• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Опубликовано Колесникова Антонида Васильевна вкл 12.02.2016 - 10:13
Автор: 
ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна

Как известно, для установления нормальных отношений с другими людьми, группами, организациями человеку необходимо усвоить определенные традиции, культурные ценности, общественно признанные нормы поведения, обрести социальный опыт. Такой процесс называется социализацией, в ходе которого у человека формируются важные социальные качества и он становится активным участником общественной жизни.

Особенностью же нынешней ситуации, в которой осуществляется фор­мирование духовного облика подростков, заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологиче­ского влияния, расширения социальной самостоятельности и инициа­тивы молодежи. Он сопро­вождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшест­вующих поколений, новыми представле­ниями о своём профессиональном  будущем и будущем всего общества.

Современная цивилизация ярко демонстрирует противоречивость ос­нов­ных тенденций общественного развития. С одной стороны, во всё большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможно­стям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений. А, как известно, формирование личности начинается с семьи. Еще в XIX веке основатель социологии О.Конт писал: «Семья – это то, что находится между обществом и человеком и сближает их».[1, с. 220]  Состояние семьи обусловлено общественным развитием, поэтому не случайно семью представляют как ячейку общества.

Актуальность проблемы: Сегодня семья переживает качественные изменения, происходит процесс ее трансформации как социального института, изменение ее некоторых функций, перераспределения семейных ролей. А это означает, что семья как важнейший агент социализации утрачивает свое традиционное влияние на подрастающее поколение, но не перестает играть ведущую роль.

Цель работы: провести исследование ценности семьи и семейных отношений у подрастающего поколения.

Задачи:                                                                                                                                           

*   определить основные приоритеты подрастающего поколения;                                       

*   провести анализ наметившихся тенденций  в развитии современной семьи;

*   рассмотреть основные направления государственной политики по поддержке семьи.

         Методы исследования:

v  изучение учебной, научной и публицистической литературы по данной теме;

v  проведение социологического исследования среди учащихся 10-11 классов МОБУ

v  СОШ №1 им. И.Д.Бувальцева и студентов 1-2 курсов ГБПОУ Краснодарского края

v  “Кореновского политехнического техникума”.

v  изучение статистических данных работы Кореновского ЗАГСа.

Обращаясь к проблеме социализации, необходимо остано­виться на некоторых частных вопросах, имеющих принципиальное значение для решения данной проблемы. В последние де­сятилетия заметно снизилось количество исследований социализации личности в период дошколь­ного и школьного детства. Изменившиеся условия социализации детей в современном мире требуют изучения и новой реальности социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._denisenko_anna_11b_mobu_sosh_no1._nauchnaya_statya.docx319.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ

В РАМКАХ КРАЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ “ЭВРИКА” МАЛОЙ АКАДЕМИИ НАУК УЧАЩИХСЯ КУБАНИ

Роль семьи в процессе социализации подрастающего поколения

                Секция “Социология”

Автор:

Денисенко Анна Андреевна

Ученица 11”Б” класса

МОБУ СОШ №1 имени И.Д.Бувальцева

Научный руководитель:

Колесникова Антонида Васильевна

Учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ №1 имени И.Д.Бувальцева

г. Кореновск

2016 г.

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории и

обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...

3-4

Глава 1. Процесс социализации в современных условиях…………………………..

5-6

Глава 2. Роль семьи как важнейшего агента социализации…………………………

7-10

Глава 3. Основные направления государственной политики в РФ по поддержке семьи…………………………………………………………………………………….

11-12

Заключение…………………………………………………………………………….

13-14

Список  используемой литературы…………………………………………………...

15

Приложения…………………………………………………………………………….

16

Приложение I…………………………………………………………………………...

16

Приложение II………………………………………………………………………….

17

Приложение III…………………………………………………………………………

18-19

Приложение IV…………………………………………………………………………

20

Приложение V…………………………………………………………………………

21

Приложение VI…………………………………………………………………………

22

Приложение VII………………………………………………………………………...

23

Приложение VIII……………………………………………………………………….

24

Приложение IX…………………………………………………………………………

25

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории и

обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район

   Введение.

Как известно, для установления нормальных отношений с другими людьми, группами, организациями человеку необходимо усвоить определенные традиции, культурные ценности, общественно признанные нормы поведения, обрести социальный опыт. Такой процесс называется социализацией, в ходе которого у человека формируются важные социальные качества и он становится активным участником общественной жизни.

Особенностью же нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков, заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического влияния, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своём профессиональном  будущем и будущем всего общества.

Современная цивилизация ярко демонстрирует противоречивость основных тенденций общественного развития. С одной стороны, во всё большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений. А, как известно, формирование личности начинается с семьи. Еще в XIX веке основатель социологии О.Конт писал: «Семья – это то, что находится между обществом и человеком и сближает их».[1, с. 220]  Состояние семьи обусловлено общественным развитием, поэтому не случайно семью представляют как ячейку общества.

Актуальность проблемы: Сегодня семья переживает качественные изменения, происходит процесс ее трансформации как социального института, изменение ее некоторых функций, перераспределения семейных ролей. А это означает, что семья как важнейший агент социализации утрачивает свое традиционное влияние на подрастающее поколение, но не перестает играть ведущую роль.

Цель работы: провести исследование ценности семьи и семейных отношений у подрастающего поколения.

Задачи:        

  • определить основные приоритеты подрастающего поколения;                                        
  • провести анализ наметившихся тенденций  в развитии современной семьи;
  • рассмотреть основные направления государственной политики по поддержке семьи.

         Методы исследования:

  • изучение учебной, научной и публицистической литературы по данной теме;
  • проведение социологического исследования среди учащихся 10-11 классов МОБУ
  • СОШ №1 им. И.Д.Бувальцева и студентов 1-2 курсов ГБПОУ Краснодарского края
  • “Кореновского политехнического техникума”.
  • изучение статистических данных работы Кореновского ЗАГСа.

Обращаясь к проблеме социализации, необходимо остановиться на некоторых частных вопросах, имеющих принципиальное значение для решения данной проблемы. В последние десятилетия заметно снизилось количество исследований социализации личности в период дошкольного и школьного детства. Изменившиеся условия социализации детей в современном мире требуют изучения и новой реальности социализации.

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории и

обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район

                 

                Глава 1. Процесс социализации в современных условиях.

Процесс социализации начинается с ранних лет, но период детства и юности играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Если прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной, чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, то сейчас человек продолжает учёбу иногда до 25 лет. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является всё же детство и юность.

Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида, называют агентами социализации. Для подростков основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации. Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья. Однако сегодня отмечается некоторое падение её воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привёл к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространенными  стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда  - эгоцентризм детей, привыкших получать все от мира, не прилагая собственных усилий.

Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем ранее, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Это связано с долгим процессом обучения и получением высшего образования.

Уровень разводов существенно возрос и стал одной из крупнейших и острейших проблем семьи (отображена данная ситуация на примере Кореновского района приложение I). Наряду с неполными семьями велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остаётся без одного родителя, 500 тыс. детей рождается вне брака (и эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях – сироты при обоих родителях. Каждый шестой  хронический алкоголик, из почти пятимиллионного их состава – женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.

Так же все большее количество пар предпочитают форму совместного проживания-сожительства перед заключением брака, как и вовсе вместо бракосочетания.  С одной стороны, это позволяет будущим молодоженам понять, готовы ли они к семейной жизни друг с другом, что предотвращает разводы в первые годы брака. С другой стороны, мы наблюдаем пары, которые сожительствуют достаточно долгий период вместе, даже имеют общих детей, но не связаны узами брака, не чувствуя в этом необходимости. К тому же парам, которые совместно проживают без официально зарегистрированного брака,  куда легче разойтись без бумажной волокиты и дележа имущества. Они, как правило, не пытаются сглаживать конфликты, предпочитая расставание - решением проблемы.

Неустойчивые браки, “ветхое” сожительство отрицательно сказываются на социализации подростков. Несмотря на то, что сегодня родительская семья остаётся важнейшим институтом социализации подростков, она  уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение.

         Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется. И это является причиной того, что ребёнок перестаёт видеть в родителях авторитет, и начинает искать его в других людях, порой даже не принадлежащих к кругу семьи, что снижает роль семьи как института социализации ребёнка.

Рассмотрим источники воздействия на сознание молодежи (приложение II). Мы видим, что семья, родители и близкие родственники по-прежнему занимают лидирующее положение. Меньшую долю имеют друзья, но эта часть тоже достаточно существенна. Это связано с тем, что подростки предпочитают обращаться за советом к одноклассникам, нежели к родителям и их большому жизненному опыту. Школа так же имеет влияние на детей, что и понятно, ведь именно в учебном заведении они находятся достаточно большое количество часов в день на протяжении 5-6 дней в неделю.

Все это доказывает мысль о том, что семья не перестает быть основным институтом социализации и продолжает иметь влияние на подрастающее поколение.

 ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории и

обществознания МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район

                              Глава 2. Роль семьи как важнейшего агента социализации.

На всех этапах развития общества семья выполняла следующие основные функции: экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную. [2].  Применительно к современной семье единая типология функций еще не выработана. Разные социологи в качестве важнейших называют различные функции: продолжение рода; воспитание детей; хозяйственно-бытовая; духовное общение; сексуальная; взаимная моральная и материальная поддержка; организация потребления и досуга и др. Но  ”...нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции — главные…”».[3, с.1]. Современная семья в основном сохранила все функции прежних форм семьи, но при этом изменились место, значимость и субординация функций.

Экономическая функция — одна из основных. Все прежние формы семьи (до нуклеарной) являлись производственными единицами: члены семьи, как правило, занимались одним видом труда, причем дети приступали к производственной деятельности с малых лет. В современном мире женщина обретает экономическую независимость, получает право занимать высокие должности, строить карьеру. Она становится независима от домашнего быта и может позволить себе стать бизнес-леди, открыть свое дело, быть лидером политической партии. Именно этот огромный набор безграничных возможностей для женщины увлекает ее от семейного очага, ставит на первое место в личном списке ценностей саморазвитие, самоактуализацию, но никак не круглогодичное нахождение дома с маленькими детьми. К тому же на данный момент очень сложно поддерживать семью патриархального типа, где мужчина- глава семьи и обеспечивает как жену, так и детей. Это также вынуждает женщин выходить на работу, все меньше времени остается на воспитание уже существующих детей, а мысль завести  еще одного ребенка, или даже родить первенца, попросту не посещает головы молодоженов, которые на регулярной основе сталкиваются с проблемами материального и жилищного характера.

Репродуктивную функцию называют еще функцией деторождения или воспроизводства населения. Исследования выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. В современной семье репродуктивная функция имеет некоторую специфику. Во-первых, наметилась устойчивая тенденция к малодетному типу воспроизводства населения. Во-вторых, семья, сохраняя за собой функцию ранней социализации детей, все больше разделяет ее с общественными учреждениями (подготовка к трудовой деятельности, привитие профессиональных навыков почти целиком осуществляются общественными учреждениями). Так ребенок находится с малолетства (от 1.5 лет) в детском саду, и оканчивает школу(11 классов)  в 17-18 лет.

Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств. Также эта функция в большей мере перекладывается на учебные учреждения, такие как детский сад, подготовительная группа будущих первоклассников, непосредственно школа, различные секции и кружки.

Социализация — явление более широкое, включающее также всю совокупность стихийно складывающихся обстоятельств и факторов, влияющих на становление и развитие личности.  Осуществляется она посредством коммуникативной функции, которая удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентаций, установок, эмоциональной культуры, нравственного и психологического здоровья человека- все это находится в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, от морально-психологической атмосферы в семье. Именно общение помогает снять напряжение каждому члену семьи, что могут высказать свои переживания. Это является частью уже рекреативной функции, которая включает в себя не только моральную взаимопомощь, но и оказание помощи физического и материального характера, позволяет организовать общий семейный досуг. [4].  

Регулятивная функция включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. В демократической семье современного типа регулятивная функция осуществляется только при помощи моральных норм, личного авторитета членов семьи и в первую очередь авторитета родителей по отношению к детям. Как же меняется отношение подростков к родным людям? Имеет ли семья по-прежнему большое влияние или данный институт отходит на второй план? Ответить на эти вопросы нам помогут социологические опросы, которые были проведены среди  учащихся 10-11 классов МОБУ СОШ №1 им. И.Д.Бувальцева и студентов 1-2 курсов ГБПОУ Краснодарского  края “Кореновского политехнического техникума” (приложение III). Так, на диаграмме 3 (приложение IV)  подростки отвечают на вопрос “Будете ли вы считаться с мнением родителей при выборе супруга(супруги)?” . И мы видим, что большинство девушек все же прислушается к мнению своих родителей, однако поступят так, как сами считают нужным. Существует небольшой процент из девушек тех, кто и вовсе не будет интересоваться мнением близких и родных. Лишь небольшая доля выслушает мнение своих родных, считая его ключевым при выборе решения.  Из этого можно сделать вывод, что девушки в современном мире в большей степени самостоятельны в выборе партнера, чем это было пару десятилетий назад.

Продолжая анализировать диаграмму 3, обратимся к результатам опроса среди юношей.  Тут примерно одинаков процент тех, кто, как принимает во внимание мнение родителей при выборе партнера, так и проигнорирует его или сделает все по-своему. Но все же парни, как и девушки, прислушиваются к родительским словам, это доказывает нам, что семья остается лидирующим интитутом социализации и по-прежнему имеет влияние на подрастающее поколение.

Готовы ли будущие родители выполнять функции семьи? Судя по диаграмме 4, (приложение V),  мы видим, что 99% старшеклассников признают необходимость своего участия в воспитании детей и готовы это выполнять. Однако процент тех, кто хочет иметь детей на порядок ниже. С чем же это связано? Ответ находится все в той же диаграмме. Подростки понимают необходимость материальной обеспеченности семьи, создания благоприятной почвы для рождения детей. Поэтому и возраст вступления в брак, который старшеклассники считают оптимальным - 25-30 лет. Это отображает диаграмма 5 (приложение VI). Удивительно, но большая часть опрошенных парней хотят завести семью в 20-25 лет, а девушки позже - в 20-30 лет. Это примечательно тем, что еще пару лет назад девушки, наоборот, хотели выйти замуж почти сразу после окончания школы, а юноши предпочитали создавать семьи после 30 лет, считая, что до брака нужно реализовать себя в жизни, занять на работе руководящую позицию, чтобы в полноценной мере обеспечивать жену и детей. Сейчас же такого мнения придерживаются девушки, которые хотят в первую очередь построить карьеру, а не реализовать себя как мать и хозяйка домашнего очага.

Обращаясь к диаграмме 6 (приложение VII), мы видим,что и парни, и девушки высшей ценностью признают семью, на втором месте это повышение уровня знаний и саморазвитие. Это говорит о том, что нынешнее поколение чувствует необходимость в самореализации и улучшении собственных навыков,умений, пополнении знаний, что не может не радовать.

Карьера и работа занимают среднее положение, но суммируя их, мы видим, что огромный процентр людей видят своей целью  повышение по карьерной лестнице, а высшей ценностью – заниматься интересной и любимой работой.

                      

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории и

 обществознания МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Глава 3. Основные направления государственной политики в РФ по поддержке семьи.

- Модернизация системы социальной защиты семей, предусмотрев для этого максимально возможную компенсацию государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые годы его жизни.

Так, дополнительный проект Приоритетного национального проекта ”Здоровье” – “Родовые сертификаты” направлен на улучшение качества обслуживания в женских консультациях и родительных домах. Делается это путем выдачи талонов родовых сертификатов.

- Дальнейшее развитие механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности выплата “ материнского капитала”. Материнский капитал- форма государственной поддержки, которая оказывается при рождении второго, третьего и последующего ребенка, имеющего российское гражданство.

Материнский капитал сегодня – самая востребованная помощь от государства. Так как снижение демографической ситуации – это, скорее, свидетельство отсутствия средств на содержание и воспитание ребенка. Именно поэтому была разработана программа, согласно которой за рождение второго ребенка и дальнейших детей родители могут получить денежную сумму, которая позволит компенсировать расходы на содержание малыша. [5]  

Размер материнского капитала позволяет тратить на него не только бытовые и насущные расходы, но также оплачивать ипотеку и кредиты на важные вещи. Сегодня все больше банков предлагает лояльные условия кредитования под материнский капитал.

Программа действует с 1 января 2007 года. В 2016 году сумма выплат составляет примерно 450 тысяч рублей.  Потратить материнский капитал можно только на “глобальное” будущее, а не на мелкие бытовые проблемы. С этого года разрешается использовать  материнский капитал на необходимые товары для детей-инвалидов, оборудование для дома. Предполагается, что в 2017 году позволят тратить деньги так же на транспорт отечественного производства. Все это делается для того, чтобы заинтересовать молодых людей в рождении детей, что улучшит демографическую ситуацию в стране. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в нашей стране правительство не позволило отменить материнский капитал, считая это жизненно необходимой графой бюджета.          

- Разработка и реализация в общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи ( приобретение в собственность или социальный найм) , для чего следует увеличить объемы ипотечного кредитования, выделение молодым семьям субсидий, предоставление беспроцентных или низкопроцентных ссуд и др.

- Расширение сети и увеличение финансирования государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих:

  • Реализацию задач по планированию семьи, перинатальные функции;
  • Дошкольное воспитание детей;
  • Культурно-просветительскую работу с подростками и молодежью по проблемам семейных отношений, по информационному и юридическому обеспечению молодых семей;
  • Спортивно-массовую работу с молодежью.

- Проведение мероприятий, направленных на формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака, человеческой жизни.

- Обеспечение проведения обязательной ежегодной диспансеризации молодых людей.

- Осуществление в печатных и электронных средствах массовой информации социально-ориентированной рекламно-информационной кампании, предусматривающую:

  • Широкое информирование российской общественности о программах, проектах,  мерах поддержки семей, реализуемых органами власти;
  • Закрепление в массовом общественном сознании граждан в качестве ведущих ценностей семьи, брака, детей как естественных основ существования индивида и общества;
  • Активную пропаганду быта благополучных молодых, многодетных, много поколенных семей и т.д.
  • Изучение проблем семьи, демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности государства и местной власти в демографической сфере.

Таким образом, семейная политика в Российской Федерации носит комплексный характер и направлена на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографической проблемы.

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Заключение.

Можно сделать несколько выводов на основе данной работы и приложенных диаграмм:

 - Количество разводов растет и составляет уже больше половины от количества зарегистрированных браков. Причиной этому служит неумение супругов строить долговременные взаимоотношения. Многие пары отдают предпочтению разводу, не желая приложить собственные усилия для сглаживания конфликта и  нахождению компромисса.

 - Меняется возраст вступления в брак среди молодых людей. Девушки считают оптимальным возрастом для создания семьи – 20-30 лет, юноши, на удивление, говорят о возрасте в 20-25 лет.

 - За последнее время в Кореновском районе уровень рождаемости превышает уровень смертности. Это демонстрирует активную политику нашего государства по отношению к молодым и многодетным семьям. Несмотря на сложную экономическую ситуацию,  затраты на предоставление материнского капитала не приостанавливаются, а сумма выплат даже возрастает.

 - Институт семьи и брака в современных условиях претерпевает кардинальные изменения. Но все же семья остается ключевым институтом социализации, который по-прежнему имеет огромное  влияние на подрастающее поколение.

 - Растет число гражданских, или неофициальных браков. Старшеклассники так же отдают предпочтение зарегистрированным бракам, однако есть немалая часть тех, кто затрудняется с ответом, ставя под сомнение необходимость в регистрации брака (приложение VIII ).

 - Несмотря на то, что большая часть детей, которая является студентами “Кореновского политехнического техникума”,  выходцы из неблагополучных семей, на диаграмме 8  (приложение IX),  мы видим, что студенты в основном хотят иметь такую же семью, как и их родители. Это крайне удивительно, ведь многие из детей являются сиротами даже при живых родителях. Примерно у трети контингента – родители не общаются с детьми, не выделяют им средства на существование, не интересуются учебой в СПО ГБПОУ.

В современных условиях институт семьи все же не утрачивает свою значимость, хотя и претерпевает множественные изменения и преобразования. Чтобы поддержать данный институт в нашей стране проводится комплексная семейная политика, направленная на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографической проблемы.

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район

Список используемой литературы.

1. О.Конт. Система позитивной политики/ - М.: Просвещение, 1996г.

2. Шамионов Р.М. Социализация личности в изменяющемся мире// Психология образования в XXI веке: теория и практика, 2010г.

3. С.С. Новикова. Социология: история, основы, институционализация в России// Функции социальных институтов , 2012г.

4. Большая энциклопедия дома и семьи/ - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000г.

5. П.А.Баранов, С.В.Шевченко. Обществознание. Социальные отношения/ - М.:ООО "Издательство Астрель",  2011г.

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение I. «Количество разводов и браков»

(статистические данные по Кореновскому району)

Диаграмма 1

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение II. «Источники воздействия на сознание молодежи»

Диаграмма 2

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение III. «Анкета»

 

Пол анкетируемого:

  • мужской
  • женский

ДА

НЕТ

  1. Степень готовности выполнения семейных функций:
  2. Удовлетворять сексуальные потребности
  3. Проводить свободное время вместе
  4. Личные и правовые принципы
  5. Эмоциональная поддержка
  6. Хозяйственно-бытовые обязанности
  7. Соответствие социальному статусу
  8. Материально обеспечивать семью
  9. Способствовать духовному развитию
  10. Иметь детей
  11. Воспитывать детей

2. Возраст для создания семьи:

Один ответ

  1. до 18 лет
  2. от 18 до 20 лет
  3. от 20 до 25 лет
  4. от 25 до 30
  5. старше 30
  6. затрудняюсь ответить

3. Приоритетность ценностей:

  1. Работа
  2. Семья
  3. Здоровье
  4. Друзья
  5. Свободное время
  6. Саморазвитие
  7. Деньги
  8. Образование
  9. Карьера

4. Форма семейной жизни:

Один ответ

  1. Гражданский брак
  2. Официальный брак
  3. Затрудняюсь ответить

5 . Хотел бы ты, чтобы твоя семья напоминала семью родителей?

Один ответ

  1. Да, хочу
  2. Скорее хочу, нежели не хочу
  3. Скорее не хочу, нежели хочу
  4. Нет, не хочу

6 . Будете ли вы считаться с мнением родителей при выборе супруга?

Один ответ

  1. Да, их мнение очень важно
  2. Выслушаю их позицию, но выбор сделаю самостоятельно
  3. Нет, их мнение мне безразлично

7 . Что способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни?

 Может быть несколько ответов

  1. Взаимопонимание
  2. Любовь
  3. Общие интересы
  4. Стремление провести время вместе
  5. Общие друзья
  6. Отдельное жилье
  7. Материальная стабильность

8  . Кто или что имеет на тебя наибольшее влияние?

     Один ответ

  1. Родители
  2. Школа
  3. СМИ
  4. Кино, литература
  5. Друзья

 ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

                               

Приложение IV. «Мнения анкетируемых о роли родителей при выборе супругов»

        

 

Диаграмма 3

        

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение V. «Степень готовности выполнять основные семейные функции анкетируемых»

     

Диаграмма 4

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение VI. «Возраст для создания семьи (мнения старшеклассников)»

 Диаграмма 5

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение VII «Выбор ценностей»

Диаграмма 6

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение VIII. «Предпочтения старшеклассников формам семейной жизни».

           

Диаграмма 7

ДЕНИСЕНКО Анна Андреевна.

Краснодарский край, Кореновский район, город Кореновск

МОБУ  СОШ №1 имени И.Д. Бувальцева МО Кореновский район, 11  класс

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научный руководитель: Колесникова Антонида Васильевна, учитель истории

и обществознания  МОБУ СОШ №1 имени И. Д. Бувальцева МО Кореновский район        

Приложение IX. «Мнения студентов о схожести их семьи с их будущей семьей»

                     

Диаграмма 8


Поделиться:

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Ласточка

Учимся ткать миленький коврик

Ласточка. Корейская народная сказка

Лягушка-путешественница