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям , а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами призванными скрасить одиночество умершего.

   Античные Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол . Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы  приносили их в дар богиням Артемиде , Венере. Но были и игровые куклы . Делались они из глины , дерева и часто были подвижны. Более тщательно из дорогих  материалов выполнялись куклы для детей знати.

   Судьба игрушек в средние века остается невыясненной. Первые сведения относятся уже к нарождающейся новой западноевропейской жизни.

   В средние века производством игрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа , резчики по дереву в горах Юры и примитивные  ремеслен-ники старого Нюрнберга. Этот город издавна представлял собою базар игру-

шек , рынок всего мира , с которым соперничал Страсбург . Парижские игру-

шечники мало заботились о создании дешевой игрушки , предпочитая делать из гипса украшения , лепные работы и только изредка – кукол. Деше-вой игрушки не существовало , кроме кукол из гипса , которые разбивались при малейшем падении .

                                                             8

   В  XVI веке парижские игрушечники выработали , как самостоятельную специальность , изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки , поскольку куклы эти были миниатюрными моделями : матери изучали по ним моду , а дочери забавлялись ими. Аристократическая французская игрушка до начала XIX века сохраняет характер произведения художественно-прикладного искусства. Она хороша , но не для детей , так как им разрешено любоваться ею только через стекло.

   Спрос на игрушки возрастает с ростом городов , а вместе с тем торговля ими становится прибыльной . Производство игрушек становится еще разнообразнее , когда начали использовать тесто , приготовленное из дешевой ржаной муки .

   Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности : игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком , цементом и мукой. Наряду со старым резчиком , который делает домики и лошадок из дерева , в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки , а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.

                                                              9    

   История русских игрушек интересна с первых страниц . На территории Сибири нашли множество фигурок животных : мамонта , носорога, львицы, медведя , верблюда . Они сделаны из мягкого камня-мергеля за 35-12 тысяч лет до нашей эры. Среди них есть и изображения людей. Особенно поражает мастерство древних скульпторов , создавших женские фигурки «Венер» древнекаменного века , найденных в Костенках Воронежской области . «Венеры» , как считают ученые , изображали богиню плодородия , Великую мать природы – первую и главную богиню у многих народов . У некоторых племен фигурки людей служили также вместилещем для душ умерших . Когда кто-то умирал , его родственники сразу делали новое , игрушечное тело , чтобы в нем поселилась искорка души  ушедшего.  Связаны с религиоз-ными обрядами и некоторые изображения животных : конь в славянской мифологии символизировал солнце , птица приход весны .

   Это были как бы предки народных игрушек . Прошли тысячелетия – и в

русских  игрушечных промыслах дородная богиня стала барынькой в нарядном платье или нянькой с младенцами на руках , солнечного коня оседлал бравый гусар , птица превратилась в ярко раскрашенную курицу. А имя Ляли , или Лели , дочери славянской богини Лады , стало обозначением малышки или куколки – «лялька» . Трудно сказать точно , но кукла , как детская игрушка , появилась у славян примерно тысячу лет назад.

Первая кукла

10

В русских крестьянских семьях игру в куклы считали не пустой забавой . Они верили , что чем больше и усерднее ребенок играет , тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь . А если с куклами плохо обращаться , играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

Крестьянские куклы были очень простыми , делались , в основном , из тряпок с помощью традиционных приемов . Главное искусство состояло в умении нарядить куклу. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умении ее хозяйки .

Самодельная кукла

Столицей кукольного царства называют подмосковный город Сергиев Посад , потому что именно здесь создавались российские куклы и другие игрушки . Глядя на мастеров Сергиева Посада , принимались за игрушечный промысел множество других подмосковных сел .Первоначально сергиевские мастера прославились своими поделками из дерева . В конце XIX века в России начинают изготовлять кукол из папье-маше . Кукольники разработали сразу несколько видов кукол. Каждому виду народ подобрал меткое  название .

    Первых подвижных кукол прозвали «скелетки» .Фигурки у них были тоненькие , собранные из лучинок , а ручки и ножки сделаны на шарнирах .

                                                                     11

   Кукол с подвижными глазами называли «моргалки» . Красивую куколку с головкой из папье-маше  и изящной тонкой талией  так и прозвали  «талия» .          Пупсика в крестильной рубашечке ласково окрестили – «дитяшка» .

   Умели сергиевские игрушечные мастера развлечь народ .Самыми красивыми и дорогими по цене были «этнографические куклы» с фарфоро-

выми головками . Они появились в конце XIXвека .У этих кукол были красивые личики , роскошные косы и очень тщательно сшитые наряды , которые изображали одежду разных губерний России того времени .

   С каждым десятилетием игрушки начали  становится  все красивее , ярче , сложнее и приближеннее к реальности . Во многом особенности игрушек зависели от того для какого сословия они были изготовлены . В двадцатом же веке игрушки стали меняться с такой скоростью , что рассматривать их нужно целыми десятилетиями .

   В началеXXвека и для людей , и для кукол наступили трудные времена . Из-за войн и революций хозяйство нашей страны было сильно разорено , промышленность пришла в упадок .

   Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось , так что в те годы игрушки можно было купить  , как в старину , лишь на базарах и ярмар- ках у кустарей- одиночек .

   И только несколько лет спустя в местах традиционных промыслов воссоздаются артели  , восстанавливаются фабрики . Художники и мастера начинают придумывать новых кукол . В это время не делают роскошных дорогих кукол . Их было бы некому покупать . И материалы , и куклы стали проще . В кукольном мире , как в зеркале , отражается то , что происходит в стране . Но даже из самых простеньких материалов  мастера умудрялись изготавливать очаровательных кукол . Московская артель «Забава детей» в

                                                            12

 те годы выпускает смешных тряпичных кукол-работниц в красных косынках , почтальонов , пожарников , молочниц .

   В 1932 г. В Загорске ( Сергиевом Посаде ) открывается Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки , и художники начинают разрабатывать новые образцы для промышленного производства кукол и зверей .

   В 1941 году Великая Отечественная война опять отбросила производство игрушек назад . Но уже в 1943 году игрушки начинают производить снова .

В пятидесятых годах появляются забавные целлулоидные пупсы и уточки для купания малышей . В моду вошли елочные игрушки , плюшевые медведи и солдатики . Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки .

   Прошли годы . Кукольная промышленность набрала темпы , и кукол стали делать большими партиями , В шестидесятых годах игрушки выпускали уже тысячи предприятий по всей стране . В игрушках шестидесятых были отражены , как правило , две темы – это сельское хозяйство и космонавтика .

    В 70-80 г.г. игрушечная промышленность достигла своего расцвета . Плюш заменил искусственный мех . а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает  место ярким цветам . Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов , это и Винни-Пух и котенок Гав , ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка .

   Десятилетие девяностых можно смело назвать временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась чаще чем раз в год . Здесь и Барби , и черепашки Ниндзя , а также прыгуны , лизуны , радуги и прочие странные забавы в компании с киндер-сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи .

                                                                 13

   И все-таки все эти игрушки несомненно были сделаны для чего-то и почему-то : чтобы развивать детей физически и интеллектуально , чтобы учить уважать свою страну и ее историю .

   Детство много веков проходило в движении и погружении в свою фантазию. Будь то тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром – суть игры не менялась . Ребенок создавал свой мир , свои истории , учился дружить , любить , ссориться и мириться , а главное все это было неразрывно связано с настоящими бытовыми тонкостями . Куклы ели , спали , ходили в школу и на работу , и ребенок был готов к тому , что когда-то игра в дочки-матери станет реальностью , мало того , он этого хотел и своим желанием гордился .

   Каждая вещь на свете имеет свою историю . Есть она и у любой , даже самой простенькой игрушки . Часто эта история уходит в глубь веков . Не всегда можно ее разузнать , так как игрушка – вещь хрупкая , созданная из недолговечных материалов .

   В своей работе мы проанализировали наиболее важные события из исто- рии создания и развития игрушек ;  проследили изменения в характере игру-шек на протяжении человеческой истории от первобытности к современной цивилизации ; выявили роль игрушки в формировании личности ребенка и историю изменения места ребенка в обществе .

   Мы пришли к выводу  о том, что конкретные исторические условия каждой эпохи накладывают свой отпечаток на содержание и направленность игр , а в изменении характера игрушек наглядно отражена история развития ребенка в обществе , история развития общества .

                                           Список литературы :

1 . Белякова Г.С.   Славянская мифология . – М . Просвещение 1995 г.

2 . Спок Бенджамин  Ребенок и уход за ним . Екатеринбург АРД  АТД

1999 г.                                                                                                                                                                                

3. Детская энциклопедия . Из истории человеческого общества . М. 1975 г.

4 . Легенды и мифы Древней Греции , Рима , Египта , Междуречья .

5. Рабинович М. Судьбы вещей . М . 1974 г.

6   Энциклопедический словарь юного историка . М. 1997 г.

7   Тарасевич Н.А.  Социокультурная и развивающая функция игрушки .

   





                                


Поделиться:

Как Снегурочке раскатать тесто?

"Портрет". Н.В. Гоголь

Свадьба в Малиновке

Рисуем лошадь акварелью

Притча о гвоздях