• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Российский флот родом из Кайбиц

Опубликовано Рания Файзрахмановна вкл 27.01.2015 - 19:33
Рания Файзрахмановна
Автор: 
Хузин Булат

            Основанием для разработки данного проекта послужил тот факт, что на уроке истории учитель рассказал  о том, что дубрава, которая распологается в нашем района, была резерватором  для кораблестроения при Петре I. История   интересная. Мне, естественно, захотелось узнать больше. И началась работа.

             О бурной эпохе Петра I в наши дни написано несметное количество книг и статей - деяния царя-преобразователя того стоят. Со свойственной ему энергией Петр отдавался и организации лесного хозяйства в России. Его с полным основанием можно считать первым лесоводом России. За годы правления Петр подписал более ста указов, распоряжений и инструкций, относящихся к сбережению и рациональному использованию лесных богатств. Близкий к Петру Андрей Нартов (крупнейший в то время механик и машиностроитель) отмечает в своих заметках: "О разведении и соблюдении лесов были государевы многие указы строгие, ибо сие было из важнейших его предметов". Однако и заботы о лесном хозяйстве подчинялись главному делу Петра - превратить Россию из страны сухопутной в державу морскую.

             Проведенное  исследование дает право утверждать, что выбранная мною тема проекта не голословная. И то, что мои предки участвовали в таком грандиозном мероприятии, как судостроительство, ни у кого не вызывет сомнение.

             А историю малой родины нам обязательно надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskiy_flot_rodom_iz_kaybits.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

“Бурундуковская оош им. Р.Калимуллина

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан”

открытый конкурс

историко-культурных информационных

проектов учащихся и педагогических работников

школ города Казани и Республики Татарстан

«Служу Отечеству»

Проект “Российский флот родом из Кайбиц»

Номинация  «Здесь Родины моей начало»  

Автор: Хузин Булат Ирекович,

ученик 6 класса

                                                     Руководитель: Хузина Р.Ф.,

учитель русского языка

2014

Содержание проекта:

Введение.... .....................................................................................................3 - 4 стр.

Глава I  Российский флот родом из Кайбиц…………………………..….4-6 стр

1.1. Дуб – символ моего края………………………...................................... 5 стр.

1.2.  Лес - это флот..........................................................................................5 - 6 стр.

1.3. Заповедные леса.........................................................................................6-7 стр.

1.4.Кайбицкая дубрава…………………………………………………....7- 8 стр.

1.5.Адмиралтейская слобода. ............................................................................8 стр.

1.6. Лашманы...................................................................................................9-10 стр.

Глава II Первый русский лесовод…………………………………………10 стр.

Заключение ....   .................................................................................................11 стр.

Список литературы.............   ............................................................................12 стр.

            Введение

    Основанием для разработки данного проекта послужил тот факт, что на уроке истории учитель рассказал  о том, что дубрава, которая располагается в нашем района, была резерватором  для кораблестроения при Петре I. История   интересная. Мне, естественно, захотелось узнать больше. И началась работа.

             О бурной эпохе Петра I в наши дни написано несметное количество книг и статей - деяния царя-преобразователя того стоят. Со свойственной ему энергией Петр отдавался и организации лесного хозяйства в России. Его с полным основанием можно считать первым лесоводом России. За годы правления Петр подписал более ста указов, распоряжений и инструкций, относящихся к сбережению и рациональному использованию лесных богатств. Близкий к Петру Андрей Нартов (крупнейший в то время механик и машиностроитель) отмечает в своих заметках: "О разведении и соблюдении лесов были государевы многие указы строгие, ибо сие было из важнейших его предметов". Однако и заботы о лесном хозяйстве подчинялись главному делу Петра - превратить Россию из страны сухопутной в державу морскую.

            Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности  (1 год).

            Цель проекта: исследование вклада  предков в историю родины, региона, страны.

            Задачи:

  • Активизация поисковой, учебно – исследовательской деятельности учащихся.
  • Воспитание чувства любви к «малой» Родине.
  • Расширение и углубление знаний учащихся по истории края, географии.

           Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечания и приложения.

            Хронологические и территориальные рамки исследования : начало 18 века Территориальные рамки: Бурундуки – Казань – Мурали – Кайбицы.

            Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечания и приложения.

            Источники информации:

  • литературные средства
  • средства СМИ
  • интервью

Методы обработки материала

  • анализ
  • обобщение
  • сопоставление с известными фактами
  • выводы

            Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ, которые можно использовать в учебном процессе (сборники, рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы) и в воспитательной работе.

Российский флот родом из Кайбиц

           Не сыскать в Татарстане дубрав краше и пышнее, чем в Кайбицком районе. Дубы здесь занимают почти половину лесов района и являются главной лесообразующей породой. Кайбицкие дубравы являются  визитной карточкой района. Именно дерево стало символом края: на гербе и флаге района изображен дуб.

            Еще при Петре I кайбицкие леса были выделены под корабельные рощи. Здесь заготавливали лесоматериалы для строительства российского флота, которые сплавляли по Волге и Свияге. В то время были установлены особые правила пользования лесом, существовали очень жесткие меры наказания за незаконные вырубки.

            Первые обследования лесных дач, ныне входящих в состав Кайбицкого лесхоза, были проведены в 1857-1861 годах по инструкции для корабельных лесов. Затем они периодически повторялись.

            В России дубы сейчас на грани исчезновения. Наша задача - любой ценой сохранить для потомков эти прекрасные сильные деревья.

Лес - это флот

            Петр I говорил: "Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, вторую руку имеет". Вот для создания этой "второй руки" и требовалось огромное количество высококачественного леса. Такой лишь пример. Строительство одного фрегата потребляло более трех тысяч отборных деревьев. Сколько же их пошло на постройку более тысячи боевых кораблей, спущенных на воду при Петре I на двадцати верфях!

            Впрочем, венценосный "мореплаватель и плотник" заботился не только о военных фрегатах и галерах, он думал и о торговых судах, способных связать Санкт-Петербург и Архангельск с крупнейшими европейскими портами. Более того, его планы, касающиеся внешней торговли, не ограничивались прорубленным "окном в Европу". По свидетельству того же Нартова, у Петра было намерение "проложить дорогу чрез Ледовитое море в Китай и Индию...". Он "сочинил и написал собственною рукою наказ Камчатской экспедиции (Беринга.), которая долженствовала проведывать и отыскивать мореходством того, не соединяется ли Азия к северо-востоку с Америкою..."

            Программа была намечена грандиозная. Но создание мощного военного и торгового флота требовало огромного количества досок, брусьев, древесных стволов для корабельных мачт. Казалось бы, какие тут затруднения? На необозримых пространствах между российскими городами простирались дремучие леса, запасы природной кладовой представлялись неисчерпаемыми. Однако крупные и здоровые деревья нужных пород (даже при прежнем изобилии) встречались нечасто. Петр знал, что корабельные дубы и мачтовые сосны поспевают столетиями и при свободной рубке, обычной для того времени, могли быть истреблены очень быстро. Чтобы уберечь леса от такой угрозы, Петр устанавливает строгий государственный контроль за их использованием. Решение беспрецедентное, знаменующее начало лесного хозяйства в России.

Заповедные леса

            Все началось с указа от 19 ноября 1703 года. То был важнейший законодательный акт об описи лесов во всех городах и уездах в пределах 50 верст от больших рек (речь шла о Волге, Оке, Доне, Днепре и Двине, впадающей в Балтийское море, со всеми притоками) и 20 верст от малых, "которые в те большие реки впали, а сплавному ходу по ним быть мочно". (Цитаты из указов и распоряжений Петра I приводятся по "Полному собранию законов Российской империи", тт. IV-VII, СПб., 1830 г.)

            В таких лесах древесные породы разделялись на две категории: заповедные и дозволенные к свободной рубке. К первой относилось все, годное для кораблестроения: дуб, карагач, клен, вяз, ильм, лиственница, сосна в отрубе 12 вершков и более (вершок равен 4,4 сантиметра). Эти деревья объявлялись собственностью государства, их без разрешения "рубить никому не велеть".

            Нарушителей царских повелений ждало чрезвычайно суровое наказание. "А буде кто сему указу станет чинить противно, - читаем в указе 1703 года, - на них за всякое срубленное дерево, кроме дуба, доправлено будет пени по 10 рублев, за дуб, буде кто хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь..."

       Ради наибольшего сбережения запасов дуба Петр со свойственной ему неукротимостью не останавливался и перед неординарными мерами. Так, в 1723 году он запретил (последовал указ Сената) хоронить в дубовых гробах - сообщение об этом разослали во все епархии. Запретил он и изготовление долбленых сосновых гробов, их можно было делать "токмо из досок".

Адмиралтейская слобода.

       На могучей реке Волге город не мог обойтись без своего флота. Леса обступали Казань со всех сторон и были хорошей основой для кораблестроения. Работных людей тут также хватало, мастеровые и крестьяне были в достатке.

      Суда строились и в XV, и в XVI веках. Не случайно указом 1718 года Петр I основал здесь Казанское адмиралтейство, второе в России. Оно предназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения речных и морских судов. Адмиралтейство включало в себя Астраханскую, Казанскую и Нижегородскую верфи для Балтийского и Каспийского флотов.

       Указ Петра гласил:

 «Мы, государь Всея Руси, император и самодержец Всероссийский, сегодня 15 января 1718 года от рождества Христова на имя воеводского товарища Казанской земли Н.А.Кудрявцева даем указ: Учредить на левом берегу р.Казанки на пашенной земле Зилантова-Успенского монастыря и села Бишбалта, как раз в районе весенних пристаней крупчатого завода Г.Г.Журавлевых на пространстве в 4510 кв. Сажен – Адмиралтейство. Надлежит в кратчайший срок построить 7 элингов для строения кораблей, провиантские и лесные склады, казармы, мастерские и чертежные. Для начала принять на работу посылаемого мною «Венецейского» мастера. Тому строить здесь и впредь галеры, гамоты, шмаки и боты, люгера, канонерские лодки и прочие суда. Учреждение впредь именовать «Адмиралтейской конторой». Обо всех преградах и нуждах, чинимых нашей воле, сообщать мне лично. Петр».

     Следует особо подчеркнуть, что речные суда в Казани строились и до открытия адмиралтейства. Так, согласно архивным документам в 1710 году из Казани на Балтику отправили целую эскадру из пяти военных кораблей: "Орел", "Солнце", "Полумесяц", "Северная звезда", "Город Казань". После этого построили еще восемь судов и отправили их для Азовского флота.

       Казанское Адмиралтейство было поистине грандиозным судостроительным предприятием тех лет. Казань по праву может гордиться тем, что история создания Российского флота связана во многом с ним.

       Более чем за сто лет тут было построено и спущено на воду около четырехсот судов, по некоторым источникам 342, в том числе «фрегаты», «бригантины», «корветы», «бриги», транспорты, канонерские лодки и морские товарные суда – «каты».

Лашманы

    Лесорубы (их на немецкий лад называли лашманами) заготавливали лес. Сплавщики сплавляли его вниз по Волге, возчики доставляли на территорию адмиралтейства, пильщики пилили. На особо ценные породы деревьев ставились специальные клейма, и за их сохранность лашманы и сплавщики отвечали головой.

       Лашманы - государственные крестьянаме, русские, татары, чуваши, марийцы, которые ютились  в жалких лачугах и землянках. Так возникло целое поселение под названием «Адмиралтейская слобода». В общей сложности здесь одновременно трудилось 60 тысяч лашманов.

"Дорога лашманов"

             На рубку и вывозку строительного корабельного леса выбирали из крестьян самых сильных и выносливых, которых считали потом государственными крестьянами.  В лесозаготовители отправляли мужчин от 15 до 60 лет. Они вынуждены были работать в лесах безвыездно в течение или целого года, или полугода. При наборе в лашманы на полгода из 9 крестьян брали одного пешего и одного лошадного, при наборе на год — из 25 крестьян одного лошадного и двух пеших. За крещеных односельчан эту повинность выполняли некрещеные крестьяне. Когда же в 1740—1750 годах почти все черемисы, чуваши, мордва, удмурты приняли христианство, то лашманская повинность уже полностью досталась татарским крестьянам. Так, если в 1747 году из прикрепленных к адмиралтейству 44739 крестьян более 37 тысяч составляли татары, то в 1767 году из 66151 лашмана 45146 человек были татарами.

            Лашманы работали и в наших лесах, о чём свидетельствуют  названия «Дорога лашманов» (близ села Мурали), «Гора лашманов», «Озеро лашманов» (близ села Бурундуки).            

              Существует такое предание, записанное от жителя села Мурали Асии Гибадуллиной. («Кайбицы – мой край родной», стр. 24-25)          

       «Давным-давно лашманы, вырубив самую стройную сосну или огромный дуб, вывозили их на Свиягу. Вывозили (в народе говорили «тянуть лашман») они хлыстом, для этого запрягали до 25 лошадей. Их дорога шла через поля, деревню Малая Куланга, и выходила к реке Свияга близ деревни Бурундуки.  На этом месте и сейчас видны следы тех времен:  просека, не зарастает лесом и земля  сохраняется прямой.

             Вывезенный лес сплавляли в Волгу по Свияге.
Боже спаси, если кто попадался на пути лашманов! Если останавливались лошади, очень трудно было тронуть их с места. Их шум и ругань разносились далеко вокруг. В такое время лучше им не показывайся: со зла могли убить. В остановке лошадей они могли обвинить встречного. Поэтому путники, услышав шум лашманов ещё издали, спешили скрыться из глаз, и подальше.»

             Старинные названия, связанные с лашманами  воскрешают нам далекое прошлое.

             В настоящее время лашманов нет, поэтому и слово это потеряло своё первоначальное значение.

Первый русский лесовод

           Дела лесного хозяйства, конечно же, были на первом месте, но Петр и просто по-человечески любил лес - эту природную красу. Строя Петербург, он старался сохранить лесные массивы, где только можно. Деревья рубили лишь там, где намечалось строительство домов, на улицах же и перед зданиями надлежало оставлять небольшие рощицы.

            Больше всего любил царь могучие дубы. "Дабы подать народу пример об сбережении дубового лесу, - писал собиратель воспоминаний о Петре Великом Якоб Штелин, - Государь приказал примеченные им в Кронштадте два старых дуба оградить, поставить подле оных круглый стол и места для сидения. Летом, приезжая туда, часто сиживал там с кронштадтскими командирами и корабельными мастерами". Петр "публично благодарил корабельных мастеров и морских офицеров, - свидетельствует Штелин, - которые сажали в садах своих в Петербурге дубы, и, увидев то в первый раз, целовал их в лоб".

           По Петергофской дороге Петр выбрал участок длиной 200 и шириной 50 шагов и засадил его желудями. Как вспоминает Нартов, во время посадки "Государь, приметив, что один из стоящих тут знатных особ трудам его улыбнулся, оборотясь к нему, гневно промолвил: "Понимаю! Ты мнишь, не доживу я матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтобы, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, пользе государства впредь".

Заключение 

             Проведенное  исследование дает право утверждать, что выбранная мною тема проекта не голословная. И то, что мои предки участвовали в таком грандиозном мероприятии, как судостроительство, ни у кого не вызывет сомнение.

             А историю малой родины нам обязательно надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.


Поделиться:

И тут появился изобретатель

Серебряное копытце

Сверчок

Как нарисовать осеннее дерево акварелью

Как зима кончилась