Проект по математике "Математика и музыка"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika_i_muzyka.docx | 129.22 КБ |
V I региональная научно-практическая конференция школьников средних и старших
классов «На пути к открытиям»
Математика и музыка.
Автор: Андреева Валерия Юрьевна
Россия. Тюменская область, с. Уват МАОУ « Уватская СОШ»
Ученица 7 «б» класса
Руководитель: учитель математики высшей категории
МАОУ «Уватская СОШ»
Троцкая Нина Александров
С.Уват 2014 г.
2
Математика и музыка. / проект по математике/
Андреева Валерия Юрьевна
Россия. Тюменская область, с. Уват МАОУ « Уватская СОШ»
Ученица 7 «б» класса
Краткая аннотация
Математика – это царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Математика не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Законы математики используются в живописи, музыке, скульптуре, архитектуре, поэзии, в повседневной жизни.
В рамках проекта исследуется связь математики и музыки. Умение видеть и находить сходства математики в музыке, даёт возможность изучить особенности музыкальной грамоты. Данный проект формирует осознание того, что есть много общего в математике и в музыке. Умение видеть музыку не только в музыкальных произведениях, но и в математике.
Математика и музыка. / проект по математике/
Андреева Валерия Юрьевна
Россия. Тюменская область, с. Уват МАОУ « Уватская СОШ»
Ученица 7 «б» класса
Аннотация
Актуальность темы:
Среди разнообразия музыкальной грамоты и математики встречаются моменты, которые объединяют их. Когда мы слушаем музыку, мы наслаждаемся ей и каждому музыканту интересна связь музыки и математики. Для меня эта тема актуальна, потому что я с ранних лет занимаюсь в музыкальной школе, и заметила много общего в математике и музыке. Особенно меня поразило то, как число ПИ положено на музыку. Этой красотой звучания мне захотелось, поделиться со всеми кто меня окружает. Поэтому я выбрала эту тему.
Цель проекта: Увидеть сходства математики и музыки.
Задачи: Рассмотреть, какие понятия музыки похожи с понятиями математики.
Объект исследования: Музыкальная грамота.
Метод исследования
Анализ информации, содержащийся в печатных и электронных изданиях и в моих наблюдениях.
Вопросы для исследования
1 Что такое звук?
2 Что такое нотная письменность?
3 Как связаны между собой ритм и метр?
4 Что такое интервал в математике и музыке?
5 Что такое лад, тональность, аккорд и модуляция?
6 Как число ПИ звучит в музыкальном произведении
4
Математика и музыка. / проект по математике/
Андреева Валерия Юрьевна
Россия. Тюменская область, с. Уват МАОУ « Уватская СОШ»
Ученица 7 «б» класса
Математика и музыка известны людям достаточно давно. И музыка и математика интересовала людей еще с древних времен: до нашего времени дошли трактаты различных греческих и римских мыслителей. Обучаясь в музыкальной школе, я заметила, что часто музыкальный материал нам объясняют с помощью математических терминов. В данной работе цель, задачи, методы…попробуем сделать исследовательский экскурс в область музыки и найти связь с математикой.
5
I. Звук
Как указывает учебник «Физический характер музыкального звука определяется тремя свойствами: … высота, громкость и тембр… длительность звука» .[1]
Рассмотрим подробнее данные свойства музыки.
Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний. Чем чаще колебания – тем выше звук, и наоборот, чем реже – тем звук ниже.
Человеческий слух способен воспринимать различие высоты звука от 16 до 20 000 колебаний в секунду. При этом в музыке используются, главным образом, звуки, имеющие ясно выраженную высоту в пределах от 16 до 4 000 колебаний в секунду.[2]
Громкость звука зависит от энергии колебательных движений. Пространство, в пределах которого происходят колебательные движения, называются амплитудой колебания. Чем шире амплитуда колебания, тем громче звук.
Таким образом, для обозначения физического свойства звука применяют математические и физические параметры.
Для обозначения музыкальных звуков используют особые знаки – ноты. Ноты располагают на нотном стане, который состоит из основных пяти параллельных линий и добавочных. Вместе эти линии образуют собой одну нотную строку. В зависимости от высоты расположения на нотном стане, ноты обозначают звуки различной высоты. Например:
Мы видим, что для обозначения высоты звука используется своего рода координатная плоскость, на которой знаки звуков (ноты) являются своего рода точками координатной прямой. Осью о –y в нотном стане являются 5 основных и дополнительные линейки сверху и снизу. А осью о – x является сам нотный стан по всей длине. Длина нотного стана зависит от размера музыкального произведения и может быть достаточно коротким (например, в нотных примерах учебников) или достаточно длинным (в музыкальных произведениях большой формы)
Для гармоничного звучания различных инструментов в музыке используют соотношение абсолютной высоты звуков. Это соотношение называют музыкальным строем. Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду звука ля первой октавы.
При игре на инструменте знаки превращаются в звуки.
По определению учебника ритмом называют «соразмерное чередование длительностей звуков».[3] Через чередование различных и одинаковых звуков образуются ритмические фигуры и складывается само музыкальное произведение. Сами звуки кроме высоты звучания могут отличаться и долготой звучания. Для обозначения длительности звуков в нотном письме употребляются следующие обозначения:
Как видно из приведенной таблицы, в длительности нот присутствует числовое соотношение, где самая большая длительность берется за целое, а все последующие в два раза меньше от предыдущей.
8
В начале нотной строки ставятся обозначения размеров для тактов. Например[4]:
, , , , где верхняя обозначает количество метрических долей в такте, а нижняя – какой длительностью выражена доля метра. Как мы видим, для обозначения размера используется самая обыкновенная дробь. Числителем будет количество долей в данном размере, а знаменателем длительность данной доли метра.
Интервалом в музыке называют «одновременным или последовательным сочетанием двух звуков[5]». В музыке существуют следующие интервалы, называемые простыми:
прима (первая),
секунда (вторая),
терция (третья),
кварта (четвертая),
квинта (пятая),
секста (шестая),
септима (седьмая),
октава (восьмая).
Как видно название интервалов даны в виде порядковых числительных (основные названия даны на латинском языке). В музыке они показывают на какой ступени находится верхний звук по отношению к нижнему в интервале.
Как видно из приведенного материала, связь музыки и математики очень близкая. В музыкальной науке используют, и числительные и дроби, и подобие координатной системы. Т.е. самые основы музыки постигаются с помощью математических истин. И наоборот, человек, знакомый с музыкой, может легче понять математические законы. Мы не осознаем, насколько наша жизнь связана с математикой. Даже такие творческие направления деятельности человека, как музыка, живопись, архитектура без математических законов не могут существовать и развиваться. В своей работе я постаралась это показать и считаю, что моя работа дает более широкие представления о математике и ее использовании в музыке и отвечает на вопрос: «Зачем изучать математику?» Представленные мною материалы будут интересны многим учащимся и покажут математику с новой стороны, с которой они ее еще ни разу не видели.
11
Список литературы.
1 Краткая аннотация……………………………………………………………………………2
2Аннотация……………………………………………………………………………………. 3
3Основная часть…………………………………………………………………………………4
Введение……………………………………………………………………………………… .4
I.Звук……………………………………………………………………………………………. 5
II. Нотное письмо………………………………………………………………………………...6
III. Ритм и метр……………………………………………………………………………… 7-8
IV. Интервалы………………………………………………………………………………… 9
5Список литературы……………………………………………………………………………11
6 Содержание………………………………………………………………………………… 11
[1] В.А.Вахромеев. Элементарная теория музыки. Издательство «Музыка». Москва 1971 с. 7-8.
[2] И.В. Способин Элементарная теория музыки. Музгиз. 1955 г. с. 6
[3] В.А.Вахромеев. Элементарная теория музыки. Издательство «Музыка». Москва 1971 с. 36
[4] Существуют идругие обозначения размера.
[5] А.Вахромеев. Элементарная теория музыки. Издательство «Музыка». Москва 1971 с. 76
Карты планет и спутников Солнечной системы
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Что есть на свете красота?
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
О чем поет Шотландская волынка?